Хозяйственная деятельность и социальные отношения в древний период план урока

Обновлено: 04.07.2024

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

Лицей Ивацевичского района
Жизнь и хозяйственная деятельность
первобытных людей на территории
Беларуси
История Беларуси
Билет 1
Ситник П.В.

План
• Археологическая периодизация
• Заселение территории Беларуси первобытными людьми
• Иноевропейцы и их роль в истории
народов Европы
• Эволюция семейных отношений и общественного строя

Археологическая периодизация
Каменный век
100-35 тыс. лет назад ІІІ тыс. до н.э.
Бронзовый век
ІІ тыс. VII в. до н.э.
Железный век
VII в. до н.э. V в. н.э.
Палеолит
100-35 тыс. лет назад VІІІ тыс. до н.э.
Мезолит
IX-V тыс. до н.э.
Неолит
V-III тыс. до н.э.
Нижний (ранний)
палеолит
Средний
палеолит (эпоха
мустье)
Верхний
(поздний
палеолит)
Археологическая периодизация первобытной истории Беларуси

4. Человек , близкий к современному виду , на территории Беларуси поя-вился , как полагают учёные, 35 тыс . лет назад, в среднем палеолите (эпоха м

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Ледник
Обидовичи
Светиловичи
Подлужье
Места находок наиболее
древних орудий труда на
территории Беларуси
Неандерталец
Человек , близкий к современному виду , на территории Беларуси появился , как полагают учёные, 35 тыс . лет назад, в среднем палеолите
(эпоха мустье ) . Об этом свидетельствуют наиболее древние орудия
труда, которые были найдены около дд. Светиловичи и Подлужье на Гомельщине, Обидовичи на Могилёвщине и датируемые этим временем .

5. Наиболее ранние датированные стоянки людей на территории Белару-си были найдены археологами возле д . Юровичи Калинковичского рай-она (21 т

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Бердыж
Юровичи
Наиболее древние стоянки
первобытных людей на
территории Беларуси
Кроманьонец
Наиболее ранние датированные стоянки людей на территории Беларуси были найдены археологами возле д . Юровичи Калинковичского района (21 тыс. лет до н.э.) и д. Бердыж Чечерского района (24 тыс. лет до
н.э.). На смену неандертальцу в это время уже пришёл человек современного типа - кроманьонец.

6. Во времена позднего палеолита население Беларуси было немногочис-ленным. Как считает историк Э.М.Загорульский, численность населения не п

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Свет
Тепло
Приготовление еды
Защита от
хищников
Роль огня в жизни
первобытного человека
Во времена позднего палеолита население Беларуси было немногочисленным. Как считает историк Э.М.Загорульский, численность населения
не превышала 100 человек. Человек научился добывать огонь, строить
примитивные жилища, овладел способами охоты на крупных животных.
Среди орудий труда были распространены кремниевые рубила, остроконечники, ножи, скребки, костяные иглы, гарпуны.

7. В эпоху мезолита закончилась ледниковая эпоха. Это привело к измене-ниям в климате - потеплению. Вместо ледника и степей появились дре-мучи

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Изготовление орудий труда из кремня
Лук и стрелы
В эпоху мезолита закончилась ледниковая эпоха. Это привело к изменениям в климате - потеплению. Вместо ледника и степей появились дремучие леса, зелёные луга, большое количество рек и озёр. В Беларуси
распространилось много зубров, туров, диких лошадей. Примерно 7-8
тыс. лет назад на территории Беларуси образовалось первое постоянное
(автохтонное) население. Общее количество его составило примерно 46 тыс. человек. Продолжал существовать присваивающий тип хозяйства. Основными занятиями были охота, рыболовство, собирательство.
У племён повсеместно распространились лук и стрелы с кремниевыми
наконечниками. Помощником человека стала собака - первое прирученное животное.

8. Ещё большее потепление произошло в эпоху неолита. Произошёл зна-чительный рост листовых лесов. Происходило становление современно-го живо

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Красносельский
Камень
Осовец
Археологические культуры
эпохи неолита на территории
Беларуси
Нарвенская группа племён
Неманская нгруппа племён
Верхнеднепровская группа племён
Днепро-донецкая группа племён
Ещё большее потепление произошло в эпоху неолита. Произошёл значительный рост листовых лесов. Происходило становление современного животного мира. Общая численность населения составила примерно
27-36 тыс . человек. Неолит - это время начала образования значительных этнических общностей . Этническую и культурную общность составили племена четырёх культур: неманской, днепро-донецкой, верхнеднепровской и нарвенской. Известно около 600 стоянок этого времени.
Наиболее исследованы: д. Камень (Пинский район), д. Осовец (Бешенковичский район), п. Красносельский (Волковысский район).

9. В эпоху неолита возрастает значение рыболовства . Широкое распрост-ранение получают рыболовные крючки из кости, рыболовные сети. В это вре

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Керамика неманской
группы племён
Добыча кремня
В эпоху неолита возрастает значение рыболовства . Широкое распространение получают рыболовные крючки из кости, рыболовные сети. В
это время зарождаются ткачество и гончарство . Глиняную (конусообразную) посуду лепили вручную и обжигали на костре. Посуда украшалась орнаментом. Совершенствовались и способы обработки камня. Люди научились шлифовать, пилить, сверлить камень. Кремень добывали
шахтным способом (п. Красносельский Волковысского района).

10. В неолите на смену присваивающему (потребительскому) хозяйству пришло производящее хозяйство, когда животноводство и земледелие обеспечи

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Присваивающее
хозяйство
Производящее
хозяйство
Собирательство, охота
Животноводство, земледелие
Способы получения
продуктов питания
Брали у природы в готовом виде
Выращивали новые
сорта растений, выводили новые породы
животных
Запасы еды
Не было
Были
Степень зависимости
от природы
Полностью зависели
Зависели в меньшей
степени
Основные занятия
В неолите на смену присваивающему (потребительскому) хозяйству
пришло производящее хозяйство, когда животноводство и земледелие
обеспечивали людей продуктами питания. Это было величайшее событие в истории человечества, так называемая "неолитическая революция".

11. Мотычное земледелие и животноводство широкое распространение по-лучили во время бронзового века. В этот период вместе с каменными орудиям

Заселение территории Беларуси
первобытными людьми
Особенности бронзового века в Беларуси
Начался позже, чем в странах, где были
месторождения меди и олова
Медь и олово попадали к нашим предкам с
юга (с Прикарпатья и Кавказа)
Отсутствие собственного сырья сдерживало широкое распространение бронзовых
изделий на территории Беларуси
Мотычное земледелие и животноводство широкое распространение получили во время бронзового века. В этот период вместе с каменными
орудиями труда начали использовать медные и бронзовые орудия.

12. Индоевропейцы - это животноводы-кочевники, жившие в Малой Азии, рядом с Ираном. В начале бронзового века они начали расселяться как в Азии, т

13. В Восточной Европе выделяют несколько культур шнуровой керамики. Для Беларуси наибольший интерес представляют племена среднеднеп-ровско

Индоевропейцы и их роль в истории
народов Европы
Горшок культуры шнуровой керамики из
захоронения красносельского шахтёра
Боевые топоры с
территории Беларуси
В Восточной Европе выделяют несколько культур шнуровой керамики.
Для Беларуси наибольший интерес представляют племена среднеднепровской культуры. Эта культура начала формироваться на Киевщине, а
потом распространилась почти на все Поднепровье. Индоевропейцы
имели довольно развитое хозяйство. Они занимались скотоводством.
Под их воздействием произошёл переход местного населения к бронзовому веку. В это время материнский род уступает место отцовскому, наступает патриархат. Индоевропейцы явились древними предками многих европейских народов: славян, балтов, германцев и др.

14. В позднем палеолите, а затем в мезолите и неолите существовала и раз-вивалось родовое общество. Основным производственным коллективом был

Эволюция семейных отношений и
общественного строя
Праобщина
Родовая община
Материнская
родовая община
Соседская община
Отцовская
родовая община
Социальная периодизация истории первобытного общества
В позднем палеолите, а затем в мезолите и неолите существовала и развивалось родовое общество. Основным производственным коллективом
была ранняя родовая община. Родство велось по матери. Дети не всегда
знали своего отца. Позже зародилась парная семья. Но счёт родства продолжала вестись по материнской линии. В бронзовом веке в результате
перехода к скотоводческо-земледельческому хозяйству труд мужчины
приобрел большее значение. Материнский род уступил место отцовскому. Парная семья (не совсем устойчивая) перешла в моногамную семью
(единобрачие). На смену коллективной собственности рода пришла
частная собственность отдельных семей. Появились богатые и бедные,
возникло имущественное и общественное неравенство.

Методическая разработка урока по теме "Происхождение и хозяйство славян" предназначен для студентов 1го курса по специальности "Технология и машиностроение".

ВложениеРазмер
khozyaystvo_drevnikh_vostochnykh_slavyan.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Происхождение и хозяйство славян. (слайд -1)

  • рассказать о предках славян, выделить основные восточнославянские племена, дать характеристику их быта занятию, языка, указать основные места расселения;
  • углубить знания о религии восточных славян, пантеоне богов, языческих праздниках;
  • содействовать воспитанию уважения к истории древней Руси.

Тип урока : изучение нового материала, лекция с элементами беседы и самостоятельной работы студентов с учебником Артемова.

Термины и понятия урока.

Вече ( от старославянского веет) — народное собрание племен. В Киевской Руси орган городского управления и самоуправления. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право. Впервые вече упоминается в Повести врем. Лет под 997г.

Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.

Люди — свободные общинники.

Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.

Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.

Перелог – 2,3 года пользовались землей а когда истощалась переходили на другое место.

Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.

Старейшины — родоплеменная знать.

План работы: (слайд -2)

  1. Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины.
  2. Общественный строй и социальные отношения восточных славян.
  3. Религия Восточных славян.

Эпиграф к уроку. (слайд-3)

Знакомство учеников с темой урока, целями и задачами изучения нового материала.

Характеризуя материальное производство необходимо отметить два момента:

  1. Различные стороны полезности одной и той же вещи человек открывает не сразу, а по мере развития науки, техники, совершенства собственных знаний. Это влечет развитие многообразных видов деятельности.
  2. Удовлетворение потребностей человека происходит от элементарного, случайного продуктов природы, через простое производство необходимого продукта, к производству прибавочного продукт – излишков, которые могли выступать как продукт обмена.

Первым признаком цивилизации является определение летоисчесления

Вторым знание место расположение своего народа и его соседей.

«Да будет мне стыдно, - и слова своего никогда не нарушу.

1тыс. н.э. – Великое переселение народа. (слайд-3)

Хозяйство древних восточных славян. (слайд-5)

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II-V веках было земледелие

Существовали различия в системе земледелия восточных славян живучих на севере и на юге.

На южных плодородных землях люди занимались земледелием (слайд-6)

в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или Подсечно-огневой форме.

Работа с учебником определить какой виз земледелия существовал у северных и южных народов? В чем особенности? Записать в тетрадь.

Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах.

Земледельческие культуры: просо, рожь (жито), пшеницу, ячмень.

Технические с.х. культуры: лен, конопля

в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска). (слайд-7)

Широко применялись рало - примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Главным было внешняя торговля (хлеб, воск, мед, меха, торговали с Римом и Византией.

Определите по карте знаменитый торговый путь?

Развитие хозяйства восточных славян на Севере.

Подсечная система(огневая) применялась чаще всего в северных лесных края где болотистая и лесистая местность, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Орудия труда: топор, мотыга, соха, заступ.

Промыслы: лыкодерство, бортничество, солеварение, охота, рыболовство.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т.е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

Разложение родовой общины(слайд-9,10,11)

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток - вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и другие, а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Пока славяне жили вместе между реками вислой и Днепром в предгорье Карпат они говорили на одном языке праславянском ( понятном для всех славян).

Расселение славян после распада праславянской общности.

Записать в тетрадь.

Первоначальной формой общественного устройства была родовая община.

ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

Родовая община – это коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

Постепенно на смену родовой общины пришла соседская, одна из причин перехода ( предпосылка образования государства) стал переход к от подсечного земледелия к пахотному. Одна семья могла обрабатывать участок не требующий больших физических затрат,

Соседская община –более дробное объединение, основанное на выделение из рода отдельных семей.

Родоплеменная знать: племенные вожди: князья, родовые старейшины, жрецы –волхвы. (слайд-12)

1. Освоение человеком природы. Присваивающее и производящее хозяйство.

2. Неолитическая революция.

3. Родоплеменной строй, зарождение искусства и религиозных представлений.

Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.

Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Производящее хозяйство – это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию. Давайте попробуем перенестись в те далекие времена, когда существовало совершенно примитивное общество.

Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества, который длился около 650 тысяч лет. Расселение первобытных людей происходило неравномерно. Первоначально они населяли восточную часть Африки, Южную Азию и южную часть Европы. Там археологи нашли самые древние каменные орудия труда. В этих районах жили австралопитеки, которые использовали в качестве оружия палки и острые камни. Но, по заключению ученых, вряд ли австралопитеки были предками современного человека. Человек умелый считается его предшественником, который, судя по найденным останкам, жил одновременно с австралопитеками примерно 2,5 млн. лет назад. Он уже передвигался на двух ногах и изготовлял орудия из камня.

Около 250-400 тысяч лет назад на большей части Европы и Азии преобладающим видом первобытных людей становятся неандертальцы. В конце раннего палеолита начинается период резкого изменения климатических условий, к которым неандертальцы не смогли приспособиться и исчезли. Повсеместно утвердился человек кроманьонского типа – человек разумный.

Первобытнообщинный строй уже выявил задатки образования общества. Люди селились группами. Совместно добывалась пища и осуществлялся основной труд. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род.

Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были ещё слишком примитивными. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, общее дело заставляло людей договариваться между собой и делиться опытом, что привело к развитию речи.

Люди стали изготавливать орудия и приспособления, которые помогали им охотиться на животных, добывать огонь, наблюдать за природными явлениями, делать жизнь более легкой. Первобытнообщинный строй не знал разделения на классы, государства и страны. Он характеризуется коллективной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду.

Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Переход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о неолитической революции. Появляется новая техника изготовления орудий труда – пиление, шлифование, сверление. К этому времени относится зарождение керамики и ткачества. Одним из самых серьезных достижений неолитической революции стало изобретение колеса.

Самые древние стоянки первобытных людей на территории нашей страны – это находки в Алтайском крае, в Амурской области, стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, на Средней и Нижней Волге, в Якутии и Заполярье.

Для неолита характерен развитый родоплеменной строй. Во главе рода стояли наиболее мудрые старейшины. Возникают первые объединения родов – племена, начинает выделяться племенная верхушка. В условиях прочной оседлости, период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм являются религиями доклассового, родоплеменного общества.

Таким образом, первобытнообщинный строй не знал разделения на классы, государства и страны и был первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества, задатками которого являлась родовая община. Это группа людей, объединённых родственными связями, общим трудом и бытом.

От присваивающего хозяйства с появлением скотоводства и земледелия произошел переход к производящему хозяйству. Началась неолитическая революция – переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Работа профессора Харари основывает свой отчет на истории человечества в рамках естественных наук, в частности эволюционной биологии: он рассматривает биологию как установление границ человеческой деятельности и культуру как формирование того, что происходит в этих пределах. История – это учет культурных изменений.

Харари исследует историю человечества от эволюции архаичных человеческих видов в каменном веке до XXI века, сосредотачиваясь на Homo sapiens.

Тренировочные задания

1. Когда появился человек умелый? (об этом нет информации в теоретическом материале)

а) 2–2,5 млн. лет назад

б) 4–3 млн. лет назад

в) 100–40 тыс. лет назад

г) 6–5 тыс. лет назад

а) 2–2,5 млн. лет назад

Разбор задания:

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на Земле был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя человеческого социума. На двух ногах ходил Homo habilis и имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло около 2–2,5 млрд. лет назад.

Подсказка: обратитесь к хронологии Истории первобытной эпохи

2. Заполните пропуски в тексте.

Основными занятиями населения были _____ и собирательство. Такой тип хозяйства называется ______________. Переход к _______________ хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о _____________________.

Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Переход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о неолитической революции.

Разбор задания:

Основная литература по теме урока:

• История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013

• Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Урок 2.Древнейшие люди. (§1)

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ключевые понятия темы:

Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.

Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.

Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)

Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.

Родовая община объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

Основные даты:

Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)

Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда

40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)

План изучения нового материала.

1. Наши далёкие предки.

3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).

4. Овладение огнём.

Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.

Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

Но только очень быстро. Начали!

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

(Показывает презентацию.)

Наши далекие предки.

Первые занятия древнейших людей.

Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?

III. Работа по теме урока

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.

1. Наши далекие предки

В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.

Где жили древнейшие люди?

На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?

Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики - английскими учеными с мировым именем - в ушелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.

Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

(Ответы учеников и работа над созданием кластера)

А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?

Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.

Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.

(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)

Интересные факты

Что случилось с волосами?

Почему человек ходит на двух ногах?

Почему увеличился размер мозга наших предков?

Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?

Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.

2. Орудия труда

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

Как вы думаете, что это значит?

Почему человек делал это?

Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.

(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей

— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)

Как охотились древнейшие люди?

Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

Хищник и его жертва.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим.

4. Овладение огнем

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв!

Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.

Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

признаки человеческого стада выражены словами:

Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)

Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.

С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.

Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.

Подведение итогов урока

§ 1. Дифференцированное задание:

Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.

Читайте также: