Мастер класс для педагогов доу очень интересный и необычный театральная деятельность

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение и специфика театрального искусства в жизни ребенка (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

Как раскрыть эмоции ребенка? Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.(воспитатель Жукова Л.А.);

Роль педагога при организации театрализованной деятельности (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

Этапы работы над образом персонажа ( старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

Значение и специфика театрального искусства

Еще Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Именно игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

При организации театрализованной деятельности в группе мы все сталкиваемся с главной проблемой – это не умение ребенка отобразить выразительный образ принятого на себя персонажа, его стеснение, зажатость, не умение выразить эмоции.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Придумано кем-то умно и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Далее предлагается встать всем участникам встать в круг, ведущий встает в центр и предлагает каждому участнику, передавая маску, по очереди представиться.

Далее проводиться маленький эксперимент. Для этого мне нужен один человек из зала. Исполните фрагмент любой детской песни.

- расскажите о своих ощущениях. Какие чувства Вы испытали, выходя сюда и исполняя песню? (страх, волнение, неуверенность, замешательство)

- с чем это связано? (много людей, трудно петь перед большой аудиторией)

Вот это состояние страха провоцирует психологическую зажатость. Взрослому было страшно, неловко. Представляете, что испытывает ребёнок? В такой ситуации он оказывается часто. Конечно, есть смелые, активные дети, но сколько робких, застенчивых, но по-настоящему талантливых детей. Чувствующих, но не умеющих выразить свои чувства.

Моя задача снять эту психологическую зажатость:

1. Научить раскрепощаться, обрести уверенность в себе.

2. Затем обучить детей навыкам проявления различных эмоций с помощью мимики, жестов, интонации.

3. Воспитать в детях способность сопереживать, определять эмоциональное состояние других.

Сегодня на мастер-классе я принесла то, что помогает мне решать эти задачи.

Какой ведущий вид деятельности у дошкольников? (Игра) Поэтому первое, что я беру в руки - игрушка (зайка). Теперь Зайка исполнит песню из того же репертуара.

- что изменилось в ощущениях?

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться –

Стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке

И смотрит на волну,

И плавать опасается:

Пошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится —

Румянец на щеках!

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал –

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи:

Лежит под одеялами-

Мы увидели выразительные движения и разные выражения лица.

Музыкальные игры снимает психологическое напряжение, движения под музыку интересны не только детям, но и взрослым.

Как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость. Такая ситуация возможна в коллективной деятельности, где любой ребёнок чувствует себя частью коллектива и может реализовать себя.

Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось до конца дня

Хотелось бы отметить в завершении, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе по развитию эмоциональной сферы детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок эмоционально благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.

Роль педагога при организации театрализованной деятельности.

Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.

Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Конечно, особенно трудным является в работе с детьми – это работа над образом.

Существуют определенные этапы работы над образом персонажа.

Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, что ей одиноко и негде переночевать.

После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты .

Давайте и мы поговорим об этом

Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)

Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)

Какой она была, когда хотела всем понравиться?

( красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)

А она на самом деле что делала? (всех съедала)

Значит какой поступок она совершала?

( притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

Второй этап - работа над мимикой . Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.

Предлагаем детям ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Задание - выбрать те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа.

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.

Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД

Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".

Четвёртый этап - работа над голосом. Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа.

Здесь нам поможет прием - " Интонационная выразительность",

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!" . Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки. Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

Пятый этап – Этюды. Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.

Используем прием - и нсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить об эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Сценки для обыгрывания

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!

Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Лисица:

Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:

А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять :

Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

артикуляционная гимнастика ;

упражнения на дыхание , дикцию , силу голоса ;

психогимнастика ;

упражнение на ритмопластику .

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

ВложениеРазмер
stsenariy_masterklassa.docx 33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы и желания детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка . Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно. Можно использовать коврограф Воскобовича

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих способностей.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
Введение в проблему



М.Р.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Что же такое музыкально-творческие способности?
Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение, обучаемость в области музыки.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
М.Р.
На столе лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача выбрать фразы, соответствующие понятию, выведенному на экран.
Творчество – это…
1.Высшее проявление активности человеческой деятельности.
2.Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
3.Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
4.Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.
Музыкальные способности – это…
1.Компонент музыкальной одаренности.
2.Музыкальные ощущения и восприятия.
3.Музыкально-слуховые представления.
4.Способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами.
Театр– это…
1.Мир идей и творческих образов.
2.Зрелище.
3.Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
4.Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
Педагоги работают в подгруппах, озвучивая свой вариант ответа.
М.Р. Театральный компонент музыкальный занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности музыки, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики и жестов. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Содержание музыкальных занятий в совокупности с театрализованной деятельностью, как правило, нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.
Авторский подход к решению проблемы.
М.Р.
Мы не будем сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-дошкольников. Остановимся на том, что любое театрализованное представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды, безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности дошкольников.
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т.д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
1.Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.


Презентация на тему: Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

3. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованного представления.

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

3. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованного представления.

Планируемый результат: Мотивация присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Структура мастер - класса

1. Актуализация. Постановка проблемы. Средства, методы и приемы.

2. Тренинг. Игры на развитие дикции, обогащение эмоциональной сферы, владение жестами.

Ход мастер-класса:

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театральной педагогике и пополнить вашу методическую копилку методами и приемами проведения театрализованной деятельности, а так же играми и упражнениями, которые направлены у детей на развитие мастерства и сценического умения.

Предлагаю вашему вниманию цель, задачи, планируемый результат, образовательный продукт и структуру мастер- класса.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей но,по моему мнению театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей:

развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

созданию атмосферы творчества;

личностно-социальному развитию детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или мероприятии.

Выбор именно такого направления в моей работе обусловлен рядом причин.

Во-первых - специфика работы воспитателя и инструктора по физической культуре предусматривает проведение различных праздников и развлечений, в ходе которых дети должны выполнять различные роли, передавать характерные особенности того или иного персонажа.

Во- вторых - привычку к выразительной публичной речи, эмоциональной передаче какого либо образа, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед большой аудиторией.

Проанализировав состояние творческих умений своих воспитанников, я сформулировала проблему – развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности, это и стало основной целью моей работы.

Отсюда определились задачи моей работы:

1. Развитие выразительной речи у детей.

2. Развитие их эмоциональной сферы.

3. Развитие навыков эмпатии (язык жестов и двигательных умений)

Самое важное на мой взгляд в работе по развитию творческих способностей это сформировать у ребёнка представление о том чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые я и использовала в своей работе.

Например, для развития выразительности речи детей каждый день провожу артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.

Часто использую фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.

Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма использовала игровые упражнения В. В. Емельяновой.

Для развития памяти, воображения, фантазирования использовала этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов.

Для развития сценической речи при работе над постановками использовала речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого.

Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.

Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: да-да-да

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: ла-ла-ла

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: ба-ба-ба.

Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вы хотите поиграть?

Бывает, без сомнения,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)

Сейчас мы с вами будем развивать быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами. Я буду задавать вопросы, а вы быстро будите отвечать на них: Вот так! Сопровождая ответ жестами. Делаем все четко и быстро.

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).

Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

Тихо, тихо, открывайте глазки, начинаем сказку мы для вас:

Про Царя и Щуку, Машу и Емелю сами вы увидите сейчас.

Мы старались, сказку вспоминали, а потом учили мы стихи.

Песни подбирали, и костюмы шили и сюда нарядные пришли.

4. Рефлексия

А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И у себя в саду вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Читайте также: