Интервьюер что это такое кратко

Обновлено: 06.07.2024

Интервьюер – это сотрудник, который проводит маркетинговые, политические или социальные опросы населения, чтобы выяснить предпочтения и мнения людей по тому или иному вопросу и определить целевую аудиторию своей компании. Работа интервьюера может включать в себя личные беседы (в магазинах, на улицах города, дома у респондента) и анкетирование по телефону, групповые и индивидуальные интервью. Собранная интервьюерами информация позволяет компаниям выстаивать коммуникационные стратегии со своей аудиторией, правильно позиционировать свои продукты и услуги на рынке.

Личные качества

  • Коммуникабельность, общительность и умение расположить к себе респондента
  • Стрессоустойчивость
  • Терпение, спокойствие, умение долго слушать, не перебивая
  • Эмпатия и способность уловить настроение опрашиваемого
  • Чувство такта и меры
  • Разборчивая, правильно поставленная речь, понятная респондентам
  • Располагающая, приятная внешность
  • Ответственность и добросовестность в заполнении результатов опроса
  • Пунктуальность, аккуратность и внимательность

Где учиться

Работа интервьюера не требует специального высшего образования, поэтому в данной профессии можно встретить представителей разных возрастов и социальных категорий: от старших школьников до пенсионеров. Самые близкие по направлению специальности – социология и журналистика. Работа интервьюером может стать удачным способом заработка для студентов этих факультетов на время учёбы. Стать бакалавром социологии или журналистики можно в:

Плюсы и минусы профессий

Плюсы:

  • Работа интервьюером совершенствует коммуникативные навыки, учит убеждать людей, поддерживать любую беседу и быть терпеливым
  • У интервьюеров зачастую гибкий график работы, и они могут самостоятельно контролировать свою загруженность
  • Устроиться на эту работу можно без специального высшего образования

Минусы:

  • Интервьюер должен быть готов к длинным маршрутам, постоянным поездкам по городу (за свой счет) и отсутствию фиксированного места работы. Не все посещаемые районы будут благополучными.
  • Невозможно предсказать, какому респонденту придётся задавать вопросы: есть риск столкнуться с агрессивными или просто пьяными респондентами.

Карьера, места трудоустройства

Проведение опросов в основном связано с задачами маркетинга, поэтому главными работодателями для интервьюеров становятся коммерческие организации. Однако выяснение общественного мнения также необходимо и государственным структурам, и политическим партиям, и исследовательским организациям.

Стандартная зарплата интервьюера в Москве варьируется от 25 до 40 тысяч рублей. Некоторые компании включают функции интервьюера в позицию оператора call-центра.

Интервьюер не является журналистом

В обиходе укоренилось два представления о содержании профессии интервьюер. В первом значении – это лицо, профессионально занимающееся анкетированием или опросом с целью сбора информации об общественном мнении по тому или иному вопросу. Во втором значении, интервьюером называют журналиста, который специализируется на интервьюировании, то есть берёт интервью у различных, как правило, чем-то известных собеседников, выпуская готовый материал в печатном, видео- или аудио- форматах. В перечне вакансий при упоминании этой профессии практически всегда имеется в виду первый вариант значения, о котором здесь и пойдёт речь.

История профессии

Профессия интервьюера сравнительно молодая. Зародилась она в 30-х годах XX века с развитием опросов общественного мнения в США, Испании, Германии. В те годы, однако, настоящей работой сбор информации не признавался: считалось, что для этого достаточно естественной беседы респондента с человеком, которому он доверяет. Поэтому от интервьюера не требовалось никаких специальных умений и навыков, обучения способам ведения беседы.

Усилия исследователей общественного мнения тогда были направлены на то, чтобы человека, проводящего опросы, не воспринимали как собеседника: интервьюер в идеале должен был стать своего рода невидимкой, что противоречит самой природе диалога. Соответственно, профессия как набор специальных методик не развивалась, а оценка деятельности интервьюера проводилась по количеству ошибок, сделанных им в процессе социального измерения.

Лишь ближе к последней четверти XX века в практику исследований вошли не только обработка полученных данных и вывод статистических значений, но и прослушивание аудиозаписей интервью, проводимых по единому стандарту. Тогда и обнаружилось, что ответы даже на стандартизированные ответы очень зависят от компетенции интервьюера. Более того, выяснилось, что на результаты исследования оказывают влияние предварительные ожидания интервьюера и даже более сильное – ситуативные ожидания (ролевые и структурно-установочные), которые сложно обнаружить. И вообще интервьюировать надо уметь, потому что респондент не готов отвечать структурно, как робот: он подсознательно стремится к простому человеческому диалогу, видя в интервьюере собеседника, а не безликого представителя некоей организации, проводящей опросы.

Методики проведения профессионального интервьюирования начали пересматриваться, уточняться и совершенствоваться, и этот процесс происходит по сей день. Повод для очередного пересмотра или уточнения может дать любое новое достоверное социально-психологическое исследование. И до получения абсолютно безупречных и действенных методических результатов ещё далеко, поскольку практика интервьюирования тоже вносит постоянную погрешность в разработанный формат процесса.

Большинство компаний (особенно крупных) собирают информацию о потенциальных потребителях своего продукта тоже с помощью привлечения интервьюеров. Правда, иногда важность этой работы недооценивается и для ее проведения нанимают не специалиста, а случайного человека, который покажется представителю фирмы достаточно коммуникабельным. Но такой подход приводит к статистическим ошибкам, поскольку временный работник не только не обучен методикам интервьюирования, но и не стремится ими овладеть. Поэтому гораздо лучше справляются с задачей постоянные сотрудники колл-центров, которых учат вести опросы, или такие же постоянные группы сотрудников в маркетинговых отделах компаний.

Описание и категории профессии

Сущность профессии интервьюера заключается в сборе информации об общественном мнении путём опросов и анкетирования. Способ сбора информации определяется в каждом отдельном случае, но, как правило, это либо телефонное анкетирование респондентов, либо их обход согласно маршрутному листу – работа в полевых условиях. При всей кажущейся лёгкости процесса интервьюер сталкивается с рядом практических трудностей, которые в качестве объективных проблем были сформулированы только в конце XX века.

В 90-ое годы когнитивные психологи, представляющие Мичиганскую методологическую школу (а социологами тогда были не больше 7% исследователей), обнаружили, что человек, проводя профессиональное интервью, решает одновременно две очень сложные задачи.

Технических приёмов грамотного ведения интервью множество. Например, считается, что если специалисту удалось затянуть в разговор собеседника хоты бы на минуту, то с вероятностью 80-90% полноценное интервью состоится. Поэтому профессионал должен уметь привлечь и удержать внимание.

В целом в работе интервьюера при взаимодействии с собеседником можно выделить три наиболее распространенных вида исходных практик:

Некоторые недостатки профессии (например, длительное перемещение по городу) сглаживаются при выборе телефонного варианта анкетирования. В этом случае задачи сбора информации нередко доверяют колл-центрам, которые проводят профессиональный опрос респондентов.

Направления подготовки и специальности

Лучшие вузы для обучения

ВУЗов, готовящих социологов, насчитывается более 30 по всей стране, но наиболее востребованы следующие:

  • Высшая школа современных социальных наук, являющаяся подразделением МГУ им. М. Ломоносова,
  • Институт управления Белгородского исследовательского университета,
  • Социологический факультет Саратовского университета им. Н. Чернышевского,
  • Институт социально-гуманитарных наук Южно-Уральского университета,
  • Институт психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета.
  • в Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли – подразделении Санкт-Петербургского политехнического университета,
  • на экономическом факультете Кубанского государственного университета в Краснодаре,
  • на факультете корпоративной экономики и предпринимательства при НИНХ в Новосибирске.

Но для того чтобы стать опытным интервьюером, не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Обычно в компаниях, предлагающих постоянную работу по этому профилю, обеспечивается прохождение курсов, тренингов и корпоративного обучения. Такие специализированные курсы часто проводят дипломированные социологи, досконально изучившие проблематику интервьюирования, поэтому будущий профессионал получит более узкие, но и более нужные прикладные знания о своей профессии.

Обязанности

В рабочие обязанности интервьюера входят:

  • адресно-маршрутные опросы и анкетирование,
  • телефонные опросы,
  • уличные интервью,
  • анкетирование в точках дислокации целевой аудитории,
  • холл-тесты,
  • сдача отчётов по проделанной работе.

Профессиональные требования

Интервьюер должен владеть грамотной речью. Отсутствие дефектов дикции, доброжелательность и хорошее, ровное настроение – специальные профессиональные качества. Статистически установлено, что пессимистично настроенные интервьюеры получают приблизительно в 4 раза больше отказов.

Особые требования предъявляются к внешнему виду. Максимальная нейтральность – основное условие. Одежда, обувь, прическа, аксессуары – ничто не должно выдавать личных пристрастий и социальной принадлежности интервьюера. Главная задача – не вызывать у респондентов неприятных ассоциаций и недоверия. Предпочтителен нейтрально-деловой стиль, но в некоторых случаях предполагается ношение униформы.

Кому подходит

В проверенном практикой стандартном перечне ожиданий работодателя, какими качествами должен обладать интервьюер, на первом месте стоит психологическая устойчивость: нередко при проведении опросов приходится сталкиваться с отказами, выраженными в грубой форме. Эмоционально реагировать в таких случаях категорически запрещено. Для снижения количества отказов рекомендуется создавать образ человека ответственного, вызывающего доверие, умеющего хранить тайны, выслушать.

Таким образом, интервьюеру, чтобы хорошо выполнить работу, приходится быть психологом и даже немного артистом. Кроме коммуникабельности и умения найти подход к людям, важно также иметь хорошее здоровье, потому что надо много передвигаться по городу пешком.

Зарплата интервьюеров

Интервьюер – работа достаточно востребованная и распространённая, но многие вакансии временные. При этом разброс заработной платы очень большой – от 5 тысяч рублей в месяц до 50-60 тысяч. Разница обусловлена перечнем требований к интервьюеру и городом, в котором предлагается вакансия. Иногда оплата назначается сдельно за количество заполненных анкет. Например, в Томске стоимость одной анкеты порядка 180-200 рублей, что даёт приблизительные 15 тыс. рублей в месяц.

Более оптимизированный процесс в группе интервьюеров, без необходимости частых перемещений (например, опрос на выходе из нескольких кинотеатров с занесением анкеты в мобильное приложение) даёт возможность проанкетировать порядка 30-50 человек в день. Подобные социологические опросы проводятся чаще в крупных городах с оплатой около 35-50 тыс. рублей в месяц.

Стартовая сумма зарплат в Москве и Санкт-Петербурге – 30 тыс. рублей. Работник с дополнительной специализацией (например, в банковском деле) может рассчитывать на большую сумму (до 60-90 тысяч), но и круг обязанностей, как правило, шире.

При расчёте суммы надо учитывать, что перемещение по рабочим вопросам интервьюера далеко не всегда оплачивается, как и амортизационный износ одежды и обуви. Поэтому вопрос покрытия транспортных расходов надо решать отдельно.

Как построить карьеру

В крупных компаниях интервьюеры работают в группах, где возможен переход сначала на должность руководителя группы, а затем – и руководителя статистико-аналитического отдела.

Если основное общее направление деятельности интервьюера – маркетология, а интервьюирование – часть работы, которая даётся на первых ступеньках карьерной лестницы, то профессиональный рост может проходить по маркетинговой карьерной лестнице. В этом случае есть шансы получить должность руководителя отдела маркетинга или директора по маркетингу.

Перспективы профессии

Уже сегодня современные технические возможности позволяют передать часть работы интервьюеров роботам, которые лишены предвзятости и не делают так называемых ошибок ожидания. Частично, когда процесс можно автоматизировать, так и происходит. Но пока при алгоритмизировании диалога искусственного интеллекта с живым человеком возникает слишком много погрешностей, поэтому в ближайшее время потребность политики и бизнеса в людях, способных провести качественный и ответственный опрос, не исчезнет.

Логотип Нетологии

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников "Нетологии" составляет в среднем 97 600 рублей в месяц. Выберите специальность!

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "ИНТЕРВЬЮЕР" в других словарях:

ИНТЕРВЬЮЕР — (англ.). Лицо, собирающее сведения путем интервью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРВЬЮЕР [англ. interviewer] лицо, которое берет ИНТЕРВЬЮ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

интервьюер — опросчик Словарь русских синонимов. интервьюер сущ., кол во синонимов: 3 • анкетёр (4) • журн … Словарь синонимов

интервьюер — а, м. interviewer <англ. 1. Тот, кто берет интервью. Крысин 1998. Уж самим Богом так устроено, что перед интервьером не грех и попозировать. 1895. В. Дедлов В Нижнем на ярмарке. // Богородицкая 239. За этот месяц, особенно за последние дни, я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Интервьюер — лицо, ведущее опрос. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ИНТЕРВЬЮЕР — [тэрвьюэ], интервьюера, муж. (книжн.). Журналист, интервьюирующий кого нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНТЕРВЬЮЕР — [тэ ], а, муж. (книжн.) Тот, кто берёт интервью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

интервьюер — интервьюер. Произносится [интэрвьюэр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Интервьюер — м. 1. Тот, кто берет интервью 1. у кого либо. 2. Специалист в области интервью 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

интервьюер — интервью ер, а … Русский орфографический словарь

Профессия интервьюер

Способы заработка

Интервьюер – человек, который проводит опросы для сбора общественного мнения.

Различают два варианта профессии. Первый – когда интервьюер только опрашивает целевую аудиторию. Например, ходит с бланками анкет по улицам и квартирам или рассылает их в интернете. Остальную работу – обработку результатов, анализ, написание исследования – делают другие.

Вы знаете таких ребят: именно они обходят квартиры перед очередными выборами. Именно они дежурят в торговых центрах и просят уделить им минуточку. Именно они рассылают на электронку анкеты с просьбой оценить качество образования в вашей школе.

интервьюер, который опрашивает людей на улице

Работа интервьюера “в полях”

Второй тесно связан с журналистикой. В этом случае интервьюер сам составляет вопросы, подбирает респондентов, общается с ними и затем проводит аналитику.

И такие вам тоже известны. Это люди, которые работают с собранным материалом дальше, публикуют исследования общественного мнения в СМИ. Но чаще всего их именно так и величают: журналистами или публицистами.

Юрий Дудь – Один из лучших интервьюеров

Один из лучших интервьюеров

Юрий Дудь, несомненно, крут, но на рынке вакансий по запросу “интервьюер” чаще всего имеется в виду первый вариант. А значит, о нем и будем говорить.

Для чего нужны опросы?

Это мы написали к тому, чтобы вы понимали, кому могут понадобиться услуги интервьюера. Различные организации по сбору общественного мнения, социальные учреждения, представители бизнеса, маркетинговые агентства ищут интервьюеров, которые помогут им с анкетированием. А дальше анализируют собранные данные самостоятельно.

Варианты проведения опросов

  1. Лично. Прямо старым дедовским методом: берете у работодателя анкету с вопросами, идете в магазин или на улицу, а то и по квартирам, и просите ответить на вопросы. Приготовьтесь к тому, что придется столкнуться с самыми разными реакциями: от непонимания, зачем все это нужно, до открытой агрессии.

В этом случае работодатели часто предлагают приятный бонус. Человек отвечает на все вопросы, а вы ему календарик. Или ручку. Мелочь, а приятно!

  1. По телефону. Здесь интервьюер с полным правом можем называться оператором колл-центра. Такое анкетирование чаще всего проводится не с рандомными людьми, а с клиентами компании-заказчика. Иначе довольно сложно будет объяснить человеку, где вы взяли его телефонный номер и почему он должен вам вообще что-то отвечать.
  2. Онлайн. Вопросы присылаются по электронной почте или с помощью специальных форм. Это удобно, особенно сейчас, в наш цифровой век. Человек может ответить на вопросы в любое удобное для себя время, обдумать свои ответы и написать их более детально.

Как правило, онлайн-анкетирование проводится также по базе респондентов или среди целевой аудитории (мамочки с детьми, домохозяйки, студенты, офисные служащие и т. д.).

анкета для опроса

Онлайн-анкетирование родителей школьников

Должностные обязанности интервьюера

  • налаживание контакта с респондентом (приветствие, просьба принять участие в анкетировании, при необходимости – обоснование опроса, убеждение ответить на вопросы, работа с возражениями. Как правило, интервьюерам выдаются специальные скрипты, от которых не рекомендуется отступать);
  • собственно анкетирование (рассылка опросника либо предложение заполнить его);
  • проверка, на все ли вопросы ответили респонденты. Если речь идет об онлайн-анкетировании, обязательные вопросы обычно помечаются звездочками, и система не даст респонденту пропустить такой вопрос;
  • сдача отчетности руководителю или заказчику.

Профессиональные требования

  • грамотная речь;
  • приличный внешний вид; , подвешенный язык;
  • стрессоустойчивость;
  • доброжелательность к респондентам;
  • умение убеждать, знание основ психологии;
  • умение работать по скриптам;
  • умение отрабатывать возражения;
  • ответственность.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • гибкий график работы, работа удаленно (если анкетировать надо по телефону или онлайн);
  • не требуется высшее или специальное образование, эту работу может выполнить даже школьник или студент;
  • возможность прокачать коммуникативные навыки: интервьюеру приходится общаться с самыми разными людьми.

Минусы:

  • именно потому, что приходится иметь дело с разными людьми, есть риск нарваться на хамство, неадекватность, агрессию;
  • если речь идет о работе в полевых условиях (на улице, в магазинах, общественных местах), придется много много ходить пешком. Если ездить на общественном транспорте или личной машине – расходы на билеты или бензин, как правило, не оплачиваются.

Как обучиться профессии интервьюер

Если речь идет об интервьюере – человеке, который только анкетирует респондентов, обучение проводят, как правило, сами работодатели. Они описывают портрет респондента, объясняют вопросы, цель анкетирования, учат, как правильно отвечать на вопросы и так далее.

Если речь идет об интервьюере-журналисте, тут, конечно, требования другие. Придется изучить основы журналистики, социологии, маркетинга.

Интервьюер: зарплата и карьерный рост

Средняя зарплата интервьюера в Москве составляет 25-40 тысяч рублей. В регионах, соответственно, меньше. Возможна разовая сдельная работа: в этом случае час работы оплачивается в среднем в 100-200 рублей. Итоговая сумма зависит от тематики опросов, их сложности, а также от уровня респондентов (опрашивать дворников несколько проще, чем кандидатов наук).

Обратите внимание: ищите также вакансии операторов call-центра, которые включают в себя обязанности интервьюеров.

зарплата операторов call-центра

Стандартная вакансия для кандидатов без опыта

Что касается карьеры, можно дорасти и до руководящей должности. В этом случае вы будете не только самостоятельно проводить анкетирование, но и набирать и обучать другие интервьюеров, выдавать им задания и следить за их выполнением.

Для такой должности понадобится опыт работы в маркетинговых или социологических исследованиях. Однако и зарплата более чем хорошая.

зарплата интервьюера

40-80 тысяч рублей – вполне достойно

Есть и такой вариант: интервьюер-менеджер. Суть, в принципе, та же: обзваниваете компании и задаете им вопросы.

зарплата интервьюер-редактора

Неплохая зарплата за такую работу

Как видите, стать интервьюером может практически любой. Попробуйте – может быть, эта работа придется вам по душе.

Читайте также: