Характеристика системы профессионального педагогического образования в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании РФ.

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

Современное педагогическое образование в России (как и во многих странах мира) представляет собой многоуровневую систему, которая состоит из средних и высших профессиональных заведений.

Среднее педагогическое образование: педагогическое училище, педагогический колледж

Высшее педагогическое образование: университет, академия, институт.

Послевузовское образование: аспирантура, курсы повышения квалификации.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Профессионально-педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена.

Задача подготовки педагогов


Е.М. ДОРОЖКИН, первый проректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования

Профессионально-­педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена.

Необходимость этого вида образования как социально-­педагогической системы была обусловлена экономическими, политическими и культурными факторами. Обучение в системе начального, среднего профессионального образования и формирование ключевых квалификаций работников, отвечающих требованиям современного производства, выполнения задач становления саморазвивающейся личности, находятся в прямой зависимости от квалификации профессионально­-педагогических работников. Кадровый ресурс экономики определяется тем, кто и как учит.

Сегодня в связи с вступлением России в ВТО вопрос качественной подготовки специалистов рабочих профессий обострился с особой силой. Существующий же профессионально­квалификационный уровень рабочих кадров российских предприятий значительно ниже выдвигаемых требований.

Одной из причин такого положения дел является недостаточный уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, что иллюстрируется следующими фактами. Высшее образование в учреждениях НПО имеют только 53,9 процента работников, в числе которых лишь 11,7 процента получили высшее профессионально-­педагогическое образование.

Специальное высшее профессионально­-педагогическое образование имеют всего 20,8 процента преподавателей, и только каждый пятый мастер производственного обучения закончил вуз. Недостаточна и квалификация мастеров по профессии: треть из них имеют рабочий разряд ниже присваиваемого выпускникам учебных заведений НПО.

Переход к частично местному финансированию обусловил децентрализацию управления НПО, СПО и автономность в принятии решений, кого и как готовить: профессии, квалификации, учебные планы и программы. Повсеместно в учреждениях начального профобразования возникает противоречие между предложенной свободой в принятии решений и неумением ею воспользоваться. Система начального и среднего профобразования не успевает быстро реагировать на новые процессы на рынке труда из­-за недостаточного образовательного уровня работающих в ней специалистов.

Формирование системы ППО

Современные стратегии модернизации высшего профессионального образования ориентируют его на субъектные роли в развитии экономики. Существенное значение в этих вопросах отводится техническим вузам. Гуманитарные же, в основном педагогические, рассматриваются как социально ориентированные учебные заведения, и в модернизационных процессах их функционирование предопределяется оптимизацией, передачей на уровень субъекта федерации или ликвидацией. Профессионально-­педагогическое образование никак не сопрягается с педагогическим по функционально-­целевому назначению. Постоянно возникают дискуссии о профессиональной педагогике и необходимости или ненужности этого вида образования.

Лучше всего на возникающие вопросы отвечает исторический анализ становления и развития профессионально-­педагогического образования. Его возникновение относится к рубежу XIX-­XX веков сначала как дополнительная одно­-двухлетняя подготовка на базе высшего образования, затем были организованы специализированные учебные заведения, реализующие образовательно­профессиональную программу. Она характеризовалась сложностью, связанной с интеграцией специальностей, отраслевой и психолого-­педагогической составляющих подготовки. Научное обеспечение развития ППО было недостаточным, что обусловливалось дефицитом квалифицированных научно-­педагогических кадров. Развитию ППО препятствовало противоборство сторонников и противников этого вида образования.

К 1937 году все высшие специализированные учебные заведения ППО были закрыты, а подготовка осуществлялась только через краткосрочные формы обучения, продолжавшиеся от нескольких дней до 6 месяцев.

К 1942­1943 годам, учитывая сложившуюся экстренную ситуацию, были созданы индустриально­-педагогические техникумы, педагогические отделения при отраслевых вузах, учебные заведения дополнительного ППО.

Таким образом, наблюдалось частичное восстановление организационной структуры ППО.

В 1979 году был открыт Свердловский инженерно­-педагогический институт. Открытие этого специализированного вуза обусловлено:

  • изменениями в технике и технологии производства, в содержании труда рабочих промышленности и сельского хозяйства, выдвигающими высокие требования к педагогам профессионального обучения;
  • необходимостью подготовки педагогов профессионального обучения, способных выполнять совмещенные функции преподавателя общетехнических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения;
  • возможностями профессионально­-педагогического вуза, который является целостной и органичной организационной формой, обеспечивает необходимый уровень педагогического мастерства, теоретической и практической отраслевой подготовки и владение рабочей профессией;
  • высокой текучестью педагогических кадров в системе НПО.

Дальнейшее развитие системы ППО знаменуется созданием в 1987 году учебно­методического объединения по инженерно­педагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно-­педагогического института.

Из этого следует, что организация и развитие профессионально-­педагогического образования в России следовали за производственными изменениями. Усложнение и развитие производства всегда требовало адекватных изменений и в этом виде образования. В настоящее время ППО ориентировано на реализацию задач опережающего развития системы качественной подготовки педагогических кадров для профессиональной школы.

Дальнейшее развитие

Ведущая роль в решении этих вопросов принадлежит Российскому государственному профессионально­педагогическому университету – единственному в России вузу, для которого подготовка педагогов профессионального обучения является основной функцией. На базе университета располагается учебно­методическое объединение по ППО России, в состав которого входят 222 образовательных учреждения, в том числе 134 вуза и 88 колледжей.

РГППУ координирует научно­-методическое, организационно­-управленческое, правовое, методологическое развитие профессионально­-педагогического образования. Университет развивает традиционные связи с профессионально­-педагогическими вузами Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Армении и других стран. С ними осуществляется обмен как преподавателями, так и результатами теоретических, научно­методических исследований, а также образовательными программами и их сопровождением. Университет совместно с 16 вузами Западной Европы, Северной Америки и Юго­-Восточной Азии активно участвует в международных научных проектах. Таким образом, на сегодняшний день система профессионально­-педагогического образования в России представляет собой сеть высших учебных заведений, в структуре которых функционируют факультеты профессионально­-педагогического образования, профессионально­-педагогические колледжи и региональные центры повышения квалификации работников профессионального образования.

Стратегия подготовки специалистов рабочих профессий предполагает оптимизацию и дифференциацию подготовки по прикладным квалификациям на базе СПО, специализированных центров, систем внутрифирменной подготовки. Это отразится на организации профессионально­педагогического образования. Очевидно, что вся система ППО должна трансформироваться в вариативную схему, где подготовку для обучения рабочих можно получить по различным образовательным программам. При этом важно отметить, что необходимость в глубокой интегративной подготовке педагога – отраслевой, психолого­-педагогической и по рабочей профессии – будет достаточно высока.

Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – узком и широком (расширительном).

Чаще всего педагогическое образование рассматривается как система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). В этом же смысле есть основания говорить и о педагогическом образовании лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации 42 .

Относительно самостоятельными видами педагогического образования стали дефектологическое образование, инженерно-педагогическое образование, профессионально-педагогическое образование. В последние годы получают признание и такие виды, как правовая педагогика (педагогическая юриспруденция), управленческая педагогика (менеджмент в образовании).

Главная специфика педагогического образования, как хорошо известно, связана с повышенными социальными ожиданиями к качеству и эффективности профессиональной деятельности и личности педагога.

С начала 90-х годов наметилась тенденция на преодоление узкоутилитарного подхода к педагогическому образованию как форме подготовки учителя. Получила развитие, что вполне закономерно для современного этапа развития общества, идея о необходимости качественно нового педагогического образования, которое позволяло бы ему не просто решать узкопрофессиональные задачи, а быть универсальным, содействовать более полному освоению человеческой культуры и ее воплощению.

Все более актуализируется такие общественно значимые задачи учреждений педагогического образования как организация анализа образовательной практики и содействие развитию региональных образовательных инфраструктур (последнее подкрепляется естественной потребностью российских регионов в создании собственных центров образования и культуры). Особая роль педагогического образования состоит и в том, что оно является одновременно и средством обеспечения одного из ведущих комплексных прав человека современной эпохи – права на получение качественного образования, и условием обеспечения защиты обучающихся, прежде всего, конечно, детей, от некомпетентного воздействия на них со стороны взрослых - от родителей до учителей и педагогов профессиональной школы.

Характеристика педагогического образования будет неполной без хотя бы краткого исторического экскурса его становления.

Каждый из этапов развития такого образования требовал соответствующих, адекватных динамике общественных отношений, изменений в структуре, организационных формах и содержании подготовки педагогов.

Педагогическое образование учителей для начальной и для средней школы сначала осуществлялось раздельно. Но уже в том же XXI веке стала вестись регулярная подготовка учителей для начальной школы началась. Подготовка эта осуществлялась в 3 вариантах.

Первый вариант -специализированное профессиональное педагогическое обучение преимущественно в учительских семинариях, церковно-учительских и "второклассных" школах. Вучительских семинариях, подчиненных непосредственно Министерству народного просвещения, программа обучения включала, в частности, закон Божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику (с начальными сведениями из алгебры и геометрии), естествознание физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения русскому языку и арифметике. Срок обучения в таких семинариях составлял 4 года. В открытых во второй половине столетияучительских семинариях, подчиненных земствам(своего рода аналог современных российских муниципальных образовательных учреждений), сроки обучения увеличились до 7 лет, увеличилось и число преподаваемых предметов (помимо названных, стали преподаваться анатомия, физиология, законоведение и иные предметы). Вцерковно-учительских школах(обучение в них длилось 3 года) курс обучения включал такие ведущие предметы, как закон Божий, историю церкви, церковнославянский язык, церковное пение, иконопись."Второклассные" учительские школы(в них обучение длилось от 1 до 3 лет) открывались, главным образом, на окраинах Российской империи; в них готовились учителя для школ грамоты.

Как можно видеть, первый вариант педагогического образования был ориентирован на подготовку учителя под конкретный тип начальной школы, соответственно и учебные курсы строились с учетом такой строгой организационно-образовательной иерархии.

Второй вариантподготовки учителей начальной школы встраивался специфическим образом в курс неполного среднего образования (особенно это было хорошо видно в женских гимназиях и епархиальных училищах). Основной формой педагогического образования по этому варианту были педагогические курсы. Для учащихся предусматривались специальные программы по педагогике, цель которых состояла в ознакомлении учащихся с педагогическими процессами и терминологией, расширении кругозора.

Третий вариант педагогического образования учителей начальной школы предполагал дополнительную к общему образованию профессиональную педагогическую подготовку. С этой целью создавались педагогические курсы (1-3 года обучения). С началом в 1907 году дебатов о введении всеобщего обучения были разработаны правила о курсах, рассчитанных на 2-3 года. Занятия подразделялись на теоретические и практические. Обучение на курсах включало общеобразовательные предметы, педагогику, дидактику, училищеведение, гигиену, методику начального обучения. В соответствии с местными потребностями" дополнительно изучались пение, музыка, огородничество, рукоделие, ручной труд, предполагалось введение и педагогической практики.

Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специальные педагогические институты (3 года обучения) в составе университетов. Учебный план институтов (утверждался собранием профессоров университета) включал избранную специальность и методику преподавания предмета. Уместно в данном случае подчеркнуть, что одним из первых педагогических институтов перешел в разряд университетов Петербургский Педагогический институт, инициатором которого стал один из наиболее выдающихся российских министров просвещения С.С. Уваров.

С 1835 г. срок подготовки учителей для гимназий и уездных и уездных училищ был увеличен до 4-х лет. В обучении применялись собеседования студентов с профессорами, диспуты, занятия семинарского типа, практические упражнения, пробные лекции, "примерные уроки" с последующим разбором. Каждый учитель готовился для преподавания 2-3 предметов.

С 1859 года реализовывалась и другая модель подготовки учителей с университетским образованием. После упразднения педагогических институтов открыты двухгодичные педагогические курсы (принимались выпускники историко-филологических или физико-математических факультетов). Это дополнительное профессиональное образование предполагало общепедагогическую и методическую подготовку. Во 2-й половине 19в. основную часть профессионально подготовленных учителей для классических гимназий выпускали историко-филологические институты в Петербурге (осн. в 1867) и Нежине (1875), государственные учебные заведения, приравненные к вузам.

В конце XIX – начал XX вв.в России сложились предпосылки возникновения высшего педагогического образования. Большое влияние на это оказало широко развернувшееся общественно-педагогическое движение, а также теоретические исследования П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Л.И. Петражицкого, В.М.Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, А.П.Нечаева и др. подвижников. Содержание образования строилось на основе идеи К.Д.Ушинского о всестороннем изучении ребенка.

В начале ХХ столетия обозначились две концепции университетского педагогического образования. Первая концепция основывалась на идее организации профессиональной подготовки на кафедрах педагогики или на педагогических факультетах. Одной из первых таких моделей педагогического факультета разработана группой московских профессоров (Б.И.Дьяконов, А.Н.Реформатский, В.А.Ванер, Г.И.Россолимо и др.). При этом предполагалось совмещение теоретического обучения педагогике с организацией научно-исследовательской работы. Для проведения педагогической практики при факультете организовывались "вспомогательные" учебные заведения.

Второй концептуальный подход предполагал послеуниверситетское образование и имел выраженную преимущественную научно-исследовательскую педагогическую ориентацию. Скажем, проекту К.П.Яновского предполагал двухгодичную подготовка по избранному предмету и по двум дополнительным. На первом курсе изучалась педагогическая теория, на втором организовывалась практика в школе. Этот проект достаточно успешно был реализован в Московском педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина.

В этот же период сложилась и интегральная модель педагогического образования, в которой профессиональная педагогическая подготовка совмещалась с получением высшего образования, по уровню близкому к университетскому (Высшие женские курсы). В первые два года в лекционной форме давалось общенаучное образование, а затем – педагогическая практика в гимназии или в начальной школе. Педагогическая подготовка осуществлялась (по самостоятельно разработанному учебному плану) в группах специализации при кафедре.

В двадцатых года активизировались теоретические исследования и практика работы школ при АКВ (Академия коммунистического воспитания), опытных станциях Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), в которых были найдены продуктивные подходы к индивидуализации профессиональной подготовки учителей. Особое внимание уделялось педагогической технике, овладению различными педагогическими технологиями (лабораторный, исследовательский и др. методы, драматизация и т.п.). В учебные планы институтов для всех студентов включен раздел "Практикум саморазвития". Содержание и технологии педагогического образования в централизованном порядке официально не регламентировались; утверждение программ и планов оставалось прерогативой Губполитпросвета.

В начале 1930-х годов учебный план педвуза составлял около 2100 часов; из них 530 отводилось на курсы основ марксизма-ленинизма, 510 - на общеобразовательные предметы, 180 - на иностранные языки, 330 - на физкультуру и военную подготовку, 570 - на педагогику, педологию, психологию и методику, причем на собственно педагогику отводилось 240 часов. Основными задачами программы по педагогике были формирование педагогического "кредо" на основе марксизма-ленинизма и умения "подойти к ребенку". Однако проблема качества подготовки педагогических работников оставалась явно нерешенной, так как акцент на партийно-политическую составляющую педагогического образования был явно недостаточнее и однобок.

Это стало одной из основных причин принятия в начале 1930-х годов постановлений ЦК ВКП (б) о школе, после чего Наркомпрос взял курс на повышение качества педагогического образования на основе принятых в школьном обучении принципов политехнизма и коммунистического воспитания. Разрабатывались единые учебные планы, стабильные учебники для педагогических учебных заведений и т.п. В 1935 Накромпрос ввел для высшей педагогической школы новые по всем факультетам, кроме исторического, учебные программы, ведущее место в которых заняли специальные дисциплины. Значительное время отводилось на овладение педагогическим мастерством и факультативные курсы и консультации, дававшие возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов. Для педагогических техникумов учебный план был разгружен за счет курсов политэкономии, школьной гигиены, практикума по изготовлению наглядных пособий; устранены несогласованность между отдельными предметами, уменьшен был (хотя и ненамного) объем изучения физики и химии.

После постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1936 о педологии, которая объявлялась буржуазной псевдонаукой, система подготовки учителей была полностью взята под контроль государства. Возобладал подход к учителю как идеологическому работнику; основной задачей педагогического образования было объявлена массовая подготовка кадров учителей, проникнутых идеями коммунизма.

Все учреждения педагогического образования были разделены на две крупные подсистемы: педагогические училища (готовили учителей для 1 - 4 классов общеобразовательной школы, а также воспитателей дошкольных учреждений), и учительские и педагогические институты, а также университеты (готовили учителей для средней и старшей ступени общеобразовательной школы). В 1930-х годах педагогические и учительский институты открылись во всех автономных республиках.

С 1956 учительские институты (дававшие неполное высшее образование) преобразованы в педагогические вузы или в училища. Педагогические институты переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5-10 классов. Каждый студент должен был овладеть двумя специальностями. Были созданы и новые факультеты: индустриально-педагогические, музыкально-педагогические. С 1957 в институтах начали открываться факультеты по подготовке учителей начальной школы с высшим образованием; расширялось вечернее и заочное обучение по педагогическим специальностям.

В 60-80-х гг. в педагогических институтах на занятия по общественно-политическим предметам отводилось 12% учебного времени, по педагогическим - 10%, по специальным - 69%, по общеобразовательным - 9%.

Социально-философская подготовка будущих учителей включала в себя изучение истории КПСС, основ диалектического и исторического материализма, политэкономии, основ научного коммунизма (с начала 60-х годов факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики).

Педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания соответствующего предмета, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем факультета по каждой специальности устанавливался комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и педагогической практикой, обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами научной и практической работы. Изменения в учебных планах педвузов по основным специальностям по существу были связаны с насыщением их т.н. нормативными дисциплинами. Возможности для самостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирования оставались ограниченными.

Предстояло также решить ряд стратегических задач, отражавших достижения современной педагогической науки, ожидания учительской общественности и социально-экономических и политико-культурных преобразования в стране. Разработка новых подходов к педагогическому образованию осуществлялась в русле общих тенденций преобразования высшего образования России, к которым относились философская, методологическая и теоретическая фундаментализация содержания подготовки педагогов, обеспечение целостности образовательных программ, ориентация обучения и воспитания на общечеловеческие ценности, личностное и профессиональное развитие студентов-педагогов и др.

В основу обновления современного российского педагогического образования положеналичностно-ориентированная концепция,которая опирается на культурно-исторические и деятельностный подходы, глубоко разработанные в трудах таких отечественных ученых-педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий и др.). Главный тезис концепции связан с переосмыслением роли предметной подготовки. В отличие от предшествовавшей парадигмы педагогического образования, суть которой в знании учителем (преподавателем) своего предмета и его ясном изложении, а также в знании четко определенной методики преподавания данного учебного предмета и неукоснительном следовании ей, личностно-ориентированная концепция предлагает парадигму "Сделай предмет преподавания средством развития ученика". Тем самым, овладение предметом преподавания становится подчиненным целям развития, что, однако, совсем не означает снижения качества и объема подготовки студентов по предмету.

Важная составная часть концепции педагогического образования - создание модели педагога развивающей школы, построенной через определения его деятельностных, когнитивных и личностных характеристик как требований к специалисту.

На темпах реформирования педагогического образования в середине 1990-х гг. негативно сказывалось общее тяжелое экономическое положение России. Преподаватели педагогических, как, в общем-то, и всех остальных, вузов испытывали множество трудностей, особенно связанных с более чем низким уровнем оплаты труда и задержками выплат. С осени 1993 было практически прекращено финансирование хозяйственных нужд вузов. Не выделялись средства на приобретение учебной литературы и технических средств обучения. В этой связи нельзя не вспомнить самый первый Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", в котором предусматривались действительно, как многим казалось, меры, способные вывести образование, в том числе педагогическое, из тупика, в котором оно оказалось к концу 1980-х годов. В частности, пунктом 2 Указа предполагалось осуществить с 1 января 1992 года повышение заработной платы работникам системы образования таким образом, чтобы довести размеры средних ставок и должностных окладов профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений до уровня, в два раза превышающего уровень средней заработной платы в промышленности РСФСР, а учителей и других педагогических работников – до уровня не ниже средней заработной платы в промышленности РСФСР. Но, как известно, этот Указ в данной части так и оказался невыполненным.

Ограничась представленной исторической справкой становления современного педагогического образования, укажем, что в третьем параграфе главы проблемы и правовые аспекты совершенствования современного российского педагогического образования будет рассматриваться предметно.

  • Начальным.
  • Средним.
  • Высшим.
  • Послевузовским.

Удовлетворение потребностей в профессиональном обучении граждан возлагаются на:

  • Лицеи.
  • Училища.
  • Колледжи.
  • Институты.
  • Университеты.
  • Академии.

Сущность профессионального обучения, соответственно закону об образовании, состоит в создании, соответствующей мировому уровню, базы знаний и общественной культуры, развитие у учащихся адекватного представления о мире, внедрение в культуру мира и нации, формирование высокопрофессиональных возможностей общества.

Педагогическое направление профессионального образования

С середины прошлого столетия установлены общепринятые этапы профессионального образования, в том числе и по педагогическим специальностям. Данные ступени формируют профессиональную квалификацию и сроки обучения:

  • Бакалавриат – от 4 лет.
  • Специалитет – от 5 лет.
  • Магистратура – от 6 лет.

Гражданин, освоивший ту или иную ступень образования, соответствующую регламенту высшего профессионального обучения, имеет право занять должность, относящуюся к типу полученной профессии. После получения высшего образования в рамках учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, любой желающий может повысить квалификацию в послевузовском образовательном учреждении по направлениям:

По направлению аспирантура могут проходить обучение граждане уже имеющие специальность, полученную в высшем учебном заведении. К обучению в докторантуре допускаются граждане имеющие степень кандидата наук. Сроки обучения в данном случае составляют 3 года.

Системы педагогического образования

Система педагогического образования в России включает ряд заведений предоставляющих образовательные услуги различного уровня. В группу заведений входят колледжи, лицеи, училища, институты, университеты.

Системы педагогического образования

К заведениям среднего педагогического обучения относятся училища, колледжи и лицеи, которые, в свою очередь разделяются на:

  • Дошкольные.
  • Школьные.
  • Музыкально-педагогические.
  • Художественно-графические и другие.

В таких учебных заведениях могут проходить обучение граждане прошедшие девяти или десятилетний курс общеобразовательной школы. Срок обучения в таких заведениях составляет не более 4 лет, а помимо общеобразовательной программы в курс включены психолого-педагогические дисциплины и практические занятия по специальности.

Для получения профессионального педагогического образования существуют институты и университеты. В данных учебных заведениях имеют право обучаться граждане, получившие среднее или средне-специальное образование. Учебный план высших учебных заведений подразделен на следующие циклы:

  • Общественные дисциплины.
  • Психолого-педагогические дисциплины.
  • Профильные предметы, определяющие специализацию.

Срок обучения в таких заведениях не превышает 6 лет и предусматривает педагогическую практику.

Специальности

  • Учитель начальных классов.
  • Учитель математики.
  • Учитель химии и так далее.

Разграничение видов профессиональной подготовки необходимо ввиду специфики объекта деятельности, а также возрастных и личностных особенностей развития обучающихся. На основании многих факторов, включающих психофизические, возрастные и социальные аспекты были сформированы разнообразные специальности педагогического направления:

  • Воспитатель детского сада/детского дома.
  • Учитель начальных классов/предметник.
  • Практический психолог.
  • Социальный педагог и другие.

В последнее время многие направления педагогической деятельности претерпели изменения, добавились новые профессии или трансформировались из устаревших в более современные. Так, например, социальный педагог – не очень востребованная профессия в прошлом, сегодня имеет большую популярность. Специалисты этого профиля присутствуют практически в каждом дошкольном и школьном учебном заведении.

Потребность в воспитателях групп продленного дня напротив снижается. На сегодня все чаще данную обязанность берут на себя учителя начальных классов.

На фоне прогресса в системе образования наблюдаются две основные тенденции: усиление узкопрофильной специальности и совмещение видов педагогической деятельности.

Такое положение обеспечивает более гибкую систему подготовки воспитанников, реализацию их потенциала и налаживания крепкой психологической связи.

Читайте также: