Градусная сетка план урока 5

Обновлено: 04.07.2024

Градусная сетка - система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма Земли подобна сфере. Как же определить точку на поверхности этой сферы?

Для наглядности можно воспользоваться глобусом, ведь сфера глобуса - это Земля в миниатюре.

С помощью географических координат, называемых широтой и долготой можно найти точку на поверхности Земли (глобуса). Параллели и меридианы формируют сетчатую систему координат на поверхности Земли, с помощью которой любое место на Земле может быть точно определено.

На уроке мы узнали, что градусная сеть — система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;

Текст вопроса: Установите соответствие

Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору

Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому

Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту

Правильный вариант ответа:

Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту

Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору

Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст вопроса: Верны ли утверждения:

  1. В каждой точке параллель направлена на север и юг.
  2. Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.

Технологическая карта урока разработана на основе авторской программы Николиной В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. - М.: Просвещение, 2014. и требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования. Это 6 урок по изучению раздела "План и карта"

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_5_klasse_gradusnaya_setka.docx 35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Технология построения урока/занятия

Технология критического мышления.

Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах

Основные термины, понятия

Градусная сетка, параллель, меридиан

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.

Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.

Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала.

Составление кластера отсчете параллелей и меридианов.

Организационная структура урока

Организационный момент 1 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

К. Самостоятельно организовать учебное место.

Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Пиложение)

Выполняют тест, взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем

П. Вспоминают изученный ранее материал.

К. Оценивают работы других.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите на монитор. Подумайте и скажите, каким одним словом можно объединить эти картинки?

Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Рассматривают, рассуждают и вместе приходят к выводу – это слово СЕТКА

Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении.

Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.

На доске появляется второе слово –

ГРАДУСНАЯ.
Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ СЕТКА.

Формулируют цель урока.

  1. Какие линии образуют гр. сетку, как они называются.
  2. Изучить новые термины.
  3. Научиться пользоваться градусной сеткой.

М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Организует работу учащихся.

Активное получение информации

Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33

  1. Работа с текстом, маршрутным листом, задают вопросы, записывают новые понятия и определения в тетрадь, отвечают на вопросы.
  2. Чтение текста с. 46 и составление кластера.

М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Р. Контролировать своё время и управлять им.

К. Работать в паре.

Первичное осмысление и закрепление

Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера.


  1. Заполняют таблицу в тетради. Работают в пар.
  2. Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов.

↑ на Север - от 0 ° до 90 °

↓ на ЮГ - от 0 ° до 90 °

Нулевой меридиан 0 ° - Гринвичиский

← ЗАПАДНОЕ - от 0 ° до 180 °

→ ВОСТОЧНОЕ - от 0 ° до 180 °

П. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов.

Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11,

Основные понятия: полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан.

Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

Организационный этап

Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки.

Актуализация опорных знаний

Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.

- Ребята посмотрите внимательно на картинку. (шахматная доска и географическая карта)
- В чем сходство шахматной доски и географической карты? (Разбита на квадраты, проведены линии)
- Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий.

- Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта
- Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе.

Постановка цели и задач урока

Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.

- Давайте определим тему нашего урока? (Сканворд. "Градусная сетка")
- Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

Определение целей и задач урока

  1. Определить особенности градусной сетки.
  2. Выявить различия между параллелями и меридианами.
  3. Научиться определять направление на карте по параллелям и меридианам.

- Таким образом, к концу урока вы должны:

Знать понятия:

  • Экватор.
  • Меридиан.
  • Параллель.
  • Начальный меридиан.
  • Градусная сетка.

Уметь:

  • Показывать, экватор, меридианы и параллели на карте.
  • Определять направления по линиям градусной сетки глобуса.

Изучение нового материала

Цель: Сформировать у обучающихся представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.

- Тема урока "Градусная сетка". Что это такое?
- Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете? (обсуждение "Корзина идей")
- Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Стадия осмысления

Работа с текстом. (Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе ? – не понял, есть вопрос)

Текст

Пометки

Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы.

Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте.

Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение.

Градусная сетка

Градусная сетка

Градусная сетка

- Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает)

Работа с учебником по группам:

Заполнение во время чтения учебника таблицы

- Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное.
- Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан?

- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
Определение направлений по карте из точки А. (объяснение по рис. 34 стр. 50 учебник)

Физкультминутка

Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи. Выполняют упражнения.

Закрепление новых знаний знаний

Цель: учить применять знания для решения практических и проблемных задач.

- Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке?

Самостоятельная работа

Работа с картой

На карте полушарий найдите экватор, северный и южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан, город Лондон, 50 параллель в северном полушарии, 50 параллель в южном полушарии, 80 меридиан в западном полушарии, 80 меридиан в восточном полушарии.

Определение направлений:

По карте России определите: в каком направлении от Москвы находится:
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Владивосток.

По карте полушарий определите:
а) в каком направлении от Лондона находится Париж?
б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?
в) в каком направлении от вулкана Везувий находится вулкан Камерун? Вулкан Килиманджаро?

По карте полушарий определите, в каком полушарии относительно экватора находятся:

а) Северная Америка;
б) Австралия;
в) остров Мадагаскар;
г) Африка.

Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:

Найди соответствие

Найди соответствие

а) экватор;
б) нулевой меридиан;
в) параллели;
г) меридианы.

5. Определите, на каком из рисунков изображены:

Определи: параллели, меридианы, градусную сетку

Определи: параллели, меридианы, градусную сетку

а) только параллели;
б) только меридианы;
в) градусная сетка.

Вставьте пропущенное слово:

  • Условная линия, проведенная параллельно экватору – …
  • Самая длинная параллель – …
  • Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …
  • Самая короткая параллель – …
  • Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …
  • Что является границей между Северным и Южным полушариями – …

Домашнее задание

Прочитать §14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснение, почему?

Почему вы считаете?

Кто? Что? Когда? Будет ли?

Верно ли? Согласны ли вы?

Подведение итогов урока

Цель: оценка и самооценка (рефлексия) работы учащихся на уроке.

- Вернемся к целям нашего урока. Что вы узнали на уроке?
- Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная цель : формирование УУД при изучении градусной сетки.

Предметно-дидактическая цель: изучение обучающимися градусной сетки.

Учитель: Пивненко Е.П.

Организационный момент.

Мотивация к деятельности

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Актуализация знаний

В чем сходство шахматной доски и географической карты? (сетка)

Какова тема нашего урока? (градусная сетка)

Сформулируйте цели нашего урока. (дети читают вопросы в учебнике)

А какая самая главная цель нашего урока?

- Что будет источником информации? (учебник, карты)

- В ходе урока мы будем заполнять таблицу и работать с контурной картой.

- Как вы думаете, понадобиться ли нам в жизни знания о градусной сетке?

Работа по карте.

Посмотрите на географическую карту. Она покрыта сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сетку. Некоторые линии мы уже знаем. Посмотрите на карту и назовите эти линии. Все эти линии воображаемые, в природе их не существует. Горизонтальные линии – параллели. Вертикальные – меридианы.

Работа с текстом учебника на с. 44.

Работа по рис. 30 на с.44 и заполнение таблицы.

Найдите на рисунке экватор. Экватор – самая длинная параллель. Все точки, лежащие на одной параллели, находятся на одинаковом расстоянии от экватора.

Какое направление можно определить по параллелям? Запишите в таблицу.

Начало отсчета параллелей?

Какова длина в градусах?

Какова длина в км?

Сколько км содержит 1 градус?

Какую форму имеет на глобусе?

Какую форму имеет на карте полушарий.

Работа по рис. 31 на с. 44 и 45.

Какое направление можно определить по меридианам? Запишите в таблицу.

Начало отсчета меридианов?

Какова длина в градусах?

Какова длина в км?

Сколько км содержит 1 градус?

Какую форму имеет на глобусе?

Какую форму имеет на карте полушарий.

Работа по рис. 33 на с. 46.

- Объясните, почему на первом рисунке неправильное определение направлений?

- Рассмотрите, как изображены параллели и меридианы на карте.

Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Работа на контурной карте в тренажерах.

- Обведите 40 параллель северного полушария цветным карандашом.

- Какие материки она пересекает?

-Обведите 20 меридиан восточного полушария цветным карандашом.

- Какие материки она пересекает?

2. В каких полушариях находится Сосновый Бор?

3. Географический диктант.

- Вставьте пропущенные слова

Вставьте пропущенное слово.

1. Условная линия, проведенная параллельно экватору-…

2. Самая длинная параллель-…….

3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-…….

4. Самая короткая параллель-….

5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-…

6. Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..

Рефлексия деятельности.

Ответьте на вопросы:

1. Я сегодня на уроке узнал, что ….

2. Я сегодня на уроке научился ….

3. Я сегодня на уроке понял…

4. Я поставлю себе за урок оценку…

Итог. Домашнее задание.

- Что такое градусная сетка?

- Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах? (переставление карточек с понятиями на доске)

Читайте также: