Готовность детей к обучению в школе как психолого педагогическая проблема

Обновлено: 04.07.2024

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто много интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (А.И. Леонтьев, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори.).

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

А.И. Леонтьев отмечал что, дидактические игры, представляют собой переходную форму к неигровой деятельности. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Подготовка ребенка к школе посредством дидактических игр является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

· социальный,· психологический,· эмоционально – волевой.Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду деятельности – игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры и ее влияние на личность дошкольника, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных и образовательных задач.

Объектом исследования является процесс подготовки ребёнка к школе.

Предмет исследования – дидактическая игра как одно из средств подготовки ребёнка к школе.

Основной целью работы станет изучение проблемы подготовки ребёнка к школе посредством дидактической игры.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования мы сформулировали следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике дошкольного образования и уточнить понятийный аппарат исследования.




2. Рассмотреть дидактическую игру как одно из средств подготовки ребёнка к школе.

3. Подобрать и систематизировать дидактические игры, используемые при подготовке ребёнка к школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, сравнение, конкретизация.

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Подготовка к школе как психолого-педагогическая проблема

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже развиваются быстрее. Может быть, нечего им засиживаться дома - пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов, не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего, нервно-психические нарушения [7, с.136].

Исследования показывают: больше всего не готовых к обучению детей в возрасте 5-5,5 лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6,5 лет - 32%. В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%. Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет [8, с.216]. К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры - у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению.

Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе [3, с.283].

В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют значительные интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить подготовку к школьному обучению [18, с.164].

В специальных исследованиях (Комарова Т.С., Доронова В.А., Анищенко Л.В. и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития имеет своим источником только единое, целостное психологическое образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи [4, с.108].

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения, согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще А.П. Усова считала, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их психологического развития и подготовки к школе. Такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной степени развита и учебная деятельность.

Это связано с тем, насколько правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся дома, поэтому уровень подготовки детей, заметно отличается и находится в прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения, подготовки ребенка к школе [19, с.147].

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе [6, с.216].

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовсакая, Д.Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе [4, с.112].

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Поэтому проблема психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе [3, с.266].

Содержание

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе………………………………………………………………6

1.1. Подготовка к школе как психолго-педагогическая проблема…. 6

1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………. 9

Глава 2. Дидактическая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения……………………………………………………………………..22

2.1. Сущность дидактических игр……………………………………. 22

2.1. Виды дидактических игр…………………………………………. 25

2.3. Основы воздействия игрового обучения на готовность ребёнка к обучению в школе……………………………………………………. 29

Введение

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто много интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (А.И. Леонтьев, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори.).

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

А.И. Леонтьев отмечал что, дидактические игры, представляют собой переходную форму к неигровой деятельности. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Подготовка ребенка к школе посредством дидактических игр является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

· социальный,· психологический,· эмоционально – волевой.Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду деятельности – игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры и ее влияние на личность дошкольника, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных и образовательных задач.

Объектом исследования является процесс подготовки ребёнка к школе.

Предмет исследования – дидактическая игра как одно из средств подготовки ребёнка к школе.

Основной целью работы станет изучение проблемы подготовки ребёнка к школе посредством дидактической игры.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования мы сформулировали следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике дошкольного образования и уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Рассмотреть дидактическую игру как одно из средств подготовки ребёнка к школе.

3. Подобрать и систематизировать дидактические игры, используемые при подготовке ребёнка к школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, сравнение, конкретизация.

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Подготовка к школе как психолого-педагогическая проблема

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже развиваются быстрее. Может быть, нечего им засиживаться дома - пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов, не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего, нервно-психические нарушения [7, с.136].

Исследования показывают: больше всего не готовых к обучению детей в возрасте 5-5,5 лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6,5 лет - 32%. В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%. Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет [8, с.216]. К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры - у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению.

Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе [3, с.283].

В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют значительные интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить подготовку к школьному обучению [18, с.164].

В специальных исследованиях (Комарова Т.С., Доронова В.А., Анищенко Л.В. и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития имеет своим источником только единое, целостное психологическое образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи [4, с.108].

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения, согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще А.П. Усова считала, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их психологического развития и подготовки к школе. Такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной степени развита и учебная деятельность.

Это связано с тем, насколько правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся дома, поэтому уровень подготовки детей, заметно отличается и находится в прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения, подготовки ребенка к школе [19, с.147].

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе [6, с.216].

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовсакая, Д.Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе [4, с.112].

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Поэтому проблема психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе [3, с.266].

Понятие и сущность психологической готовности ребенка к школе

Готовность к школьному обучению (в психологии) – это совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, которые способны обеспечить ему успешный переход к организованному и систематическому обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает осознанное желание и понимание необходимости ежедневного посещения школы, потребности в получении новых знаний. Все это возникает у ребенка в процессе естественного социального созревания, появления необходимых внутренних противоречий, которые и задают мотивацию на учебную деятельность.

Психологическая готовность к школе предусматривает не только осознанное желание ребенка к учебе, но и наличие у него определенной системы знаний и умений. У каждого ребенка данная система имеется определенный набор элементов и уровень их развития.

Элементы психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста относятся:

  1. Интеллектуальная (умственная) зрелость – способность ребенка дифференцированно воспринимать поступающую информацию, наличие произвольного внимания и аналитического мышления и т.д.
  2. Эмоциональная зрелость – включает в себя эмоциональную устойчивость, практически полное отсутствие импульсивных реакций у ребенка.
  3. Социальная зрелость – наличие у ребенка потребности в общении и взаимодействии со сверстниками, сформированность умения подчиняться интересам других детей и принятие на себя условностей группы, а также готовность взять на себя новую социальную роль – роль школьника.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

  • интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний);
  • личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей).
  • психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья).

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

Наиболее распространенные проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Читайте также: