Характеристика годового плана учебной работы по физической культуре в школе

Обновлено: 04.07.2024

Совершенствовать умения и навыки детей в основных видах движений. Обращать внимание на технику выполнения.

Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость

Использовать средства УМК по закреплению с детьми лексического минимума татарского языка на физкультурных занятиях.

Продолжать работу с родителями по формированию двигательной активности детей дома.

Мероприятия

Сроки проведения

Работа с детьми.

Использование различных форм работы с детьми:

- Утренняя гимнастика –разнообразные формы проведения;

- Игры на свежем воздухе;

- Спортивные праздники, развлечения и досуги;

Проведение диагностической работы по определению уровня физической подготовленности детей.

Проведение индивидуально-коррекционной работы с детьми не готовых и условно готовых по итогам диагностики.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через использования здоровьесберегающих технологий.

Проведение спортивных и оздоровительных мероприятий (старший школьный возраст)

(младший школьный возраст):

Проведение с детьми открытых занятий по физической культуре.

Закрепление ОВД, спортивных упражнений на прогулке.

Работа с коллективом.

Проведение с сотрудниками оздоровительных праздников и развлечений:

2. Привлечение сотрудников к участию в городских соревнованиях:

- Веломарафон, Кросс Наций, Лыжня России, плавание среди работников дошкольного образования

4. Взаимодействие с психологом – обращение за помощью при возникновении проблем общения с детьми.

5. Взаимодействие с медицинским персоналом – проведение дифференцированной физкультурно-оздоровительной работы.

Организационно-методическая работа, взаимодействие с воспитателями

Изучение методических рекомендаций по организации физкультурной работы с учетом требований ФГОС.

Взаимосвязь с воспитателями и узкими специалистами по интеграции образовательных областей с физической культурой.

Скорректировать с воспитателями комплексно-тематическое планирование по возрастам

Работа с документацией (составление отчетов МКР, составление аналитических отчетов по итогам диагностирования детей и по итогам учебного года)

Разработка сценариев праздников и развлечений, обсуждение их с педагогами и узкими специалистами.

Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на 1 полугодие учебного года.

Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей по итогам года, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.

Участие в конкурсах, семинарах, распространение педагогического опыта через публикации, Интернет-сайты и др.

Работа с родителями

1 блок – ознакомительно-диагностический

- ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий (оценкой физической подготовленности детей);

-анкетирование (выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического воспитания в домашних условиях);

- проведение утренней гимнастики совместно с родителями

2 блок – наглядно-информативный

- выработка рекомендации родителям по разным аспектам физического воспитания, используя Интернет сайт

- объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях и т.д.

3 блок – консультативный

- индивидуальная работа с родителями по инициативе специалиста (показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома)

- индивидуальная работа с родителями по их инициативе (получение индивидуальных рекомендаций по какому-либо вопросу в сфере физического воспитания, проблемам по физической подготовленности детей)

4 блок – практический

- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, совместные дни здоровья; в массовых городских соревнованиях

- привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных праздников, физкультурных досугов, Дней здоровья

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (как правило, на четыре года);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);

Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.

Перспективный план состоит из трех частей:

1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);

2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.

3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и др. Учебный план делиться на два основных раздела: теоретический и практический. В теоретической части даются сведения сущности спортивной тренировки, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, средствах оздоровления и др. В практической части – определяются основные средства и методы развития общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.).

Программа, как правило, состоит из четырех разделов:

1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;

2) изложения программного материала (теоретического и практического);




3) контрольных нормативов подготовки;

4) рекомендуемой литературы.

Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.

Текущий план включает в себя следующие разделы:

1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.

2. Цель и задачи на предстоящий год.

3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.

4. Основные направления воспитательной работы.

5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.

Стержневой основой текущего плана является план-график распределения объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки. В нем должны быть отражены в количественных показателях структура и содержание индивидуальной подготовки спортсмена (команды) на отдельных этапах годичного цикла.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.

Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).

Наиболее важная операция в технологии планирования – распределение объемов нагрузки по периодам и этапам, а также распределение частных объемов в отдельных видах подготовки по этапам годичного цикла. Естественно, что соотношение объемов видов подготовки на отдельных этапах определяется задачами, стоящими перед конкретным этапом, его структурой и содержанием. Так, на общеподготовительном этапе физической подготовке отводится около 75% объема нагрузки, в то время как на соревновательном этапе наибольший объем занимает соревновательная (тактическая) подготовка – 50-60% и т.д.

Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.

Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:

1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;

2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

При планировании нагрузок в мезоцикле принципиальное значение имеет динамика функционального состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой (ее содержанием, объемом, интенсивностью и чередованием). Для микроцикла важно сочетание ближайших тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма занимающихся в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (как правило, на четыре года);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);

Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.

Перспективный план состоит из трех частей:

1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);

2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.

3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и др. Учебный план делиться на два основных раздела: теоретический и практический. В теоретической части даются сведения сущности спортивной тренировки, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, средствах оздоровления и др. В практической части – определяются основные средства и методы развития общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.).

Программа, как правило, состоит из четырех разделов:

1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;

2) изложения программного материала (теоретического и практического);

3) контрольных нормативов подготовки;

4) рекомендуемой литературы.

Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.

Текущий план включает в себя следующие разделы:

1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.

2. Цель и задачи на предстоящий год.

3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.

4. Основные направления воспитательной работы.

5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.

Стержневой основой текущего плана является план-график распределения объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки. В нем должны быть отражены в количественных показателях структура и содержание индивидуальной подготовки спортсмена (команды) на отдельных этапах годичного цикла.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.

Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).

Наиболее важная операция в технологии планирования – распределение объемов нагрузки по периодам и этапам, а также распределение частных объемов в отдельных видах подготовки по этапам годичного цикла. Естественно, что соотношение объемов видов подготовки на отдельных этапах определяется задачами, стоящими перед конкретным этапом, его структурой и содержанием. Так, на общеподготовительном этапе физической подготовке отводится около 75% объема нагрузки, в то время как на соревновательном этапе наибольший объем занимает соревновательная (тактическая) подготовка – 50-60% и т.д.

Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.

Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:

1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;

2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

При планировании нагрузок в мезоцикле принципиальное значение имеет динамика функционального состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой (ее содержанием, объемом, интенсивностью и чередованием). Для микроцикла важно сочетание ближайших тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма занимающихся в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

– это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.

Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании.

1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать достижение поставленной цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные закономерности физического воспитания (закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний).

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.

1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Необходимые предварительные сведения преподаватель получает посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются:

план-график учебного процесса,

рабочий (тематический) план,

Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами. Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который рекомендуется достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физическая культура во внеурочное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений.

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят:

1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);

2) теоретические сведения по физическому воспитанию;

3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);

4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо учитывать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий рекомендуется выдерживать стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного предмета "физическая культура"-формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи:укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма.формирование культуры движений

Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Планирование учебной работы

по физической культуре в общеобразовательной школе.

Задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного

опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и

корригирующей направленностью, техническими действиями и

приемами базовых видов спорта;

Под планированием понимают систему заранее разработанных на определенный период организационных и методических мероприятий обеспечивающих успешное решение поставленных задач . Планирование предвосхищает работу, позволяет наметить эффективные пути и средства к решению поставленных задач. Планирование зависит от субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся: Уровень профессионального мастерства педагога; Владение навыками и умениями в составлении документации. К объективным факторам относятся:

Под планированием понимают систему заранее разработанных на определенный период организационных и методических мероприятий обеспечивающих успешное решение поставленных задач .

Планирование предвосхищает работу, позволяет наметить эффективные пути и средства к решению поставленных задач.

Планирование зависит от субъективных и объективных факторов.

К субъективным факторам относятся:

  • Уровень профессионального мастерства педагога;
  • Владение навыками и умениями в составлении документации.

К объективным факторам относятся:

Система документов планирования учебной работы по физической культуре включает в себя:

  • Концепцию федерального фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Базисный учебный план;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт по физической культуре;
  • Учебная Программа;
  • Учебный план – график распределения часов по разделам (модулям) учебной программы (сетка часов);
  • Годовое тематическое планирование учебного процесса;
  • Рабочий план на аттестационный период (четверть, триместр, полугодие);
  • План-конспект урока.
  • Критерии оценки образовательной деятельности обучающихся.

Каждый из документов планирования должен отвечать следующим требованиям:

целеустремленность преемственность реальность конкретность наглядность

КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА

СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный базисный учебный план является нормативным документом, разрабатывающимся на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данный документ регламентирует распределение нагрузки в течение учебного года с учетом нормативных сроков освоения образовательных программ уровней общего образования. В документе устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. На основе федерального базисного учебного плана разрабатываются базисные учебные планы образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Федеральный базисный учебный план является нормативным документом, разрабатывающимся на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данный документ регламентирует распределение нагрузки в течение учебного года с учетом нормативных сроков освоения образовательных программ уровней общего образования.

В документе устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. На основе федерального базисного учебного плана разрабатываются базисные учебные планы образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

В Базисном учебном плане школы определено: Предметы, изучаемые в школе; Количество часов в неделю отводимое на каждый предмет; Последовательность изучения предметов; Начало и окончание учебного года; Формы промежуточной аттестации; Экзамены и сроки их проведения; Наполняемость классов и порядок деления на подгруппы. Из этого документа следует, что: Физическая культура – это равноправный предмет. На физическую культуру отводится по 3 часа в неделю в каждом классе. В учебном году на физическую культуру отводится 102 часа.

В Базисном учебном плане школы определено: Предметы, изучаемые в школе; Количество часов в неделю отводимое на каждый предмет; Последовательность изучения предметов; Начало и окончание учебного года; Формы промежуточной аттестации; Экзамены и сроки их проведения; Наполняемость классов и порядок деления на подгруппы. Из этого документа следует, что: Физическая культура – это равноправный предмет. На физическую культуру отводится по 3 часа в неделю в каждом классе. В учебном году на физическую культуру отводится 102 часа.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных разделов (модулей), дисциплин, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся. Согласовывается с заместителем директора образовательной организации по учебно – воспитательной работе (УВР). Утверждается директором образовательной организации.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных разделов (модулей), дисциплин, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Читайте также: