Диверсификация активов как способ снижения рисков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общепринято понимать диверсификацию в определенном переходе от однообразных к разнообразным и разноплановым методам ведения хозяйственной деятельности предприятия. Это касается всех сфер управления – от отраслей для инвестирования и до источников привлечения ресурсов.

В наши дни любой вид предпринимательской деятельности связан с рисками. Риском является определенная вероятность наступления такой ситуации, при которой существует возможность полной потери или снижения доходности в случае наступления определенных событий. Основная предпосылка для возникновения риска – конкуренция и наличие разновекторных способов решения сложившейся ситуации на предприятии.

Важнейшим этапом в долгосрочном управлении любым предприятием является выявление сфер, в которых возможность появления рисков повышена. Осуществление регулярного контроля за ситуацией на предприятии позволяет не только управлять рисками, но и проводить профилактические работы по их возникновению. Такие шаги дают возможность свести к минимуму негативные последствия от рисков.

Одним из наиболее популярных и эффективных методов снижения риска является диверсификация. В специализированной терминологии можно встретить множественные определения этого понятия. Основная проблема кроется в том, что столь широкой и разноплановой экономической категории довольно сложно дать точное понятие. В связи с этим предлагаем более детально разобраться, что же такое диверсификация рисков?

Диверсификация как метод управления финансовыми рисками

Общепринято понимать диверсификацию в определенном переходе от однообразных к разнообразным и разноплановым методам ведения хозяйственной деятельности предприятия. Это касается всех сфер управления – от отраслей для инвестирования и до источников привлечения ресурсов.

Другое определение понятия диверсификации рисков – определенный процесс, в результате которого происходит распределение капитала между разными источниками инвестирования. Зачастую они не имеют тесной связи между собой. Рассматриваемый метод относится к наиболее эффективным и наименее затратным средством снижения рисков.

Диверсификация, как уже говорилось выше, дает возможность минимизировать влияние рисков, имеющих несистематический характер. Принцип действия диверсификации полагается на процессе разделения рисков, что не позволяет им концентрироваться и наносить более существенный ущерб.

Основные разновидности диверсификации рисков

В ходе осуществления своей деятельности компания или предприниматель могут взять на вооружение такие типажи диверсификации:

На сегодняшний день, как ни странно, именно конгломератный вид диверсификации является наиболее популярным способом снижения рисков. Этот механизм был неоднократно проверен на практике, доказав свою эффективность. Он позволяет существенно минимизировать воздействие факторов риска несистематического характера.

Методы диверсификации рисков

Современная практика подразумевает наличие следующих методов диверсификации:

  • видовая: происходит тогда, когда инвестиции осуществляются в разнообразные активы (одновременное инвестирование в депозиты, акции и недвижимость);
  • инструментальная: метод подразумевает разбивку общей суммы инвестиций на несколько отдельных инструментов (одновременное инвестирование в депозиты, магазин и недвижимость);
  • валютная: этот метод позволяет снижать финансовые риски путем осуществления инвестирования различной валютой, например, в долларах, рублях и евро (именно такой вид инвестирования, по словам финансовых экспертов, позволит вам максимально снизить финансовые риски);
  • институционная: осуществление инвестиций при помощи разных институтов, но и в одинаковые активы (схожего рода вклады в разные банки);
  • транзитная: управление рисками за счет вывода средств при помощи различных способов (на карту банка, электронный кошелек, виртуальные деньги).

Как правильно диверсифицировать инвестиции: основные формы

В теме осуществления грамотной диверсификации рисков основополагающую роль играют принципы, по которым опытные инвесторы формируют свой инвестиционный портфель. На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь?

Переходя к основной части, стоит выделить важнейшие формы диверсификации рисков. Снижению рисков подлежат:

  • валютный портфель: инвестор или компания совершают большую ошибку, когда хранят и осуществляют различного рода операции, прибегая к использованию всего одной валюты. Так делать не рекомендуется, если речь идет о серьезном бизнесе с крупными суммами. Эксперты советуют работать с несколькими валютами, что позволяет существенно снизить риски;
  • тип финансовой деятельности: этот метод позволяет диверсифицировать риски путем инвестирования в разнообразные источники. Например, осуществлять инвестирование можно в краткосрочные акции и долгосрочные облигации;
  • депозитный портфель: такой метод управления финансовыми рисками подходит для спокойных и размеренных инвесторов. Его суть заключается в распределении больших средств, которые не планируются к запуску в оборот, в разные банки. Деньги просто делятся на части и отправляются на депозитные счета в банках. Такой способ снижения риска используют многие предприниматели;
  • кредитный портфель: подобная диверсификация рисков присуща большим компаниям, стремящимся максимально снизить риски вложений. Этот метод подразумевает установление лимита на кредитные операции;
  • программы реального инвестирования: грамотная диверсификация средств инвестирования подразумевает в процессе инвестирования выбирать несколько векторов, ведь вкладывать все средства в один проект – в корне неверно и очень опасно;
  • ценные бумаги: управление рисками происходит за счет инвестиции в ценные бумаги, принадлежащие разным компаниям.

Стоит также принимать во внимание тот факт, что диверсификация как метод управления рисками может не только снизить, но и увеличить риски. Это происходит в том случае, когда предприниматель осуществляет инвестиции неграмотно. Многие переводят деньги из удачных сфер бизнеса в убыточные с надеждой получить доход везде. Но это неверно, ведь в таком случае все инвестиции будут тратиться на отрасль с убытками.

Заключение

Рассмотрев диверсификацию как метод управления финансовыми рисками, можно сделать вывод: этот метод подходит исключительно для несистемных рисков. Минимизировать системные риски за счет применения диверсификации нельзя.

Грамотное использование на практике методов управления финансовыми рисками позволит предпринимателю или собственнику предприятия вести спокойную долгосрочную политику управления, ориентируясь во всех возможных изменениях финансовой среды.

Диверсификация давно доказала свою эффективность. За счет приобретения некоторого количества разнообразных активов можно не только оптимизировать свои инвестиции, но и запрограммировать свои действия на дальнейшее получение прибыли.

Расширяй и властвуй

Под диверсификацией принято понимать меру разнообразия в совокупности. Явление это столь естественно, что проникло во многие сферы бизнеса и имеет множество видов.

  1. Инвестиционная диверсификация. Снижает риск инвестиционного портфеля, чаще всего не снижая доходности. Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных отраслей и регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого.
  2. Диверсификация кредитов — это распределение инвестируемых или ссужаемых денежных средств между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или падения доходов от него. На принципе диверсификации кредитов базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов, в банковской сфере принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов.
  3. Диверсификация производства. Одновременное развитие многих видов производства, расширение ассортимента продукции, производимой предприятием, освоение новых видов производства осуществляются с целью повышения эффективности и получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Диверсификация производства делится по ее связи с основной деятельностью и далее — по ее направленности. Существует связанная и несвязанная диверсификация, вертикальная и горизонтальная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, связанную с существующими областями бизнеса, несвязанная, соответственно, — новую область деятельности, не имеющую очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Зачастую связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в привычной обстановке и меньше рискует, но если накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, переходят к несвязанной диверсификации.

Несвязанная диверсификация сложнее связанной. Организация вступает на новую территорию, работает с новыми партнерами и новыми конкурентами, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась.

Такой переход фирмы в новую область направлен на получение большей прибыли и минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

Вернемся к типам диверсификации. Связанная диверсификация делится, как было сказано выше, на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная — это производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. Например, производитель готовой продукции начинает выпускать для нее комплектующие (по цепочке вниз) или завод по переплавке металлов изготавливает ограды, решетки, кованую мебель (по цепочке вверх).

Горизонтальная диверсификация — это расширение ассортимента той же ступени производства. Например, фирма по производству утюгов запускает производство чайников, микроволновок и фенов. Новый продукт может выпускаться под уже имеющимся брендом (приводя к расширению бренда) либо под новым брендом.

Что приводит фирмы к диверсификации?

Причин диверсификации много — от излишка денежных средств до бедственного положения практически полностью разорившегося производства. Вот некоторые из них:

  • образование избыточных финансовых ресурсов, сверх того, что необходимо для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса;
  • стремление выжить и упрочить свое положение в условиях конкуренции;
  • попытка снизить предпринимательские риски, распределив их между различными сферами деятельности;
  • возможность получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов производства;
  • необходимость реагировать на изменение конъюнктуры;
  • преобразование филиала в юридическое лицо и др.

Существует немало других причин, в том числе субъективных. Например:

  • Страх перед экспортом. Все чаще встречающаяся среди российских компаний причина — некоторые бизнесмены так боятся выхода на мировой рынок, что предпочитают создавать что-то новое в России;
  • Любопытство. Очень часто попадается новый проект, который кажется интересным и прибыльным, на него есть ресурсы, так почему бы не попробовать?

Диверсификация — путь к успеху?

Диверсификация помогает предприятию выживать в течение продолжительного времени, она также может способствовать эффективному использованию избытка ресурсов, расширению сферы влияния, захвату новых рынков и сведению рисков к минимуму. Но несмотря на все плюсы диверсификации и те двери, которые она открывает перед бизнесменами, ее нельзя назвать панацеей. Как и все другие финансовые инструменты, оказавшись в неумелых руках, она может привести к убыткам.

Есть множество примеров, когда собственник извлекал деньги из основного бизнеса для развития нового направления и оставлял текущие проекты без должного финансирования, не давая четких указаний на приоритетность, путал менеджеров. В компании начинался хаос, мотивация работников падала.

Что же делать?

Чтобы избежать рисков и повысить свою прибыль при диверсификации, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • любой диверсификации должна предшествовать наработка определенного опыта в конкретной сфере, даже при несвязанной диверсификации;
  • лучше всего начать со смежной, связанной диверсификации, так как она менее рискованна;
  • для диверсификации нужны дополнительные, избыточные ресурсы; не стоит начинать ее без необходимости, не имея свободных средств;
  • нужно иметь несколько вариантов диверсификации, чтобы можно было их сравнить и выбрать наиболее эффективный;
  • нужно правильно определить наиболее перспективные сферы будущей деятельности;
  • необходимо составлять прогноз развития организации; чем больше идей и планов возможных видов диверсификации, тем выше вероятность выбора наиболее доходного и конкурентоспособного способа нового производства;
  • прежде чем приступать к существенным изменениям, нужно потратить время, силы и средства на подготовку и эксперименты, необходимо создание экспериментальной базы, полигона для исследований;
  • необходимо использовать возможности, связанные с созданием разнообразных стратегических альянсов, широкой базы деловых связей.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Первая цель диверсификации — снижение рисков. Если говорить о фондовом рынке, то чем более разные активы вы приобретёте, тем меньше по вам ударит снижение цены на каждый из них. И тем выше вероятность, что эту просадку вы компенсируете ростом стоимости других активов.

Вторая цель — поиск новых прибыльных направлений, занятие перспективных ниш. Однако данный подход чреват опасностями, и вставать на путь диверсификации нужно очень осторожно. Далеко не всегда успешность компании в одном виде деятельности может обеспечить ей успех и в другом. И, более того, иногда попытки расширить направления деятельности могут подорвать и позиции компании на её основном рынке.

(Венчурный инвестор Денис Белоглазов — о своём опыте вложений в стартапы.)

Нюансы

Существуют основные правила диверсификации, соблюдая которые можно минимизировать инвестиционные риски по максимуму.

Разбить портфель по активам, то есть использовать разные финансовые инструменты — фьючерсы, акции, облигации, депозиты, фонды.

Например, часто в качестве ориентира предлагают пользоваться правилом: доля облигаций должна быть равна вашему возрасту (например, если вам 30 лет, доля акций — 70%, облигаций — 30%), а по мере увеличения возраста или приближения к инвестиционной цели доля облигаций должна увеличиваться.

Разбить портфель по странам и валютам. Это позволит не попасть в зависимость от экономической ситуации в отдельно взятом государстве и курса одной валюты.

Разбить портфель по секторам экономики и т. д.

Оптимальный диверсифицированный портфель, по мнению основателя крупнейшего хедж-фонда в мире Bridgewater Рэя Далио, должен выглядеть так:

Управление предприятием предполагает регулярную профилактику проблемных ситуаций, один из методов которой называется диверсификация рисков. В чём состоит суть этого эффективного метода по предотвращению рисков и как правильно его использовать, читайте в нашей статье.

Понятие диверсификации

Диверсификация — это метод снижения рисков, предполагающий равномерное распределение капитала и активов в разные отрасли производства, а также расширение за счёт этого ассортимента выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Википедия и другие энциклопедии дают схожие определения этому термину, однако объяснить, что такое диверсификация, можно и более простыми словами. Чтобы избежать существенных экономических потерь в кризисной ситуации, компания (предприниматель) заранее распределяет все свои капиталы в несколько объектов, а не в один. Диверсификация считается антикризисной мерой, но применять её можно и как профилактику кризисных явлений.

Яйца в корзине

Значение термина в бизнесе

Среди недорогих и достаточно простых в исполнении методов предотвращения убытков, диверсификация вполне может занять первое место. Распределение всех активов по нескольким направлениям — это не убыточное рассредоточение, не позволяющее получить максимальную прибыль от одного источника, как предполагают многие, а хороший способ в случае кризиса не лишиться всего.

Методы диверсификации основаны на анализе всего имеющегося капитала и равномерного его направления в несколько объектов вложений. Упрощённая схема данного метода преодоления рисков выглядит так:

Примером рискованного и высокоприбыльного вложения является криптовалюта.

Так, во второй половине 2017 года курс биткоина рос чрезвычайно высокими темпами и достиг 20 тысяч долларов. В этот период активного роста многие поспешили купить биткоин по высокой цене, надеясь, что его курс продолжит расти такими же дальнейшими темпами. Однако на данном этапе их надежды не оправдались, и большинство закупщиков потерпели убытки, когда биткоин упал до 8 тысяч долларов. Впрочем, валютные рынки редко приносят прибыль быстро, а в долгосрочной перспективе у владельцев биткоина есть все шансы окупить убытки.

Следует учитывать, что каждое направление требует серьёзного контроля и профессионального подхода. Без этого диверсификацию нельзя считать антикризисной мерой, и вряд ли она принесёт какие-либо успехи.

Диверсификация

Цели и задачи

Главная цель диверсификации — сокращение убытков, преодоление рисков и выход из кризисных ситуаций. Среди сопутствующих задач также можно назвать:

  • закрепление устойчивого положения компании на рынке;
  • расширение производства и получение дополнительной прибыли;
  • возможность делать вложения, не рискуя основным капиталом.

Виды диверсификации

Экономисты выделяют несколько видов диверсификации. К наиболее распространённым относятся диверсификации:

  1. Производства — параллельное развитие нескольких производственных направлений, не связанных друг с другом. Например, производитель обуви вкладывается в выпуск аксессуаров, производитель чая инвестирует в производство посуды и так далее. Это довольно дорогой способ, так как он предполагает закупку нового оборудования и сырья, расширение персонала, обучение и другие первоначальные затраты.
  2. Ценных бумаг и облигаций — вкладчик приобретает ценные бумаги и облигации нескольких корпораций. Даже в случае кризиса и разорения одной из компаний, активы других должны принести прибыль.
  3. Экономической деятельности — широкое понятие, касающееся расширения экономической активности, выход за рамки специализации с целью увеличения прибыли и получения лидирующего места на рынке.
  4. Импорта — закупка сырья из нескольких источников, чтобы исключить зависимость от какой-либо одной компании (или страны).

Отдельное направление представляет собой диверсификация инвестиционных рисков — это минимизирование угроз и рисков в инвестиционной деятельности. Для этого инвестор распределяет средства инвестиций между несколькими объектами, не связанными друг с другом, чтобы в случае провала одного из объектов, не потеряет все вложения.

Есть и другие виды диверсификации, но на практике встречаются они реже. Например, диверсификация валютных резервов, банковских активов, инвестиций.

Также специалисты разделяют диверсификацию на:

  • связанную, когда новое направление/вложение связано с основной деятельностью фирмы;
  • несвязанную, когда новое направление подразумевает начало работы в ранее неизвестной области.

Расширение ассортимента выпускаемой продукции является примером горизонтальной диверсификации. Например, производитель косметики для лица запускает под своим же брендом линию средств для волос. Если же нововведение более сложное и требует много нового оборудования, речь идёт о вертикальной диверсификации.

Расширение ассортимента

Классификация диверсифицируемых рисков

Диверсифицируемый риск — это несистематическая, непредсказуемая угроза бизнесу или капиталу, возникающая вследствие неравномерной работы рынка, преодолеть которую можно с помощью диверсификации.

В экономической науке существует несколько подходов к классификации рисков. Основными критериями выступают время и характер возникновения, последствия, сфера проявления и характер учёта. Диверсификация помогает преодолеть большинство из них:

  1. Коммерческие (общеэкономические) — неблагоприятное положение на рынке, кризисы, банкротства.
  2. Производственные — связаны с невыполнением предприятием планов по производству в связи с самыми разными обстоятельствами (срыв поставок, поломка оборудования). Наличия запасного направления производства позволяет сократить убытки и продолжать работу.
  3. Финансовые — например, в случае банкротства банка, возврат средств вкладчикам всегда происходит болезненно и значительно дольше, чем хотелось бы. Наличие альтернативного счёта позволяет фирме не останавливать работу, осуществляя оплату счетов и закупку необходимого сырья.
  4. Политические — например, закрытие границ или прекращение торговых отношений с какой-либо страной может нанести сильный удар по бизнесмену, если он каким-то образом связан с ней. Наличие альтернативного варианта поставок, найденного заранее, обеспечит стабильную работу без убытков.

Примеры диверсификации

Ярким примером того, насколько эффективна может быть диверсификация является Virgin Group. Сейчас это крупный конгломерат компаний, работающих в очень широком спектре: от звукозаписи и радио до сотовой связи и авиаперевозок. Между тем, изначально это магазин пластинок, открытый друзьями детства Ричардом Брэнсоном и Ником Пауэллом.

Другой известный пример — чешская компания Studentagency, изначально специализировавшаяся на автотурах по стране, а затем ставшая один из лидеров туристического рынка Европы. Компания теперь занимается не только перевозками, но и экскурсионным обслуживанием, организацией туров и бронированием на международном уровне.

Диверсификация рисков

К диверсификации прибегают даже очень известные и крупные компании. Так, например, в конце первого десятилетия ХХI века, прибыль компании IBM резко сократилась. Чтобы преодолеть этот кризис, управляющие компанией прибегли к диверсификации и приступили к новым направлениям деятельности — сервисному обслуживанию и разработке программного обеспечения. По итогам года продажи компьютеров сократились на 7%, но компания не только не понесла убытки, но и добилась роста прибыли на 18%.

Заключение

Преодоление рисков требует от бизнесменов готовности использовать самый широкий перечень антикризисных инструментов, в том числе диверсификацию. Расширение ассортимента продукции и продуманное вложение средств в несколько объектов (или направлений) действительно помогает преодолеть большинство рыночных рисков, минимизировать убытки и оставаться лидером.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: