Гуашь применение в доу можно или нельзя причина

Обновлено: 07.07.2024

Дети познают окружающий мир чувственным путём, исследуя его с помощью разнообразных действий.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка (начиная с четырёх лет) нравственно- эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Приобщение детей к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: ребёнок экспериментирует с бумагой, красками, гуашью, пластилином. В нашем детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями. Ребенок, не умея ещё читать и писать, с помощью рисунка может выразить своё настроение, мечты: рисование - один из методов общения с ребёнком.

Глядя на картины известных художников, невольно восхищаешься их творчеством, умение изобразить в ярких красках окружающий мир. Каждый из нас также может попытаться овладеть искусством рисования и сделать это увлечение своим любимым занятием.

Цель разработки: изучить понятие "Колорит" и его влияние на эмоциональную окраску пейзажа, отрабатывать навык работы гуашью.

1. Учить правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

2. Формировать умение строить композицию рисунка.

3. Развивать цветовое восприятие в целях колористической гаммы рисунка.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать фантазию и воображение.

Предложенный материал является методической разработкой по ИЗО. В работе подробно описаны мотивация детей к деятельности, методы и приёмы рисования. Занятие даёт возможность научить детей изображать образ, пейзажи, используя изобразительное средство- ГУАШЬ.

Значение рисования красками (гуашь)

Рисование в нашем детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности (в пределах дошкольного возраста). И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуют обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами.

Наше время-это век компьютерных игр, телевизора и изобилие игрушек. Дети всё меньше проявляют интерес к рисованию. Нужно как можно раньше вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Ведь желание творить есть в каждом ребёнке!

Краски(гуашь) имеют большое значение для развития чувство цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. Работа с красками (гуашь) позволяет по-новому взглянуть на мир рисунка, учит смешивать цвета уже на почти готовом рисунке, проявлять фантазию.

Гуашь широко использовали, начиная с 4-5 веков, в России, Китае, Японии. Современные художники широко применяют её в театральных декорациях, эскизах костюмов, в полиграфических иллюстрациях. Ну и, конечно же, дети очень любят эти краски за их весёлую яркость.

Практика показывает, что рисование красками (гуашь) доставляет детям большое удовлетворение и радость. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствует формированию нравственных ориентиров.

Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников

Гуашь относится к тяжёлым, непрозрачным водорастворимым краскам и состоит из смеси пигментов с гуммиарабиком с добавлением мела. Это приводит к получению более сильного цвета, чем в акварелях.

Основные методы и приёмы:

1. Учить детей свободному экспериментированию с цветом, умению создавать цветочные композиции из мазков различного направления.

2. Можно перекрывать один слой другим, а потом их затем смешать.

3. Упражнять в работе с гуашью, работе кистью всем ворсом и её кончиком.

Многие считают гуашь не удобной для рисования. Но при соблюдении несколько правил получится замечательный результат при работе с гуашью. Определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темных тонов краски, а более светлые тона расставляются в конце работы. Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и оттенков, лучше иметь представления о цветовом круге, которым пользуются художники.

Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом. Так как гуашь тяжелая и вязкая, то для неё не подойдут чересчур мягкие кисти. Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Так же можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфетки.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с красками (гуашь)

Работу с детьми дошкольного возраста с красками (гуашь)строю на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом, важное значение приобретает принцип повторяемости действий (при выполнении новых рисунков опираюсь на умения, которые сформировались у детей раньше).

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка и т.п. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный, творческий характер. Стимулом для проявления детьми творческих способностей при создании рисунков красками (гуашь) является поощрение, одобрение успехов ребёнка.

С помощью разнообразных техник рисования и материалов, хочется развивать заинтересованность у дошкольников к изобразительному искусству и доказать, что с помощью простых, на первый взгляд, материалов и техник, можно создать настоящее волшебство.

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: это наблюдение за живой природой, беседами, просмотром картины, и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворениях: одуванчик, ромашки, ёлочки и т.п. При этом стараясь максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, сравнениями. Например: одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой.

Методы, которые мы используем для развития эстетического восприятия и детского творчества: наблюдения явлений и объектов природы; рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе, показ некоторых приемов изображения. При завершении своей работы дети начинают любоваться, восхищаться своим произведением, рисунком. Все это способствует формированию интереса к данному виду деятельности, стимулируют их к проявлению инициативы совершенствовании навыков работы с материалом (гуашь). С этой целью в группе организую выставку детских работ.

Планирование работы с детьми по рисованию с красками (гуашь) используя методы и приёмы

Все методы и приемы делятся на:

- Наглядные (показ, демонстрация).

- Словесная (беседа, объяснение).

Тема: "Цветы в вазе"

Цель: Формировать интерес к изобразительной деятельности. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Учимся создавать живописную композицию (Цветы в вазе), красиво объединяя предметы с фоном. Развивать замысел, чувство цвет, формы. Материалы: гуашь, листы А4, кисти.

Сначала делаем набросок простым карандашом. Прорисовываем только основы, не нужно рисовать каждый стебелек с листьями, это мы будем делать красками. Работаем над фоном: коричневый стол у которого одна сторона светлей другой и оранжевая стена. При окрашивании фона, мы оставили пустое место между цветами, там будет зеленая листва.

Работа с детьми:

1) Начали занятие с просмотра картин, на них изображены цветы. Вспоминаем их названия.

2) Продолжаем развивать умение подбирать краски (гуашь) по цветовой гамме.

3) Дидактическая игра "Определи тона".

4) Выполнение детьми рисунка красками (гуашь).

5) Выставка детских работ.

Тема: "Золотая Осень"

Цель: Вспоминаем характерные признаки осени. Совершенствовать умение пользоваться приемами рисования "примакивания", "рисование всем ворсом кисти", "рисование кончиком кисти ". Учимся рисовать фон картины, разделяя лист линии горизонта на" небо" и "землю". Изображать" близкие" и "далекие" предметы на рисунке. Пользоваться палитрой для смешивания красок. Сначала рисуем фон. Мы используем голубую краску для неба и темно - зеленую краску для земли. Для изображения осени мы использовали красный, желтый, оранжевый, темно-зеленый, коричневый цвета. Ствол рисуем всем ворсом кисти, чтобы веточки у нас были тонкие, листочки на ветках деревьев и на земле методом приманивания.

Работа с детьми:

1) Рассматривание осенних деревьев и опавших листьях на участке во время прогулки.

2) Рассматривание иллюстраций, изображающих природу осенью.

3) Изучение цветовой палитры осени.

4) Выполнение рисунка красками (гуашь).

5) Выставка детских работ.

Тема: "Футбольные истории"

Совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом. Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Способствовать накоплению и обогащению знаний детей об Олимпиаде.

Вспомнить с детьми, что в этом году у нас в России прошёл Чемпионат Мира по футболу, где приняли участие лучшие сборные планеты. Команды играли на новых современных стадионах.

Работа с детьми:

1) Рассматривание картин и фотографий о спорте.

2) Беседа с детьми о футболе.

3) Создание рисунка гуашью, используя разные приёмы рисования.

4) Организация выставки в ДОУ.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Дети очень любят работать с бумагой большого формата, что позволяет им рисовать с размахом, чувствовать краски. А самое главное - дети учатся видеть красоту многоцветного мира, совершенство его форм и гармонии красок.

Дети любят рисовать гуашью, поскольку это легко и красиво. В нашем детском саду мы посвящаем занятия работы с гуашью достаточно много времени, чтоб в подготовительной группе ребята уже доросли до изображения пейзажей и иллюстраций, а также могли фантазировать на бумаге на свободную тему. Используя гуашь, можно получить любой цвет путём смешивания.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в рисунке называется колорит. Колорит раскрывает перед нами красочное богатство мира. Он поможет детям передать настроение рисунка: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и т.д. Бывает тёплый и холодный, светлый и тёмный.

В дальнейшем я планирую продолжать по этой теме, проводить с детьми увлекательные "эксперименты" с цветом и консистенцией красок. Ведь гуашевые краски можно использовать в смеси с разными добавками.

Список используемой литературы:

1. Бембель Т.О. Ваш ребёнок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: Беларусь,2000 --111с.

2. Пути развития детской изобразительной деятельности: Методические рекомендации к программе "От рождения до школы" -- 2013

3. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград Учитель 2009.- 270с

4. Горбатова Е.В. Волшебный мир красок: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - Мн.: ООО" Сэр -Вит", 2000.-32с.

5. "От рождения до школы " под редакцией Вераксы: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования. - 56с.

Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Гуашь в таблетках разводят вводе – при высыхании рисунок достаточно быстро светлеет. Жидкие краски имеют более грубую основу, поэтому желательно не допускать их высыхания. В отличие от акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее непрозрачной, плотной, непроницаемой – иначе говоря, кроющей.

Для жидкой гуаши лучше использовать щетинную кисть. У нее есть плоскость, тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и проводить тонкие линии.

Акварель – это водяные прозрачные краски ( помните: вода – единственное для акварели растворяющее средство).

Краска,высохнув, становится значительно бледнее ее натурального тона, поэтому нанося акварель на бумагу, мы намеренно усиливаем цвет.

Для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.

Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок – точку, мазок – штрих и мазок – линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок – полоску необходимый для окраски больших фигур. Плоская кисть подходит для изображения прямоугольных форм. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок – отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета.

Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой светлотой. Его передают штриховкой, тушевкой и окраской.

Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они обладают тремя свойствами : цветовым тоном, насыщенностью и светлостью.

Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет (красный, оранжевый, желтый и т. д., главный признак отличающий хроматические цвета. Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные цвета. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей фиолетовый.

Кроме хроматических цветов есть цвета ахроматические – черный, белый, серый. Они обладают одним свойством – светлотой. Основными цветами считаются желтый, синий, красный. Другие цвета получают при смешении основных и называют производными или сложными. У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно развивать навык целенаправленного создания образа. Именно это формирует способность искать, видеть художественный образ в произведениях профессиональных художников, воспринимать через форму содержание.

1. Знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы;

2. Формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;

3. Применение в самостоятельной деятельности различных методов и приемов рисования, которыми дети овладели на занятиях.

Принимая известную в дошкольной педагогике классификацию методов и приемов, мы определили как доминантные следующие:

- вхождение в образ.

И мы начинаем рисовать широкие полосы на листе.

- у кого больше неба?

- Кто смотрит снизу?

- Перед кем красивым ковром раскинулась Земля?

При знакомстве с теплыми и холодными цветами также обыгрываются разные ситуации. Прохладным утром мы любуемся голубым небом, нам приятно умываться в синей речке. Греться бежим к печке, где потрескивает огонь.

Основными живописными материалами, используемыми в ДОО, как мы уже сказали, являются акварель и гуашь. Знакомство с ними происходит на протяжении нескольких занятий.

Одинаковое ли количество воды нам понадобиться? Экспериментируем.

- Гуашь можно набрать на кисть и без воды.

- а акварель? (нельзя)

- Вывод: вода в гуаши нужна лишь для того, чтобы краска была чуть жиже и чтобы смыть ее с кисти.

Акварель Гуашь

Живет в маленьких коробочках. Краски находятся

Рядом друг с другом, крышками не прикрыты (не бояться высохнуть).

Коробка – это дом, а в нем квартиры – это баночки с крышками.

Краски боятся потерять влагу и высохнуть. Правило: после работы краски обязательно закрывать.

Гуашь - краска густая. Обмакни, и кисточка нарядится в яркую одежду. Краски издалека видны, они словно отзываются на наш голос:

Итак, акварель – водянистая краска. Чтобы работать с ней, необходимо большое количество воды. Вода прозрачная, значит, и слой краски, наносимый на лист, должен быть прозрачен. Это еще один признак акварели.

Дети рисуют акварелью, разведенной в небольшом количестве воды.

Рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование — это большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.

Зачем и почему дети рисуют? Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать — гуашь.

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась уже в XVI веке в Европе.

Существует несколько видов гуаши : для детского творчества, художественная, плакатная. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка. Кроме того, она подходит для раскрашивания поделок из картона, ткани и глины, а после рисования краска без проблем смывается с рук, кисти, мебели и легко отстирывается с одежды. Гуашь не подлежит обязательной сертификации – это безвредная краска. Даже если кроха решил лизнуть ее, чтобы проверить, какая она на вкус, с ним ничего не случится.

Гуашь — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Основные качества гуаши - насыщенность, яркость цвета, укрывистость.

Гуашь отличается следующими потребительскими свойствами:

- исключительная насыщенность и чистота цвета

- равномерность нанесения на различные поверхности

- превосходная кроющая способность

- краски хорошо смешиваются между собой, позволяя получить новые чистые оттенки

- при высыхании дают красивый матовый тон и приобретают бархатистую поверхность.

Гуашь продается в баночках разведенной, т. е. готовой к использованию.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.

Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

Перешедшие в среднюю группу 4-х летние дети владеют примерно одинаковыми навыками рисования, полученными в младшей группе. В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.

В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).

Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.

В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

Маленький ребенок не владеет способами работы кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения.

По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При работе с гуашью необходимо знать и учитывать следующие правила:

• Успех зависит от того количества, богатства и разнообразия оттенков и цветов, которые ребенок, создав на палитре, перенёс на бумагу или картон;

• Прорисовав предмет крупно, первоначальным цветом, поверх кладутся более мелкие и многочисленные мазки светлее или темнее по тону или цвету.

• Так как первый же слой краски всё равно полностью закроет первоначальный рисунок, то, делая первый набросок, следует рисовать общие контуры, без подробностей.

• Если много раз и очень густо накладывать мазки гуаши на рисунок, то после высыхания начнётся растрескивание и осыпание красочного слоя;

• Если площадь закрашивания большая и требует совершенно гладкого и монотонного покрытия, то наносить гуашь можно поролоновым тампоном с минимальным количеством воды в краске.

• Гуашь после полного высыхания светлеет почти наполовину.

• Виды и формы мазков гуаши сильно зависят от типа кисточки и степени её жесткости.

Как готовится к занятию по рисованию?

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п.)

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченной в воде.

3. Воду для промывания кистей наливают в баночки емкостью 0,5 л. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети по мере загрязнения воды могли ее менять.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать.

5. Кисти для рисования ставят на подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера (№ 4 – 5, а старшие дошкольники рисуют двумя кистями: толстой (№ 3 – 5) и тонкой (№2).

6. В конце занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены готовые работы (на столе, на мольбертах, на доске и т. п.).

7. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие окончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности или к рефлексии.

Гуашь, французское слово — водяная краска, более плотная и матовая, чем акварель. В состав входят тонко растертые пигменты на основе водно-клеевой смеси (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и другие) также в состав краски входят примеси белил (мел).

Этот старинный способ живописи, представляющий одну из разновидностей акварели, получил впервые разработку в произведениях художника Паоло Пино. В наше время он сделался снова популярным и применяется как на бумаге, так и по шелку и другим материям. Паоло Пино добавил в акварельные краски мел, тем самым получив разновидность гуашевых красок.

Гуашь, как и акварель, причисляют к быстросохнущим водорастворимым краскам, при написании которыми требуется виртуозности, смелость и мастерство. За рубежом гуашь считается живописью, а в России гуашь причисляют к графике.

В Средние века гуашью выполнялись книжные миниатюры , обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр.

Начало производства специальных гуашевых красок в середине XIX века способствовало окончательному обоснованию гуаши от акварели. Расцвет техники гуаши приходится на конец 19 — начало 20 в. В России художники объединения "Мир искусства" писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя ее декоративные качества.

В настоящее время существует четыре вида гуаши:

  1. Детская – ей рисуют в школах, детских садах, творческих кружках. Детская гуашь отличается пониженным содержанием вредных веществ (например, декстрина).
  2. Плакатная – более жидкая и менее плотная гуашь. Используется для закрашивания больших поверхностей.
  3. Художественная. При производстве художественной гуашь используется более тонкотертые пигменты.
  4. Декоративная гуашь – это краски с эффектами перламутра, металлика, флюоресцентная гуашь. Их применяют для декоративных работ, например при росписи театральных декораций.

Простота исправления ошибок

Когда рисовать только учишься, особо важно не сталкиваться с неисправимыми ошибками, поскольку они могут отбить желание пробовать дальше. Гуашь хороша тем, что новый ее слой способен полностью перекрыть старый. Помарка просто закрашивается, и ее больше не будет видно.

Быстрое высыхание

Дети обычно учатся рисовать не в полноценной студии, а на уроках, проводимых в специальных классах, которые они покидают сразу после завершения занятия. Это означает, что у маленького художника нет времени, чтобы ждать, пока рисунок высохнет (мокрый альбом в портфель не положишь).

Хорошая растворимость в воде

Зачастую гуашь продается в жидком состоянии в специальных баночках, что позволяет не терять время и силы на ее разведение, а пользоваться ею сразу. Со временем жидкость может испаряться, тогда гуашь высохнет, но засохшую массу можно вернуть к первоначальному состоянию, просто разбавив водой.

Минусы гуаши

К сожалению, определенные недостатки у этой краски также имеются. Они приводят к тому, что профессиональные художники вообще не считают гуашь достойной серьезных работ. И для детей некоторые ее качества могут стать причиной, чтобы отдать предпочтение другим краскам. Вот то, что обычно останавливает потребителей:

Побледнение оттенков

Поскольку в состав смеси входят белила, при высыхании краски несколько видоизменяются, становятся бледнее. Для профессиональных художников это практически катастрофа, потому что точно высчитать масштабы изменений заранее практически невозможно. Ребенок тоже может разочароваться, учиться рисовать из-за этого немного сложнее.

Гуашь – лучший выбор для детей, которые только начинают познавать мир искусства, создаваемый собственными руками. Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти) .

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок) . Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

Перешедшие в среднюю группу 4-х летние дети владеют примерно одинаковыми навыками рисования, полученными в младшей группе. В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.


Описание материала: предлагаю познакомиться с гуашевыми красками; изучить основные характеристики краски; познакомиться с инструментами и аксессуарами при работе с гуашью; изучить несколько практических советов; открыть в себе художника и настоящего творца, как взрослому, так и ребенку.
Цели и задачи:
1. Познакомить со свойствами гуашевых красок.
2. Изучить основы теории и практики живописи гуашевыми красками.
3. Дать элементарное представление о законах цветоведения.
История детского художественного творчества сравнительно небольшая. Но за короткий срок она смогла наполниться целым рядом достижений: это детские конкурсы, фестивали, праздники. Наблюдение и изучение этого феномена помогло научно обобщить и систематизировать детское творчество. Исследования ученых-педагогов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше. Чем их сверстники. В результате чего во всем мире разработан ряд программ по развитию у детей творческих способностей.
Результаты исследований выявили довольно определенную тенденцию. Наиболее ярко способности проявляются у взрослых художников. А вторыми оказались дети шести лет, почти всегда опережавшие детей постарше, а так же взрослых, не связанных с искусством.
С периодом взросления в жизни ребенка многое меняется. Но рисовать он любит по-прежнему. Возможно, дети делают это не так свободно и не так часто, как хотелось бы. Но всегда с удовольствием.
Как вы думаете, почему дети любят рисовать и порой начинают делать это раньше, чем говорить? Наверно потому, что рисование доступно, познавательно, чувственно, выразительно, образует законченный продукт – рисунок.
Поэтому на нас лежит ответственная задача – поддерживать и развивать в детях не просто творческое начало, а целостное художественно-образное мышление, без полноценного развития которого не может полноценно развиваться и формироваться логическое мышление. И поэтому, я предлагаю вам совместное обучение рисованию гуашевыми красками. И помогут в этом мои советы по работе с гуашью.

Гуашь – необыкновенно красивая, сочная и густая краска. Гуашью можно перекрывать непонравившиеся участки и рисовать на них новые. Эта краска завораживает своей силой и богатством цветовых оттенков. Ребенок любого возраста (и мальчик, и девочка) найдут взаимопонимание с этим материалом.
Гуашь – это клеевая краска. Живописные свойства ее основываются, прежде всего, на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной. В этом её главное отличие от акварели, темперы и масляных красок. Это её свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придаст ей матовость и бархатистость.
Основные характеристики

Читайте также: