Внеурочная деятельность по литературному чтению 4 класс школа россии
Обновлено: 06.07.2024
Цель деятельности педагога: создать условия для привлечения школьников к чтению, показать значимость книги для человечества.
Образовательные:
- умение работать в коллективе;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, умения прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
- воспитание чувства уважения к сопернику, умения достойно вести спор;
- воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- воспитание гражданственности личности, любви к чтению, эмоционально-нравственной отзывчивости уважение к нравственному богатству народа.
Развивающие:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие памяти, устойчивости внимания;
- развитие логического мышления.
Тип занятия: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прививать любовь к чтению.
Метапредметные : высказывать своё предположение;
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочной деятельности
Методы и формы обучения: наглядный, наглядно-практический, словесный, эмоциональной заинтересованности.
Основные понятия и термины: книга, сказки
Наглядно демонстрационный материал: книги со сказками, презентация
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- экран
- магниты
- листы
- карточки с заданиями
- правила
- плакат для рефлексии
- цветные карандаши
Программная среда, редактор, в котором выполнен продукт: Microsoft Word
Организация учебного пространства: Столы и стулья для зрителей.
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационно – мотивационный этап
Я открываю книгу- какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Если на уроке я что- то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чем мечтают дети в стране у нас.
Цель нашего занятия: выяснить зачем нужны книги человеку и научиться правильно обращаться с ними.
Эмоционально настраиваются на предстоящее выступление.
Личностные: проявлять желание учиться; принимать и осваивать роль обучающегося.
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Любите ли вы читать? (ответы учеников)
А вы знали, что, прочитав книгу можно узнать весь мир. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте.
Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась? (ответы учеников)
Тогда почему же интерес у вас, ребята к книге не такой большой, и вы реже стали читать?
Как вы думаете, ребята, может ли книгу заменить компьютер? (ответы уч-ся)
Попробуйте доказать, что книга лучше компьютера или наоборот, что компьютер лучше книги.
- Это очень спорный вопрос и рассуждать можно бесконечно. Я вам предлагаю послушать историю появления книг.
(слайд №2) История появления книг. Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний. Так в Риме один человек завел у себя библиотеку из живых книг. Богатый торговец собрал самых способных и умных рабов и велел им выучить его любимые произведения. Вскоре, весь город заговорил о людях – книгах, а на званых обедах они рассказывали собрание сочинений. Можно считать, что история появления книги началась с появлением письменности, когда произведения стали записывать на стенах, на коре деревьев, глиняных табличках и многом другом. К примеру, в Индии писали иглой на пальмовых листьях. Немало библиотек было из глиняных книг. Древние греки придумали восковые книги. Это были несколько дощечек с квадратной выемкой, которая заливалась воском. Каждую книгу переписывали от руки. А в общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались цепями к полкам или столам. Это не позволяло вынести книгу из библиотеки.
Вот какая интересная история у книжек, которые вы каждый день держите в руках!
-А какие же виды книг вы знаете? (ответы детей)
Виды детских книг:
Сказка. Особенность — вымысел и волшебство.
Конкурс пословиц о книгах
(слайд №3)- А теперь давайте, ребята, проведём конкурс пословиц о книгах. Вот, посмотрите, какие у нас на доске есть пословицы! Прочитайте их сначала про себя. А затем мы озвучим вслух.
· КНИГА - ЭТО ПЕРВЫЙ ДРУГ.
· С книгою жить – век не тужить.
· Одна книга тысячи людей учит.
А какие вы знаете пословицы?
- Ой, сколько вы знаете пословиц! Молодцы, ребята!
(слайд №4) Вот несколько пословиц о книгах:
1 . Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
2 . Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
3. Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать умелым читателем?
Прежде всего надо знать, как обращаться с книгой. Сейчас мы проверим, умеете ли вы правильно обращаться с книгами!
(слайд №5) ИГРА “ДА-НЕТ”
Хочу я вам задать вопрос,
А вы затем над ним всерьёз подумайте!
Одно из двух: “да” или “нет” - скажите вслух.
Если ответ “да” - поднимаете руки вверх и киваете головой, если “нет” - вы протягиваете руки вперёд и качаете головой.
Итак, слушайте внимательно мои вопросы:
· Книга боится дождя? (да)
· Книга любит снег? (нет)
· Книга любит путешествовать в библиотеку в портфеле? (да)
· Книга боится грязных рук? (да)
· Закладкой для книги может быть карандаш? (нет) Пирожок? (нет) Закладка? (да)
· Книга любит, когда её читают во время еды? (нет)
· Книга любит, когда её разрисовывают и расписывают? (нет)
· Книга боится быть порванной? (да)
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как обращаться с книгой.
(слайд №6) А следующий конкурс – конкурс загадок. Послушайте и постарайтесь отгадать, что это такое:
1. Снаружи смотришь –
Но нет жильцов обычных в нём:
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными. (Библиотека.)
2. Хоть и не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешками.
Разговаривает с нами терпеливым языком.
Говорит она беззвучно, а понятно
И не скучно, ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
-А сейчас будьте аккуратнее. В одной загадке спряталось 2 слова:
3. Поле белое,
Овцы черные. (Бумага, буквы)
4.Эта книга в школе пригодится,
Ведь по ней все будем мы учиться.
(Учебник.)
5.У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
( Книжный шкаф.)
(слайд № 7) Конкурс знатоков книг
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете книжки.
Помоги правильно назвать сказку. (дети отвечают по поднятой руке)
ü Снежная принцесса.
ü Желтая кепочка. .
ü Илья-царевич и Серый волк.
ü Мальчик и Карлсон.
ü Спящая бабушка.
ü Стойкий железный солдатик.
ü Приключения Знайки и его друзей.
ü Гадкий цыплёнок.
ü Сказка о рыбаке и рыбачке.
ü Луковый мальчик.
Замечательно справились с заданиями!
(слайд №8) Мы очень много говорили сегодня о книге. А знаете ли вы ребята, кто пишет для вас эти замечательные сказки и рассказы? Кто мне ответит? (Ответы учеников.)
Да, действительно, это писатели. А каких детских писателей вы знаете? Если подзабыли авторов, посмотрите на экран, может быть, он вам поможет.
Так давайте скажем большое спасибо всем тем, кто делает для нас книги – верных наших друзей на всю жизнь!
(слайд №9) Кроссворд
Сейчас я вам предлагаю с соседом разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах. Время на выполнения 7 минут, затем сверим вместе ответы. (ученики решают)
“Герои моих любимых книг”
По горизонтали:
2. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. 3. Девочка с необыкновенно голубыми волосами. 5. Волшебный сосуд Алладина. 7. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. 9. Верный друг Винни-Пуха. 10. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. 11. Подруга семи гномов.
По вертикали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. 4. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. 6. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. 8. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. 10. Сказочный персонаж, чья жизнь находилась на конце иглы, спрятанной в яйце.
-На экране представлены ответы, проверьте со своими.
-Поднимите руки, у кого было все правильно.
(слайд №10) Творческое задание
-Я предлагаю вам нарисовать карандашами вашего любимого героя из сказки и подписать название произведения. Для этого у вас на партах лежат листы. На выполнение задания я вам даю 10-15 минут. Затем мы прослушаем некоторых ребят. (Дети рисуют, а я хожу по классу и помогаю)
-Во время выступления вам нужно рассказать, кого вы изобразили и почему.
- Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась!
(слайд №11)- Теперь прочитаем правила обращения с книгой, чтобы они сохранились на долгое время.
Правила обращения с книгой.
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
- теперь, чтобы вы помнили об этих правилах, я бы хотела каждому их вручить. (Учитель выдает ученикам правила обращения с книгой)
(ответы уч-ся по поднятой руке: смотрим телевизор, гуляем, сидим в телефоне, читаем книги)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную в образовании и развитии личности ребенка. К сожалению, в наш век, когда господствуют телевидение и компьютерные игры, дети потеряли интерес к книге.
Как увлечь детей чтением? Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.
- Планируемые предметные и метапредметные результаты изучения курса:
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Метапредметные:
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– задавать вопросы;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Содержание курса литературное чтение (любознательный читатель)
Русские баснописцы И. Крылов, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Произведения Н. И. Сладкова и Б. Бианки
Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Стихи русских поэтов-классиков.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный и др. Стихи
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Рассказы Н. Носова, Ю. Сотникова, В. Голявкина, В. Драгунского.
Период работы по данной программе: 2014/2017 учебный год.
Пояснительная записка.
ФГОС НОО, с изменениями и дополнениями;
Актуальность программы определена тем,что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Этот курс необходим по ряду причин:
количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа);
перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;
в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;
программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
формировать у детей интерес к книге;
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
учить отвечать на вопросы по содержанию;
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Краткое обоснование ценностных ориентиров.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:
литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Ожидаемые результаты.
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Главные цели факультатива:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Общеинтеллектуальное
направление
Рабочая программа составлена на основе
Составитель:
Бобринева Анна Викторовна
учитель начальных классов
2014-2015 уч. год
Общеинтеллектуальное направление.
Пояснительная записка.
Главные цели факультатива:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место факультатива в учебном плане.
С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
Родные поэты (3 ч)
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Универсальные учебные действия:
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
Читайте также: