Характеристика и отличительные черты исследовательских проектов ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Виды и типы исследовательских работ и проектов

В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.


Учитель должен четко определять, знать виды и типы создаваемых исследовательских проектов с ребенком или группой детей перед тем, как организовать плодотворную исследовательскую деятельность, создать условия для ее реализации школьником, понимать суть исследовательской работы и проекта.

Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.

Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).

Типы исследовательских работ и проектов учащихся


1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

  • Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.
  • Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.
  • Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Виды исследовательских работ и проектов учащихся


Далее мы рассмотрим существующие виды исследовательских работ учащихся, которые также относятся к научно-исследовательским учебным работам.

В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие учащихся:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.

Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.

Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Виды и типы исследовательских работ, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Виды и типы исследовательских работ и проектов":
Виды и типы исследовательских работ

Проектная и исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим относятся: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; проведение работ; представление результатов (защита работы). Конечно, учащийся должен проявить компетентность в выбранной сфере исследования. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.

К специфическим различиям учебно-исследовательской деятельности следует отнести следующие черты:

ü в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется познавательная установка на готовность познавать мир как он есть; это неутилитарная в своей основе деятельность;

ü в ходе исследования организуется поиск в какой-то определённой области, ограниченной объектом и предметом исследования;

ü логика исследования должна включать: формулировку проблемы, выдвижение гипотезы, экспериментальную или модельную проверку выдвинутой гипотезы, формулировку выводов исследования, которые являются его результатом; отрицательный результат в данном случае тоже является результатом;

ü в отличие от научно-исследовательской деятельности учебно-исследовательская деятельность не предполагает обязательной ориентации на получение нового знания (это эффект работы, а не его результат); индивидуальное исследование ученика является исследовательской пробой.

К специфическим различиям проектной деятельности можно отнести такие черты:

ü в процессе проектной деятельности у учащихся формируется готовность относиться к миру человеческой цивилизации как к тому, что создано энергией и волей людей; проект – преобразовательная функция человеческой деятельности, он в своей основе прагматичен;

ü проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, предназначенного для определённого практического применения;

ü реализацию проекта предваряет представление о будущем продукте (замысел), который воплощается поэтапно (планирование); результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Важно, чтобы не только педагоги, но и сами учащиеся различали эти типы учебной деятельности.

Организация проектной и исследовательской деятельности может проходить в пространстве разных видов человеческой культуры, охватывать художественно-эстетическую, естественнонаучную, социальную, инженерную, физкультурно-спортивную, информационно-технологическую и другие виды деятельностей. Этому могут служить все компоненты социокультурные пространства школы: основной образовательный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, самообразование.

- видам проектов (информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный);

- содержанию (монопредметный, метапредметный, относящийся к области (областям) знаний, относящийся к области деятельности);

- количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой);




- длительности (от проекта-урока до многолетнего проекта); дидактической цели (ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).

Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года (или даже двух лет).

Учебно-исследовательская деятельность организуется с помощью системы учебных ситуаций, направленных на открытие и поэтапное освоение исследовательской деятельности как таковой в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Учебно-исследовательская деятельность может иметь множество форм: учебный эксперимент, различные виды урока (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок открытых мыслей, исследование текстов, урок-конференция исследовательских работ и т.д.), домашнее задание исследовательского характера, исследовательская практика (полевая, на производстве и др.), образовательные экспедиции, ученическое научно-исследовательское общество, художественные исследования на пленэре, участие в конкурсах различного уровня и другие формы.

Проектная и исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим относятся: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; проведение работ; представление результатов (защита работы). Конечно, учащийся должен проявить компетентность в выбранной сфере исследования. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.

К специфическим различиям учебно-исследовательской деятельности следует отнести следующие черты:

ü в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется познавательная установка на готовность познавать мир как он есть; это неутилитарная в своей основе деятельность;

ü в ходе исследования организуется поиск в какой-то определённой области, ограниченной объектом и предметом исследования;

ü логика исследования должна включать: формулировку проблемы, выдвижение гипотезы, экспериментальную или модельную проверку выдвинутой гипотезы, формулировку выводов исследования, которые являются его результатом; отрицательный результат в данном случае тоже является результатом;

ü в отличие от научно-исследовательской деятельности учебно-исследовательская деятельность не предполагает обязательной ориентации на получение нового знания (это эффект работы, а не его результат); индивидуальное исследование ученика является исследовательской пробой.

К специфическим различиям проектной деятельности можно отнести такие черты:

ü в процессе проектной деятельности у учащихся формируется готовность относиться к миру человеческой цивилизации как к тому, что создано энергией и волей людей; проект – преобразовательная функция человеческой деятельности, он в своей основе прагматичен;

ü проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, предназначенного для определённого практического применения;

ü реализацию проекта предваряет представление о будущем продукте (замысел), который воплощается поэтапно (планирование); результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Важно, чтобы не только педагоги, но и сами учащиеся различали эти типы учебной деятельности.

Организация проектной и исследовательской деятельности может проходить в пространстве разных видов человеческой культуры, охватывать художественно-эстетическую, естественнонаучную, социальную, инженерную, физкультурно-спортивную, информационно-технологическую и другие виды деятельностей. Этому могут служить все компоненты социокультурные пространства школы: основной образовательный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, самообразование.

- видам проектов (информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный);

- содержанию (монопредметный, метапредметный, относящийся к области (областям) знаний, относящийся к области деятельности);

- количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой);

- длительности (от проекта-урока до многолетнего проекта); дидактической цели (ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).

Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года (или даже двух лет).

Учебно-исследовательская деятельность организуется с помощью системы учебных ситуаций, направленных на открытие и поэтапное освоение исследовательской деятельности как таковой в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Учебно-исследовательская деятельность может иметь множество форм: учебный эксперимент, различные виды урока (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок открытых мыслей, исследование текстов, урок-конференция исследовательских работ и т.д.), домашнее задание исследовательского характера, исследовательская практика (полевая, на производстве и др.), образовательные экспедиции, ученическое научно-исследовательское общество, художественные исследования на пленэре, участие в конкурсах различного уровня и другие формы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сходства и различия

исследовательской и проектной деятельности школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

Но очень часто наблюдается путаница в понимании обучающимися и учителями разницы между исследованием и проектом. И исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести следующие:

общественно значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

— анализ актуальности данных работ,

— целеполагание, формулировку задач, которые следует решить,

— выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,

— планирование, определение последовательности и сроков работ,

— собственно проведение проектных работ или научного исследования,

— оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования,

— представление результатов в пригодном для использования виде;

проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только их предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности , которые заключаются в следующем.

В ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.

Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события.

Наличие гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Содержание деятельности

Для проекта всю готовую информацию для получения конечного результата можно найти через сайты интернета, журналы, рассказы людей. А в исследовательской деятельности учащиеся должны провести какое-либо исследование, например, опросить людей и сделать сравнительный график, вывод. Или провести опыт с разными материалами и сделать вывод по результату работы.

Конечный продукт

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.

В проекте мы четко понимаем какой продукт по окончании мы хотим получить и работаем по созданию его, а в исследовательской работе мы пробуем выяснить истинность того или иного знания,

Время работы и результат

Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано.

Есть гипотеза, методы исследования

Изучили историю возникновения кукольных домиков от древнего Египта до сегодняшних дней

Проанализировали ассортимент местных магазинов игрушек и известных интернет-площадок продаж, сравнили образцы по критериям: цена, наполнение, качество

Предположили, что своими руками можно сделать дешевле и интереснее, чем покупной.

Это главное! То, что отличает проект от исследования

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе над проектами важно разделять понятия "проектная" и "исследовательская" деятельность. Учиться правильно формулировать цель и задачи проекта, исходя из его типологии.

Отличительные особенности проектной и исследовательской деятельности

Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами:

- определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы;

- выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

- подготовка и защита презентации;

- анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

К этапам научного исследования относят:

- формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор метода (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Исследовательская деятельность предполагает:

- формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор метода (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Формами продуктов проектов являются видеофильмы, выставки, газеты, журналы, игры,

постановки, коллекции, справочники, макеты, наглядные пособия, плакаты.

К перечню возможных форм презентаций относят: демонстрация готового продукта;

праздники; выставки; спектакли; рекламу.

Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта. Необходимо принять во внимание, что большинство

проектов являются смешанными по типу. В данной таблице предлагаются опорные слова, которые помогут сформулировать цель и

задачи. (Рекомендуется использовать в одном проекте не все, а только то, что подходит по выбранной теме)

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

– исследования в гуманитарных областях;

Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.

Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.

На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны?”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.

Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.

Читайте также: