Внеурочная деятельность по литературному чтению 4 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Цель деятельности педагога: создать условия для привлечения школьников к чтению, показать значимость книги для человечества.

Образовательные:

- умение работать в коллективе;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности.

Воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма, умения прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

- воспитание чувства уважения к сопернику, умения достойно вести спор;

- воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

- воспитание гражданственности личности, любви к чтению, эмоционально-нравственной отзывчивости уважение к нравственному богатству народа.

Развивающие:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

- развитие памяти, устойчивости внимания;

- развитие логического мышления.

Тип занятия: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прививать любовь к чтению.

Метапредметные : высказывать своё предположение;

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочной деятельности

Методы и формы обучения: наглядный, наглядно-практический, словесный, эмоциональной заинтересованности.

Основные понятия и термины: книга, сказки

Наглядно демонстрационный материал: книги со сказками, презентация

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. экран
  3. магниты
  4. листы
  5. карточки с заданиями
  6. правила
  7. плакат для рефлексии
  8. цветные карандаши

Программная среда, редактор, в котором выполнен продукт: Microsoft Word

Организация учебного пространства: Столы и стулья для зрителей.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно – мотивационный этап

Я открываю книгу- какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из книг:

Если на уроке я что- то не пойму;

О том, как жили люди и как живут сейчас,

О чем мечтают дети в стране у нас.

Цель нашего занятия: выяснить зачем нужны книги человеку и научиться правильно обращаться с ними.

Эмоционально настраиваются на предстоящее выступление.

Личностные: проявлять желание учиться; принимать и осваивать роль обучающегося.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Любите ли вы читать? (ответы учеников)

А вы знали, что, прочитав книгу можно узнать весь мир. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте.

Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась? (ответы учеников)

Тогда почему же интерес у вас, ребята к книге не такой большой, и вы реже стали читать?

Как вы думаете, ребята, может ли книгу заменить компьютер? (ответы уч-ся)

Попробуйте доказать, что книга лучше компьютера или наоборот, что компьютер лучше книги.

- Это очень спорный вопрос и рассуждать можно бесконечно. Я вам предлагаю послушать историю появления книг.

(слайд №2) История появления книг. Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний. Так в Риме один человек завел у себя библиотеку из живых книг. Богатый торговец собрал самых способных и умных рабов и велел им выучить его любимые произведения. Вскоре, весь город заговорил о людях – книгах, а на званых обедах они рассказывали собрание сочинений. Можно считать, что история появления книги началась с появлением письменности, когда произведения стали записывать на стенах, на коре деревьев, глиняных табличках и многом другом. К примеру, в Индии писали иглой на пальмовых листьях. Немало библиотек было из глиняных книг. Древние греки придумали восковые книги. Это были несколько дощечек с квадратной выемкой, которая заливалась воском. Каждую книгу переписывали от руки. А в общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались цепями к полкам или столам. Это не позволяло вынести книгу из библиотеки.

Вот какая интересная история у книжек, которые вы каждый день держите в руках!

-А какие же виды книг вы знаете? (ответы детей)

Виды детских книг:
Сказка. Особенность — вымысел и волшебство.

Конкурс пословиц о книгах

(слайд №3)- А теперь давайте, ребята, проведём конкурс пословиц о книгах. Вот, посмотрите, какие у нас на доске есть пословицы! Прочитайте их сначала про себя. А затем мы озвучим вслух.

· КНИГА - ЭТО ПЕРВЫЙ ДРУГ.

· С книгою жить – век не тужить.

· Одна книга тысячи людей учит.

А какие вы знаете пословицы?

- Ой, сколько вы знаете пословиц! Молодцы, ребята!

(слайд №4) Вот несколько пословиц о книгах:

1 . Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.

2 . Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

3. Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.

А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать умелым читателем?

Прежде всего надо знать, как обращаться с книгой. Сейчас мы проверим, умеете ли вы правильно обращаться с книгами!

(слайд №5) ИГРА “ДА-НЕТ”

Хочу я вам задать вопрос,

А вы затем над ним всерьёз подумайте!

Одно из двух: “да” или “нет” - скажите вслух.

Если ответ “да” - поднимаете руки вверх и киваете головой, если “нет” - вы протягиваете руки вперёд и качаете головой.

Итак, слушайте внимательно мои вопросы:

· Книга боится дождя? (да)

· Книга любит снег? (нет)

· Книга любит путешествовать в библиотеку в портфеле? (да)

· Книга боится грязных рук? (да)

· Закладкой для книги может быть карандаш? (нет) Пирожок? (нет) Закладка? (да)

· Книга любит, когда её читают во время еды? (нет)

· Книга любит, когда её разрисовывают и расписывают? (нет)

· Книга боится быть порванной? (да)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как обращаться с книгой.

(слайд №6) А следующий конкурс – конкурс загадок. Послушайте и постарайтесь отгадать, что это такое:

1. Снаружи смотришь –

Но нет жильцов обычных в нём:

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными. (Библиотека.)

2. Хоть и не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешками.

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Говорит она беззвучно, а понятно

И не скучно, ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

-А сейчас будьте аккуратнее. В одной загадке спряталось 2 слова:

3. Поле белое,
Овцы черные. (Бумага, буквы)

4.Эта книга в школе пригодится,
Ведь по ней все будем мы учиться.
(Учебник.)

5.У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

( Книжный шкаф.)

(слайд № 7) Конкурс знатоков книг

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете книжки.

Помоги правильно назвать сказку. (дети отвечают по поднятой руке)

ü Снежная принцесса.

ü Желтая кепочка. .

ü Илья-царевич и Серый волк.

ü Мальчик и Карлсон.

ü Спящая бабушка.

ü Стойкий железный солдатик.

ü Приключения Знайки и его друзей.

ü Гадкий цыплёнок.

ü Сказка о рыбаке и рыбачке.

ü Луковый мальчик.

Замечательно справились с заданиями!

(слайд №8) Мы очень много говорили сегодня о книге. А знаете ли вы ребята, кто пишет для вас эти замечательные сказки и рассказы? Кто мне ответит? (Ответы учеников.)

Да, действительно, это писатели. А каких детских писателей вы знаете? Если подзабыли авторов, посмотрите на экран, может быть, он вам поможет.

Так давайте скажем большое спасибо всем тем, кто делает для нас книги – верных наших друзей на всю жизнь!

(слайд №9) Кроссворд

Сейчас я вам предлагаю с соседом разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах. Время на выполнения 7 минут, затем сверим вместе ответы. (ученики решают)

“Герои моих любимых книг”

По горизонтали:

2. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. 3. Девочка с необыкновенно голубыми волосами. 5. Волшебный сосуд Алладина. 7. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. 9. Верный друг Винни-Пуха. 10. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. 11. Подруга семи гномов.

По вертикали:

1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. 4. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. 6. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. 8. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. 10. Сказочный персонаж, чья жизнь находилась на конце иглы, спрятанной в яйце.

-На экране представлены ответы, проверьте со своими.

-Поднимите руки, у кого было все правильно.

(слайд №10) Творческое задание

-Я предлагаю вам нарисовать карандашами вашего любимого героя из сказки и подписать название произведения. Для этого у вас на партах лежат листы. На выполнение задания я вам даю 10-15 минут. Затем мы прослушаем некоторых ребят. (Дети рисуют, а я хожу по классу и помогаю)

-Во время выступления вам нужно рассказать, кого вы изобразили и почему.

- Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась!

(слайд №11)- Теперь прочитаем правила обращения с книгой, чтобы они сохранились на долгое время.

Правила обращения с книгой.

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

- теперь, чтобы вы помнили об этих правилах, я бы хотела каждому их вручить. (Учитель выдает ученикам правила обращения с книгой)

(ответы уч-ся по поднятой руке: смотрим телевизор, гуляем, сидим в телефоне, читаем книги)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную в образовании и развитии личности ребенка. К сожалению, в наш век, когда господствуют телевидение и компьютерные игры, дети потеряли интерес к книге.

Как увлечь детей чтением? Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.

  1. Планируемые предметные и метапредметные результаты изучения курса:

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Метапредметные:

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2. Содержание курса литературное чтение (любознательный читатель)

Русские баснописцы И. Крылов, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Произведения Н. И. Сладкова и Б. Бианки

Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Стихи русских поэтов-классиков.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный и др. Стихи

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Рассказы Н. Носова, Ю. Сотникова, В. Голявкина, В. Драгунского.

Период работы по данной программе: 2014/2017 учебный год.

Пояснительная записка.

ФГОС НОО, с изменениями и дополнениями;

Актуальность программы определена тем,что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

изменение характера чтения;

возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Этот курс необходим по ряду причин:

количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа);

перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;

в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;

программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

формировать у детей интерес к книге;

уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

учить отвечать на вопросы по содержанию;

развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности.

Краткое обоснование ценностных ориентиров.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Ожидаемые результаты.

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Осознавать значимость чтения для личного развития;

Формировать потребность в систематическом чтении;

Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные цели факультатива:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Комсомольского муниципального района Хабаровского края

Общеинтеллектуальное

направление


Рабочая программа составлена на основе

Составитель:

Бобринева Анна Викторовна

учитель начальных классов

2014-2015 уч. год

Общеинтеллектуальное направление.

Пояснительная записка.

Главные цели факультатива:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место факультатива в учебном плане.

С 1 по 2 класс факуль­тативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для само­стоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных за­нятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедиче­ских).

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной дея­тельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информа­цию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по­стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки­тайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Вы­ставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

Родные поэты (3 ч)

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (4 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Универсальные учебные действия:

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жан­рам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в биб­лиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопе­дией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять фор­муляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презен­тации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон­курсы и т. д.);

Читайте также: