Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой кратко
Обновлено: 04.07.2024
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус — это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку — по шарообразной форме. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города.
На нем мы находим полюса Земли, а по меридианам и параллелям определяем местоположение любой точки. Географическая карта — это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта — предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе.
Выделяют три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.
1Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
Таким образом, заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь
Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — красный.
Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, — важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Что-бы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисования по трафареткам карандашами.
Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листья на березе и под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, внизу кроны или сбоку), а где — желтые; как красиво смотрятся золотистые точки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. Аналогичный рисунок березы на третьей неделе октября будет выглядеть иначе.ке.
Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками.
Заполненные страницы календаря за 12 месяцев — это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
Летом в каждый месяц цветут определенные цветы — их обязательно надо нарисовать в календаре. Зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается лишь толщиной снежного покрова, поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка.
На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.
Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т. е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.
Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду
Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием — одевание картонной куклы на прогулку.
Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпускают ее на прогулку (ставят возле картинок).
Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования.
2.Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Второй тип графического моделирования — создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие его развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает детенышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботиться о нем.
Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков — очень интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытного образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них
Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток — банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.
Ккалендарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущего редиса) в открытом грунте
Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редис не растет, весной — когда его посев только готовится.
Календарь детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай редиса, а потом ели из него салат.
Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогики, формирует осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период. Это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания. Совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимания специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия, эмоционального отклика – все это формируется у детей на протяжении многих лет, при ознакомлении с разнообразием растительного и животного мира. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека и природы, формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес является стимулом развития бережного отношения к природе, в своем развитии он выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Интерес к природе у дошкольников проявляется в стремлении познать природу, в чтении слушании книг о природе, в деятельности по защите природы, в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации, в увлечениях связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование). Доступным средством формирования интереса дошкольников к природе является моделирующая деятельность.
Моделирующая деятельность и графические модели
Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем определить местоположение любой точки. Географическая карта это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей:
Календарь наблюдений за сезонными явлениями
Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это “срез” состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно. Поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют,. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию. Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду. Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, “выпускают ее на прогулку” (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода. Работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, подготавливает процесс графического моделирования.
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ
Тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении.
Пример: только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. По мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем. Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них. Набор картинок включает следующие моменты:
1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;
2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;
3) хомяки недельного возраста (начали покрываться шерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде;
4) малыши двухнедельного возраста начали выходить из домика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет;
5) трехнедельные хомяки пытаются есть сами корм, обследуют ближайшее пространство;
6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом, залезают на домик, в колесо, борются, играют.
Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц - полоска “неделя”, которую дети раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или временно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза. Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях. Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в] открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время (“неделя”), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь - полноценная графическая модель экологического содержания: ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились.
Календарь наблюдений за птицами
Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных! экологически значимых мероприятий. Правильной организаций, которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода. На территории детского сада на значительном расстояний друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одни на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон. Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за тем, чтобы не было перерывов. Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну-две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп. Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических “следов” не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные “галочки” (символическое обозначение птиц).
Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, сто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления. Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для Младшей - единственным) является состав птиц? Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Троёкратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале Подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.
Предметное моделирование
Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения Группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими “глазами” на верхней стороне крыльев.
Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур геометрических и в форме животных в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировок: любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски совпадающей с фоном, и неподвижности. Становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания. В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, животное быстрее перемещается в пространстве. На столе перед каждой парой детей надо положить: лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией двумя дорожками, по которым будут шагать картонные “ноги”. У одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат! дальше ушел тот, у кого “ноги” длиннее. Делают больше шагов меняются “ногами”, но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные “ноги”. Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Под МОДЕЛЬЮ понимается материальный заместитель реально существующих объектов или явлений природы, в котором отражены признаки этого объекта или явления, структура, взаимосвязи между отдельными структурами и компонентами.
Использование моделей в учебно-воспитательном процессе детского сада занимает важное место, так как с помощью моделей ребенок в рассуждениях выходит на уровень обобщения и систематизации знаний о природе. В дошкольной методической литературе описаны следующие виды моделей:
Предметные модели. Предметная модель передает особенности внешнего вида объекта, либо характер движения (зверя, рыбы, птицы), либо то и другое вместе. Примером предметной модели могут быть аквариум (модель экосистемы), заводная игрушка (соотношение частей тела игрушки с ее движением помогает ребенку установить зависимость между устройством конечностей и способом передвижения).
К сожалению, не любая игрушка может стать предметной моделью. Существуют игрушки, которые не могут решать задачи ознакомления с природой дошкольников (сиреневый верблюд, зеленый заяц, красная корова с синими рогами).
Предметно-схематические модели. В предметно-схематической модели представлены существенные признаки, связи и отношения объекта или явления.
Так, например, для абстрагирования оттенков зеленого цвета растений, составляются модели из листочков бумаги цветной или тонированной, для абстрагирования поверхности растений - листы различной фактуры (гладкая, бархатная, бугристая, шероховатая).
Моделью определяют возможное количество шагов животного, например, оленя, лемминга или др., действуя как измерителем. Дети приходят к заключению: олень, сделав меньшее количество шагов, пройдет большее расстояние, чем лемминг. Длинные ноги можно использовать как шанс к спасению от врага – бегство.
Белый заяц незаметен на белом снегу, пестрый лемминг незаметен на фоне пестрых растений тундры, а зеленый жук в траве. Так, накладывая геометрические фигуры на соответствующие цветовые поля, дети уясняют для себя значение покровительственной окраски.
Графические модели. Графическая модель обобщенно передает признаки, связи и отношения природных явлении. К графическим моделям относятся таблицы, графики схемы, календари природы.
Примером графической модели может быть модель с целью формирования элементарного понятия птицы (аналогично - звери, рыбы, насекомые).
Модели могут использоваться в разных возрастных группах при условии предварительных наблюдений в природе, рассматривания картин, использования учебного экрана и другой наглядности.
Введение модели требует определенной последовательности. Л. М. Маневцова рекомендует следующую работу по введению модели. Вначале Л. М. Маневцова рекомендует изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению моделей проводить не советует. Начинать введение модели она рекомендует на занятиях по рассматриванию объектов природы. В первой части замятия воспитатель может организовать рассматривание растения пли животного, обучая детей обследовательским действиям. С помощью последних дети абстрагируют разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.
Далее Л. М. Маневцова рекомендует использовать модели сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д. ).Для демонстрации следует показывать модели крупных размеров.
На первых занятиях можно показывать модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понятен детям, можно представить в модели группу выде ленных признаков
Многие авторы считают полезным использование демонстрации модели в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
Следующим этапом в демонстрации моделей (по Л.М. Маневцовой) является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для детской деятельности. Например, для установления потребности растения в воде, воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в 2 блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом - остаются сухими. В схематической модели выясняется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном блюдце, и пустой кружок - ее отсутствие.
Демонстрацию моделей Л. М. Маневцова рекомендует использовать для обобщения и для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия класса животных (например, птицы или др.), готовая модель помогает вычленить и осознать общие дли класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле (воздуху или воде), способ передвижения.
Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о классе животных, напри мер , о рыбах .В первой части беседы идет рассматривание рыб по картинам. Сравнение их, обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во вто рой части - нахождение общих для всех рыб признаков и демонстрация их в модели , в третьей части - обобщение (воспитатель показывает детям картины с изоб ражением рыб и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животно го к определенному классу).
Демонстрация моделей, по мнению Л. М. Маневцовой позволяет воспи тателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений, устанавливать связи между ними, значит, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
В условиях детского сада используются не только готовые модели, их демонстрация, но и моделирование, т. е. совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей
Л. М. Маневцова предлагает обучение моделированию осуществлять в следующей последовательности:
Описание детьми нового объекта с помощью известной им модели
Сравнение двух объектов с выделением признаков различия и сходства. Выкладывание на панно модели, замещающей эти признаки.
Сравнение 3-4 объектов с выкладыванием модели.
Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков например , отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ ухода за ними.
Создание моделей под руководством воспитателя для формирования элементарных понятий таких как: "рыбы", "птицы", "звери", "растения", "живое", "неживое" и т. д.
Выше рассматривался вопрос об использовании разновидностей моделей как наглядных средств в ознакомлении дошкольников с природой. Описаны этапы обучения наглядному моделированию (по разработкам кандидатов педагогических наук, преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена Маневцовой Л. М., Кондратьевой Н. Н.).
Так, Бухвалов В.А. использует в работе по экологическому воспитанию школьников следующие виды моделей:
Текстовые – описание экосистемы.
Графические – схема, план, рисунок.
Математические – диаграммы, графики, уравнения.
Технические – модели экосистем из технических материалов
Компьютерные – компьютерные программы для моделирования изменений в экосистемах.
Модель по Бухвллову В. А. -это копии экосистем или ее элементов, а моделирование - метод их построения.
Понятно, что не все указанные модели можно использовать н дошкольном возрасте. Однако отдельные их модификации вполне возможны в работе с дошкольниками.
Следует уточнить, что я вкладываю в определение моделирования как метода ознакомления с природой.
Моделирование-- это наглядно- практический метод работы с дошкольниками для решения познавательных задач в ознакомлении с при родой , развития логического мышления детей, воображения, речи; для определения уровня знания детей, их возможности к рассуждению. Этот метод позволяет экономить время воспитателя и детей.
Модель , на мой взгляд, может быть представлена в следующих видах:
Объемные конструкции (игрушки, предметы).
Плоскостные рисованные или графические (рисунок, схема, таблица, условный знак - пиктограмма).
Модель, созданная телом или телом в движении (разновидность пантомимы).
Модель - слово или словесное описание (понятие - это модель-слово).
Поясню это на примерах . Идеальным конечным результатом познавательной деятельности является понятие. Значит, идеальна модель, которая существует, но которой нет (то есть, нет материального заместителя). Другими словами - ребенок может самостоятельно описать явление или объект природы в отсутствии наглядности. Однако, учитывая формы мышления дошкольника, его речевые возможности, следует отметить необходимость использования всех видов моделей.
Остановимся на таком веществе, как вода.
Объемная модель может быть в виде аквариума, фонтана, водопа да , она имитирует состояние воды в природе.
Рисованная модель - это рисунок водоема, водопада, моря и т.д. Это может быть условный знак воды, пиктограмма, в которой показаны разные агрегатные состояния воды, а также возможности перехода из одного агрегатного состояния в другое, например, жидкость переходит в твердое состояние при понижении температуры ниже 0 градусов.
выпадение дождя выпадение снега
(пар, туман, облако)
(вода в водоеме, в сосуде, дождь)
значок твердого тела
(лед, сосулька, снег, иней)
Таким образом, замерзание водоема будет выглядеть следующим образом:
Модификацией рисованной (графической) модели следует рассматривать календари погоды и природы (первый является набором условных значков - пиктограмм, второй включает пиктограммы и рисунки).
Эта игра предоставляет огромные возможности моделирования: можно пока зать озеро в мороз, сосульку на солнце, мороженое в холодильнике или на плите. Да чего только не придумаешь! Прибавьте сюда положительные эмоц ии детей, раскрепощенность (каждый чувствует себя чуть-чуть артистом), возможность коллегиальных решений в выполнении задания, экономию времени при проверке выполняемого детьми – и станет ясно, что такая игра просто необходима!
Приобщать ребенка к моделированию можно, начиная с младших групп. Время прохождения ребенком всех этапов моделирования зависит от его индивидуальных возможностей, от того, какое внимание этому роду деятельности отводит воспитатель.
1. Моделирование из готовых форм.
2. Знакомство с готовыми моделями и дорисовывание их.
Затем с детьми выясняют, что можно изобразить вместо ушей, то есть в картинке внешнего вида (хвост, цвет шерсти, мордочку, или что-то еще характерное для этого зверя). Когда дети научатся дорисовывать или изменять модель, можно привлекать их к моделированию диктантным способом.
3. Моделирование диктантным способом.
4. Придумывание детьми значков к моделированию.
К старшему дошкольному возрасту дети выходят на более высокий уровень обобщения. Им предстоит придумывание значков для ведения календаря погоды. Дети могут участвовать в придумывании значков для изображения большой группы представителей животного или растительного мира.
Например, дети придумывали значки домашнего зверя:
5. Моделирование для развития творческого воображения.
В качестве подсказки может быть использован цвет (так, рыжий кружочек - это белочка, а серый - заяц) или пространственное расположение фигур (много прямоугольников - стадо оленей, один прямоугольник - одно животное), или величина (2 серых крупных треугольника и 5 маленьких - семья волков).
На самостоятельное моделирование подобных загадок выходят дети, которые прошли все этапы знакомства с готовыми моделями и обучения моделированию.
Побуждает развитие воображения дошкольника использование особых мо делей, которые я назвала моделями-шутками . Использование их помогает ребен ку в самостоятельном моделировании в дальнейшем. Что же это такое модели- шутки?
Модель-шутка – это модель, в которой внешние особенности, повадки (если речь идет о животном) заменены схожим с ними внешне или функционально объектом (или несколькими объектами )
В качестве примера – модель-шутка белки:
животного (кузнечик, лягушка, белка, кенгуру, заяц, тушканчик )
модель сезонной окраски волосяного или перьевого покрова животного
Так, например, шутливо выглядит модель-загадка зайца-беляка:
зимний и летний шерстный покров
Ниже – модель шутка ежа:
сворачивается в клубок
Или – модель-шутка хомяка
Моделирование сезонов.
4 -летний ребенок узнает сезон не только по одежде, детским забавам, но и по пейзажам. Он должен четко называть все 4 времени года и са мые яркие их признаки (зима: мороз, полярная ночь; лето: жарко, поляр ный день; осень: дожди, расцвечиваются листья). Хотя весьма часто дети путают весну и осень. Это можно считать региональной особенностью в ознакомлении с сезонами Севера.
Старшие дошкольники должны уметь определять сезон и по яр ким и по характерным признакам (осенью бывает сухая и дождливая погода, однако дожди всегда холодные, осенью бывают теплые дни, но все же становятся холоднее по сравнению с летом).
Старший дошкольник учится фиксировать сезонные явления, сопостав лять сезонные явления однотипные и разнотипные, обобщать.
Предварительно с детьми обсуждается, как можно понятно и быстро нарисо вать дождь, пасмурную погоду, ветер и солнечный день.
Или расскажите: какая сегодня погода, поставьте стрелку на соответствующий значок, или значки, т. к. стрелок может быть 2-3). Такая система по своему значению для умственного развития детей приближается к словесно-логическим схемам, обеспечивающим развитие всех форм мышления детей в их тесном взаимодействии.
Через 4-5 недель воспитатель ст. группы меняет форму календаря. Вводится календарь по месяцам, но лучше по сезонам.
В этой группе воспитатель особое место и внимание отводит беседам с группой детей, когда взаимно дополняются высказывания, обогащается содержание разговора. Каждый ребенок анализирует, обобщает в ходе обсуждения по календарю природы.
Для составления общей модели сезона по характерным признакам в нежи вой природе для начала, воспитатель может помочь детям вопросами, которые послужат опорными пунктами к моделированию сезона.
Какая температура осенью чаще была? (или стала по сравнению с летом)
Какие чаще выпадали осадки?
Что произошло с растениями?
Чем занимались осенью на улице?
Можно давать задание на составление сравнительных моделей. «Что было и осенью и летом?
Особое внимание я уделяю ведению таблицы продолжительности дня в условиях Крайнего Севера. Детям и так достаточно сложно уяснить для себя, что такое день, ночь, а тут еще полярная ночь и полярный день, белые ночи. Как разумно найти выход из всего этого набора информации?
Помощником является таблица продолжительности дня , в которой отражены в картинках основные режимные процессы от пробуждения ребенка утром до укладывания его на ночной сон.
Удобство этой таблицы заключается в том, что приблизительно 1/ 2 часть суток дети сами могут наблюдать.
По каждому режимному отрезку подбирается картинка или значок: подъем, гимнастическое упражнение, занятие и т. д., делаются разрез для того, чтобы поместить солнце, как символ светлой части суток от его появления до захода за линию горизонта.
Воспитатель вносит таблицу, дети обговаривают картинки, узна ют, что это их режим дня. Договариваются, что будут отмечать, как меняется продолжитель ность дня и ночи в течение сезона.
Так получился световой день в начале осени. Дети измеряют его и делают световую полоску-мерку светлой части суток. Аналогично и в конце осени. Потом уточняют по таблице, что день убывает. Если обозначить светлую часть суток белой полоской, а темную – черной, то получится такое соотношение светового режима в течение осени в условиях Норильска.
Документ содержит теоретические материалы по теме 3.2 "Использование моделирования в экологическом образовании детей" курса учебной дисциплины "Методика экологического образования детей". Предназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Роль моделирования в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей.
Виды моделей в экологическом образовании.
Методика использования моделирования в экологическом образовании.
Моделирование в учреждении дошкольного образования – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А.) доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей – это называется моделирующая деятельность. Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
2. Роль моделирования в экологическом образовании.
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
Помогает наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
Систематизируют знания детей о природе
Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию детей.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Виды моделей в экологическом образовании.
С детьми можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д. Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:
модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
ФОРМЫ РАБОТЫ: Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры
Методика использования моделирования в экологическом образовании.
Демонстрировать модели можно во всех возрастных группах, если требуется акцентировать внимание детей на важные свойства и ассоциации в объектах и явлениях природы. Перед показом детям моделей необходимо познакомить дошкольников с изучаемым обитателем природы через другие методы: наблюдение, беседа, труд и прочие. Эти методы позволяют познакомиться с объектом, гарантируя живые представления о признаках, свойствах и его связях с другими особями. Исследование модели в таком случае будет являться только этапом организованной учебной деятельности.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.
Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т. е. происходит отработка метода заполнения.
Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.
П ример мнемотаблицы для описания поры года
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. Следует размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
Раскройте роль моделирования в экологическом образовании детей.
Укажите виды моделей, используемых в экологическом образовании. Приведите примеры.
Что такое мнемотаблица? Раскройте значение мнемотаблицы в образовательном процессе.
Раскройте этапы работы с мнемотаблицей.
Романенко, О.Г., Данилова, Л.И., Дорошина, Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.60-62.
Николаева, Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.,1995г.
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
Читайте также: