Графический план используемый на уроках по трудовому воспитанию это

Обновлено: 30.06.2024

§ ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, макета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использование приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;

§ планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словесных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоятельности детей при планировании работы (соответствие используемых учителем приемов планирования возрастным и индивидуальным возможностям детей);

§ практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учителем школьникам при возникновении затруднений, приемы, направленные на активизацию самостоятельности учащихся в работе, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;

§ отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности школьников, использование учителем наглядных материалов, помощь, оказываемая учителем школьникам;

§ оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок; итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, учитывались ли индивидуальные особенности детей.

7. Педагогическое мастерство учителя:

§ подготовка к проведению урока, использование записей, наглядных средств обучения;

§ владение методикой стимулирования познавательной активности учащихся;

§ использование способов развития самостоятельности, системности мышления (внутрии межпредметные связи), творческого мышления;

§ способы оценки достижений учащихся на занятии;

§ невербальное поведение преподавателя, стиль общения с учащимися, меры воздействия на них, проявление педагогического такта преподавателя.

Подготовленность учителя к уроку. Учитель должен понимать особую роль трудового обучения в коррекции недостатков, развитии и воспитании умственно отсталых школьников. Он должен хорошо знать программу трудового обучения и владеть методикой работы с учащимися на уроке, учитывая их психофизические особенности и уровень трудовой подготовки, уметь выполнять учебные поделки из разного вида материалов, составлять предметнооперационные и графические планы, поддерживать у школьников интерес к труду и т. д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: “Обучение учащихся планированию трудовых операций с помощью анализа графического изображения, сконструированного объекта труда и исходных материалов”.

3. Итоги успеваемости и качества знаний по технологии в 5-9 классах по параллелям…………………………………………………………………………………….10

В процессе практических занятий в школьных учебных мастерских следует сформировать у учащихся не только операционно-технические навыки (разметка, пиление, строгание, рубка, опиливание и т.п.), но и общетрудовые политехнические умения: расчетно-графическая грамотность, организация и планирование труда, контролирование хода трудового процесса, его результата и ряда других умений. Выполнение названных требований и составляет основу трудовой подготовки школьников. Овладение умением планировать свой труд в школьных мастерских поможет выпускнику более успешно освоить ту или иную рабочую профессию. Кроме того, процесс формирования умений планировать свой труд носит развивающий и воспитывающий характер.

Что же имеется в виду под процессом планирования труда? Е. А. Милерян пишет: «Технологическое планирование представляет собой предварительное построение в уме предстоящей деятельности. Это построение включает временную последовательность выполнения действий, их материальное оснащение, приемы и способы обработки материалов, использования инструментов, станков, механизмов, машин и других средств производства, применение которых необходимо для успешного достижения поставленной цели труда.

Работа в школьных мастерских связана с выполнени­ем учащимися различных трудовых заданий по изготов­лению изделий. Следовательно, трудовой процесс в учеб­ных мастерских может и должен включать все элементы производственных требований. Создавая общественно полезные изделия, ученик реализует заранее нм спланиро­ванную деятельность, организует и контролирует свой труд.

Усвоение принципов конструирования, овладение уме­нием планировать свой труд позволяют школьникам в бу­дущем выступать не только в роли исполнителей готовых разработанных конструкторских и технологических про­ектов, но и самим участвовать в качестве изобретателей в создании новых проектов и рациональных технологиче­ских структур, отвечающих новейшим достижениям на­уки. Овладение широким кругом трудовых умений и на­выков связано с развитием мышления, воображения, па­мяти.

Обучение планированию представляет собой сложный процесс. В него, как указывает В. В. Чебышева , входит:

1) воспитание ответственного отношения и интереса к выполняемой работе, а также активного стремления к поискам средств повышения ее эффективности;

2) Воспита­ние привычки предварительно продумывать любую пред­стоящую деятельность и успешно ее выполнять;

3) об­учение приемам планирования. Реализация этих задач на занятиях в школьных учебных мастерских достигается определенными методами. Доказано, что умение планиро­вать свою трудовую деятельность не приходит само по се­бе в процессе овладения исполнительскими навыками. Этому надо учить. Обучение учащихся планированию следует рассматривать как самостоятельную педагогиче­скую задачу.

Учителю необходимо выбрать такие методы обучения планированию, которые обеспечивали бы активное, твор­ческое овладение учащимися знаниями и способами их практического применения.

Построение в уме предстоящей деятельности вклю­чает в себя не только определение рациональной последо­вательности, но и выбор учеником необходимых средств, способов и сроков выполнения намечаемых трудовых действий. Ученик выбирает необходимые материалы, ин­струменты, приспособления, обдумывает организацию труда, применяет знания, т.е. технические сведения, кото­рые приобретаются им в процессе овладения програм­мным материалом. Практическая реализация намеченного плана по достижению цели требует от ученика неослаб­ного внимания к выполнению трудовых операций, пони­мания необходимости контроля за ними.

В школах Казахстана широкое распространение полу­чила технологическая карта, которая разрабатывается учителем и используется как средство обучения учащихся планированию труда. Бытует и такая практика, когда учитель труда устно, по ходу изготовления учениками каждого изделия, регламентирует его технологическую

Применение готовых технологических карт, строгая регламентация содержания и последовательности трудо­вого процесса свидетельствуют о малой эффективности та­ких путей обучения планированию, равно как и всему процессу обучения труду. Основная творческая нагрузка по разработке технологических карт ложится на учителя.

Проблема обучения умению планировать свой труд привлекает все большее внимание исследователей. Раз­работка ее ведется в различных направлениях: изучают­ся закономерности процесса планирования, его особен­ности, психологические механизмы; исследуется планиро­вание как фактор воспитания; в некоторых работах рас­крываются методы обучения планированию рабочих. Ис­следуются организационные формы и методы обучения школьников планированию.

Пятилетний обучающий эксперимент, творческое ис­пользование передового педагогического опыта учителей труда, а также критический анализ литературных источ­ников по данной проблеме позволили мне прийти к вы­воду о целесообразности обучения учащихся планирова­нию своего труда с помощью анализа графического из­ображения сконструированного объекта труда и исход­ных материалов.

Развитие творческой активности и самостоятельности школьников к окончанию ими VI класса обеспечивается постепенным переходом от коллективного к самостоятель­ному определению последовательности изготовления изделий при использовании таких дидактических средств, как уяснение правил рационального построения трудовых операций, решение конструкторских и технологических задач, постепенное сокращение регламентации со стороны учителя, контрольные задания учителя и организация взаимо- и самоконтроля в процессе практической реали­зации намеченной в технологической карте последова­тельности трудовых операций.

Все выше сказанное позволяет считать названную методическую тему актуальной.

Актуальность темы:

1. Программа по технологии предусматривает, что бы ученик, оканчивающий шестой класс, умел самостоятельно спланировать последовательность работы и изготовить изделие по своему плану.

2 . Процесс формирования умений планировать свой труд носит развивающий и воспитывающий характер

3. Умение планировать свой труд необходимо человеку в самых различных областях физической и умственной деятельности

4. Процесс планирования трудовых операций предусмотрен требованиями современного производства. В труде рабочего все большее значение приобретают такие функции, как планирование, наладка, контролирование, ремонт.

5. Овладение умением планировать свой труд позволит учащимся в будущем выступать не столько в роли исполнителей разработанных кем-то конструкторских проектов, но и самим участвовать в качестве изобретателей в создании новых проектов.

Научный аппарат темы.

Объект исследования: самостоятельная работа учащихся по конструированию и изготовлению изделий из древесины и металла.

Предмет исследования: взаимосвязь учебного конструирования с обучением учащихся планированию трудовых операций

Проблема: организационное и методическое объединение формирование у учащихся операционно-технических навыков с обучением планированию трудовых операций.

Цель исследования: изучение вопроса организации работы учащихся по конструированию изделий и на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности на обучение учащихся планированию трудовых операций.

Гипотеза: если получиться организационно и методически объединить формирование у учащихся операционно-технических навыков с обучением конструированию изделий, то это будет способствовать творческой активности и самостоятельности учащихся в процессе планирования своего труда.

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и техническую литературу по данной проблеме.

Ознакомиться с опытом учителей технологии по решению данной проблемы.

Определить возможность организации учебного конструирования на уроках.

Проанализировать успеваемость учащихся.

Провести эксперимент доказывающий эффективность учебного конструирования для обучения учащихся планированию своего труда.

Методы исследования: анализ педагогической литературы и нормативных документов, обобщение опыта преподавания технологии, педагогический эксперимент, аналитическая обработка результатов исследования.

Ожидаемые результаты: усвоение принципов учебного конструирования будет способствовать обучению учащихся планированию своего труда, что позволит им в будущем участвовать в создании новых проектов и рациональных технологических структур.

Практическая значимость работы: полученные результаты работы можно использовать для доклада на научно-методической конференции учителей технологии с целью обмена опытом по применению учебного конструирования для обучения учащихся планированию трудовых операций.

Теоретические основы методической темы.

Учебная программа по технологии за 2013 г. предусматривает формирование у учащихся систематизированных знаний по основам техники, технологии и современного производства. Предъявляются требования и к формированию у них общетрудовых политехнических умений: расчетно-графической грамотности, организации и планированию труда.

Графическая грамотность может быть определена как наличие знаний в области технического черчения и степень владения умениями чтения и выполнения конструкторской и технологической документации.

Графическая грамота – умение читать и выполнять техническую документацию.

Графические навыки – владение приёмами работы чертёжными инструментами, вырабатываемое в процессе тренировок.

Технологический процесс и технологическая документация: графические и текстовые документы, которые определяют технологический процесс изготовления изделия.

Основная форма технологической документации – технологическая карта. В ней указаны: чертёж изделия, операции, инструменты, материалы. Технологическая карта составляется учащимися под руководством учителя, которая и выступает, как средство обучения планированию.

Обучение планированию начинается с анализа готового графического образа и сопоставления его с исходными материалами. Графический образ является результатом конструирования изделия.

Конструкция изделия – устройство изделия с учетом взаимного расположения его деталей, элементов и др.

Конструирование изделия – разработка его конструкции, выбор наилучшего варианта.

Вариативность конструирования. Изменение отдельных элементов изделия при сохранении его основы в целях наиболее удачного решения конструкторской задачи.

Задачи. Пути и средства обучения планированию.

Обучение планированию представляет собой сложный процесс в него входит:

Воспитание ответственного отношения и интереса к выполняемой работе.

Воспитание привычки предварительно продумывать любую предстоящую деятельность.

Обучение приёмам планирования.

Методы обучения учащихся планированию трудовых операций с помощью анализа графического изображения, сконструированного объекта труда и исходных материалов.

Реализация этих задач на занятиях в школьных учебных мастерских достигается определёнными методами.

Пятилетний обучающий эксперимент, использование педагогического опыта учителей технологии, анализ литературных источников по данной проблеме позволили прийти к выводу о целесообразности обучения учащихся планированию своего труда с помощью анализа графического изображения сконструированного объекта труда и исходных материалов.

Формирование умений планировать труд на основе взаимосвязи с учебным конструированием можно представить в виде следующей схемы:

Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Формы мероприятий

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:

В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.

Уборка территории детского сада

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на трудовое воспитание дошкольника, должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания. В системе Л. В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “ Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача школы – разбудить мысль каждого ученика.

Развитие познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения

“Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!”

Л. В. Занков.

Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания. В системе Л. В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “ Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда обучащихся на уроке использую компьютерные презентации, составленные по материалам урока.

Учить творчеству на уроках – это, прежде всего, учить творческому отношению к работе, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни. В основу моей педагогической деятельности заложена идея внедрения в практику трудового обучения таких приемов, которые бы развивали умственные и творческие способности обучающихся. Одной из главных задач воспитания всесторонне развитой личности есть подготовка к выполнению работы на творческом уровне. Надежный путь решения задачи - своевременное привлечение к творческой деятельности каждого человека.

Для успешного овладения обучащимися современным содержанием учебного материала учитель старается привести процесс обучения в более тесное соответствие с основами учебного познания, с одной стороны, и с требованиями жизни и содержания – с другой.

Считаю, что способ организации учебной деятельности обучащихся выступает незаменимым развивающим и воспитательным средством. Так, организация учебно-воспитательного процесса в виде традиционного урока способствует формированию у обучащихся пассивной позиции, репродуктивного типа познавательной деятельности, поэтому стараюсь найти традиционному уроку альтернативу - сделать обучащегося субъектом учебной деятельности, обогатить его социальный опыт путем включения в совместную коллективную деятельность на уроке, готовить к самостоятельности и активному самообразованию.

Активно использую организационные формы разработки творческих проектов, которые несут важную воспитательную нагрузку, потому что они способны развить у обучащихся чувство ответственности, коллективизма, способность к лидерству, умение подчиняться другим в совместной деятельности.

Применяю нестандартные формы проведения урока (занятий). Нетрадиционные уроки провожу как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Уроки, посвящены конкретной теме, и для её раскрытия обучающимся нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Изучая инновационные технологии, я старалась систематизировать, совершенствовать и обогащать методы, организационные формы и дидактически - методические способы, которые решают указанную педагогическую проблему. Существуют разнообразные формы и методы работы по развитию познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения. Использую методы компетентно-ориентированного подхода к организации учебного процесса. Формирую у обучаемых личностную, социальную, поликультурную, информационную, самообразовательную, познавательную и творческую компетентности путем развития у учащихся умения решать проблемы, использовать собственный опыт, заниматься самообразованием, работать с различными базами данных, документацией, добывать информацию, иметь собственное мнение, понимать позицию других людей, принимать решения, уметь организовать свою работу, нести ответственность за поступки, работать в группах и т.д.

Применяю проектную технология для развития у обучающихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности и других личностные качества; создания благоприятного психологического климата на уроке, стимулирования познавательной деятельности, формирования навыков презентации и само презентации, повышения мотивации к изучению предмета.

Использую групповые технологии, разноуровневый подход к изучению предмета, что способствует самосовершенствованию личности, развитию коммуникативности, мышления, интеллекта, расширению кругозора, взаимному обогащению и самостоятельному решению учебной задачи обучающимися.

Информационно-коммуникационная технология, которую также использую, развивает не только коммуникативные навыки, но и навыки работы с компьютерными программами.

Применяю игровые технологии для решения ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.

Интерактивные технологии применяю для осуществления обратной связи между учителем и учеником, активизации познавательной деятельности учащегося.

Также применяю технологию уровневой дифференциации обучения для развития личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Основной целью работы учителя является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Проблемное обучение, создание проблемных ситуаций способствует активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Я даю задания повышенной сложности, творческие задачи, которые требуют от учеников на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, который включает в себя элементы проблемности: задачи на сравнение, на группирование, на самостоятельную проверку правильности уже выполненной задачи, на конструирование, на подбор по образцу, на распределение за парами.

Такие задачи очень важные, так как приучают учеников работать с технологической документацией, оказывают содействие развитию самоконтроля в работе, формируют привычки внимательно и вдумчиво работать.

В кабинете собранна своеобразная картотека задач, инструкционных карт, и т.п. На уроках ученики работают с разными графическими изображениями технических объектов: чертежами, схемами, учатся их читать, составлять, использовать во время изготовления изделий. Разрабатывая дидактические материалы (карточки для опроса, тесты) я включаю в них задачи для работы со схемами, чертежами. Такие задачи развивают умение читать схематические изображения, оказывают содействие пониманию учениками связи между технологическим объектом (образцом) и его графическим образом. Много внимания я сосредоточила на письменных вопросах, которые используются для создания карточек-задач, тестов, кроссвордов.

Новая программа по трудовому обучению построена на началах проектно - технологической деятельности, цель которой - разработка и создание учебно - творческого проекта. Проектный метод в школьном образовании ныне рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, которая способна решать вопрос экономического, политического, социального развития государства. Все ученики проект выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с необходимым, корректируют деятельность. В процессе проектирования ученики приобретают новые знания, опыт, поэтому я считаю проектное обучение методом развивающего обучения, так как он выступает как элемент научного творчества учеников.

На своих уроках часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. “Не мыслями надобно учить, а учить мыслить”, - говорил Э. Кант. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Надеюсь, что предложенные мной идеи, разработки, находки заинтересуют, прежде всего, начинающих учителей, помогут им в создании собственной методической системы, будут оказывать содействие повышению информационной насыщенности уроков трудового обучения.

Читайте также: