Что такое национальная самоидентификация какие факторы на нее влияли ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции З. Фрейда, который рассматривал ее как попытку ребенка перенять поведение родителей и таким образом, уменьшить чувство страха перед окружающим миром. Его последова-телем Ж. Лаканом были более подробно описаны этапы и механизмы процесса самоидентификации, как необходимого условия вхождения в социокультурное пространство, помогающие человеку овладеть различ-ными видами деятельности.

Самоидентификация это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом. Можно выделить семь уровней самоидентификации:

Социально-профессиональный уровень определяется утвержде-ниями типа: я – инженер, я – богатый, я – уважаемый гражданин.

Семейно-клановый уровень определяется утверждениями: я – мать, я – дядя, я – друг и т.п.

Национально-территориальный уровень: я – украинец, я – рос-сиянин, я – славянин; я – европеец.

Религиозно-идеологический: я – православный, я – мусульманин, я – коммунист, я – демократ, я – пацифист. Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе и связанной с ней системе ценностей.

Половой уровень идентификации: я – мужчина, я – женщина. Это один из самых глубоких уровней идентификации, исследование которого может дать исключительно ценную информацию о бессознательном составляющем личности.

Духовный уровень едва ли можно выразить словами. Это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом или Вселенским разумом. Он связан только с личным духовным опытом.

В современных условиях, при достаточно свободной миграции, по-требность в социокультурной самоидентификации чрезвычайно важна. Этот процесс происходит в результате добровольного и разумного избра-ния той религии, национальной или социальной общности, к которым человек чувствует свою принадлежность.

Ведущую, но не всегда определяющую роль играет национально-этнический аспект. К наиболее общим чертам, которые характеризуют национальную идентич- ность относят:

а) историческую территорию;

б) язык, верования, традиции;

в) культурные ценности;

г) нормы и законы, действующие в обществе.




Национальная идентичность украинцев имеет собственную специфику. Это связано с рядом факторов. Во-первых: процесс нацио-нального строительства всегда шел с опозданием в то время, когда большинство европейских наций уже прошли этот этап. Во-вторых: несмотря на то, что Украина является независимым государством, в соз-нании людей еще не достаточно прочно укоренились принципы демокра-тии и политической культуры. В-третьих: Украина пока еще остается страной с двумя культурами (Восточной и Западной), различающимися языком, религией, историческим прошлым.

В настоящее время в украинской культуре все еще можно наблюдать доминирование фольклорных форм, отсутствие подлинной элиты, консерватизм, отстраненность от глобаль-ных процессов. Пока еще не сформировалась концепция ни обще-принятой, ни официальной, ни национальной истории. Это объяс-няется тем, что современная Украина сложилась из нескольких крупных регионов. Галиция, Закарпатье, Полтавщина, Крым, Донбасс, Киев, Харьков, Одесса – все эти и многие другие области и города имеют разную, подчас не зависящую друг от друга историю. Поэтому процессы консолидации украинской нации пока еще далеки от завершения. Для Украины, как целостного государства, требуется новое прочтение национальной истории – главной основы национального самосознания. Следует отходить от старых стереотипов, создавать новые идеалы, образы, формы и идентификационные модели.

Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции З. Фрейда, который рассматривал ее как попытку ребенка перенять поведение родителей и таким образом, уменьшить чувство страха перед окружающим миром. Его последова-телем Ж. Лаканом были более подробно описаны этапы и механизмы процесса самоидентификации, как необходимого условия вхождения в социокультурное пространство, помогающие человеку овладеть различ-ными видами деятельности.

Самоидентификация это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом. Можно выделить семь уровней самоидентификации:

Социально-профессиональный уровень определяется утвержде-ниями типа: я – инженер, я – богатый, я – уважаемый гражданин.

Семейно-клановый уровень определяется утверждениями: я – мать, я – дядя, я – друг и т.п.

Национально-территориальный уровень: я – украинец, я – рос-сиянин, я – славянин; я – европеец.

Религиозно-идеологический: я – православный, я – мусульманин, я – коммунист, я – демократ, я – пацифист. Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе и связанной с ней системе ценностей.

Половой уровень идентификации: я – мужчина, я – женщина. Это один из самых глубоких уровней идентификации, исследование которого может дать исключительно ценную информацию о бессознательном составляющем личности.

Духовный уровень едва ли можно выразить словами. Это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом или Вселенским разумом. Он связан только с личным духовным опытом.

В современных условиях, при достаточно свободной миграции, по-требность в социокультурной самоидентификации чрезвычайно важна. Этот процесс происходит в результате добровольного и разумного избра-ния той религии, национальной или социальной общности, к которым человек чувствует свою принадлежность.

Ведущую, но не всегда определяющую роль играет национально-этнический аспект. К наиболее общим чертам, которые характеризуют национальную идентич- ность относят:

а) историческую территорию;

б) язык, верования, традиции;

в) культурные ценности;

г) нормы и законы, действующие в обществе.

Национальная идентичность украинцев имеет собственную специфику. Это связано с рядом факторов. Во-первых: процесс нацио-нального строительства всегда шел с опозданием в то время, когда большинство европейских наций уже прошли этот этап. Во-вторых: несмотря на то, что Украина является независимым государством, в соз-нании людей еще не достаточно прочно укоренились принципы демокра-тии и политической культуры. В-третьих: Украина пока еще остается страной с двумя культурами (Восточной и Западной), различающимися языком, религией, историческим прошлым.

В настоящее время в украинской культуре все еще можно наблюдать доминирование фольклорных форм, отсутствие подлинной элиты, консерватизм, отстраненность от глобаль-ных процессов. Пока еще не сформировалась концепция ни обще-принятой, ни официальной, ни национальной истории. Это объяс-няется тем, что современная Украина сложилась из нескольких крупных регионов. Галиция, Закарпатье, Полтавщина, Крым, Донбасс, Киев, Харьков, Одесса – все эти и многие другие области и города имеют разную, подчас не зависящую друг от друга историю. Поэтому процессы консолидации украинской нации пока еще далеки от завершения. Для Украины, как целостного государства, требуется новое прочтение национальной истории – главной основы национального самосознания. Следует отходить от старых стереотипов, создавать новые идеалы, образы, формы и идентификационные модели.

В статье рассматривается понятие групповой идентичности, ее цели, факторы формирования и совершенствования в современном обществе; а также условия существования, развития, сохранения и устойчивости национальной идентичности как системы.

Ключевые слова

Текст научной работы

В то время как стабильность в группе обеспечена, возникает новая цель- продление жизни и преобразование путём формирования идентичности как общего признака принадлежности к данному сообществу. Каждая нация несет в себе устойчивую генетическую базу (отличие, признак), изменения могут происходить по необходимости, в зависимости от перемены внешних условий, а также места обитания.

Групповая идентичность у людей проявляется через различные направления культуры, процесс социализации и т.д. Мера культурной идентичности- это одно из факторов существования группы. Национальная идентичность же обеспечивает сохранение нации.

Если говорить об идентичности как о генетической принадлежности к группе (нации), то основной характеристикой является внешность (фенотип). Целостный образ дополняется определенным стилем поведения в повседневной деятельности и в общении с окружающими.

В процессе развития общества внешние (расовые) признаки становятся менее значимыми, а на первый план выдвигаются сложившиеся групповые нормы, потребности, традиции и ценности. Иными словами идентичность групп можно понимать как социокультурную идентичность.

Главным отличием групповой идентичности людей является динамика развития, зависящая как от внешних условий, так и от формирования членов данной группы отношения к своему сообществу, к сложившейся в ней системе норм.

Главными составляющими идентичности являются:

  1. объективная (групповые потребности, нормы и ценности),
  2. субъективная (воспринимаемый членом группы общий образ функций, интересов и т. д).

Язык, религиозное направление, сохранение культурного наследия и почитание традиций- это одни из тех важных основ, которые характеризуют национальную идентичность, формируют менталитет, а также способствуют укреплению системы; устойчивость также обеспечивают члены нации путем осознания, принятия и приложения усилий для развития своего сообщества.

Устойчивость национальной идентичности как системы обеспечивается путем соблюдения членами группы сформировавшихся норм, функций, требований, а также через развитие, способствующее преобразованию и процветанию общества в будущем.

К сожалению, в последнее время мировоззренческие основы подвергаются разрушению: засоряется язык, происходит искажение коллективной памяти, возникает деградация в обществе.

Сохранение полноценности национальной идентичности требует усилий, так как устоявшаяся в прошлом система может оказаться недостаточно эффективна. Акцент должен быть сделан на национальные интересы, на факторы, способствующие развитию и процветанию, должно придти осознание необходимости улучшения жизни нации в целом.

Человек- существо многогранное, в нем жизнь как естественного (природного), так и духовного (возвышенного). И, безусловно, условия, создаваемые для развития и сохранения его бытия, а также его национальной принадлежности, должны создаваться с учетом специфики человеческой сущности.

Следовательно, для полноценного существования и устойчивости нации важно создавать благоприятные условия не только для общества в целом, но и для каждого его представителя в частности.

  1. Власова С.В.
  2. Донцов Д.А.
  3. Драчёва Н.Ю.
  1. Базаркина И.Н.
  2. Донцов Д.А.
  3. Донцова М.В.

Список литературы

Цитировать


[…] Слабое чувство национальной идентичности давно является серьезной проблемой на Большом Ближнем Востоке, где Йемен и Ливия превратились в недееспособные государства (failed states), а Афганистан, Ирак и Сомали сотрясают внутренние мятежи и хаос. Другие развивающиеся страны более стабильны, однако по-прежнему сталкиваются с проблемами, обусловленными слабым чувством национальной идентичности. Именно эта проблема является одним из главных препятствий на пути развития Черной Африки. Кения и Нигерия переживают этнический и религиозный раскол; стабильность сохраняется только потому, что различные этнические группы поочередно приходят к власти, чтобы грабить страну. Результатом является высокий уровень коррупции, бедность и экономический застой.

Национальная идентичность в Японии, Корее и Китае, напротив, была хорошо развита задолго до того, как эти страны начали модернизироваться — еще до столкновения с западными державами в XIX в. Впечатляющие темпы их роста в XX и начале XXI в. отчасти объясняются тем, что этим странам не пришлось решать внутренние вопросы идентичности, открываясь для международной торговли и иностранных инвестиций. Им доводилось страдать от гражданских войн, оккупации и раскола. Но как только кризисы удавалось разрешить, эти страны могли опереться на уже существующие традиции государственности и общенациональные цели.

Национальная идентичность начинается с общей веры в легитимность политической системы страны, независимо от того, является она демократической или нет.

Идентичность может быть закреплена в официальных законах и учреждениях, определяющих, как преподавать историю страны в школах или какой язык будет официальным национальным языком. Однако национальная идентичность распространяется и на сферу культуры и ценностей. Она состоит из историй, которые люди рассказывают о себе: откуда они пришли, какие праздники празднуют, что хранится в их общей исторической памяти, что нужно, чтобы стать подлинным членом общества.

[…] Разнообразие вызывает интерес и энтузиазм. В 1970 г. Вашингтон был довольно скучным городом, населенным двумя расами, а самым экзотическим местом был ресторан Yenching Palace* на . Сегодня Вашингтонская агломерация стала местом невероятного этнического разнообразия: здесь можно, перебираясь из одного небольшого этнического анклава в другой, отведать эфиопскую, перуанскую, кхмерскую или пакистанскую кухню. Интернационализация города оказалась выгодна и по другим причинам: постепенно Вашингтон приобретал популярность среди молодежи, а та приносила с собой новую музыку, искусство, технологии; формировались целые кварталы, которых раньше не было. История Вашингтона воспроизводилась во всех других крупных городах мира — от Чикаго до , от Лондона до Берлина.

Разнообразие также имеет решающее значение для стрессоустойчивости. Биологи- экологи отмечают, что искусственно созданные сельскохозяйственные монокультуры часто уязвимы к болезням из-за отсутствия генетического разнообразия в популяции. Фактически генетическое разнообразие является двигателем эволюции, основанной на генетической изменчивости и адаптации. Общая озабоченность утратой разнообразия видов по всему миру обусловлена угрозой для долгосрочной биологической устойчивости.

Наконец, есть вопрос индивидуального поиска идентичности. Люди часто сопротивляются поглощению более мощными культурами, особенно если не родились в них. Они хотят, чтобы их личности признавались и ценились, а не подавлялись. Они хотят ощущать связь с предками, помнить свои корни. Даже не будучи частью определенной культуры, люди хотят сохранить оказавшиеся под угрозой исчезновения языки коренных народов мира и обычаи, которые напоминают о прежнем образе жизни.

С другой стороны,

разнообразие не всегда оказывается исключительно благом. Сирия и Афганистан отличаются исключительным разнообразием, но оно порождает насилие и конфликты, а не творчество и стрессоустойчивость.

В Кении разнообразие обостряет конфликты между этническими группами и подпитывает политическую коррупцию. Этническое многообразие десятилетиями, еще до начала Первой мировой войны, раздирало либеральную Австро-Венгрию, пока населявшие ее народы не решили окончательно, что не могут больше жить в общей политической структуре, что и привело к распаду империи. Венский плавильный котел конца XIX в. дал миру Густава Малера, Гуго фон Гофмансталя и Зигмунда Фрейда. Но когда более узкие национальные идентичности в составе общеимперской — сербы, болгары, чехи и австрийские немцы — осознали себя, регион содрогнулся в приступе насилия и нетерпимости.

В этот период национальная идентичность пользовалась дурной славой именно потому, что ассоциировалась с эксклюзивным, этнически обусловленным чувством принадлежности, известным как этнонационализм. Этот тип идентичности предполагает преследование людей, не входящих в идентифицируемую группу, и агрессию против других стран от имени (или для защиты) соотечественников, проживающих в них. Проблема, однако, не в самой идее национальной идентичности; проблема заключается в узкой, основанной на этнической принадлежности, нетерпимой, агрессивной и глубоко нелиберальной форме, которую принимает национальная идентичность.

Но такая ситуация вовсе не является исторической неизбежностью.

Национальную идентичность можно строить на либеральных и демократических ценностях и общем опыте,

формирующем прочную основу, на которой могут процветать различные сообщества. Подобные попытки предпринимались в Индии, Франции, Канаде и Соединенных Штатах. Мера инклюзивности национальной идентичности по-прежнему имеет решающее значение для сохранения эффективного современного политического порядка по целому ряду причин.

Первое — физическая безопасность.

Крайним проявлением того, к чему может привести отсутствие чувства национальной идентичности, является распад государства и гражданская война,

как, например, в Сирии или Ливии, о чем говорилось выше. Но даже если дело не доходит до этого, слабое ощущение национальной идентичности создает другие серьезные угрозы безопасности. Крупные политические единицы сильнее более мелких и могут лучше защитить себя. Они имеют больше возможностей для формирования международной обстановки, отвечающей их интересам. Великобритания, например, не имела бы и части того политического влияния на геополитической арене, которым она обладала несколько веков назад, сохрани Шотландия независимость. То же можно сказать и об Испании, если бы от нее отделилась Каталония — самый богатый регион страны. Разобщенные страны слабы, поэтому путинская Россия оказывает закулисную поддержку движениям за независимость по всей Европе и вмешивается в американскую политику, чтобы углубить политический раскол в США.

Во-вторых, национальная идентичность имеет большое значение для качества управления. Качество государственного управления, то есть эффективность государственных услуг и низкий уровень коррупции, зависит от того, ставят ли чиновники общественное благо выше личного.

В системно коррумпированных обществах политики и бюрократы отвлекают государственные ресурсы на обслуживание интересов своей этнической группы, региона, племени, семьи, политической партии или набивают собственный карман, поскольку не чувствуют необходимости защищать интересы общества.

Сегодня под государством развития понимается государство, осуществляющее то или иное вмешательство в экономическую жизнь для содействия промышленному росту и экономическому развитию, как правило, за счет выстраивания партнерства между государством и деловыми кругами, подчас сопровождаемого консервативными и националистическими лозунгами.

Доверие обеспечивает процветание общества, но для успешного развития радиус его действия должен быть максимально широким.

Полития — политическое объединение любого уровня. Может означать либо данное общество, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. В широком смысле полития — синоним политической системы.

задача национальной идентичности заключается в том, чтобы сделать возможной саму либеральную демократию.

Либеральная демократия — это неявный договор между гражданами и правительством, а также между самими гражданами, в соответствии с которым они отказываются от определенных прав для того, чтобы правительство защищало другие, более фундаментальные и важные права. Национальная идентичность строится на легитимности этого договора; если граждане не верят, что являются частью одной и той же политии***, система не будет функционировать. […]


[…] Слабое чувство национальной идентичности давно является серьезной проблемой на Большом Ближнем Востоке, где Йемен и Ливия превратились в недееспособные государства (failed states), а Афганистан, Ирак и Сомали сотрясают внутренние мятежи и хаос. Другие развивающиеся страны более стабильны, однако по-прежнему сталкиваются с проблемами, обусловленными слабым чувством национальной идентичности. Именно эта проблема является одним из главных препятствий на пути развития Черной Африки. Кения и Нигерия переживают этнический и религиозный раскол; стабильность сохраняется только потому, что различные этнические группы поочередно приходят к власти, чтобы грабить страну. Результатом является высокий уровень коррупции, бедность и экономический застой.

Национальная идентичность в Японии, Корее и Китае, напротив, была хорошо развита задолго до того, как эти страны начали модернизироваться — еще до столкновения с западными державами в XIX в. Впечатляющие темпы их роста в XX и начале XXI в. отчасти объясняются тем, что этим странам не пришлось решать внутренние вопросы идентичности, открываясь для международной торговли и иностранных инвестиций. Им доводилось страдать от гражданских войн, оккупации и раскола. Но как только кризисы удавалось разрешить, эти страны могли опереться на уже существующие традиции государственности и общенациональные цели.

Национальная идентичность начинается с общей веры в легитимность политической системы страны, независимо от того, является она демократической или нет.

Идентичность может быть закреплена в официальных законах и учреждениях, определяющих, как преподавать историю страны в школах или какой язык будет официальным национальным языком. Однако национальная идентичность распространяется и на сферу культуры и ценностей. Она состоит из историй, которые люди рассказывают о себе: откуда они пришли, какие праздники празднуют, что хранится в их общей исторической памяти, что нужно, чтобы стать подлинным членом общества.

[…] Разнообразие вызывает интерес и энтузиазм. В 1970 г. Вашингтон был довольно скучным городом, населенным двумя расами, а самым экзотическим местом был ресторан Yenching Palace* на . Сегодня Вашингтонская агломерация стала местом невероятного этнического разнообразия: здесь можно, перебираясь из одного небольшого этнического анклава в другой, отведать эфиопскую, перуанскую, кхмерскую или пакистанскую кухню. Интернационализация города оказалась выгодна и по другим причинам: постепенно Вашингтон приобретал популярность среди молодежи, а та приносила с собой новую музыку, искусство, технологии; формировались целые кварталы, которых раньше не было. История Вашингтона воспроизводилась во всех других крупных городах мира — от Чикаго до , от Лондона до Берлина.

Разнообразие также имеет решающее значение для стрессоустойчивости. Биологи- экологи отмечают, что искусственно созданные сельскохозяйственные монокультуры часто уязвимы к болезням из-за отсутствия генетического разнообразия в популяции. Фактически генетическое разнообразие является двигателем эволюции, основанной на генетической изменчивости и адаптации. Общая озабоченность утратой разнообразия видов по всему миру обусловлена угрозой для долгосрочной биологической устойчивости.

Наконец, есть вопрос индивидуального поиска идентичности. Люди часто сопротивляются поглощению более мощными культурами, особенно если не родились в них. Они хотят, чтобы их личности признавались и ценились, а не подавлялись. Они хотят ощущать связь с предками, помнить свои корни. Даже не будучи частью определенной культуры, люди хотят сохранить оказавшиеся под угрозой исчезновения языки коренных народов мира и обычаи, которые напоминают о прежнем образе жизни.

С другой стороны,

разнообразие не всегда оказывается исключительно благом. Сирия и Афганистан отличаются исключительным разнообразием, но оно порождает насилие и конфликты, а не творчество и стрессоустойчивость.

В Кении разнообразие обостряет конфликты между этническими группами и подпитывает политическую коррупцию. Этническое многообразие десятилетиями, еще до начала Первой мировой войны, раздирало либеральную Австро-Венгрию, пока населявшие ее народы не решили окончательно, что не могут больше жить в общей политической структуре, что и привело к распаду империи. Венский плавильный котел конца XIX в. дал миру Густава Малера, Гуго фон Гофмансталя и Зигмунда Фрейда. Но когда более узкие национальные идентичности в составе общеимперской — сербы, болгары, чехи и австрийские немцы — осознали себя, регион содрогнулся в приступе насилия и нетерпимости.

В этот период национальная идентичность пользовалась дурной славой именно потому, что ассоциировалась с эксклюзивным, этнически обусловленным чувством принадлежности, известным как этнонационализм. Этот тип идентичности предполагает преследование людей, не входящих в идентифицируемую группу, и агрессию против других стран от имени (или для защиты) соотечественников, проживающих в них. Проблема, однако, не в самой идее национальной идентичности; проблема заключается в узкой, основанной на этнической принадлежности, нетерпимой, агрессивной и глубоко нелиберальной форме, которую принимает национальная идентичность.

Но такая ситуация вовсе не является исторической неизбежностью.

Национальную идентичность можно строить на либеральных и демократических ценностях и общем опыте,

формирующем прочную основу, на которой могут процветать различные сообщества. Подобные попытки предпринимались в Индии, Франции, Канаде и Соединенных Штатах. Мера инклюзивности национальной идентичности по-прежнему имеет решающее значение для сохранения эффективного современного политического порядка по целому ряду причин.

Первое — физическая безопасность.

Крайним проявлением того, к чему может привести отсутствие чувства национальной идентичности, является распад государства и гражданская война,

как, например, в Сирии или Ливии, о чем говорилось выше. Но даже если дело не доходит до этого, слабое ощущение национальной идентичности создает другие серьезные угрозы безопасности. Крупные политические единицы сильнее более мелких и могут лучше защитить себя. Они имеют больше возможностей для формирования международной обстановки, отвечающей их интересам. Великобритания, например, не имела бы и части того политического влияния на геополитической арене, которым она обладала несколько веков назад, сохрани Шотландия независимость. То же можно сказать и об Испании, если бы от нее отделилась Каталония — самый богатый регион страны. Разобщенные страны слабы, поэтому путинская Россия оказывает закулисную поддержку движениям за независимость по всей Европе и вмешивается в американскую политику, чтобы углубить политический раскол в США.

Во-вторых, национальная идентичность имеет большое значение для качества управления. Качество государственного управления, то есть эффективность государственных услуг и низкий уровень коррупции, зависит от того, ставят ли чиновники общественное благо выше личного.

В системно коррумпированных обществах политики и бюрократы отвлекают государственные ресурсы на обслуживание интересов своей этнической группы, региона, племени, семьи, политической партии или набивают собственный карман, поскольку не чувствуют необходимости защищать интересы общества.

Сегодня под государством развития понимается государство, осуществляющее то или иное вмешательство в экономическую жизнь для содействия промышленному росту и экономическому развитию, как правило, за счет выстраивания партнерства между государством и деловыми кругами, подчас сопровождаемого консервативными и националистическими лозунгами.

Доверие обеспечивает процветание общества, но для успешного развития радиус его действия должен быть максимально широким.

Полития — политическое объединение любого уровня. Может означать либо данное общество, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. В широком смысле полития — синоним политической системы.

задача национальной идентичности заключается в том, чтобы сделать возможной саму либеральную демократию.

Либеральная демократия — это неявный договор между гражданами и правительством, а также между самими гражданами, в соответствии с которым они отказываются от определенных прав для того, чтобы правительство защищало другие, более фундаментальные и важные права. Национальная идентичность строится на легитимности этого договора; если граждане не верят, что являются частью одной и той же политии***, система не будет функционировать. […]

Читайте также: