Группа повышенного психолого педагогического внимания в школе

Обновлено: 06.07.2024

В непредсказуемом, быстроменяющемся мире чрезвычайно сложно современному подростку вырабатывать адекватные механизмы адаптации. Потеря традиционных ценностей, отсутствие положительных примеров, размытость моральных норм провоцируют рост числа “трудных подростков”. В связи с этим увеличивается количество школьников демонстрирующих готовность к девиантным действиям.

Всем известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить и поэтому в настоящее время чрезвычайно важно не допустить отклонений в развитии личности подростка. Современная ситуация, требует от педагога дополнительных знаний умений и навыков,

В связи с этим актуально встает проблема, изучения эффективности существующей системы, для предотвращения возникновения различных видов девиаций.

Педагогическим коллективом школы № 92 были выбраны приоритетные направления для решения данной проблемы. Организация и проведение педсовета предполагала

реализацию основных принципов профилактической работы в школе, при создании целостной системы изучения ребёнка как личности. Тема педагогического совета одна из актуальных проблем, связанных с нахождением эффективных способов конструктивного взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. Педагогический коллектив счёл необходимым проведение педагогического совета по предложенной теме:

Тема: “Система профилактической работы педагогов с детьми, требующими особого внимания”.

Цель: формирование у педагогических работников приёмов педагогической техники в работе с детьми, требующими особого внимания, анализ и дополнение существующей системы взаимодействия, структурных подразделений профилактической работы в школе.

  • Проанализировать эффективность работы с детьми, требующими особого внимания
  • Сформировать мотивацию педагогического коллектива на работу с детьми, требующими особого внимания.
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам для более качественного взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
  • Выявить характерные личностные особенности различных групп детей, требующих особого внимания, для дифференциации методов взаимодействия с ними.
  1. Аналитическая;
  2. Исследовательская;
  3. Мотивационная.
  1. Определение участников работы и последовательность их выступлений.
  2. Анализ существующей системы работы, выявление проблем исходящих из особенностей образовательного учреждения.
  3. В рамках методического объединения классных руководителей обсудить следующий вопрос: “Кого мы относим к понятию “трудный ребенок”.
  4. Анкетирование учащихся 10-11 классов в школе.

Тема: “ Трудный ребёнок – это. ”, “Как работать с трудными детьми” (приложение №2).

Цель: Выявить особенности отношений учащихся старших классов к проблемам детей с отклонениями в поведении. Познакомить с результатами анкетирования педагогический коллектив. Наметить дальнейшую программу педагогической работы по коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, с учётом мотивации детей требующих особого внимания.

  1. Классные руководители 1 и 5 классов (реализация принципа преемственности);
  2. Классные руководители 2,3,4 классов;
  3. 6,7,8 классов;
  4. 9,10,11 классов.

Группы выделены по принципу работы педагогов с определенной возрастной категорией. Каждый педагог знакомится с планом проведения педсовета предварительно через объявление:

Тема педагогического совета: “ Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания”, предлагает Вам при подготовке к педагогическому совету ответить на вопрос: “Кто такие “трудные дети?”. Какое поведение Вы считаете отклоняющимся от нормы, какие формы отклоняющегося поведения распространены в нашей школе, с какими проблемами сталкиваются педагоги при взаимодействии с “трудными детьми”.

Ваше мнение и активное участие поможет в разработке программы работы с детьми, требующими особого внимания, работа по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения в настоящее время является одной из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива.

Организацию и проведение данного педсовета брала на себя психологическая служба школы №92. Особенность работы в малых группах состояла в том, что она строилась в режиме мини-тренинга. Выбор групповой работы был сделан не случайно, предложенный вид работы позволял сконцентрировать внимание участников на заданной теме, обсудить спорные вопросы. В результате наблюдения у психологической службы была возможность диагностировать различные педагогические трудности, взаимодействия педагогов с детьми, требующими особого внимания, с целью построения с ними дальнейшей работы. Педагоги имели возможность поделиться наработками по данной проблеме, рефлексировать собственную позицию.

Ход проведения педагогического совета.

Место проведения – актовый зал. Все участники рассаживаются в общем зале по группам.

Вступительное слово директора школы.

Выступление Зам. директора по воспитательной работе.

Работа в малых группах.

Представление результатов анкетирования.

Выступление социального педагога.

Выступление уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

Работа экспертной группы по определению проекта решения педагогического совета.

Представление проекта решения участникам педсовета.

Возвращение участников педсовета в актовый зал для представления результатов наработанного материала участниками педагогического совета.

1. Представление и анализ рабочих материалов;

2. Ознакомление с результатами анкетирования учащихся 10-11 классов (приложение№2);

3. Выступление зам. директора по воспитательной работе (приложение№5);

4. Выступление соц. педагога (приложение№6);

5. Выступление уполномоченного по правам участников образовательного процесса (приложение№7);

6. Представление проекта решения педагогического совета;

7. Подведение итогов педагогического совета.

  1. Использование демократического стиля взаимодействия, основанного на равномерном партнёрстве. Доверительный стиль в общении.
  2. Участники группы должны заранее знать тему и цели встречи.
  3. Психологи должны избегать вмешательства в работу малых групп. Его роль организация процесса деятельности.
  4. Недопустимость оценочных суждений.

Описание работы в группе.

С целью экономии времени и для повышения эффективности работы в группе, нами были предложены готовые правила групповой работы.

  1. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад .
  2. Слушать и слышать!
  3. Кратко, чётко, аргументировано, излагайте свои мысли.
  4. Обсуждаем проблему, а не личность!

Оптимальное количество человек в группе от10-15.

Каждая группа работает в отдельном помещении в течение 60 минут.

  1. Разогрев 3-5 минут.
  2. Введение в тему 10 минут.
  3. Основная часть 30 минут.
  4. Подведение итогов группового взаимодействия 5-10 минут.
  5. Презентация групповой работы 5-10 минут (представление результатов обсуждений).

Переключает внимание с теоретического материала на практическую часть. Мы предложили упражнение “Счёт до 20” [14 – 128].

Цель упражнения: сплочение группы, отработка навыка взаимодействия с партнёрами.

Участники встаю в круг. Тренер просит их посчитать от 1 до 20 . Один из игроков говорит:

“Один”. Назвать цифру “Два” может любой участник, кроме тех, кто стоит рядом с предыдущим игроком или через одного от него. Всякий раз, когда кто-то собьётся, не выполнит правила, он начинает счёт с начала.

2. Введение в тему.

Психолог обозначает проблему в работе с детьми, требующими особого внимания

Говорит о специфических особенностях детей той или иной категории (в зависимости от того в какой возрастной группе находится психолог).

Создаётся мотивация на дальнейшую работу, для выполнения следующего основного упражнения.

3. Основная часть.

Группа делится на четыре подгруппы и в течение 10 минут составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с “трудными детьми”.

Затем каждая группа представляет свой наработанный материал, после чего психолог на доске записывает общий перечень трудностей, указанных участниками группы.

В случае недостатка времени с низкой активностью участников психолог может заготовить подробный список заранее. В нашей работе педагоги выделили следующие проблемы: вседозволенность; лживость; слабые умственные способности; не выполнение домашних заданий; агрессия; тревожность; вызывающее поведение; импульсивность; разноуровневая подготовка; ослабленное здоровье; нарушения режима дня; нарушение взаимопонимания с учителями и другими детьми (коммуникативные проблемы); несогласованность воспитательного подхода семьи и школы; чрезмерно активные дети.

В течение 10 минутного обсуждения участники ранжируют проблемы, зафиксированные в общем списке. Каждая проблема “оценивается” определённым качеством баллов. В результате ранжирования выделяются проблемы, оказавшиеся наиболее значимыми для присутствующих.

Каждая микрогруппа прорабатывает свои наиболее значимые проблемы и заполняет таблицу. (Приложение №1). Затем команды по очереди зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.

4. Подведение итогов группового взаимодействия.

Обобщение наработанного материала по предложенной проблеме. Обмен практическим опытом, совершенствование навыков группового взаимодействия. Подготовка к презентации наработанного материала (после группового обсуждения заполняется сводная таблица, которая будет представлена для ознакомления педагогическому коллективу).

5. Презентация групповой работы.

После завершения секционных занятий все рабочие группы встречаются в актовом зале, где происходит представление наработанного материала.

На презентацию материала от каждой группы отводится (5-7) минут.

При анализе таблицы, (приложение №1) можно заметить основную трудность, с которой сталкиваются педагоги всех возрастных групп детей - агрессивное поведение у учащихся.

Теоретически изучая данную проблему, педагоги отмечают, что при её решении необходимо: во-первых, индивидуальный подход; во-вторых, выяснение причин данного поведения, а так же ориентир на действие, а не на личность ребёнка.

Всё это, безусловно, поможет педагогам прописать стратегию поведения по отношению к агрессивным учащимся.

Несогласованные действия между семьей и школой приводят к тому, что возникает ряд проблем связанных с изучением причин осложняющего поведения. По результатам секционной работы были выработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогического коллектива (приложение №3) 59.

В статье отражен не весь материал, выборочно представлен наработанный опыт, по организации системы работы педагогического коллектива по профилактической работе с детьми, требующими особого внимания. (Приложение №4). При представлении своих наработок многие учителя высказывали свои пожелания о необходимости проведения тренинга для педагогов, целью которого является улучшение навыков взаимодействия педагогов с учащимися, требующими особого внимания. По окончанию работы педагогического совета были подведены итоги, проанализированы сходства и различия в решении данной проблемы всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в школе.

Контроль учащихся данной категории ведется исключительно в рамках учреждения образования и относится к формам управленческого контроля и раннего выявления учащихся, внешние показатели поведения или условий жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения или попаданию их в социально опасное положение, а также профилактики безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде несовершеннолетних, организации личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся.

КРИТЕРИИ:

1. Систематические пропуски занятий, уходы без уважительных причин, опоздания на учебные занятия.

2. Неуспеваемость по всем или отдельным предметам.

3. Неоднократные нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса, нарушение устава учреждения образования, внутреннего распорядка учреждения образования (невыполнение домашних заданий, отказ работы на занятиях, постоянное отсутствие необходимых принадлежностей, разговоры на занятиях и другое).

4. Оскорбление участников образовательного процесса.

5. Несоблюдение в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующего учреждения образования.

6. Распространение информации, наносящей моральный вред учащимся.

7. Порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества.

8. Распитие алкогольных или слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (при выявлении случаев, не предусмотренных административной ответственностью).

10. Вхождение учащегося в подростковые субкультурные сообщества, которые оказывают негативное влияние на психическое состояние несовершеннолетнего.

11. Наличие информации о принадлежности к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, общение или частые контакты с асоциальными сверстниками, судимыми гражданами и другое.

12. Иные противоправные действия. Определённое внимание необходимо также уделить несовершеннолетним, которые ранее признавались нуждающимися в госзащите, состояли длительное время в социально опасном положении, воспитываются в неполной, многодетной семье, в семье, где один из родителей потерял работу, попал в места лишения свободы, состоит на наркоучёте или учёте ОВД и др.

Общеобразовательная школа, декларируя своей целью развитие индивидуальности, испытывает в ее реализации серьезные затруднения. Это прежде всего затруднения экономического характера, социальная нестабильность, неразработанность психолого-педагогического инструментария, методик и технологий осуществления этой цели.

Тот факт, что учащиеся обладают индивидуальными особенностями, доказательств не требует: все дети, кроме различий в возрасте, росте, массе и иных физических данных, имеют явные различия в степени социальной и эмоциональной адаптации; их учебно-познавательная деятельность отражает разницу в интеллектуальном развитии и т.д. Именно широкое использование в практике развития школьников индивидуального подхода: опора на их возрастные особенности и прежде всего особенности ведущей деятельности, потребности и познавательные интересы наиболее перспективное и формирующее направление. Индивидуальный подход состоит в изучении ведущих социально-ценностных мотивов каждого конкретного ученика, уровня его физического, интеллектуального развития и опора на них в обучении и воспитании ребенка.

Основной фактор продуктивного развития ребенка - состояние его здоровья. Есть данные, что каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет сегодня дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Здоровье детей в школьном возрасте тесно связано с показателями их личностного развития: 85% редко болеющих детей имеют показатели личностного развития в пределах и выше возрастной нормы, и, как правило, более высокие показатели развития познавательных процессов. В то же время родители в своих требованиях к ребенку редко учитывают состояние его здоровья, уровень физического и психического развития. Исследования детско-родительских отношений Н.Ю. Синягиной (1996-1998 гг.) зафикси -ровали две основные ориентации родительской позиции в воспитательных воздействиях на ребенка: разумные ожидания, которые проявляют 32% родителей, и повышенные требования, к которым склонны 36,8% родителей. В семьях, проявляющих разумные ожидания от своего ребенка, отмечены 87,2% продуктивно развивающихся детей, а в семьях, предъявляющих повышенные требования к детям, - 54,4%. При этом в семьях последнего типа значительно выше показатель тревожности детей (в 1,5 раза), неуверенности (0,7 раза); коммуникативные трудности отмечены у 16% детей.

Естественно, что дети, имеющие физические недостатки, психологические комплексы и проблемы, пережившие тяжелый стресс требуют особого внимания педагогов. К группам особого психологического внимания относятся дети:

- имеющие физические изъяны и недостатки (дефекты зрения, слуха, ослабление организма из-за недостаточного питания, хронические заболевания и инфекции, дефекты речи, заикание и др.);

- имеющие различные психологические проблемы и комплексы (потерявшие одного из родителей, воспитываемые прародителями при живых родителях, имеющие трудности в общении и обучении и др.);

- отличающиеся уровнем умственных и познавательных способностей (учащиеся с опережающим развитием и развивающиеся ниже возрастной нормы).

Отклонения и изъяны в физическом развитии детей не всегда известны учителям, а родители часто воспринимают их болезненно, стараются не акцентировать на них внимание окружающих. Такое положение приводит к неправильному истолкованию поведения ученика, неверной оценке его действий.

Физические изъяны или недостатки сами по себе не могут оказывать отрицательного воздействия на здоровье или интеллектуальные способности детей. Но они отрицательно влияют на психоэмоциональное состояние, приводят к деформации личности. Независимо от того, поддается изъян устранению или нет, каждый такой ребенок нуждается в индивидуальном подходе и специальной работе психолога. В работе с детьми, имеющими физические недостатки , педагогам следует руководствоваться следующими правилами:

- уметь распознать наличие у ребенка физического недостатка и проконсультироваться по поводу стратегии поведения при общении с ним с родителями, психологами, врачами;

- не следует делать поспешных выводов о наличии у ребенка физического дефекта, такие выводы делаются лишь специалистами;

- следует принимать меры для облегчения положения ребенка, страдающего физическим недугом, в силу своей компетенции, образованности и в соответствии с принципом "Не навреди!";

- следует держать под контролем результаты обращения семьи ребенка за медицинской помощью и т.д.

Одну из групп психологического внимания составляют дети, имеющие проблемы со зрением, которое играет особую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Учащиеся с дефектами зрения чаще находятся в менее благоприятном положении, нежели здоровые дети. При этом прослеживается следующая закономерность: вследствие дефекта зрения мышление ребенка опирается на неточные и неполные данные, что приводит к формированию искаженных понятий и представлений. Своевременное распознование и диагностика дефекта зрения поможет полноценному развитию школьника.

Приведем некоторые признаки дефектов зрения:

- чтение или работа с предметами на отдаленном или слишком близком от глаз расстоянии;

- неестественные повороты головы при рассматривании предметов и чтении книг;

- беспокойство или раздражительность при длительной работе глаз (чтение, письмо, работа на компьютере, продолжительный просмотр телепередач и т.п.);

- слезотечение и покраснение глаз, постоянное протирание глаз руками;

- неправильное произношение схожих по написанию букв;

- жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, "туман" перед глазами;

- ошибки при списывании и др.

Наличие хотя бы некоторых симптомов свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.

Учащиеся с ослабленным слухом также испытывают ряд трудностей в обучении и адаптации в социальной среде и должны быть отнесены к группе психологического внимания. Этот недуг существенно влияет на эмоциональное состояние, самочувствие и познавательные интересы детей; служит не только причиной низкой успеваемости, но и различных психологических трудностей. Такие дети часто жалуются, что не слышат вопроса учителя, не поняли, о чем спрашивают одноклассники, часто поворачиваются больным ухом к говорящему или прикладывают к нему ладонь. Они громче говорят, следят за движением губ, жалуются на боль в ушах, головокружение или тошноту. Своевременная профилактика и лечение ушных заболеваний дает значительный эффект.

Вместе с тем в школе наблюдается группа детей, страдающих от неполноценного питания . Недоедание не всегда проявляется в потере массы. Ребенок может быть тучным и рыхлым, но страдать от нехватки в рационе питательных веществ, необходимых для поддержания нормального состояния организма. К симптомам неполноценного питания можно отнести недостаточную или избыточную массу, болезненный цвет лица, недоразвитие мускулатуры, сутулость, худосочность. Ребенок часто бывает вялым, устает, проявляет беспокойство, раздражительность либо гиперактивность. При неполноценном питании школьник не может успешно развиваться, снижаются самооценка, уровень развития познавательных интересов, мотивация учения. Такие дети требуют специального режима питания, контроля со стороны учителя. Обычно диагностика таких детей показывает нарушения в семейных отношениях, что требует специальной коррекционной работы с родителями.

Проявление раздражительности, нетерпеливости, постоянные недомогания и головные боли, повышенная утомляемость наблюдаются у детей, склонных к хроническим инфекциям и заболеваниям. Такие дети вследствие своего состояния также испытывают психологические трудности.

Следующая группа, требующая повышенного внимания, - дети с психологическими комплексами и проблемами. В школьном возрасте они обычно связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Ученик с серьезными проблемами эмоционального порядка не в силах развиваться так, как позволяют его способности. Многие эмоциональные расстройства школьников следует искать в семье, учебных проблемах или социальном окружении. Особого внимания требуют дети из неполных семей - 34%; дети, потерявшие одного из родителей (умер, погиб), - 15%; те, кого воспитывают дедушки, бабушки, - 8,7%.

Одна из самых сложных проблем, позволивших выделить детей в группу психологического внимания, - потеря одного из родителей, что нередко случается в наше время. Таким детям присущи различные эмоциональные расстройства и реакции: нарушение сна с тяжелыми сновидениями, повышенная плаксивость, признаки глубокой печали после события. Для этих детей характерно чувство одиночества, утраты, эмоциональной пустоты, отсутствие стойкого интереса к каким-либо видам деятельности. Нередки отклонения в поведении (вспышки раздражительности, драки с братьями и сестрами), школьные проблемы (прогулы, школьная фобия). Практически все дети, рано или поздно, впадают в депрессивное состояние различной степени тяжести. Иногда потеря родителей вызывает развитие аутизма , т.е. психологического отчуждения, выражающегося в отказе от контактов с окружающими, погружении в мир собственных переживаний.

Все дети, потерявшие в силу различных причин одного из родителей, должны быть в центре пристального внимания и заботы педагогического коллектива, учителя и психолога. С ними следует проводить специальную корректирующую работу, которая строится на сочетании диагностических методов и коррекционного влияния, наблюдения, психологического воздействия на социальное окружение ребенка и т.д. Особое значение имеет диагностическая работа, построенная по типу естественного эксперимента (игровые диагностические процедуры, реальные беседы в среде одноклассников, групповые дискуссии, работа в дружеской паре и т.п.). В результате коррекционной работы у ребенка значительно снижается ощущение горя, увеличивается количество позитивных воспоминаний, укрепляется вера в будущее. Для урегулирования эмоциональных проблем учеников можно использовать следующие рекомендации:

- не стоит торопиться с выводами по поводу причин такого поведения и неадаптивности школьников;

- следует замечать и фиксировать крайности в повседневном поведении школьников;

- следует поощрять детей к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;

- следует анализировать и фиксировать информацию о развитии школьников, беседуя с их родителями, психологом, специалистами;

- не следует в случае эмоциональной нестабильности детей самим руководствоваться эмоциями, следует быть объективными;

- необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину возникшей проблемы;

- не следует забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности ребенка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить.

К третьей группе особого психологического внимания следует отнести детей с индивидуальными умственными способностями - развивающихся опережающими темпами или отстающих от возрастного развития. Обе группы требуют индивидуального возрастного подхода. Конечно, в первую очередь во внимании педагогов нуждаются дети с низким уровнем познавательного развития, однако и дети, опережающие по своему интеллектуальному развитию сверстников, также требуют особого подхода.

На страницах "Учительской газеты" в 2000 г. велась дискуссия о несостоявшихся гениях. Один из обсуждаемых вопросов заключался в том, что режиссерами трагедий одаренных детей часто становятся родители, которые подчас необоснованно переоценивают способности детей, считая их гениями. Их мнение нередко противоречит мнению учителей, которые считают таких детей способными и образованными, но не больше. В таких ситуациях страдающей стороной становятся дети, у которых нередко развивается депрессия.

Почему же дети, опережающие своих сверстников, часто в дальнейшем не становятся гениями? Комментарий может быть следующим: "каждому овощу - свой срок". Дети развиваются по-разному. Каждый в своем ритме и темпе. Одаренные дети опережают сверстников за счет хорошо развитой умственной сферы, но в плане адаптации в обществе, личностном и физическом развитии они могут отставать. Как показывает анализ литературы и опыта работы разных педагогов, 50% вундеркиндов испытывают психологический дискомфорт, 37% - нуждаются в поддержке и защите близких. У тех, кто стал студентом после 10 класса (всего на год раньше), наблюдается повышенная тревожность, которая в 2,2 раза выше, чем у однокурсников. Дети, перешедшие из своей возрастной группы в более старшую, либо чересчур возбудимы, либо слишком замкнуты. Одни, как ни странно, подвержены комплексу "быть не хуже окружающих". Другие, наоборот, имеют завышенную самооценку, что также порождает психологические проблемы. Неокрепшему таланту, как никому другому, нужны помощь и понимание родителей, которым важно напомнить, что развитие должно быть гармоничным.

К группе трудных подростков принято относить и детей, развивающихся ниже возрастной нормы. Учащийся с задержкой умственного развития отличается ограниченной способностью мыслить абстрактно, делать обобщения, рассуждать последовательно. Он испытывает трудности в нахождении взаимосвязей и формулировании логических ассоциаций. Можно выделить следующие основные группы причин, обусловливающих задержку психического развития подростка:

- органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга ребенка;

- дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении им общественного опыта;

- дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности, не дающий ему возможности посильного присвоения общественного опыта, а следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психического развития, в частности и в интеллектуальном плане;

- общая бедность среды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга ребенка;

- травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг подростка, нарушающее его функции, а следовательно, и созревание.

Среди специальных проблем, подлежащих коррекции, следует назвать и такие, как нарушение адаптации ребенка к существующим условиям и неадекватные реакции и формы поведения, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, агрессивность, враждебность к окружающим, неадекватность самооценки, неуверенность в возможностях своего личностного роста, пассивность, безынициативность, конформизм; фобические реакции и др. Таким образом, продуктивное развитие школьника возможно лишь при совместной работе учителя, родителей, психолога на основе учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.

Задачи:

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся;
  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, административными органами;
  • принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
  • содействие созданию психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
  • координация взаимодействия учителей, родителей, представителей администрации для оказания помощи учащимся.

Организационно-социальная работа

Планирование работы на год

Выявление по классам опекаемых детей, детей находящихся в социально - опасном положении

Выявление проблемных детей.

Вовлечение детей девиантного поведения во внеклассную и внеурочную работу.

Пополнение банка методических материалов.

Изучение новинок методической литературы

Работа с учащимися (с детьми, находящимися в социально - опасном положении, состоящими на внутришкольном учете, с детьми группы риска, требующими повышенного педагогического внимания)

Диагностика социального статуса ребенка. Социометрический опрос. 5 класс

Диагностика тревожности через методику адаптации к школе. 1класс

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе

Диагностика уровня школьной тревожности

Диагностика интересов учащихся по методике ДДО Климова 8 – 11 классы

Коррекционная работа

Работа по коррекции агрессивного поведения подростков. 1-11 классы

Коррекция эмоционально- волевой сферы ребенка. Игровые занятия на развитие эмоционально волевой сферы. 1-11 классы

Коррекция учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Игровые занятия на развитие познавательной сферы 6-10 классы

Профилактическая работа

Участие во внеклассных мероприятиях согласно воспитательному плану

Лекторий " Мы за здоровый образ жизни" 9-11 класс

Работа с семьей

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступления на классных родительских собраниях

Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания

Читайте также: