Художественная деятельность в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова: художественная деятельность на занятиях графикой в системе дополнительного образования, искусство рисования, младший школьный возраст, организация процесса обучения, взаимосвязь рисования с письмом, мелкая моторика.

На сегодняшний день государство определяет стратегически важную цель модернизации в области образования – что является важным и своевременным требованием, в системе образования и воспитания.

Изучения литературу по данной теме вполне согласна и поддерживаю мнение коллег педагогов в том, что в контексте тенденций современного образования, ориентированного на творческое развитие ребенка, художественное творчество занимает особенно важное место, что, в свою очередь, определяет актуальность задачи, развития творческого потенциала личности ребенка.

В комплексе проблем, стоящих перед системой непрерывного образования, актуальными являются задачи производительности процесса обучения, улучшение условий для профессионального и личностного совершенствования на протяжении всей жизни.

В организации процесса обучения происходит смещение акцентов с усвоением новых знаний на овладение способами и приемами учебной, интеллектуальной и профессиональной деятельности. Это порождает потребность использования в учебном процессе все более широкого спектра организационных форм с доминированием активизации познавательной деятельности обучаемых  1., 9  .

Следует пояснить и ещё одно понятие. Искусство рисования – это удивительный процесс создания иллюзии видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Поэтому если педагог будет целенаправленно использовать наиболее оптимальные методы, приемы, активизации творческой деятельности, будет использовать различные формы активизации познавательной деятельности, будет акцентировать внимание учащихся на выразительные средства графики можно не только повысить эффективность обучения детей на занятиях графикой, но и в значительной мере помочь в выполнении ряда задач, которые ставит общеобразовательная школа перед школьниками в процессе обучения.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение  2.,117  .

С философской точки зрения художественная деятельность — деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в X. д. благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из др. человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено X. д.— произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности — тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, напр., так и останется куском холста, покрытого красками. Эстетическое отношение к искусству всегда "диалогично" — здесь нам предоставляется уникальная возможность вступить в общение с художественными гениями, которые сами стремятся к этому. На основе духовного общения между искусством и публикой осуществляется реальное воздействие его на личность, на ее эстетические установки, не всегда осознаваемые вкусы и сознательные идеалы, а через них — на поведение и деятельность человека. X. д.— и как деятельность художника, и как деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) — обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, к атарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организационной, социализирующей и воспитательной. Специфическая для X.д. система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. X. д. является центральным звеном художественной культуры, назначение которой — повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона X. д. имеет все возрастающее значение в жизни общества. [3]

Сама по себе деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией.  4,108 

Учение это тоже деятельность - планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.

Условиями успешного формирования графических умений, по мнению (учителя изобразительного искусства), Герасимовой С. Л. являются:

Поэтапное формирование мыслительных операций при разворачивании содержания на предмете изобразительного искусства.

Создание на уроках изобразительного искусства учебных ситуаций преодоления “неумения в умение” посредством коммуникации и самоанализа учащихся. Создание методико-дидактических материалов сопровождающих процесс обучения в данной логике.  6 . ,130  .

Само по себе рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов:

- в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя;

- в ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируется усилия руки при нажиме. Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они, прежде всего, выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. При обучении рисованию и письму специфичны и положение руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Выполнение графических упражнений и штриховки так же способствуют подготовке руки к письму. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу-вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Приведенные выше особенности в обучении рисованию способствуют организации работы с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т.д. Что может являться путём становления творческой деятельности, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Приобщение школьников к занятиям графикой идет двумя путями. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики. В учебных программах отводится время специально для ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства.

Однако необходимо отметить, что от класса к классу у школьников идет формирование активного, изобразительного интереса, часть свободного времени они уделяют художественно-творческим занятиям. Но как оказалось, именно эти дети выделяются среди школьников лучшими качественными показателями в развитии художественного вкуса.  8., 56  .

Художественно-творческую деятельность можно проследить по трем уровням: приобщенность школьника к изобразительному искусству (наличие у школьников искусствоведческих знаний и расположенность их к художественно-творческим занятиям); форсированность способности к адекватному восприятию произведений живописи (ориентирование в творческой манере художника, познание произведений искусства как целостность); развитость художественно-творческих способностей в области изобразительной деятельности (умение передавать в рисунке определенное настроение, атмосферу).

В отечественной психологии и педагогике существуют богатые традиции изучения развития графических навыков в изобразительной деятельности детей, опирающиеся на работы Л.С. Выготского, А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулина, Б.М.Теплова, Е.А. Флерина, П.П. Чистякова и других. Так графика - с одной стороны - вид искусства, с другой - занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования - карандаш или краску. Особенности художественно-образного языка графики и гравюры рассматривались в трудах таких крупных теоретиков искусства и культуры, педагогов как Б.Р.Виппер, М.С.Каган, Н.Э.Радлов, А.А.Сидоров, В.А.Фаворский, П.А.Флоренский. Специфика техник гравюры выявляется в исследованиях А.А.Гавричкова, А.Д.Гончарова, В.М.Звонцова, Е.Ф.Ковтуна, Е.С.Левитина, М.Д.Рудометова, Н.В.Тарасовой, В.В.Туровой и др. В работах Д.А. Ровинского впервые были собраны биографии мастеров русской гравюры, систематизированы сведения о произведениях, накопленные к концу XIX века. Далее история гравюры в России рассматривалась Э.Ф.Голлербахом (1924). Существуют технологиче­ские пособия по работе в технике офорта художников А.И.Сомова (1885), В.Д.Фалилеева (1925), В.М.Звонцова, В.И.Шистко (1971). Особенности адап­тации, упрощения работы в техниках глубокой печати рассматривались И.Я.Айзеншером, Ю.И.Герштейном, Л.Ф.Овсянниковым.

В диссертационных исследовани­ ях И.Л.Головановой (1995), С.Ш.Евтых (1996) работа с различными художе­ ственными материалами, в том числе и графическими, выделяется как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников. В от­дельных исследованиях отечественных авторов, посвященных возможностям использования печатных техник на занятиях рисованием с детьми (А.А.Кирилло, Н.В.Одноралов, Д.Г.Соболев, А.С.Щипанов), основное вни­мание сосредоточивается на технологии. В некоторых работах рассматрива­ются только отдельные графические техники, причем предпочтение отдаётся линогравюре (П.А.Алексеев, М.М.Богачкин., Л.Г.Богачкина, С.А.Фёдоров).

Главным выразительным средством на занятиях являлись линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель – твердые материалы и кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью – полутвердые и жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволила оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволила корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда требовались длительные нагрузки и четкие движения [10., 25].

Само по себе искусство рисования - это единый творческий и познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия. А занятия графикой очень полезны для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В программе занятий по развитию мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста И. В. Окольниковой, (учителя-дефектолога) говорится о том, что ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.

Из всего вышеизложенного мы делаем вывод, как полезны и даже необходимы занятия графикой. Очень важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период и в младшем школьном возрасте. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, то в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

1. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников: научно-исследовательский институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР./ Е.К. Чухман. – М.: Педагогика, 1985. – 144с.

2. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников: научно-исследовательский институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР./ Е.К. Чухман. – М.: Педагогика, 1985. – 144с.

3. http://www.edudic.ru/ Философский словарь "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

4. Кузин. В.С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.С.Кузин. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Агар, 1999. – 304с.: ил.

5. Богословский, В.В. Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. 3-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383с.: ил.

6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: Проспект, 2007. – 400с

7. Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.:

8. Граматкина, И. Возможности рисуночной диагностики. / И. Граматкина. – М.: Просвещение, 2007. – 156с.: ил.,

9. Савенков А. Детская одаренность: история и теория. / Детское творчество. Журнал. 1988, №№ 2, 3 с. 11-13

10. Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.:

11. Галанов А.С. Занятия ИЗО с дошкольниками.. М., 2002, 120 с.

12. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, № 4, 32-37 с.


Полный текст материала Статья "Особенности художественной деятельности младших школьников на занятиях графикой" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Андреева Гульназ Танчулпановна-учитель начальных классов

Сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности младших школьников.

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности у младших школьников.

Ключевые слова: деятельность, творчество, художественно–творческая деятельность.

Для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников мы должны выделить художественно–творческую деятельность.

Рассмотрим понятие творчество с позиции педагогической науки. Б. Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.[1]

Учитель – новатор И.П. Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.[3] По мнению И.П. Волкова в мире есть дети, одаренные в какой–то конкретной области, но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общем потоке они имеют обыкновенные способности. Способности можно развить до высокого уровня, если создать им благоприятные условия. Так как одни таланты проявляются раньше, а другие позже, то поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. И.П. Волков убежден, что творчеству надо обучать. В.Я. Яковлев относит творчество к одной из главных движущих сил развития человечества. [16]. По его мнению, творчество постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально – исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. П.П.Крамар рассматривает творчество с точки зрения его влияния на саморазвитие и самоутверждение человека и определяет его как универсально–преобразующую, целостную культурно – историческую самодеятельность, в процессе которой осуществляется саморазвитие социальных сил человека.[8]

Творчество не только создает шедевры и грандиозные открытия, она заставляет человека развиваться духовно, тем самым раскрывая в нем внутренние таланты, способности и возможности. У младших школьников творчество неразрывно связано с воображением, фантазией. Очень важно в этом возрасте помочь им раскрыть их творческое мышление, которое с возрастом может погаснуть, так и не реализовавшись. Для развития творчества нужен в первую очередь творчески развитый педагог, который направит в нужное русло творческий потенциал ребенка, тем самым дав ему уверенность в своих возможностях и в правильности мышления. Ребята не всегда могут высказать свои чувства и мысли. Поэтому очень важно, чтобы учитель создал атмосферу доверия на уроке, чтобы пробудить в учениках желание высказаться, Уверенный ребенок – значит открытый для творчества и воплощения в реальность продукта своего воображения в разных видах: рисование, лепка, вышивание, аппликации и др.

В Толковом словаре деятельность определяется как занятие, труд.[12].

На уроках мы отчетливо видим, что совместная деятельность школьников помогает им не только развиваться в творческом плане, но также и в коммуникативном, у них развивается речь, расширяется кругозор. Они советуются, общаются, иногда даже спорят, но в конечном итоге их творческая деятельность воплощается в конечный продукт.

Л. С. Выготский считает, что творческая деятельность – это такая деятельность, которая создает нечто новое: неизвестное творение ума или чувства, живущее и обнаруживающиеся только в самом человеке. [4]

В результате своей деятельности человек создал предметы материальной и духовной культуры, построил современное общество, произвел новые предметы потребления. Что же касается ребенка, в начальной школе он свою деятельность активно проявляет на занятиях, особенно на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки. Получается, что школьник во время занятия, то есть в процессе своей деятельности создает по своему замыслу или образцу что–то новое, ценное, в первую очередь для самого себя. Значит, деятельность можно назвать творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Мы понимаем, что результат творческой деятельности ребенка нельзя назвать общественно значимой новизной, но ведь для ребенка его конечный продукт является именно новой и значимой для него. Во время своей творческой деятельности у школьника развиваются, прежде всего, творческие способности, воображение, наблюдательность, мышление, фантазия.

Таким образом, творческая деятельность представляет собой активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и себя, путём создания новых продуктов материальной и духовной общественной ценности. Во время художественно – творческой деятельности ребят примером такого продукта может быть создание разнообразных подделок, рисунков, проектов и т.п. В формировании умений, в том числе коммуникативных, неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия направляют деятельность обучающихся на создание нового, интересного, готового продукта, дают им радость познания и сознания того, что они могут сделать. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Художественный в Толковом словаре означает то же самое, что искусство , то есть творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.[11]. По мнению С.П. Иванова художественная деятельность – вид особого духовного творчества, субъектной интерпретации и трансляции предметного содержания культуры.[5]. Из этого следует, что художественная деятельность – это функция искусства, многомерный творческий процесс, характеризуемый созданием творческого продукта (художественного произведения).

Художественно – творческая деятельность в начальном образовании играет важную роль в самообразовании ребенка. Во время этой деятельности дети ощущают себя великими творцами, они становятся увереннее в себе и в своих высказываниях, самостоятельно принимают решения, а самое главное они начинают советоваться друг с другом и помогать. Через продукты детского творчества мы получаем важную информацию о чувствах и переживаниях ребенка, о его внутреннем мире. Одним из таких продуктов являются рисунки. Для всестороннего развития ребёнка, изобразительная деятельность имеет огромное значение. Дети через рисунки передают то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицальное отношение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческой личности. Каждый ребёнок – художник, а процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка – считает В. А. Сухомлинский. [15]. По его мнению, рисование такой же любимый метод воспитания, как сказки. Когда он всматривался в рисунки детей, то понимал, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, и под него не подделаешься, сколько бы ни пытался. Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов дать простор для фантазии ребенка, не ломать детский язык сказочного видения мира.

Хочется закончить свою статью словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Я поставил целью добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать, радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей, и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, – таков мой идеал воспитания. [15].

Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства /Б.Г.Ананьев/ Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. – с. 235.


В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: личностное и социальное развитие, эмоционально-мотивационная сфера, развитие умственных способностей, внимания, воображение и характеристика художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьный возраст, изобразительное искусство.

Младший школьный возраст — возрастной период, который начинается с момента поступления ребенка в первый класс (6–7 лет) и длится до окончания 4 класса (9–11 лет) [1].

Личностное и социальное развитие. С поступлением в первый класс, ребенок приобретает новый социальный статус — ученик. С первых дней школьной жизни, в роли ученика, ребенок сталкивается с многочисленными трудностями: изменение распорядка дня, установление контакта с одноклассниками и учителем, ограничение поведения и так далее. Главной обязанностью школьника является учение, которое подвергается оценке со стороны учителя, взрослых. Отношение ученика к учителю в большей степени определяет его интерес к обучению. Учитель становится не только источником знаний, но и диктует нормы поведения школьной жизни, дает социальную оценку действиям школьника. Так же оценка учебной деятельности становится критерием формирования мнения о личности ребенка, как у взрослых, так и у сверстников [3].

Младшие школьники стремятся к самоутверждению и признанию среди учителей, взрослых и сверстников, которых они добиваются через достижения успехов в учебной деятельности. Результативность учения напрямую зависит от развития таких личностных качеств как ответственность, самоконтроль и рефлексия. Эти качества формируются постепенно в процессе учебной деятельности и к концу четвертого класса должны сложиться в полной мере [1].

Ребенок начинает все более точно различать границы межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, руководствуясь нормами поведения. Таким образом, младший школьник активно повышает навыки общения, тем самым неосознанно открывает для себя разные стили в общении. В течение последующих лет школьной жизни, отношения между младшими школьниками претерпевают изменения. Если в первом классе мнение учителя о ребенке и его успехи в учении являлись основными критериями выбора друга, не считая внешние факторы (сосед по парте, по месту жительства), то к концу четвертого класса важнее становятся личностные качества. Школьник теперь выбирает друга, обращая внимание на его уверенность в себе, честность, самостоятельность [3].

Таким образом, учебная деятельность становится значительной частью жизни ребенка, которая формирует основу его личности.

Эмоционально-мотивационная сфера. Мотивационная сфера формирует фундаментальные свойства личности, а также определяет новые цели и ценности младшего школьника. В первую очередь это характеризуется сменой деятельности, приоритетной становится учебная деятельность, происходит переоценка ценностей. Жизненные мотивы личности проявляются в принятии социальных норм, этому соответствует контроль поведения и эмоций, ради социального одобрения. Формируются такие черты личности как ответственность, рефлексия, самоконтроль [4].

Следовательно, учебная деятельность является движущей силой формирования мотивов, характеризующие не только стремление к учению, но и интегрироваться в социальную жизнь.

Учебная деятельность направлена не только на получение новых знаний, но и на формирование способности учиться. Поскольку без должного внимания и механизмов памяти эффективное обучение невозможно.

Воображение. В учебной деятельности важную роль отводится воображению. В процессе обучения учитель часто побуждает учеников к использованию воображения, за счет чего оно становится более гибким. Воображение помогает не только предвосхищать последовательность и результат действий, но и является основным компонентом творческой деятельности [5].

Восприятие. В воспитании гармоничной личности младшего школьника особое место отводится художественно-творческой деятельности. Одной из составляющей творческой деятельности детей младшего школьного возраста является восприятие. Первоклассники еще не могут проводить основательный анализ свойств воспринимаемых предметов и явлений. Дети выстраивают свои суждения на констатации фактов, перечислении внешних характеристик. Этими же качествами отличается и художественное восприятие. Ребенок, поступивший в первый класс, способен различать цвета, знает их названия, имеет представление о теплых и холодных цветах. Так же первоклассник может сопоставить предметы с их размером, способен изобразить простые геометрические фигуры. Дети уже знакомы с простейшими законами перспективы: один и тот же предмет в пространстве может изображаться маленьким (если расположен далеко) или большим (если находится близко). В этом возрасте дети идентифицируют предметы по эталону, например, сравнивают очертания предметов с геометрическими фигурами. Имея такую базу восприятия, обучение ребенка в начальной школе направлено на развитие целенаправленного наблюдения. Мышление способствует устанавливать связь элементов наблюдаемого объекта или явления [1].

В процессе обучения детям необходимы средства активизации художественного восприятия, которые помогут придать осознанности художественному анализу. Данная деятельность способствует развитию мышления, формирует активную позицию к искусству [5].

Характеристика художественно-творческой деятельности. Творчество младших школьников претерпевает изменения в связи со сменой ведущей деятельности, однако сохраняет черты непосредственности и эмоциональности в выражении своих мыслей и чувств. Рисунки отличаются яркостью, декоративностью и оригинальностью. В своих работах дети используют художественные выразительные средства, которые характеризуют их творчество. В младшем школьном возрасте в своих работах дети начинают использовать цвета, приближенные к действительности, но тяга к ярким цветам остается. Линия в рисунке отражает собственное отношение к предметам и явлениям. То, что вызывает положительные эмоции, отличается аккуратностью исполнения, а для отражения своего отрицательного отношения, ребенок использует небрежную линию. Для передачи движения на рисунке используются дополнительные линии, например, спиралевидная линия из выхлопной трубы машины показывает, что она находится в движении. Композиция рисунков младших школьников выражается в выделении главного объекта большой формой и ярким цветом. Искренность в выражении собственных чувств и переживаний присуще произведениям искусства, что и является их ценностью [5].

Изобразительная деятельность для дошкольника является одним из средств общения. На свои рисунки ребенок переносит то, что на него произвело впечатление (положительное или отрицательное). Детские рисунки этого возраста в большей степени направлены на передачу событий, отражение внутреннего мира, чем на создание образа. С поступлением в первый класс, у ребенка происходит смена ведущей деятельности с игры на учение, что отражается и на изобразительном творчестве. Эмоциональность и смелость рисования в младшем школьном возрасте заметно ослабевают. Начинает формироваться критическое отношение к своим рисункам. Ребенок видит в своих работах несовершенство и испытывает неудовлетворение, как от процесса творческой деятельности, так и от ее результата. Несмотря на этот факт, все еще сохраняется непосредственность детского рисунка. К концу четвертого класса у многих детей теряется интерес к изобразительной деятельности. Формируется мнение, что рисовать они не умеют, нет смысла пытаться научиться этому [5].

Одна из задач учителя изобразительного искусства — сохранить интерес детей к изобразительному творчеству, развить их художественный потенциал. Познакомить детей с выразительными средствами и научить применять их в своих работах. От того, будет ли учитель поощрять креативность в творческих работах учеников, зависит сохранение интереса к изобразительной деятельности на протяжении периода обучения в начальной школе [5].

Художественному творчеству младших школьников присущи эмоциональность, непосредственность и оригинальность, что определяет художественную ценность детского рисунка. Основой компонент творческой деятельности младших школьников является воображение, поэтому развитию воображения отводится важное место в обучении младших школьников. Младшие школьники становятся критичны к оценке собственных продуктов изобразительной деятельности и в этом возрасте формируется устойчивый интерес или не интерес к изобразительной деятельности. Поэтому формирование мотивации учащихся является неотъемлемой частью обучения изобразительному искусству. Восприятие и анализ произведений искусства занимает особое место в обучении изобразительному искусству и младшие школьники способны к такому виду деятельности, но для этого необходим подход проблемного обучения и беседы о творчестве художников и изобразительном искусстве в целом.

  1. Гнездилов Г. В., Курдюмов А. Б., Кокорева Е. А. Киселев В. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / В. В. Киселев. — Москва: Библио-глобус, 2017. — 228 с.
  2. Мандель Б. Р. Педагогика: учебное пособие. — Москва: Флинта, 2019. — 287 с.
  3. Мусс Г. Н., Шарычева М. Э. Теория методика и практика обучения младшего школьника: Учебно-методическое пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург: Оренбург, 2018. — 65 с.
  4. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастно-педагогическое консультирование: учебное пособие / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. — 308 с.
  5. Русакова Т. Г. Урок изобразительного искусства в начальной школе: учебно-методическое пособие. — Москва: Флинта, 2017. — 115 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, изобразительное искусство, школьник, изобразительная деятельность, младший школьник, процесс обучения, художественно-творческая деятельность, творческая деятельность.

Оценить 740 0

Тема самообразования:

Художественно-творческая деятельность младших школьников в образовательном процессе

Актуальность исследования: Внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к построению и реализации образовательного процесса. Деятельность педагога должна быть направлена не только на передачу предметных знаний и умений, но и на создание условий для овладения младшими школьниками способами самостоятельного их приобретения . В связи с этим возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

Согласно ФГОС НОО, художественно-творческая деятельность развивает мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, учит проявлять эмоционально-ценностное отношение к миру. Формирует основы духовно-нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

Под творчеством понимается деятельность, активность субъекта, итогом, результатом которой является репродукция, воссоздание материально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, архитектуры, науки. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

Созданные программы по изобразительному искусству в школе имеют множество повторений, не современность. Выполняя из года в год, однотипные задания школьникам наскучивает предмет, чтобы это не происходило, в программе надо учитывать современные технологии (компьютерный дизайн), давать детям проявить себя, а не выполнять шаблонные задания. Творчество – это проявления себя, где ребенок может уйти от стандартных рамок.

В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.

Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Из этого слуедует недостаточность в управлении творческой деятельности младших школьников в организации учебного процесса начальной школы.

Объект:художественно-творческая деятельность школьников.

Предмет: управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе.

Цель: разработка авторской программы по управлению художественно-творческой деятельностью учащихся во внеурочной деятельности.

1. Изучить особенности младшего школьного вораста;

2. Проанализировать литературу по управлению художественно-творческой деятельностью младших школьников в образовательном процессе

3 Анализ школьных программ по изобразительному искусству;

4. Разработать авторскую программу художественно-творческой деятельности;

5. Проверить разработанную программу на практике

6. Разработать методические рекомендации по управлению художественно-творческой деятельностью младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

Методы исследования:

- теоретические – анализ документации по данной проблеме, сравнение, обобщение, систематизация в аспекте проблемы);

- эмпирические (изучение продуктов творческой деятельности, наблюдение, беседа, эксперимент)

Опытно- экспериментальная база: МБОУ гимназия № 4 г.Озеры

Этапы исследования: избранная методологическая основа и задачи исследования определили ход исследования:

Первый этап. Обсуждается замысел, анализ теории и практики исследуемого процесса. Обобщается полученная информация. Определяется проблема, цель, задачи, гипотеза. Корректируется и конкретизируется общий методологический подход к исследованию.

Второй этап. Уточняется понятийный аппарат исследования. Разрабатывается модель будущего исследования. Рассматриваются промежуточные результаты исследования.

Третий этап.Коррективы теоретических позиций. Итоги исследования. Подводятся выводы по проблеме управления художественно-творческой деятельностью младших школьников в образовательном процессе. Разработка методических рекомендаций по управлению художественно-творческой деятельностью младших школьников.

Содержание исследования:

1.1 Особенности младшего школьного возраста;

1.2 Роль художественно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте;

2. Практическая часть:

2.1 Анализ программ по ИЗО в начальной школе;

2.2 Составление авторской программы художественно-творческой деятельности младших школьников;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" разработана для обучающихся 1 - 4 классов на основе авторской программы Т.Н. Просняковой.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа внеурочной деятельности

Срок реализации программы 4 года

Составители программы: Жукова Е.Н., Терещенко Л.И.,

Сапунова Н.А., Левковская Г.А., Зайкова Е.Ц., Сафонова Т.А.,

Бельская А.И., Хроменкова М.В.,

учителя начальных классов,

г. Нижнеудинск 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данного курса в том, что кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возмож­ности для самореализации и самовыражения, познания и рас­крытия собственных способностей, проявления инициативнос­ти, изобретательности, гибкости мышления.

Целью курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

развить творческий потенциал детей средствами художе­ственного труда;

формировать прикладные умения и навыки;

воспитывать интерес к активному познанию истории ма­териальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по дан­ному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в со­ответствии с индивидуальными предпочтениями.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

патриотизма - через активное познание истории матери­альной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художествен­ными ценностями материального мира, эстетической вы­разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения кол­лективных художественных проектов);

бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, живот­ных и др.);

ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необхо­димости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

- интеграция предметных областей для формирования це­лостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современ­ного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенство­вание определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями:

- ценность патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Читайте также: