Градусная сетка план урока 5
Обновлено: 04.07.2024
Градусная сетка - система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Форма Земли подобна сфере. Как же определить точку на поверхности этой сферы?
Для наглядности можно воспользоваться глобусом, ведь сфера глобуса - это Земля в миниатюре.
С помощью географических координат, называемых широтой и долготой можно найти точку на поверхности Земли (глобуса). Параллели и меридианы формируют сетчатую систему координат на поверхности Земли, с помощью которой любое место на Земле может быть точно определено.
На уроке мы узнали, что градусная сеть — система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Текст вопроса: Установите соответствие
Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору
Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому
Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту
Правильный вариант ответа:
Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту
Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору
Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице
Текст вопроса: Верны ли утверждения:
- В каждой точке параллель направлена на север и юг.
- Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.
Технологическая карта урока разработана на основе авторской программы Николиной В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. - М.: Просвещение, 2014. и требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования. Это 6 урок по изучению раздела "План и карта"
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_5_klasse_gradusnaya_setka.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Технология построения урока/занятия
Технология критического мышления.
Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах
Основные термины, понятия
Градусная сетка, параллель, меридиан
Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.
Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.
Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.
Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.
Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала.
Составление кластера отсчете параллелей и меридианов.
Организационная структура урока
Организационный момент 1 мин
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии
К. Самостоятельно организовать учебное место.
Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Пиложение)
Выполняют тест, взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем
П. Вспоминают изученный ранее материал.
К. Оценивают работы других.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.
Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на монитор. Подумайте и скажите, каким одним словом можно объединить эти картинки?
Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
Рассматривают, рассуждают и вместе приходят к выводу – это слово СЕТКА
Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении.
Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.
На доске появляется второе слово –
ГРАДУСНАЯ.
Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ СЕТКА.
Формулируют цель урока.
- Какие линии образуют гр. сетку, как они называются.
- Изучить новые термины.
- Научиться пользоваться градусной сеткой.
М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.
Организует работу учащихся.
Активное получение информации
Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33
- Работа с текстом, маршрутным листом, задают вопросы, записывают новые понятия и определения в тетрадь, отвечают на вопросы.
- Чтение текста с. 46 и составление кластера.
М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.
Р. Контролировать своё время и управлять им.
К. Работать в паре.
Первичное осмысление и закрепление
Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера.
- Заполняют таблицу в тетради. Работают в пар.
- Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов.
↑ на Север - от 0 ° до 90 °
↓ на ЮГ - от 0 ° до 90 °
Нулевой меридиан 0 ° - Гринвичиский
← ЗАПАДНОЕ - от 0 ° до 180 °
→ ВОСТОЧНОЕ - от 0 ° до 180 °
П. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов.
Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11,
Основные понятия: полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан.
Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, презентация, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный этап
Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки.
Актуализация опорных знаний
Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.
- Ребята посмотрите внимательно на картинку. (шахматная доска и географическая карта)
- В чем сходство шахматной доски и географической карты? (Разбита на квадраты, проведены линии)
- Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий.
- Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта
- Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе.
Постановка цели и задач урока
Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.
- Давайте определим тему нашего урока? (Сканворд. "Градусная сетка")
- Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.
Определение целей и задач урока
- Определить особенности градусной сетки.
- Выявить различия между параллелями и меридианами.
- Научиться определять направление на карте по параллелям и меридианам.
- Таким образом, к концу урока вы должны:
Знать понятия:
- Экватор.
- Меридиан.
- Параллель.
- Начальный меридиан.
- Градусная сетка.
Уметь:
- Показывать, экватор, меридианы и параллели на карте.
- Определять направления по линиям градусной сетки глобуса.
Изучение нового материала
Цель: Сформировать у обучающихся представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.
- Тема урока "Градусная сетка". Что это такое?
- Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете? (обсуждение "Корзина идей")
- Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Стадия осмысления
Работа с текстом. (Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе ? – не понял, есть вопрос)
Текст
Пометки
Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы.
Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте.
Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение.
Градусная сетка
Градусная сетка
- Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает)
Работа с учебником по группам:
Заполнение во время чтения учебника таблицы
- Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное.
- Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан?
- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
Определение направлений по карте из точки А. (объяснение по рис. 34 стр. 50 учебник)
Физкультминутка
Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи. Выполняют упражнения.
Закрепление новых знаний знаний
Цель: учить применять знания для решения практических и проблемных задач.
- Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке?
Самостоятельная работа
Работа с картой
На карте полушарий найдите экватор, северный и южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан, город Лондон, 50 параллель в северном полушарии, 50 параллель в южном полушарии, 80 меридиан в западном полушарии, 80 меридиан в восточном полушарии.
Определение направлений:
По карте России определите: в каком направлении от Москвы находится:
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Владивосток.
По карте полушарий определите:
а) в каком направлении от Лондона находится Париж?
б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?
в) в каком направлении от вулкана Везувий находится вулкан Камерун? Вулкан Килиманджаро?
По карте полушарий определите, в каком полушарии относительно экватора находятся:
а) Северная Америка;
б) Австралия;
в) остров Мадагаскар;
г) Африка.
Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:
Найди соответствие
а) экватор;
б) нулевой меридиан;
в) параллели;
г) меридианы.
5. Определите, на каком из рисунков изображены:
Определи: параллели, меридианы, градусную сетку
а) только параллели;
б) только меридианы;
в) градусная сетка.
Вставьте пропущенное слово:
- Условная линия, проведенная параллельно экватору – …
- Самая длинная параллель – …
- Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …
- Самая короткая параллель – …
- Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …
- Что является границей между Северным и Южным полушариями – …
Домашнее задание
Прочитать §14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов.
Толстые
Тонкие
Дайте объяснение, почему?
Почему вы считаете?
Кто? Что? Когда? Будет ли?
Верно ли? Согласны ли вы?
Подведение итогов урока
Цель: оценка и самооценка (рефлексия) работы учащихся на уроке.
- Вернемся к целям нашего урока. Что вы узнали на уроке?
- Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?
Деятельностная цель : формирование УУД при изучении градусной сетки.
Предметно-дидактическая цель: изучение обучающимися градусной сетки.
Учитель: Пивненко Е.П.
Организационный момент.
Мотивация к деятельности
Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Актуализация знаний
В чем сходство шахматной доски и географической карты? (сетка)
Какова тема нашего урока? (градусная сетка)
Сформулируйте цели нашего урока. (дети читают вопросы в учебнике)
А какая самая главная цель нашего урока?
- Что будет источником информации? (учебник, карты)
- В ходе урока мы будем заполнять таблицу и работать с контурной картой.
- Как вы думаете, понадобиться ли нам в жизни знания о градусной сетке?
Работа по карте.
Посмотрите на географическую карту. Она покрыта сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сетку. Некоторые линии мы уже знаем. Посмотрите на карту и назовите эти линии. Все эти линии воображаемые, в природе их не существует. Горизонтальные линии – параллели. Вертикальные – меридианы.
Работа с текстом учебника на с. 44.
Работа по рис. 30 на с.44 и заполнение таблицы.
Найдите на рисунке экватор. Экватор – самая длинная параллель. Все точки, лежащие на одной параллели, находятся на одинаковом расстоянии от экватора.
Какое направление можно определить по параллелям? Запишите в таблицу.
Начало отсчета параллелей?
Какова длина в градусах?
Какова длина в км?
Сколько км содержит 1 градус?
Какую форму имеет на глобусе?
Какую форму имеет на карте полушарий.
Работа по рис. 31 на с. 44 и 45.
Какое направление можно определить по меридианам? Запишите в таблицу.
Начало отсчета меридианов?
Какова длина в градусах?
Какова длина в км?
Сколько км содержит 1 градус?
Какую форму имеет на глобусе?
Какую форму имеет на карте полушарий.
Работа по рис. 33 на с. 46.
- Объясните, почему на первом рисунке неправильное определение направлений?
- Рассмотрите, как изображены параллели и меридианы на карте.
Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Работа на контурной карте в тренажерах.
- Обведите 40 параллель северного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
-Обведите 20 меридиан восточного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
2. В каких полушариях находится Сосновый Бор?
3. Географический диктант.
- Вставьте пропущенные слова
Вставьте пропущенное слово.
1. Условная линия, проведенная параллельно экватору-…
2. Самая длинная параллель-…….
3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-…….
4. Самая короткая параллель-….
5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-…
6. Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..
Рефлексия деятельности.
Ответьте на вопросы:
1. Я сегодня на уроке узнал, что ….
2. Я сегодня на уроке научился ….
3. Я сегодня на уроке понял…
4. Я поставлю себе за урок оценку…
Итог. Домашнее задание.
- Что такое градусная сетка?
- Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах? (переставление карточек с понятиями на доске)
Читайте также: