Характеристика мыслительной деятельности юриста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мышление и его роль в деятельности юриста.Среди различ­ных познавательных процессов, представляющих собой отражение в со­знании человека объективной реальности, высшим и наиболее слож­ным процессом является мышление, которое активно влияет на форми­рование личности.

Мышлениеэто опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира. Среди других психических процессов мышле­ние является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущ­ность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их внешним проявлениям. Например, не зная еще о том, кто совершил пре­ступление, следователь при осмотре места происшествия по результа­там преступной деятельности опосредованно составляет мнение о воз­можных свойствах личности преступника, определяет круг возможно причастных к совершенному преступлению лиц.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, зада­чу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не ис­ключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределен­ности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуж­дает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты реше­ний, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

Виды мышления.В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсив­ное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом.

Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее

' Лурия А.Р. Речь и мышление. С. 19.

развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.




Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых спо­ров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных ва­риантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономернос­ти и свойства явлений, предметов. В настоящее время появилось само­стоятельное направление в науке — эвристика как совокупность зна­ний о творческих способностях человека, помогающих ему находить ис­тину не путем простого перебора различных вариантов решения, а дви­гаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

Например, расследуется преступление в ситуации обнаружения трупа со следами насильственной смерти. При минимальной исходной информации можно заподозрить в причастности к убийству достаточно большое количество лиц и после долгих поисков путем их проверки выйти на того, кто совершил преступление. Однако это время можно значительно сократить, наиболее рационально определив последова­тельность проведения следственно-розыскных действий.

1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970. С. 189.

Исследования Н.Л. Гранат и Д.П Котова показали, что опытные следователи значительно сокращают путь к истине, не прибегая подоб­но ЭВМ к механическому перебору всех возможных вариантов 1 .

В этом проявляется способность человеческого разума к свертыва­нию мыслительных операций, когда длинная цепь рассуждений заменя­ется одной обобщающей операцией, которую характеризуют направлен­ность, избирательность, детерминированность мышления.

1 См • Гранат НЛ. О механизмах следственного мышления // Вопросы судебной психологии- Материалы Всесоюзной конференции по судебной психологии М, 1971 С. 79—81

2 Петровский А В Введение в психологию С 213

3 Ратинов А.Р Судебная психология для следователей С. 120.

4 Лук А.Н. Психология творчества М , 1978 С 13.

тогда, когда мысль о нераскрытом преступлении и возможных путях ус­тановления истины будет в сознании следователя постоянно активизи­ровать его мыслительную деятельность, только тогда можно рассчиты­вать на продуктивность такого мышления.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет ин­туиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя в проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска.Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной си­туации возникает задача, не имеющая готового решения. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу Чтобы мышление активизи­ровать, необходима соответствующая мотивация мыслительной дея­тельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление.

Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит ре­шить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) ха­рактер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время строятся гипотети­ческие суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего со­бытия, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На дан­ном этапе определяется направления поисков, а также способы реше­ния частных задач, что обычно отражается в развернутом плане рассле­дования по уголовному делу.

Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продол­жается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему ин­формацию. Применительно к различным следственным ситуациям сле­дователь использует те или иные тактические комбинации, своеобраз­ную программу деятельности в виде определенной совокупности следст­венно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.

Сопоставление полученных результатов с исходными условия­ми задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным

условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыс­лительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствую­щий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, ин­дукция, дедукция и др.

* Характеристика мыслительной деятельности юриста(следо­вателя, прокурора, судьи). Многие вопросы, в разрешении которых при­нимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер. Все это, безусловно, не может не оказывать определенного влияния на характер мышления юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно характеризоваться.

Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проана­лизировав различные варианты объяснения данного явления.

Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга. Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется ох­ватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним облас­тей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изуче­ние отдельных, частных вопросов, можно упустить главное

Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. При­нимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит пос­ледствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участни­ков процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказать­ся, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. То есть спо­собность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнару­жить его новые свойства, предназначение, способность своевременно переключаться с одного изучаемого явления на другое В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления связана с функциональной фикси-

рованностью, при которой субъект познания в изучаемом объекте упор­но видит только какие-то одни признаки, не замечая других. Такая фик-сированность, например, нередко препятствует качественному осмотру места происшествия, иногда приводит к ошибочным оценкам личности заподозренного в преступлении, заставляет следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, на­деленный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии своевременно разглядеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.

Самостоятельность мышления. Данное качество мышления про­является в самостоятельном, критическом отношении юриста к различ­ным явлениям, в его умении невзирая на чужие мнения заметить в про­цессе расследования (рассмотрения любого дела в суде) неисследован­ные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им со­ответствующую правовую оценку.

Способы активизации мыслительной деятельности юриста.Кратко остановимся на некоторых из них.

Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмо­ции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

действий, какими бы трудоемкими они ни казались. После этого посте­пенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, по­явятся какие-то новые детали, придут и первые успехи. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.

Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядо­чением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскры­вают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация получен­ной информации.

Метод проигрывания ролей. Данный метод применяется в целях раскрытия преступления, лучшего понимания поведения лиц, участво­вавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается по­нять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник проку­ратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлек­сивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также про­гнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.

Отсрочка. В процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешен­ной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознатель­но мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.

Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесо­образно передать дело для изучения другому, более опытному работни­ку прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело.

В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведе­ния обсуждения. Важно, чтобы стиль обсуждения способствовал раскре­пощению мыслительной деятельности всех его участников, чтобы опыт­ные работники своим тоном, манерой поведения не подавляли, не сковы­вали своих более молодых коллег, а наоборот, вовлекали их в дискуссию.

В литературе описан так называемый метод мозговой атаки, при­меняющийся при решении сложных проблем. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений, чем поощряется сво­бодное ассоциирование идей во время дискуссии всех ее участников. В

этих случаях допускаются любые предложения. Чтобы эти правила со­блюдались, участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки. Если участни­ки первой группы только предлагают идеи, то участники второй прово­дят после выдвижения идей их критический отбор. При этом руководи­тель обсуждения должен играть роль доброжелательного собеседника, одинаково проявляющего интерес к суждениям каждого участника не­зависимо от его служебного положения и опыта.

Конечно, речь не идет о полном копировании этой методики в рабо­те юристов, хотя некоторые ее приемы были бы полезны, особенно при групповом (бригадном) методе расследования, разрешении какой-либо сложной конфликтной ситуации правового характера.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе - система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении юрист а устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого)осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:

- высокую нормативную культуру, которая предусматривает вернув святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

- обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

- общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

- приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Ст.62 Конституции Украины гласит:“Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.

Мышление юриста (следователя, прокурора и др.) должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности)каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это положение мы читаем в первой части ст.62 Конституции Украины: "Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда".

К сожалению, в судах Украины имеют место ограничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточного осмысления судьями принципа приоритетности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности. Нарушение в суде уголовно-процессуального закона о праве подсудимого на защитительную речь при отсутствии адвоката, обязано повлечь за собой протест прокурора, в котором он вправе поставить вопрос об отмене приговора. Судебная коллегия Верховного суда Украины обязана удовлетворить протест прокурора на этом основании.




Уровень профессионального мышления юриста -показатель его компетентности и квалификации как специалиста.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе - система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении юрист а устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого)осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:

- высокую нормативную культуру, которая предусматривает вернув святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

- обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

- общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

- приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Ст.62 Конституции Украины гласит:“Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.

Мышление юриста (следователя, прокурора и др.) должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности)каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это положение мы читаем в первой части ст.62 Конституции Украины: "Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда".

К сожалению, в судах Украины имеют место ограничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточного осмысления судьями принципа приоритетности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности. Нарушение в суде уголовно-процессуального закона о праве подсудимого на защитительную речь при отсутствии адвоката, обязано повлечь за собой протест прокурора, в котором он вправе поставить вопрос об отмене приговора. Судебная коллегия Верховного суда Украины обязана удовлетворить протест прокурора на этом основании.

Уровень профессионального мышления юриста -показатель его компетентности и квалификации как специалиста.

Здравствуйте, дорогие друзья! У меня сразу будет вопрос — в чем заключается главный секрет успешности для юриста? Может наличие высшего юридического образования? Вряд ли. Безработных ребят с дипломом о юридическом образовании сейчас тьмы и тьмы.

Тогда, возможно, связи? Безработным можно уже не остаться, но стать успешным. Как говорится, если дурак, то это надолго. Стоп! Вот оно!

Голова. Мозг. Именно отсюда на мой взгляд и начинается хороший юрист. О том, как мыслит успешный юрист, и поговорим.

Мышление юриста обладает своей спецификой. Но для начала пройдемся по общим моментам.

На юрфаке любого ВУЗа читается курс юридической психологии. Давайте на время мысленно вернемся в университетские стены и вспомним, что такое мышление?

Понятно о мышлении

Определение мудреное, давайте упростим.

Мышление — это непрерывный процесс обработки и обобщения поступающей в мозг информации, а также решения стоящих перед человеком задач.

В чем предназначение мышления? Обработка информации, выработка на основе результатов такой обработки стратегии своего поведения.

Мы эту дедукцию, а также индукцию, сравнение, системный метод и кое-что еще рассмотрим дальше. И не на уровне научных терминов и пространных рассуждений, а сугубо на практических примерах.

Это все про мышление в целом.

Теперь давайте разберемся в том, как думает именно юрист.

Как мыслит юрист?

В первую очередь юрист мыслит критически, подвергая любой факт сомнению.

Процесс начинается с момента поступления в мозг юриста информации в виде мнения, факта, предположения, наблюдения и т. д. У всего этого есть свой источник. Возможно, несколько источников. Это может быть все, что угодно: от информации, сообщенной клиентом до сплетней бабушки, сидящей на скамейке у подъезда.

И, наконец, на основнаии полученной картины вырабатывается решение и позиция по делу, определяется направление дальнейших действий.

Чтобы было понятнее, привожу схему такого критического мышления.

Схема критического мышления

Как работает алгоритм-сторож?

Сперва, как уже говорилось выше, предварительно оценивается источник информации, его качество. В зависимости от этого полученной информации присваивается предварительный статус приоритетности.

За предварительной оценкой следует уже детальная проверка информации. Как раз предварительная оценка позволяет разрешить вопрос: что требует проверки, а что — нет? Проверить и проанализировать абсолютно все на глубоком уровне не в силах никто.

Некоторые факты не требуют проверки в силу своей общеизвестности. Это знакомо всем юристам: общеизвестные факты доказыванию не подлежат. Проверять дату начала Великой Отечественной войны будет, мягко говоря, нецелесообразно.

Вот только не обладая навыками правильной работы с информацией, в этой паутине законов, подзаконных актов, судебной практики и т. д. можно запутаться очень надолго. Чтобы этого избежать, давайте вспомним о формах мышления. Да-да, о дедукции, индукции и прочих.

Диалектика

Но начнем с диалектики.

И речь пойдет не о той диалектике, о которой Вы сейчас подумали. Материалистическую диалектику мы рассматривать не будем. Копнем глубже и будем использовать диалектику в ее первоначальном виде, как она применялась великим философом древности — Сократом.

Перейдем к более понятным схемам мышления.

Дедукция

Схема мышления — от общего к частному. Именно дедуктивный метод использовал Шерлок Холмс, литературный герой А. К. Дойла. Стратегия классическая. На практике используется юристом следующим образом.

Приходит к юристу клиент с проблемой (вариант: начальник юридической службы ставит задачу). Например, заказчику предъявили иск о взыскании неустойки. Вопрос: можно ли снизить ее размер и как это сделать?

Юрист ищет разъяснения по своему вопросу. Натыкается на противоречия между двумя судебными актами. Например, в Информационном письме говорится, что арбитражный суд может снизить размер неустойки независимо от того, заявлялось ли соответствующее ходатайство ответчиком. А в Постановлении Пленума ВАС РФ говорится, что неустойка может быть снижена только при наличии заявления ответчика.

Дальше анализируется судебная практика нижестоящих судов. В первую очередь тех, что расположены на той территории, где рассматривается дело. Дополнительный фильтр: анализируются только судебные акты, касающиеся взыскания неустойки по интересующему виду договора.

И после этого заказчику дается ответ.

Конечно, пример уже устарел. С 1 июня 2015 года суд вправе снизить размер неустойки только при условии заявления должником соответствующего требования. Но здесь я хотел на простом примере показать именно саму схему дедуктивного мышления на практике.

Суть дедуктивной схемы. В первую очередь нужно понять вопрос. Потом ищем общее положение закона. От нормы закона переходим к судебной практике. Сначала к общей, на уровне высших судов. Потом к частной — нижестоящие суды.

Но есть и прямо противоположная схема.

Индукция

Вывод: трудно выдумать что-то новое. Все уже было. Или почти все. Значит можно найти уже готовое решение. В крайнем случае, подсказку, как разрешить возникший вопрос.

Также индуктивный метод помогает, когда вопрос заказчика юристу непонятен. Просто вбиваете в поиск справочно-правовой системы этот вопрос так, как он задан клиентом. Начинаете изучать. Постепенно ситуация проясняется. Возможно придется у клиента некоторые моменты уточнить.

Постепенно находятся подходящие судебные решения. В них — мотивировка, юрист видит, какие нормы применимы к ситуации.

Например, такая ситуация. Некое лицо проживает в квартире, которая принадлежит на праве собственности организации. Вселено было давным-давно на основании ордера, выданного вообще другой организацией, в которой наше лицо работало. Срок обжалования ордера разумеется истек. Вроде бы между этими двумя организациями и была договоренность насчет этой квартиры, но доказательств никаких нет. Договор найма это лицо заключать отказывается. Возможно ли понуждение к заключению договора коммерческого найма жилого помещения в таком случае?

Судебной практики очень мало, но она есть. Противоречивая. Попробуйте сами поискать, определить применимые нормы закона и ответить на заданный вопрос по договору найма. Для тренировки. Ответы можете оставлять в комментариях.

Чтобы облегчить процесс, раскрываю суть индуктивной схемы. Опять же все начинается с вопроса. В отличие от дедукции здесь он может быть непонятен. Но нас это не пугает, мы выдвигаем свою версию разрешения ситуации. Начинаем ее разрабатывать, ищем судебную практику, спрашиваем мнение коллег (вдруг кто-то сталкивался с подобной проблемой). Проверяем, анализируем — правы мы были или нет. Если нет, корректируем версию, выдвигаем новую, либо дополняем первоначальную.

Таким вот образом от рассмотрения и проверки частных моментов постепенно доходим до общей картины.

Думаю, здесь следует остановиться. Как индукция, так и дедукция позволяют грамотно работать с правовой информацией. Конечно, есть и другие схемы. Они будут рассмотрены в одной из следующих статей. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на обновления, если еще не подписаны.

Уже из того, что я описал выше, должно прийти понимание о том, что правильное мышление повышает эффективность и продуктивность как юридической деятельности, так и любой другой. Дисциплинированное мышление позволяет добиваться поразительных результатов в любом деле.

Ты постоянно в движении, очень много задач, проблем, судебных процессов. Время стоит дорого. Не все могут эффективно использовать каждую минуту.

Причина? Та же самая! Недисциплинированное мышление. Как помочь себе выбработать качественное мышление, позволяющее эффективно решать любую поставленную задачу? Во-первых, необходимо желание. Если человека все устраивает, зачем стремиться к какой-то эффективности. Хороших юристов из таких людей не получается.

Во-вторых, нужна постоянная работа над собой. Благо, ее можно облегчить с помощью технических приспособлений и сервисов. Существует просто море программ, позволяющих структурировать задачи, разбивать их на категории, расставлять приоритеты.

Напрмер, очень может помочь составление интеллект-карт. В одной из статей тоже расскажу о них. Интеллект-карты можно составлять в ходе применения дедуктивного метода. Или индуктивного. Эффективность их применения от этого только вырастет.

Многие слышали о разных методах повышения продуктивности. Большинство из них реально работает. При условии, что Вы применяете все на практике.

Наряду с иными появилась еще одна система повышения своей продуктивности, позволяющей все успевать. Многие слышали о тайм-менеджменте. Искусстве управления временем. На самом деле временем управлять невозможно. На деле речь идет об управлении собой. Но — не будем уходить в сторону.

Сейчас именно умение распоряжаться своим временем выходит на первое место. Нужно уметь распределять его так, чтобы в первую очередь выполнялись действительно важные дела, которые двигают нас вперед, и только потом все остальное. Я сам применяю некоторые фишки тайм-менеджмента и могу с ответственностью утверждать, что они работают.

Первые три занятия Вы можете посмотреть бесплатно прямо на сайте курса. Предлагаю первый урок посмотреть прямо сейчас.

Для тех, кто решит купить курс Евгения Попова, у меня есть специальное предложение .

Специально для читателей моего блога на курс предоставляется 10%-я скидка! Чтобы получить ее нужно сделать следующее:

  1. перейти на страницу с курсом по моей ссылке ниже;
  2. во время оформления заказа ввести код купона на скидку.

КУПОН НА СКИДКУ: LAWYER_11B9

>>> ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ С КУРСОМ >>>

Хозяин времени

Надеюсь, что статья была полезной. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы. И ждите новых статей.

Мышление является высшим и наиболее сложным процессом среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности. Мышление активно влияет на формирование личности, и являет собою опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.

Среди прочих психических процессов мышление является одним из самых сложных познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы может судить о предметах, явлениях по их внешним проявлениям.

Условная классификация видов мышления:

    1. наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное);
    2. вербально-логическое (дискурсивное).

    Мыслительные операции:

      • сравнение ­ - установление отношений сходства и различия;
      • анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
      • синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
      • абстракция и обобщение – выделение общих признаков;
      • конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

      Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).

      Методы стимуляции мыслительной деятельности:

        1. Метод стимуляции мотивов мыслительной деятельности.
        2. Активное включение в поисковую деятельность.
        3. Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации.
        4. Метод проигрывания ролей.
        5. Метод отсрочки.
        6. Метод группового стимулирования мыслительных процессов.

        Метод стимуляции мотивов мыслительной деятельности

        Переходя затем в подсознание, данная установка становится важным стимулом, сильным побудительным мотивом, своего рода доминантой мыслительной деятельности, направленной на раскрытие преступления.

        Активное включение в поисковую деятельность

        Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.

        Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации

        Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.

        Метод проигрывания ролей

        Применяется в целях лучшего понимания поведения лиц, участвовавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается понять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник прокуратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлексивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также прогнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.

        Метод отсрочки

        В процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешенной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознательно мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.

        Метод группового стимулирования мыслительных процессов

        Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесообразно передать дело для изучения другому, более опытному работнику прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело. В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведения обсуждения.

        Важно, чтобы стиль обсуждения способствовал раскрепощению мыслительной деятельности всех его участников, чтобы опытные работники своим тоном, манерой поведения не подавляли, не сковывали своих более молодых коллег, а наоборот, вовлекали их в дискуссию.

        Конечно, речь не идет о полном копировании этой методики в работе юристов, хотя некоторые ее приемы были бы полезны, особенно при групповом (бригадном) методе расследования, разрешении какой-либо сложной конфликтной ситуации правового характера.

        Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

        Содержание

        1. Понятие, виды и роль мышления в деятельности юриста 6

        1.1. История вопроса 6

        1.2. Характеристика творческого мышления 10

        2. Роль творческого мышления в юридической деятельности 15

        2.1. Мышление, интуиция, воображение в решении задач 15

        2.2. Качества творческого мышления 18

        2.3. Методы активизации мыслительной деятельности юриста 22

        Список литературы 27

        Выдержка из текста

        Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные тенденции в развитии высшего специального образования требуют поиска новых подходов к организации учебного процесса, позволяющих обеспечить подготовку специалистов для Министерства Внутренних Дел Российской Федерации в соответствии с требованиями к их профессиональному уровню.

        В этих условиях все большее значение приобретает личностный подход к обучению, позволяющий максимально вскрыть индивидуальные резервы слушателя юридического вуза, что в дальнейшем обеспечивает реализацию его как высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы. В последнее десятилетие одним из основных требований к подготовке юриста становится развитие его профессионального мышления, включающего не только дискурсивный, но и креативный компонент. Это требование нашло отражение в Государственном образовательном стандарте и определило направление психолого-педагогических исследований в области высшего юридического образования. В связи с этим актуальной является проблема внедрения в учебный процесс новых методов, направленных на развитие творческого потенциала личности и формирование компонентов творческого мышления обучающихся [7, с. 114].

        Психологии принадлежит значительное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивида во многом определяют не только его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремелений, но и возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидом профессиональных функций, а с другой — совершенствованию организации этой деятельности [13, с. 188].

        Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:

         способность противостоять отрицательным эмоциям.

        Теперь подробнее рассмотрим эти психологические особенности деятельности юриста.

        Творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий — моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений [11, с. 65].

        Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

        Коммуникабельность — способность для длины волны λ=400 нм, если испускательная способность этого тела при температуре Т1 = 1500 К равна испускате">это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, — важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

        Итак, целью курсовой работы является изучение творческого мышления.

        1. Изучить историю вопроса.

        2. Изучить характеристику творческого мышления.

        3. Изучить роль творческого мышления в юридической деятельности.

        Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

        Список использованной литературы

        1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 127 с.

        2. Величковский семьи Б. М. Современная когнитивная психология. -2-е системы права изд. — М.: Изд-во права МГУ, 2015. — 365 с.

        3. Вертгеймер М. Продуктивное системы права мышление. — 3-е системы права изд. -М.: АСТ, 2009. — 205 с.

        4. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого права мышления// Вопросы права психологии. -1982. — № 5. — С. 80-84.

        5. Дункер К. Психология продуктивного права мышления // Психология мышления. — М.: Астрель, 2005. — С. 127 — 135.

        6. Лук А.Н. Мышление системы права и творчество. — 2-е системы права изд. — М.: Академический семьи Проспект, 2014. — 144 с.

        8. Рубинштейн С.Л. О ПРАВА мышлении и путях права его права исследования. — 2-е системы права изд. — М.: Феникс, 2008. — 83 с.

        9. Солсо права Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — 539 с.

        10. Тихомиров O. K. Структура мыслительной семьи деятельности человека. — М.: Академия, 2011. — 92 с.

        11. Тихомиров О. К. Психология мышления.- М.: Академия, 2014. — 176 с.

        12. Узнадзе системы права Д. Н. Общая психология. — СПб.: Питер, 2014. — 199 с.

        13. Хрестоматия по права общей семьи психологии: Психология мышления. — М.: Изд-во права МГУ, 2013. — 560 с.

        Читайте также: