Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми кратко

Обновлено: 05.07.2024

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность ребенка; свободу выбора форм обучения и образовательных учреждений. Особенностью реализации этого принципа в современных условиях является опора на междисциплинарное знание об организации человека. "Педагогические приложения" таких наук, как физиология, психология, социология, культурология, демография, философия и др. позволяют не только более системно описать закономерности и особенности развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, но и наполняют принцип индивидуализации образования новым содержанием, предлагают новые организационно-методические решения.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, относят:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Условия реализации индивидуализации:

· создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребёнком своих замыслов;

· знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка;

· готовность взрослых поступиться своими педагогическими интересами в том случае, если их инициатива не принимается детьми;

· готовность педагога вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о разделённых или совместных действиях, о форме использования результата;

· обязательное отведение времени для свободной игры;

· привлечение ресурсов социального окружения (библиотеки, школы, театры).

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

А в педагогическом же контексте - это процесс формирования гуманных качеств личности или просто гуманности в человеке.

Гуманизацией образования является переориентация на личную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты.

Принцип гуманизации образования связывается с отказом от прежних устаревших субъект-объектных отношений и переводом их в субъкт-субъектные, в новую организацию образования и, в частности педагогику сотрудничества. В сфере образования такое явление вызвано еще и появлением принципиально нового понимания идей современного состояния гуманизации педагогического образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Этот новый тип педагогической культуры ориентирован на достоинства человека. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека.

Гуманизация воспитания - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем детей и учащейся молодежи; формирование у них отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Среди социально-педагогических условий осуществления принципа гуманизма в учебно-воспитательном процессе выделяются: общие (общекультурные, региональные, природные, национально-этические), возрастные (индивидуально-нравственные) и частные (отношения, взаимоотношения педагогов и обучающихся, педагогов, друзей, близких и родных обучающихся) способы включения обучающихся в самостоятельную реализацию творческих сил (Ю.Н. Бабинский, В.А. Якушин).

Учебно-воспитательный процесс при этом превращается в целенаправленную поддержку физического, психического и социального развития личности в процессе преемственного освоения студентом ценностей культуры предшествующих поколений. Главным становится комплексное развитие личности: духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое и психологическое как целостный педагогический процесс.

Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

• гуманного отношения к личности воспитанника;

• уважения его прав и свобод;

• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

• ненасильственное формирование требуемых качеств;

• уважения права человека быть самим собой;

• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

• уважения прав и свобод воспитанника (И. П. Подласый).

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.(личностно-ориентированный подход).

А. В. Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение. Реализация идей А. В. Запорожца определяет генеральную линию гуманизации дошкольного воспитания: при построении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, что развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме.

Н. Михайленко, Н. Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим направлениям:

• изменение формы общения с детьми: от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;

• обновление формы и содержания обучающих занятий: от фронтальных - к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

• насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;

• преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора деятельности и ее формы -совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.Однако в практике дошк.учреждений долгое время преобладала учебно-дисциплинарная модель организации пед. процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Для реализации гуманистического воздействия на детей необходимо создать в дошкольном учреждении соответствующие педагогические условия, а именно: наладить правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива в дошкольном учреждении, между воспитателями и родителями, между воспитателями и детьми, создать в группе нравственную атмосферу, при которой у ребенка возникает положительное эмоциональное отношение к окружающим ее людям; формировать у каждого ребенка основы морально ценностных ориентаций и соответствующих способов поведения. Такой подход к гуманизации педагогического процесса в современных дошкольных учебных заведениях должен системно, целенаправленно, научно обосновано способствовать психологическому, умственному, нравственному, физическому развитию ребенка.

Изменение формы общения воспитателя с детьми предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели воспитания к личностно-ориентированной, суть которой заключается в том, что педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами.

Ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого. Для того чтобы высвободить время для обучения детей по подгруппам, вся сетка может включить три типа занятий: 1.занятия познавательного цикла, направленные на развитие сенсорных и мыслительных способностей; 2. занятия по конструированию, изобразительной и другим видам художественно-продуктивной деятельности; 3. музыкально-ритмические занятия, в ходе которых дети овладевают музыкальной культурой и культурой движений.

При организации предметной среды и жизненного пространства в ДОУ целесообразно придерживаться нескольких требований:

предметную среду организовать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности;

пространству групповой комнаты следует придать более непосредственный, домашний вид и обустроить его таким образом, чтобы дети имели возможность играть как совместно, так и индивидуально.

Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем.

Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гуманистической. Технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных, творческих возможностей человеческой личности. В то же время, обострение глобальных проблем, в том числе и экологических, потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного - человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения; отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли. Такой поворот не случаен.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Проблемой гуманистической направленности воспитания занимались педагоги - новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.

1). В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.

2). Демократический, гуманистический характер воспитания : идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).

3). Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. В дошкольном возрасте самый высокий авторитет для детей - воспитатель.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир!

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Участие в конференциях 2013 года

Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Гуманистическая педагогика – это один из разделов общей педагогики, предполагающий организацию такого воспитательно-образовательного процесса, во главе которого стоит уважительное отношение к личности ребенка.

Сущность гуманистической педагогики заключается в следующем:

  • педагогический процесс, строится исходя из того, что ребенок должен восприниматься педагогом как единое целое;
  • каждый ребенок уникален, необходимо учитывать его особенности, возможности и потребности;
  • каждый ребенок открыт миру и новым знаниям, необходимо по максимуму использовать это в процессе воспитания и обучения детей;
  • жизнь ребенка должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;
  • все дети от природы наделены определенными талантами, педагогу необходимо уметь их рассмотреть и развить;
  • каждая личность наделена определенной свободой, уважение которой необходимо соблюдать во время педагогического процесса;
  • -ребенок – это активное, творческое, интенциальное существо.

Основы принципов гуманистической педагогики

Основой современной гуманистической педагогики является принцип демократии. Это связано с тем, что на сегодняшний день основной ценностью общества выступает индивидуальность каждого человека и предоставление ему возможностей для максимальной самореализации. В связи с чем, каждому человеку необходимо предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свое мнение, эмоции, мысли, а также демонстрировать свои возможности и умения.

Все принципы гуманистической педагогики основаны на уважении личности ребенка, ее прав и свобод. Проявление уважения к личности ребенка предполагает равноправие всех участников учебного процесса, то есть между педагогом и ребенком устанавливаются партнерские отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем:

• гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

• развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка,

• сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

• деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Главной целью гуманизации педагогической работы с детьми является развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, его интересов, т.е. личностное развитие ребенка.

Читайте также: