Характеристика годового плана учебной работы по физической культуре в школе
Обновлено: 04.07.2024
Совершенствовать умения и навыки детей в основных видах движений. Обращать внимание на технику выполнения.
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость
Использовать средства УМК по закреплению с детьми лексического минимума татарского языка на физкультурных занятиях.
Продолжать работу с родителями по формированию двигательной активности детей дома.
Мероприятия
Сроки проведения
Работа с детьми.
Использование различных форм работы с детьми:
- Утренняя гимнастика –разнообразные формы проведения;
- Игры на свежем воздухе;
- Спортивные праздники, развлечения и досуги;
Проведение диагностической работы по определению уровня физической подготовленности детей.
Проведение индивидуально-коррекционной работы с детьми не готовых и условно готовых по итогам диагностики.
Приобщение детей к здоровому образу жизни через использования здоровьесберегающих технологий.
Проведение спортивных и оздоровительных мероприятий (старший школьный возраст)
(младший школьный возраст):
Проведение с детьми открытых занятий по физической культуре.
Закрепление ОВД, спортивных упражнений на прогулке.
Работа с коллективом.
Проведение с сотрудниками оздоровительных праздников и развлечений:
2. Привлечение сотрудников к участию в городских соревнованиях:
- Веломарафон, Кросс Наций, Лыжня России, плавание среди работников дошкольного образования
4. Взаимодействие с психологом – обращение за помощью при возникновении проблем общения с детьми.
5. Взаимодействие с медицинским персоналом – проведение дифференцированной физкультурно-оздоровительной работы.
Организационно-методическая работа, взаимодействие с воспитателями
Изучение методических рекомендаций по организации физкультурной работы с учетом требований ФГОС.
Взаимосвязь с воспитателями и узкими специалистами по интеграции образовательных областей с физической культурой.
Скорректировать с воспитателями комплексно-тематическое планирование по возрастам
Работа с документацией (составление отчетов МКР, составление аналитических отчетов по итогам диагностирования детей и по итогам учебного года)
Разработка сценариев праздников и развлечений, обсуждение их с педагогами и узкими специалистами.
Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на 1 полугодие учебного года.
Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей по итогам года, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.
Участие в конкурсах, семинарах, распространение педагогического опыта через публикации, Интернет-сайты и др.
Работа с родителями
1 блок – ознакомительно-диагностический
- ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий (оценкой физической подготовленности детей);
-анкетирование (выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического воспитания в домашних условиях);
- проведение утренней гимнастики совместно с родителями
2 блок – наглядно-информативный
- выработка рекомендации родителям по разным аспектам физического воспитания, используя Интернет сайт
- объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях и т.д.
3 блок – консультативный
- индивидуальная работа с родителями по инициативе специалиста (показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома)
- индивидуальная работа с родителями по их инициативе (получение индивидуальных рекомендаций по какому-либо вопросу в сфере физического воспитания, проблемам по физической подготовленности детей)
4 блок – практический
- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, совместные дни здоровья; в массовых городских соревнованиях
- привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных праздников, физкультурных досугов, Дней здоровья
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:
1) перспективное (как правило, на четыре года);
2) текущее (на один год);
3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);
Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.
Перспективный план состоит из трех частей:
1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);
2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.
3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.
На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и др. Учебный план делиться на два основных раздела: теоретический и практический. В теоретической части даются сведения сущности спортивной тренировки, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, средствах оздоровления и др. В практической части – определяются основные средства и методы развития общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.).
Программа, как правило, состоит из четырех разделов:
1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;
2) изложения программного материала (теоретического и практического);
3) контрольных нормативов подготовки;
4) рекомендуемой литературы.
Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.
Текущий план включает в себя следующие разделы:
1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.
2. Цель и задачи на предстоящий год.
3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.
4. Основные направления воспитательной работы.
5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.
Стержневой основой текущего плана является план-график распределения объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки. В нем должны быть отражены в количественных показателях структура и содержание индивидуальной подготовки спортсмена (команды) на отдельных этапах годичного цикла.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.
Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).
Наиболее важная операция в технологии планирования – распределение объемов нагрузки по периодам и этапам, а также распределение частных объемов в отдельных видах подготовки по этапам годичного цикла. Естественно, что соотношение объемов видов подготовки на отдельных этапах определяется задачами, стоящими перед конкретным этапом, его структурой и содержанием. Так, на общеподготовительном этапе физической подготовке отводится около 75% объема нагрузки, в то время как на соревновательном этапе наибольший объем занимает соревновательная (тактическая) подготовка – 50-60% и т.д.
Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.
Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:
1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;
2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);
3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.
Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
При планировании нагрузок в мезоцикле принципиальное значение имеет динамика функционального состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой (ее содержанием, объемом, интенсивностью и чередованием). Для микроцикла важно сочетание ближайших тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма занимающихся в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:
1) перспективное (как правило, на четыре года);
2) текущее (на один год);
3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);
Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.
Перспективный план состоит из трех частей:
1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);
2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.
3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.
На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и др. Учебный план делиться на два основных раздела: теоретический и практический. В теоретической части даются сведения сущности спортивной тренировки, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, средствах оздоровления и др. В практической части – определяются основные средства и методы развития общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.).
Программа, как правило, состоит из четырех разделов:
1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;
2) изложения программного материала (теоретического и практического);
3) контрольных нормативов подготовки;
4) рекомендуемой литературы.
Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.
Текущий план включает в себя следующие разделы:
1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.
2. Цель и задачи на предстоящий год.
3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.
4. Основные направления воспитательной работы.
5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.
Стержневой основой текущего плана является план-график распределения объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки. В нем должны быть отражены в количественных показателях структура и содержание индивидуальной подготовки спортсмена (команды) на отдельных этапах годичного цикла.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.
Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).
Наиболее важная операция в технологии планирования – распределение объемов нагрузки по периодам и этапам, а также распределение частных объемов в отдельных видах подготовки по этапам годичного цикла. Естественно, что соотношение объемов видов подготовки на отдельных этапах определяется задачами, стоящими перед конкретным этапом, его структурой и содержанием. Так, на общеподготовительном этапе физической подготовке отводится около 75% объема нагрузки, в то время как на соревновательном этапе наибольший объем занимает соревновательная (тактическая) подготовка – 50-60% и т.д.
Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.
Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:
1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;
2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);
3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.
Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
При планировании нагрузок в мезоцикле принципиальное значение имеет динамика функционального состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой (ее содержанием, объемом, интенсивностью и чередованием). Для микроцикла важно сочетание ближайших тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма занимающихся в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
– это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.
Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).
Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).
Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
Требования к планированию в физическом воспитании.
1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные закономерности физического воспитания (закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний).
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
Методическая последовательность планирования.
При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.
1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).
Необходимые предварительные сведения преподаватель получает посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.
5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются:
план-график учебного процесса,
рабочий (тематический) план,
Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами. Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который рекомендуется достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) физическая культура во внеурочное время;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений.
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.
В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.
В содержание рабочего плана входят:
1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);
2) теоретические сведения по физическому воспитанию;
3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);
4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо учитывать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей.
В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.
Расписание занятий рекомендуется выдерживать стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.
План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
Цель учебного предмета "физическая культура"-формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма.формирование культуры движений
Планирование учебной работы
по физической культуре в общеобразовательной школе.
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;
Под планированием понимают систему заранее разработанных на определенный период организационных и методических мероприятий обеспечивающих успешное решение поставленных задач .
Планирование предвосхищает работу, позволяет наметить эффективные пути и средства к решению поставленных задач.
Планирование зависит от субъективных и объективных факторов.
К субъективным факторам относятся:
- Уровень профессионального мастерства педагога;
- Владение навыками и умениями в составлении документации.
К объективным факторам относятся:
Система документов планирования учебной работы по физической культуре включает в себя:
- Концепцию федерального фундаментального ядра содержания общего образования;
- Базисный учебный план;
- Федеральный государственный образовательный стандарт по физической культуре;
- Учебная Программа;
- Учебный план – график распределения часов по разделам (модулям) учебной программы (сетка часов);
- Годовое тематическое планирование учебного процесса;
- Рабочий план на аттестационный период (четверть, триместр, полугодие);
- План-конспект урока.
- Критерии оценки образовательной деятельности обучающихся.
Каждый из документов планирования должен отвечать следующим требованиям:
КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный базисный учебный план является нормативным документом, разрабатывающимся на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данный документ регламентирует распределение нагрузки в течение учебного года с учетом нормативных сроков освоения образовательных программ уровней общего образования.
В документе устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. На основе федерального базисного учебного плана разрабатываются базисные учебные планы образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
В Базисном учебном плане школы определено: Предметы, изучаемые в школе; Количество часов в неделю отводимое на каждый предмет; Последовательность изучения предметов; Начало и окончание учебного года; Формы промежуточной аттестации; Экзамены и сроки их проведения; Наполняемость классов и порядок деления на подгруппы. Из этого документа следует, что: Физическая культура – это равноправный предмет. На физическую культуру отводится по 3 часа в неделю в каждом классе. В учебном году на физическую культуру отводится 102 часа.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных разделов (модулей), дисциплин, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Читайте также:
- Куриные бедра в духовке как в детском саду
- Возможно ли существование человеческого общества без истории кратко
- Как вы думаете какими могли быть последствия деятельности ордена иезуитов 7 класс кратко
- Что означает слово гражданин кратко
- Какие внегалактические источники радиоизлучения известны в настоящее время кратко