Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений при­роды возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Мно­гообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в про­цессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни мно­гих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для вос­приятия связи и зависимости внутри природных сообществ рож­дают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов при­роды.

Модель — это предметное, графическое или действенное изоб­ражение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус — это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отража­ет, содержит в себе существенные особенности натуры, в удоб­ной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Зем­ли, но только по одному признаку — по шарообразной форме. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количе­ство существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, госу­дарства и города.

На нем мы находим полюса Земли, а по меридианам и парал­лелям определяем местоположение любой точки. Географическая карта — это тоже модель Земли, но уже графическая, она отобра­жает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта — предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые раз­личные модели. Важнейшими из них являются календари приро­ды — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе.

Выделяют три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных уч­реждениях и отражающих те явления природы, которые находят­ся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюде­ний.

1Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.


Таким образом, заполненная страница календаря — это гра­фическая модель состояния природы определенного периода оп­ределенного времени года, модель, в которой сочетается реалис­тическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь


Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолето­вый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — красный.

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, — важ­ный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Что-бы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисования по трафареткам карандашами.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Напри­мер, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листья на березе и под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, внизу кроны или сбоку), а где — желтые; как красиво смотрятся золотистые точки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. Аналогичный рису­нок березы на третьей неделе октября будет выглядеть иначе.ке.


Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Именно поэтому календарь сезон­ных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его суще­ственно меняющимися характеристиками.

Заполненные страни­цы календаря за 12 месяцев — это круглогодичная модель сезон­ных изменений в природе. Ценность такого моделирования вели­ка: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные ка­лендари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое мож­но использовать с разной целью и в разные моменты воспита­тельно-образовательного процесса.

Летом в каждый месяц цветут определенные цветы — их обязательно надо нарисо­вать в календаре. Зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается лишь толщиной снежного покрова, поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка.

На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снего­мер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в кален­даре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдель­ных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводят­ся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т. е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие до­школьники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картин­ками. Это своего рода подготовка к графическому моделирова­нию.

Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на нача­ло, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду

Подготовкой к графическому моделированию является и игро­вой прием — одевание картонной куклы на прогулку.

Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпус­кают ее на прогулку (ставят возле картинок).

Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению ка­лендаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графи­ческого моделирования.

2.Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Второй тип графического моделирования — создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фик­сировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что послед­ние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основ­ном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в про­странстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характе­ризующие его развитие, проявляются главным образом в пове­дении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, игра­ет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает дете­нышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, забо­титься о нем.

Создание модели развития млекопитающего на примере хомя­ков — очень интересный для детей процесс, который лучше осу­ществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытного образа их жизни и невозможности наблюдения за гнез­дом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и ра­стут хомячки, как мама заботится о них

Моделирование роста и развития растений также осуществля­ется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Все рисунки делаются с помощью двух картонных тра­фареток — банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми стар­шего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно много­кратно рассматривать как в свободное время, так и на специаль­ных занятиях.

Ккалендарь, в котором зафиксиро­ван рост овощной культуры (например, быстро растущего редиса) в открытом грунте

Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный ка­лендарь становится хорошим демонстрационным пособием, ис­пользуемым в самых различных вариантах воспитательно-образо­вательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осе­нью и зимой, когда редис не растет, весной — когда его посев только готовится.

Календарь детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай редиса, а потом ели из него салат.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогики, формирует осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период. Это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания. Совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимания специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия, эмоционального отклика – все это формируется у детей на протяжении многих лет, при ознакомлении с разнообразием растительного и животного мира. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека и природы, формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес является стимулом развития бережного отношения к природе, в своем развитии он выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Интерес к природе у дошкольников проявляется в стремлении познать природу, в чтении слушании книг о природе, в деятельности по защите природы, в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации, в увлечениях связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование). Доступным средством формирования интереса дошкольников к природе является моделирующая деятельность.

Моделирующая деятельность и графические модели

Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем определить местоположение любой точки. Географическая карта это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей:

Календарь наблюдений за сезонными явлениями

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это “срез” состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно. Поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют,. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию. Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду. Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, “выпускают ее на прогулку” (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода. Работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, подготавливает процесс графического моделирования.

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ

Тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении.

Пример: только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. По мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем. Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них. Набор картинок включает следующие моменты:

1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;

2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;

3) хомяки недельного возраста (начали покрываться шерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде;

4) малыши двухнедельного возраста начали выходить из домика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет;

5) трехнедельные хомяки пытаются есть сами корм, обследуют ближайшее пространство;

6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом, залезают на домик, в колесо, борются, играют.

Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц - полоска “неделя”, которую дети раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или временно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза. Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях. Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в] открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время (“неделя”), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь - полноценная графическая модель экологического содержания: ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных! экологически значимых мероприятий. Правильной организаций, которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода. На территории детского сада на значительном расстояний друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одни на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон. Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за тем, чтобы не было перерывов. Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну-две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп. Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических “следов” не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные “галочки” (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, сто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления. Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для Младшей - единственным) является состав птиц? Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Троёкратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале Подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

Предметное моделирование

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения Группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими “глазами” на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур геометрических и в форме животных в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировок: любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски совпадающей с фоном, и неподвижности. Становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания. В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, животное быстрее перемещается в пространстве. На столе перед каждой парой детей надо положить: лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией двумя дорожками, по которым будут шагать картонные “ноги”. У одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат! дальше ушел тот, у кого “ноги” длиннее. Делают больше шагов меняются “ногами”, но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные “ноги”. Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Под МОДЕЛЬЮ понимается материальный заместитель реально сущест­вующих объектов или явлений природы, в котором отражены признаки этого объекта или явления, структура, взаимосвязи между отдельными структурами и компонентами.

Использование моделей в учебно-воспитательном процессе детского сада за­нимает важное место, так как с помощью моделей ребенок в рассуждениях вы­ходит на уровень обобщения и систематизации знаний о природе. В дошкольной методической литературе описаны следующие виды моделей:

Предметные модели. Предметная модель передает особенности внешнего вида объекта, либо ха­рактер движения (зверя, рыбы, птицы), либо то и другое вместе. Примером предметной модели могут быть аквариум (модель экосистемы), за­водная игрушка (соотношение частей тела игрушки с ее движением помогает ребенку установить зависимость между устройством конечностей и способом передвижения).

К сожалению, не любая игрушка может стать предметной моделью. Существуют игрушки, которые не могут решать задачи ознакомления с приро­дой дошкольников (сиреневый верблюд, зеленый заяц, красная корова с си­ними рогами).

Предметно-схематические модели. В предметно-схематической модели представлены существенные призна­ки, связи и отношения объекта или явления.

Так, например, для абстрагирования оттенков зеленого цвета растений, со­ставляются модели из листочков бумаги цветной или тонированной, для абст­рагирования поверхности растений - листы различной фактуры (гладкая, бар­хатная, бугристая, шероховатая).

Моделью определяют возможное количество шагов животного, например, оленя, лемминга или др., действуя как измерителем. Дети приходят к заключению: олень, сделав меньшее количество шагов, пройдет большее расстояние, чем лемминг. Длинные ноги можно использовать как шанс к спасению от врага – бегство.

hello_html_m5fffb42b.jpg

hello_html_514747d7.jpg

Белый заяц незаметен на белом снегу, пестрый лемминг незаметен на фоне пестрых растений тундры, а зеленый жук в траве. Так, накладывая геометриче­ские фигуры на соответствующие цветовые поля, дети уясняют для себя значе­ние покровительственной окраски.

Графические модели. Графическая модель обобщенно передает признаки, связи и отношения природных явлении. К графическим моделям относятся таблицы, графики схемы, календари природы.

Примером графической модели может быть модель с целью формирова­ния элементарного понятия птицы (аналогично - звери, рыбы, насекомые).

hello_html_23777f71.jpg

Модели могут использоваться в разных возрастных группах при условии пред­варительных наблюдений в природе, рассматривания картин, использования учебного экрана и другой наглядности.

Введение модели требует определенной последовательности. Л. М. Маневцова рекомендует следующую работу по введению модели. Вначале Л. М. Маневцова рекомендует изучить саму модель и только затем ис­пользовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению моделей проводить не советует. Начинать введение модели она рекомендует на занятиях по рассматриванию объектов природы. В первой части замятия воспитатель может организовать рассматривание растения пли животного, обучая детей обследовательским действиям. С помо­щью последних дети абстрагируют разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее Л. М. Маневцова рекомендует использовать модели сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д. ).Для демонстрации следует по­казывать модели крупных размеров.

hello_html_m40efea0a.jpg

На первых занятиях можно показывать модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понятен детям, можно представить в модели группу выде ленных признаков

hello_html_m78f25dc0.jpg

Многие авторы считают полезным использование демонстрации модели в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей (по Л.М. Маневцовой) явля­ется абстрагирование существенных признаков природных объектов, зна­чимых для детской деятельности. Например, для установления потребности растения в воде, воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием се­мян фасоли, помещая их в 2 блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом - остаются сухими. В схематической модели выясняется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними два зна­ка: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном блюдце, и пустой кружок - ее отсутствие.

Демонстрацию моделей Л. М. Маневцова рекомендует использовать для обобщения и для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия класса животных (например, птицы или др.), готовая модель по­могает вычленить и осознать общие дли класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле (воздуху или воде), способ передвижения.

Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о классе животных, напри мер , о рыбах .В первой части беседы идет рассматривание рыб по картинам. Сравнение их, обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во вто рой части - нахождение общих для всех рыб признаков и демонстрация их в модели , в третьей части - обобщение (воспитатель показывает детям картины с изоб ражением рыб и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животно го к определенному классу).

hello_html_5eb7ab03.jpg

Демонстрация моделей, по мнению Л. М. Маневцовой позволяет воспи­ тателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений, устанавливать связи между ними, значит, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

В условиях детского сада используются не только готовые модели, их демонстрация, но и моделирование, т. е. совместная деятельность воспи­тателя и детей по построению моделей

Л. М. Маневцова предлагает обучение моделированию осуществлять в следующей последовательности:

Описание детьми нового объекта с помощью известной им модели

Сравнение двух объектов с выделением признаков различия и сход­ства. Выкладывание на панно модели, замещающей эти призна­ки.

Сравнение 3-4 объектов с выкладыванием модели.

Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков например , отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ ухода за ними.

Создание моделей под руководством воспитателя для формиро­вания элементарных понятий таких как: "рыбы", "птицы", "звери", "растения", "живое", "неживое" и т. д.

Выше рассматривался вопрос об использовании разновидностей моде­лей как наглядных средств в ознакомлении дошкольников с природой. Описа­ны этапы обучения наглядному моделированию (по разработкам кандидатов педагогических наук, преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена Маневцовой Л. М., Кондратьевой Н. Н.).

Так, Бухвалов В.А. ис­пользует в работе по экологическому воспитанию школьников следующие виды моделей:

Текстовые – описание экосистемы.

Графические – схема, план, рисунок.

Математические – диаграммы, графики, уравнения.

Технические – модели экосистем из технических материалов

Компьютерные – компьютерные программы для моделирования изменений в экосистемах.

Модель по Бухвллову В. А. -это копии экосистем или ее элементов, а моделирование - метод их построения.

Понятно, что не все указанные модели можно использовать н дошкольном возрасте. Однако отдельные их модификации вполне возможны в работе с дошкольниками.

Следует уточнить, что я вкладываю в определение моделирования как метода ознакомления с природой.

Моделирование-- это наглядно- практический метод работы с до­школьниками для решения познавательных задач в ознакомлении с при­ родой , развития логического мышления детей, воображения, речи; для определения уровня знания детей, их возможности к рассуждению. Этот метод позволяет экономить время воспитателя и детей.

Модель , на мой взгляд, может быть представлена в следующих видах:

Объемные конструкции (игрушки, предметы).

Плоскостные рисованные или графические (рисунок, схема, таблица, условный знак - пиктограмма).

Модель, созданная телом или телом в движении (разновидность пантомимы).

Модель - слово или словесное описание (понятие - это модель-слово).

Поясню это на примерах . Идеальным конечным результатом познава­тельной деятельности является понятие. Значит, идеальна модель, которая существует, но которой нет (то есть, нет материального заместителя). Другими словами - ребенок может самостоятельно описать явление или объ­ект природы в отсутствии наглядности. Однако, учитывая формы мышления дошкольника, его речевые возможности, следует отметить необходимость ис­пользования всех видов моделей.

Остановимся на таком веществе, как вода.

Объемная модель может быть в виде аквариума, фонтана, водопа да , она имитирует состояние воды в природе.

Рисованная модель - это рисунок водоема, водопада, моря и т.д. Это может быть условный знак воды, пиктограмма, в которой показаны разные агрегатные состояния воды, а также возможности перехода из одного агрегатного состояния в другое, например, жидкость переходит в твердое состояние при понижении температуры ниже 0 градусов.

выпадение дождя выпадение снега

(пар, туман, облако)

(вода в водоеме, в сосуде, дождь)

значок твердого тела

(лед, сосулька, снег, иней)

Таким образом, замерзание водоема будет выглядеть следующим образом:

Модификацией рисованной (графической) модели следует рассматривать календари погоды и природы (первый является набором условных значков - пиктограмм, второй включает пиктограммы и рисунки).

hello_html_m4819b617.jpg

Эта игра предоставляет огромные возможности моделирования: можно пока­ зать озеро в мороз, сосульку на солнце, мороженое в холодильнике или на плите. Да чего только не придумаешь! Прибавьте сюда положительные эмо­ц ии детей, раскрепощенность (каждый чувствует себя чуть-чуть артистом), возможность коллегиальных решений в выполнении задания, экономию вре­мени при проверке выполняемого детьми – и станет ясно, что такая игра просто необходима!

Приобщать ребенка к моделированию можно, начиная с младших групп. Время прохождения ребенком всех этапов моделирования зависит от его индивидуальных возможностей, от того, какое внимание этому роду деятельности отводит воспитатель.

1. Моделирование из готовых форм.

hello_html_m1f9e0b01.jpg

2. Знакомство с готовыми моделями и дорисовывание их.

Затем с детьми выясняют, что можно изобразить вместо ушей, то есть в кар­тинке внешнего вида (хвост, цвет шерсти, мордочку, или что-то еще характер­ное для этого зверя). Когда дети научатся дорисовывать или изменять модель, можно при­влекать их к моделированию диктантным способом.

3. Моделирование диктантным способом.

4. Придумывание детьми значков к моделированию.

К старшему дошкольному возрасту дети выходят на более высокий уровень обобщения. Им предстоит придумывание значков для ведения календаря погоды. Дети могут участвовать в придумывании значков для изображе­ния большой группы представителей животного или растительного мира.

Например, дети придумывали значки домашнего зверя:

5. Моделирование для развития творческого воображения.

В качестве подсказки может быть использован цвет (так, рыжий кружочек - это белочка, а серый - заяц) или пространственное расположение фигур (много прямоугольников - стадо оленей, один прямоугольник - одно животное), или вели­чина (2 серых крупных треугольника и 5 маленьких - семья волков).

На самостоятельное моделирование подобных загадок выходят дети, которые прошли все этапы зна­комства с готовыми моделями и обучения моделированию.

Побуждает развитие воображения дошкольника использование особых мо­ делей, которые я назвала моделями-шутками . Использование их помогает ребен­ ку в самостоятельном моделировании в дальнейшем. Что же это такое модели- шутки?

Модель-шутка – это модель, в которой внешние особенности, повадки (если речь идет о животном) заменены схожим с ними внешне или функционально объектом (или несколькими объектами )

В качестве примера – модель-шутка белки:

животного (кузнечик, ля­гушка, белка, кенгуру, заяц, тушканчик )

модель сезонной окраски волосяного или перьевого покрова животного

Так, например, шутливо выглядит модель-загадка зайца-беляка:

зимний и летний шерстный покров

Ниже – модель шутка ежа:

сворачивается в клубок

Или – модель-шутка хомяка

hello_html_m2e12be08.jpg

Моделирование сезонов.

hello_html_a5f33c6.jpg

4 -летний ребенок узнает сезон не только по одежде, детским забавам, но и по пейзажам. Он должен четко называть все 4 времени года и са мые яркие их признаки (зима: мороз, полярная ночь; лето: жарко, поляр ный день; осень: дожди, расцвечиваются листья). Хотя весьма часто дети путают весну и осень. Это можно считать региональной особенностью в ознакомлении с сезонами Севера.

Старшие дошкольники должны уметь определять сезон и по яр ким и по характерным признакам (осенью бывает сухая и дождливая погода, однако дожди всегда холодные, осенью бывают теплые дни, но все же становятся холоднее по сравнению с летом).

Старший дошкольник учится фиксировать сезонные явления, сопостав лять сезонные явления однотипные и разнотипные, обобщать.

Предварительно с детьми обсуждается, как можно понятно и быстро нарисо вать дождь, пасмурную погоду, ветер и солнечный день.

Или расскажите: какая сегодня погода, поставьте стрелку на соответствующий значок, или значки, т. к. стрелок может быть 2-3). Такая система по своему значению для умственного развития детей приближается к словесно-логическим схемам, обеспечивающим развитие всех форм мышления детей в их тесном взаимодействии.

Через 4-5 недель воспитатель ст. группы меняет форму календаря. Вводится календарь по месяцам, но лучше по сезонам.

hello_html_m6b75ad13.jpg

В этой группе воспитатель особое место и внимание отводит бесе­дам с группой детей, когда взаимно дополняются высказывания, обогаща­ется содержание разговора. Каждый ребенок анализирует, обобщает в ходе обсуждения по календарю природы.

Для составления общей модели сезона по характерным признакам в нежи­ вой природе для начала, воспитатель может помочь детям вопросами, которые послужат опорными пунктами к моделированию сезона.

Какая температура осенью чаще была? (или стала по сравнению с летом)

Какие чаще выпадали осадки?

Что произошло с растениями?

Чем занимались осенью на улице?

Можно давать задание на составление сравнительных моделей. «Что было и осенью и летом?

Особое внимание я уделяю ведению таблицы продолжительности дня в условиях Крайнего Севера. Детям и так достаточно сложно уяснить для себя, что такое день, ночь, а тут еще полярная ночь и полярный день, белые ночи. Как разумно найти выход из всего этого набора информации?

Помощником является таблица продолжительности дня , в которой отражены в картинках основные режимные процессы от пробуждения ребенка утром до укладывания его на ночной сон.

Удобство этой таблицы заключается в том, что приблизительно 1/ 2 часть суток дети сами могут наблюдать.

По каждому режимному отрезку подбирается картинка или значок: подъем, гимнастическое упражнение, занятие и т. д., делаются разрез для того, чтобы поместить солнце, как символ светлой части суток от его по­явления до захода за линию горизонта.

Воспитатель вносит таблицу, дети обговаривают картинки, узна ют, что это их режим дня. Договариваются, что будут отмечать, как меняется продолжитель ность дня и ночи в течение сезона.

Так получился световой день в начале осени. Дети измеряют его и делают световую полоску-мерку светлой части суток. Аналогично и в конце осени. Потом уточняют по таблице, что день убывает. Если обозначить светлую часть суток белой полоской, а темную – черной, то получится такое соотношение светового режима в течение осени в условиях Норильска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит теоретические материалы по теме 3.2 "Использование моделирования в экологическом образовании детей" курса учебной дисциплины "Методика экологического образования детей". Предназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Роль моделирования в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей.

Виды моделей в экологическом образовании.

Методика использования моделирования в экологическом образовании.

Моделирование в учреждении дошкольного образования – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А.) доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей – это называется моделирующая деятельность. Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

2. Роль моделирования в экологическом образовании.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Помогает наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Систематизируют знания детей о природе

Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию детей.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Виды моделей в экологическом образовании.

С детьми можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д. Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

ФОРМЫ РАБОТЫ: Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры

Методика использования моделирования в экологическом образовании.

Демонстрировать модели можно во всех возрастных группах, если требуется акцентировать внимание детей на важные свойства и ассоциации в объектах и явлениях природы. Перед показом детям моделей необходимо познакомить дошкольников с изучаемым обитателем природы через другие методы: наблюдение, беседа, труд и прочие. Эти методы позволяют познакомиться с объектом, гарантируя живые представления о признаках, свойствах и его связях с другими особями. Исследование модели в таком случае будет являться только этапом организованной учебной деятельности.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т. е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.


П ример мнемотаблицы для описания поры года

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. Следует размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

Раскройте роль моделирования в экологическом образовании детей.

Укажите виды моделей, используемых в экологическом образовании. Приведите примеры.

Что такое мнемотаблица? Раскройте значение мнемотаблицы в образовательном процессе.

Раскройте этапы работы с мнемотаблицей.

Романенко, О.Г., Данилова, Л.И., Дорошина, Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.60-62.

Николаева, Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.,1995г.

Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

Читайте также: