Характеристика спортивных школ как учебно спортивных учреждений

Обновлено: 05.07.2024

Физическое воспитание детей, а также организация физкультурно-спортивной работы - одна из первоочередных задач государства. С этой целью создаются детско-юношеские спортивные школы всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР) (далее - спортивные школы), а также другие учреждения, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивные клубы и другие физкультурно-спортивные организации.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения по организации деятельности спортивных школ. Основным документом, регламентирующим деятельность спортивных школ, являются Методические рекомендации .

Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

Как определено п. 1.1 данных Рекомендаций, спортивная школа представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей, организация которого осуществляется в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233. Максимальный возраст обучающихся в спортивных школах не должен превышать 18 лет (для учащейся молодежи - 21 года), минимальный - четырех. Последнее возможно при следующих условиях (п. 3.2 Методических рекомендаций):

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы с методикой физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или прохождение им специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.

На спортивные школы возлагаются как общие задачи организации образовательного процесса, так и реализация политики в области физической культуры и спорта (см. таблицу).

К сведению. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта РФ по олимпийским видам спорта. Условиями функционирования СДЮШОР являются (п. 1.7 Методических рекомендаций):

  • наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;
  • наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;
  • наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;
  • наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования по видам спорта;
  • традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
  • наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в СДЮШОР.

Невыполнение возложенных на спортивную школы функций и задач, реализация образовательного процесса не в полной мере, причинение вреда жизни и здоровью обучающихся, а также нарушение их прав и свобод влекут применение к учреждению соответствующих предусмотренных законодательством РФ видов ответственности (п. 1.2 Методических рекомендаций).

Спортивным школам разрешается создавать структурные подразделения по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

Организация спортивной подготовки. Она основывается на реализации этапов подготовки учащихся спортивных школ и предусматривает многолетний период подготовки. Выделяют следующие этапы подготовки:

  • спортивно-оздоровительный. Данная группа формируется как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;
  • начальный. Набор в эту группу при наличии большого количества желающих осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности;
  • учебно-тренировочный. На данном этапе обучаются лица, проходившие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года. Еще одним условием зачисления на этот этап подготовки является выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;
  • спортивного совершенства. Указанный этап подготовки распространяется на спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;
  • высшего спортивного мастерства. На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне нормативов мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Стоит отметить, что в целях повышения спортивных результатов региона на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом. Кроме того, учащиеся спортивных школ в случае зачисления их в целях повышения спортивного мастерства в УОР или ШВСМ имеют право выступать за школьную команду, но не более двух лет.

Зачисление в каждую из групп подготовки осуществляется на основании приказа директора спортивной школы. Перевод в группы спортивной подготовки производится на основании решения тренерского совета. При принятии решения совет руководствуется стажем занятий учащегося, выполнением им контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключением врача (медицинской комиссии) (п. 3.13 Методических рекомендаций).

Приведем организационную структуру спортивной подготовки.

"+" - основные этапы подготовки;

"*" - рекомендуется при наличии условий и возможностей;

На каждом этапе подготовки проводится анализ деятельности спортивной школы. При этом используются следующие критерии (п. 2.4 Методических рекомендаций):

а) стабильный рост общей физической подготовленности обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;

б) уровень усвоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

а) стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

б) динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

в) уровень усвоения основ техники в избранном виде спорта;

а) состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

б) динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

в) уровень усвоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

г) выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;

а) уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

б) динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

в) зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;

а) стабильность успешных выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;

б) достижение результатов уровня сборных команд России.

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой. В случае отсутствия указанных нормативов учреждения вправе придерживаться нормативов, представленных в Методических рекомендациях.

Также стоит отметить, что продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов (п. 4.7 Методических рекомендаций).

Организация учебно-тренировочного процесса. Данный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально (п. 4.1 Методических рекомендаций).

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. К проведению учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Круглогодичность учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул поддерживается в виде организации спортивно-оздоровительных лагерей. Порядок привлечения работников к работе в них определяется в соответствии с Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденными Приказом Минобразования России от 29.03.1993 N 113.

Методическими рекомендациями установлены и сроки проведения учебно-тренировочных сборов. Так, для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, спортивной школе рекомендуется проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к муниципальным, региональным и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям (п. 4.8 Методических рекомендаций). Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в состав сборных команд РФ (п. 4.9 Методических рекомендаций).

Медицинское обслуживание и контроль. Как определено п. 5.1 Методических рекомендаций, медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" (далее - Приказ Минздрава России N 337) и другими нормативными актами.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Данное обеспечение осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами и отделениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Главное условие осуществления деятельности - наличие лицензии на выполнение работ и оказание услуг по медицинской деятельности (в области лечебной физкультуры и спортивной медицины).

Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ осуществляется:

  • специалистами соответствующих поликлиник - для допуска к занятиям в группах начальной подготовки;
  • специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений - для допуска к занятиям в группах спортивного совершенствования.

Медицинское обеспечение может осуществляться в медицинских кабинетах. Дело в том, что согласно Приказу Минздрава России N 337 медицинский кабинет является структурным подразделением врачебно-физкультурного диспансера либо иного лечебно-профилактического учреждения или спортивной организации.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение по организации такого кабинета. В частности, его деятельность заключается:

  • в организации и проведении лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных травм и заболеваний;
  • в организации медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных сборов и соревнований;
  • в проведении экспертных осмотров лиц различных возрастных групп, занимающихся физической культурой и спортом, с целью раннего выявления заболеваний, оценки уровня физического развития и функционального состояния и подготовки соответствующих рекомендаций.

Учебно-спортивная база спортивной школы. В силу п. 6.1 Методических рекомендаций спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 26.05.2003 N 345 (далее - Табель оснащения спортивных сооружений), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 N 190/л (далее - Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем).

Например, в отношении олимпийских видов спорта Табель оснащения спортивных сооружений определяет номенклатуру и необходимое количество оборудования и инвентаря и других спортивно-технологических средств на спортсооружениях, предназначенных для проведения массовых занятий по физической культуре и спорту, учебно-тренировочного процесса и соревнований с начинающими спортсменами и спортсменами массовых разрядов. Количество оборудования, инвентаря и других технологических средств в перечнях по видам спорта рассчитано на одно специальное по данному виду спорта спортивное сооружение, соответствующее строительным нормам, нормам единовременной пропускной способности, санитарно-гигиеническим требованиям и - главное - правилам проведения соревнований.

Также в Табель включены основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на этих спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.

Например, применительно к занятиям баскетболом спортивные школы должны быть оборудованы по следующим нормам:

В соответствии с Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем при приобретении спортивной одежды, обуви и инвентаря для занятий баскетболом спортивная школа обязана руководствоваться следующими нормами:

Обеспечение учащихся и тренеров-преподавателей спортивных школ, специализирующихся по баскетболу, спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем индивидуального пользования

При отсутствии в спортивных школах собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов должны быть предусмотрены расходы на их аренду (п. 6.2 Методических рекомендаций).

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Герасимов Александр Иванович

Москва 2017 год

СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАН ИЯ………………………………………………………………………………………..…4

ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕН ИЯ…………………………………………………………………. 7

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ …………………………….….8

Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009. №1101-р, определила основной курс системы образования в области физической культуры и спорта : создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. [1]

Для достижения целей и задач, определенных в стратегических документах, необходима модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях, включающая совершенствование и расширение материально-технической физкультурно-спортивной базы общеобразовательных учреждений.

На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта , которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.

Настоящие рекомендации подготовлены во исполнение указанного поручения и адресованы органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам.

Основными принципами развития сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений для общеобразовательных учреждений являются:

многофункциональность- возможность организации и проведения занятий по физической культуре различного формата;

возможность использования всеми возрастными категориями;

ориентация на более популярные виды спорта в конкретном субъекте РФ, общеобразовательном учреждении;

максимальное использование возможностей проектных решений через игру;

эстетическая привлекательность проектных решений;

простота, экономичность и функциональность в эксплуатации;

безопасность плоскостных физкультурно-спортивных сооружений, и оборудования.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики размещения, состава помещений и сооружений, оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов, выполняющих важную роль в формировании здоровья и развитии спортивных показателей современного общества.

Цель работы состоит в изучении особенностей спортивных сооружений учреждений основного образования.

СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Спортивные сооружения школ .

Это спортивные залы, спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные крытые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2.576--96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

Школьные спортивные залы, несмотря на их сравнительно малые размеры, относят к разряду универсальных. Они рассчитаны на проведение практических занятий, разнообразных по содержанию и по форме организации обучения. Залы подобного типа должны быть оснащены вспомогательными средствами, обеспечивающими учебный процесс. Основное требование к помещению спортивного зала общеобразовательной школы заключается в том, чтобы имеющееся в нем оборудование легко устанавливать согласно целям и задачам конкретного часа обучения, чтобы его также легко можно было убрать или трансформировать для следующего занятия. Обеспечение школьных спортивных залов оборудованием, отвечающим этому требованию, позволит решить одну из основных задач современного физического воспитания - задачу повышения эффективности и плотности уроков по физической культуре. Кроме того, в школьном спортивном зале проводят занятия спортивные секции школьного коллектива физической культуры.

Задачи обучения, методика учебно-тренировочного процесса, современное развитие науки и практики физического воспитания потребовали наличия просторного, светлого, многоцелевого, но вместе с тем строго ограниченного по профилю и назначению спортивного помещения.

Спортивные сооружения учебных заведений играют существенную роль в общей системе физкультурно-спортивных сооружений страны. В некоторых населенных местах или изолированных небольших районах городов они — единственные сооружения для физкультурно-спортивной деятельности населения.

Спортивные залы школ составляют 65 % спортивных залов страны. Однако обеспеченность учащихся спортзалами в настоящее время такова, что на 1 ученика приходится лишь 0,3 — 0,4 м 2 площади пола. Это 70 - 75 % от той нормы, по которой рассчитывались спортивные залы в отечественной практике. Разработанный в НИИ общественных зданий норматив (МГСН 4.06.96) составляет не менее 1,4 м 2 на 1 ученика, т.е. фактическая потребность в залах при трех обязательных уроках в неделю, ежедневном "спортивном часе" удовлетворена всего на 25 %. Не соответствует школьной программе и номенклатура залов, так как в основном это залы 18 х 9 м (около 45 %) и 24 х 12 м (около 30 %). Залы рассчитаны на занятия одновременно лишь одного класса, их оборудование в большинстве случаев устарело. Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Размеры спортивного зала должны быть рассчитаны на выполнение всей программы по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 18х30 м, высотой не менее 6 м.

При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16--32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать "зону" -- тренажерный зал, а также по возможности бассейн

Особое значение приобретает использование школьных залов населением. Однако это редко осуществляется из-за организационных сложностей ,а также не предусмотренного проектом автономного использования спортивной зоны школьного здания.

В каждой школе должны быть условия для занятий всеми основными видами спорта , т.к. функциональная структура каждого урока основана на комплектности, включая элементы общефизической подготовки, легкой атлетики, игр с мячом, гимнастики.

Кроме того, программами предлагаются занятия боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и соревнования по различным видам спорта . Спортивные залы школ должны быть рассчитаны на интенсивное многофункциональное использование со сменой оборудования и трансформацией зала не только между занятиями, но и в течение каждого из них.

Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соответствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми контингентами населения.

Сейчас, когда рушатся ведомственные барьеры и сняты многие ограничения, возросла необходимость пересмотреть типологические характеристики спортивных сооружений учебных заведений, чтобы попеременно использовать их различными возрастными группами и для различных видов занятий — академических, оздоровительных, спортивно-досуговых и др. Экспериментальные проекты учебных заведений последнего времени уже разработаны с учетом проведения и физкультурно-оздоровительных занятий населения. Это не только улучшило функциональные параметры, но и значительно обогатило архитектурно-пространственную композицию сооружений.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке - 19-23°С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача.

В спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое

ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Современная спортплощадка - это комплекс строительных сооружений, специальных покрытий и оборудования, предназначенных для различных видов спорта. Для того чтобы спортивная площадка или сооружение соответствовали стандартам и могли быть сертифицированы той или иной спортивной организацией, площадка или сооружение должны соответствовать правилам проведения разных игр - требованиям к поверхности, качеству покрытия и оборудования, наличию инфраструктуры и информационных систем (систем видео- и аудиооповещения).

Площадки для спортивных игр и игровые поля-представляют собой плоскостные сооружения, имеющие специальную разметку, покрытие и специальное оборудование. При определении мест размещения площадок наряду с технологическими требованиями необходимо учитывать требования санитарного законодательства и проектную документацию образовательного учреждения.

Размечая площадки для спортивных игр их следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Освещение устанавливается не ниже 2.5 метров.

Обычно на пришкольных участках оборудуются площадки для волейбола, баскетбола, минифутбола, гандбола, стритбола.

Так же специально оборудуется зона для занятий легкой атлетикой с беговыми дорожками с разметками на 30, 60, 100 метров, прыжковой ямой, разметкой для челночного бега, сектором для метания гранаты.

В составе физкультурно-спортивной зоны пришкольной территории рекомендуется предусмотреть сооружение гимнастической площадки. Места установки должны иметь прочные фундаменты. Размеры и конструкции гимнастических снарядов должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям обучающихся, и всем категориям обучающихся. Оборудование должно быть из высококачественных материалов. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной краской, острые углы в них закруглены.

Организация на пришкольной территории полосы препятствий, тренажерных и развивающих площадок способствует совершенствованию двигательных умений и навыков обучающихся. Оборудуется полоса препятствий на ровной площадке, лучший грунт- земляной с травяным покровом, либо земля с песком. Препятствия прочно закрепляются, места соприкосновения рук с препятствиями должны быть гладко обработанными.

Универсальные спортивные площадки предназначены для занятий несколькими видами спорта . Вариантов комбинаций имеется множество. Общеобразовательное учреждение может само самостоятельно составить свой вариант в соответствии с приоритетами в развитии физической культуры и спорта и интересами обучающихся. Универсальные площадки удобны компактны и расширяют диапазон образовательных услуг. Возведение таких площадок особенно подходит для небольшой пришкольной территории.

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В результате кооперированного использования сооружений достигается социально-экономический эффект, который определяется следующими исходными позициями:

- Экономия средств на строительство новых сооружений для физкультурно-оздоровительных занятий населения может быть достигнута путем использования резервов в режимах работы сооружений учебных заведений (вечерами и по воскресеньям), и сооружений сети общего пользования (утром). Реализация 8 - 10 % выявленных резервов в течение 5 лет может дать экономию в 3,5 — 5,0 % суммы ежегодных затрат на спортивное строительство.

-Улучшение типологических характеристик сооружений для кооперированного использования различными социально-демографическими группами населения. При суммировании градостроительных нормативов, определяющих потребности каждой из этих групп, появляется возможность создавать сооружения, отвечающие технологическим требованиям занятий, а также специализированные сооружения для различных видов спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.

-Сокращение времени доступности сооружений, поскольку при единой сети на каждом сооружении смогут заниматься и учащиеся, и работающие и проживающие в зоне действия сооружения.

-Экономия дефицитных городских территорий за счет кооперированного (попеременного) использования открытых полей и площадок (прежде всего — спортивного ядра) и исключения их дублирования. Когда в жилом районе одна из школ (базовая, со спортивным уклоном) или ПТУ (ССУЗ) размещается возле районного физкультурно-спортивного ядра, экономятся 0,5 — 0,7 % территории жилого района. [2]

В последние годы прослеживаются некоторые общие тенденции проектирования спортивных сооружений учебных заведений.

Увеличивается доля строительства по индивидуальным проектам. Прежде всего это относится к вузам, но и для массовых сооружений разрабатывается все больше разнообразных экспериментальных проектов, в том числе региональных. Расширяется строительство бассейнов. Интенсивнее используются участки учебных заведений. В сооружения вводятся оздоровительные элементы. Предусматривается возможность использования сооружений населением.

Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соответствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми контингентами населения. Для академических и секционных занятий каждая параллель (включающая по одному классу с I по XI) должна иметь кроме зала 30 (36) х 18 м помещения для тренажеров (9x6 или 18 х 6 м) и площадку 24 х 15 (12) м (в отдельном зале или на площади трансформируемого зала), а также зал для младших классов 18 х 12 - 24 х 15 (12) м. Начиная с трех параллелей (33 класса) целесообразен секционный трансформируемый зал 45 (42) х 24 м, делящийся на 3 части. Для 3 x 3 параллели возможен зал 75 (72) х 24 м, делящийся на 5 частей (секций), с габаритами, кратными площадке 24 х 15 (12) м, размещаемой поперек зала. Нескольким малым залам для спортивных игр и легкой атлетики следует предпочесть общие трансформируемые многоцелевые залы, желательно с несколькими рядами трансформируемых мест для зрителей. При нескольких смежных залах или

секционном зале длиной 75 м и более целесообразна беговая дорожка длиной 60 м. Для уроков физкультуры в I — IV классах и для занятий на тренажерах могут быть использованы помещения с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3 -4 м.

Для внеклассных занятий и работы с населением нужны кроме того специализированные залы для гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики. При каждой площадке в зале для занятий одного класса должно быть два блока раздевальных с душевыми и санузлами, а также инвентарная. [1]

В спортивном комплексе школы кроме спортивных залов и помещений для тренажеров должны быть тир и медико-восстановительный центр. При крупных школьных комплексах (или на группу школ) предусматривается строительство бассейна, так как программами физического воспитания предусматривается необходимость 10 занятий в год в бассейне для каждого школьника.

Однако следует учитывать тенденцию последних лет - разукрупнение школ. Уменьшается наполняемость класса. Не рекомендуется проектирование школ с численностью учеников свыше 1100 чел. (22 + 22 класса).

Вместо жесткой ступенчатой системы ведомственно разобщенных физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых сооружений вблизи жилья эффективнее создавать комплексную систему кооперированных сооружений. Одной из наиболее массовых форм такого комплекса может стать блок школьных залов. Тогда основным направлением интенсификации использования школьной базы становится создание приближенных к жилью кооперированных культурно-оздоровительных центров, где дети и взрослые занимаются культурно-массовой, просветительной, физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельностью.

Спортивные залы, как и культурно-просветительные помещения школ (актовые залы, библиотеки), при использовании их населением по 3 часа в день и по 7 часов в воскресенье полностью удовлетворяют потребность населения микрорайона (квартала) в физкультурно-спортивных и культурно-массовых занятиях.

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

1. Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки.

2. Специализированные учебно-спортивные учреждения.

3. Школы высшего спортивного мастерства.

- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основы техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

- число занимающихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы.

Критерии работы учебно-тренировочных групп [6]:

¨ состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;

¨ динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

¨ освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;

¨ освоение теоретического раздела программы;

¨ число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

Минимальным показателем для сохранения статуса детско-юношеской спортивной школы является передача не менее 2 учащихся в высшее звено подготовки в течение аттестуемого (4-летнего) периода.

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов. Время обучения на этапе начальной подготовки не более 3 лет, на учебно-тренировочном – не более 4 лет.

В ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования, длительность одного занятия в них не более 5 часов. Обучение не должно превышать более 3 лет. Уровень квалификации спортсменов-учащихся от I разряда до МС. На базе существующих ДЮСШ (достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов и обеспеченных спортивной базой и тренерскими кадрами) создаются на этапе спортивного совершенствования специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), перед которыми ставится цель – подготовка резерва для национальных сборных команд по видам спорта. Основными критериями работы СДЮШОР являются [6]:

¨ уровень функционального развития учащихся;

¨ выполнение спортсменами объема тренировочных, соревновательных нагрузок;

¨ динамика спортивно-технических показателей;

¨ результаты выступления в республиканских соревнованиях;

¨ число спортсменов, зачисленных в резервные и стажерские составы национальных команд по видам спорта.

Наполняемость в группах НП – 12–14 учащихся, группах УТ – 6–12 учащихся, группах СС – 4–6 учащихся.

Организационно-управленческая структура спортивных школ, кроме обязательных групп занимающихся, представлена администрацией (директор, заместитель директора по учебно-спортивной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе), тренерским и педагогическим советами ДЮСШ, СДЮШОР. Спортивные школы, согласно Типовому положению, могут иметь и такую форму организации занятий как, спортивные классы (на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий).




Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), в отличие от детско-юношеских спортивных школ, представляют полупрофессиональное промежуточное звено между национальными командами и спортивным резервом. Перед ними ставится цель – подготовка спортсменов высокого класса. Организация работы: группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства в режиме постоянно действующего учебно-тренировочного сбора. В них также проходят подготовку не только спортсмены-учащиеся, но и спортсмены-инструкторы штатных национальных команд. ШВСМ также методически обеспечивают развитие культивируемых видов спорта. Группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) классифицируются на:

- группы ВСМ, имеющие в своем составе призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира или Европы;

- группы ВСМ, имеющие в своем составе члена штатной национальной команды РБ;

- группы ВСМ – КМС и МС, стажеры в национальных сборах.

Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) являются детскими внешкольными учреждениями отрасли образования и комплектуются из числа дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов и средних специальных заведений. Основная цель ДЮКФП – укрепление здоровья и физическая подготовка воспитанников. Учебная работа проводится по разделам общефизической и специальной физической подготовки. Учебный план рассчитан на 46 недель учебных занятий в условиях клуба и 6 недель – спортивно-оздоровительного лагеря. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов в группах ОФП и не более 3 часов в группах СФП по нормативам групп начальной подготовки спортивных школ. Форма организации занятий в ДЮКФП – кружки общефизической подготовки. Клуб оказывает методическую, организационную и практическую помощь в проведении внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. В расписание общеобразовательных школ может включаться работа педагогов ДЮКФП, которые во внеурочное время проводят занятия в кружках (группах), сформированных из числа учащихся школы.

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки.

2. Специализированные учебно-спортивные учреждения.

3. Школы высшего спортивного мастерства.

- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основы техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

- число занимающихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы.

Критерии работы учебно-тренировочных групп [6]:

¨ состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;

¨ динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

¨ освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;

¨ освоение теоретического раздела программы;

¨ число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

Минимальным показателем для сохранения статуса детско-юношеской спортивной школы является передача не менее 2 учащихся в высшее звено подготовки в течение аттестуемого (4-летнего) периода.

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов. Время обучения на этапе начальной подготовки не более 3 лет, на учебно-тренировочном – не более 4 лет.

В ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования, длительность одного занятия в них не более 5 часов. Обучение не должно превышать более 3 лет. Уровень квалификации спортсменов-учащихся от I разряда до МС. На базе существующих ДЮСШ (достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов и обеспеченных спортивной базой и тренерскими кадрами) создаются на этапе спортивного совершенствования специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), перед которыми ставится цель – подготовка резерва для национальных сборных команд по видам спорта. Основными критериями работы СДЮШОР являются [6]:

¨ уровень функционального развития учащихся;

¨ выполнение спортсменами объема тренировочных, соревновательных нагрузок;

¨ динамика спортивно-технических показателей;

¨ результаты выступления в республиканских соревнованиях;

¨ число спортсменов, зачисленных в резервные и стажерские составы национальных команд по видам спорта.

Наполняемость в группах НП – 12–14 учащихся, группах УТ – 6–12 учащихся, группах СС – 4–6 учащихся.

Организационно-управленческая структура спортивных школ, кроме обязательных групп занимающихся, представлена администрацией (директор, заместитель директора по учебно-спортивной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе), тренерским и педагогическим советами ДЮСШ, СДЮШОР. Спортивные школы, согласно Типовому положению, могут иметь и такую форму организации занятий как, спортивные классы (на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий).

Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), в отличие от детско-юношеских спортивных школ, представляют полупрофессиональное промежуточное звено между национальными командами и спортивным резервом. Перед ними ставится цель – подготовка спортсменов высокого класса. Организация работы: группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства в режиме постоянно действующего учебно-тренировочного сбора. В них также проходят подготовку не только спортсмены-учащиеся, но и спортсмены-инструкторы штатных национальных команд. ШВСМ также методически обеспечивают развитие культивируемых видов спорта. Группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) классифицируются на:

- группы ВСМ, имеющие в своем составе призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира или Европы;

- группы ВСМ, имеющие в своем составе члена штатной национальной команды РБ;

- группы ВСМ – КМС и МС, стажеры в национальных сборах.

Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) являются детскими внешкольными учреждениями отрасли образования и комплектуются из числа дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов и средних специальных заведений. Основная цель ДЮКФП – укрепление здоровья и физическая подготовка воспитанников. Учебная работа проводится по разделам общефизической и специальной физической подготовки. Учебный план рассчитан на 46 недель учебных занятий в условиях клуба и 6 недель – спортивно-оздоровительного лагеря. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов в группах ОФП и не более 3 часов в группах СФП по нормативам групп начальной подготовки спортивных школ. Форма организации занятий в ДЮКФП – кружки общефизической подготовки. Клуб оказывает методическую, организационную и практическую помощь в проведении внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. В расписание общеобразовательных школ может включаться работа педагогов ДЮКФП, которые во внеурочное время проводят занятия в кружках (группах), сформированных из числа учащихся школы.

Читайте также: