Как проводить индивидуальную работу с детьми в доу по физкультуре
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Киняева Елена Викторовна, инструктор по физической культуре СП “Детский сад № 29 “Кораблик”” г.о. Чапаевск Самарской области.
План индивидуальной работы по физическому развитию на неделю в летний период (для детей 5-6 лет)
План индивидуальной работы по физическому развитию на неделю
Цель: выработать движение губ вперед, следить чтобы губы были сомкнуты, удержать под счет 10.
Игр/упр
Цель: Упражнять в прыжках на 2х ногах через предметы разной высоты (10,20 см)
Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками ( не прижимая мяч к груди) (подгр.)
Цель: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.
Цель: развитие быстроты, ловкости, умении ориентироваться в пространстве.
Игра м/п
Цель: развивать умение показывать и повторять позы и движения, воспитывать артистичность и выразительность движений.
На улицу :
1.Самокаты, 2.Волейбольная сетка,
3. Мячи, 4.Фигуры для метания, 5.Скакалки.
Цель: упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель, способом от плеча.
Цель:
Упражнять в укреплении верхних дыхательных путей.
Цель: упражнять в передачи мяча в паре, способом от груди.(S=2м.)
Цель:
Упражнять в умении мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от водящего.
Музыкально-ритм. движения
Цель: совершенствовать легкие поскоки, развивать умение слышать смену частей музыки.
Цель: Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц. (подгр.)
Игр/упр. “Подлезь и не задень” Цель: упражнять в подлезании под дугу пр. и лев. боком не задевая колокольчик.(2-3 реб)
П/и ” “Мышеловка”.
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость, бег. Способствовать развитию речи.
Игра м/п
Цель: Воспитывать внимательность и организован-
Внести в группу :
4.Ребристые дорожки, 5.Шары пластмассовые,
6.Мешочки с песком.
На улицу :
1.Маски-шапочки, 2.Настольный теннис, 3.Бадминтон, 4.Кегли, 5.Тележки, 6.Бубен.
Цель: укрепление глазных мышц, общее оздоровление зрительного аппарата.
Игр/упр.
Цель:
Упражнять в лазание по верёвочной лестнице, чередующимся шагом.
П/и “Космонавты”
Цель: развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, внимание.
Игр/упр.
Цель: закреплять умение выполнять повороты на месте.
Физ/упр
Цель: упражнять в
выполнении прыжков в высоту с разбега, с ритмичным отталкиванием и плавным приземлением.
Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.
Игра м/п”Горячая картошка”
Цель: закреплять передачу мяча по кругу, умение реагировать на сигнал.
Цель: упражнять в ведении мяча на месте и в движении, приучать видеть площадку. (подгр)
П/и “Караси и щука”
Цель: развивать ловкость, быстроту, воспитывать внимание.
Игр/упр.
“Цапля”
1.Обручи, 2.Бубен, 3.Шахматы,
4.Мячи разных размеров,
На улицу :
1.Скакалки, 2.Баскетбольный мяч, 3.Самокаты,
6.Султанчики, 7.Обручи плоские.
“По – турецки мы сидели”
Цель:
Формировать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышц нижних конечностей.
Игра м/п
Цель:
формировать творческое воображение, развитие потребности в самовыражении через имитационные движения.
Цель: упражнять в ведении мяча ногой между кеглями.
П/и “Салки”
Цель: развивать умение увёртываться в беге.
Игр/упр.
Цель: упражнять в прыжках из глубокого присяда с целью достать предмет. (2-3 реб.)
Музыкально-ритм. движения
“Марш” муз. Н. Леви.
Цель: упражнять в бодрой и ритмичной ходьбе, перестроении по сигналу ,развивать умение ориентироваться в пространстве.
Дых./упр
Цель:
Упражнять в спокойном дыхании через нос, выдох через рот с произношением звука -ш-.
тельный бег на 200 м.
Цель: упражнять в беге средней скоростью. Объяснить преимущества этого бега. (подгр.)
Игр/упр.
“Кто дальше прыгнет?
Цель: упражнять в прыжках в длину с места. Обратить внимание на приземление.
Внести в группу :
На улицу :
1.Самокаты, 2.Волейбольная сетка,
Цель: снятие напряжения, укрепление глазных мышц.
Музыкально-ритм. движения
“Приставной шаг” муз. Е. Макарова
Цель: упражнять в выполнении движений ритмично и естественно. Чётко приставлять пятку к пятке, не разворачивая ступню. Формировать координацию рук и ног. (подгр)
“Прыжки на одной ноге”
Цель: развитие мускулатуры ног, совершенствование координации движения.
Физ./упр.
” Кто больше знает движений?”
Цель: закрепить названия и показ видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.(подгр)
П/и “Пустое место”
Цель: упражнять в собирание мелких предметов пальцами ног.
Игр/упр.
Цель: упражнять в ведение мяча между кеглей с последующим забрасыванием в баскетбольное кольцо.
Игра м/п
“Ручейки и озёра”
Цель: упражнять в медленном беге, не толкая друг друга; выполнять перестроения.
Дошкольное образование, будучи первым уровнем образовательной системы, обеспечивает разностороннее развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Следует помнить, что полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья. По этой причине физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях является чрезвычайно важной и первостепенной, а физическое воспитание является действенным средством, способствующим разностороннему развитию. Физическое воспитание - это процесс, который направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, а также достижения хорошего уровня физического развития. А, чтобы этот процесс был более эффективен, необходимы слаженные действия всего педагогического коллектива.
Поэтому, одной из задач, реализуемой в этом учебном году является систематизирование деятельности дошкольного учреждения по физическому развитию детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя, следует специально формировать умения точным движениям: метание в цель, прокатывание мяча по ограниченной площади опоры, ловле мяча, отбивание его от пола, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади, полезны все виды и способы лазания.
В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, а также дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее. Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития, по-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления.
И для того чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходима организация индивидуальной работы по физическому развитию дошкольников.
Задачи индивидуальной работы по физическому развитию заключаются в обучении детей, не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.
Индивидуальная работа по результатам диагностики на развитие физических качеств, это работа с детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений (дети, показавшие низкий уровень физической подготовленности на период начального мониторинга, педагоги проводят специальные игровые упражнения согласно рекомендациям инструктора по физической культуре, которые отражены в карте индивидуального маршрута.
Индивидуальная работа по итогам непосредственно образовательной деятельности осуществляется с детьми, не освоившими основной вид движения на занятии по физической культуре. Чтобы индивидуальная работа прошла эффективно, и планирование по физической культуре воспитателя совпадало с освоением основных видов движений на физкультурных занятиях, инструктором ведется журнал взаимодействия с воспитателем, где отражается индивидуальная работа с детьми по закреплению каких-либо навыков и умений, а так же отрабатывание физкультурного упражнения.
Индивидуальную работу необходимо проводить во всех возрастных группах. Ежедневно, в утренние и вечерние часы, педагогу следует проводить отдельные физические упражнения, например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др. ; обращать внимание на сохранение правильной осанки в двигательном режиме; на занятиях по физической культуре оказывать индивидуальную работу непринужденно, ненавязчего для восприятия дошкольника.
Индивидуальная работа может быть использована и при организации детей в небольшие группы, если занятия с ними решает какую-либо общую по отношению ко всем задачу (например, перестроения, бросание и ловля мяча друг другу, разучивание общего для всех упражнения).
Выбор времени проведения индивидуальной работы зависит от предшествующей работы. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно закрепление игр и упражнений в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть в спокойные игры. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель своим примером может также вызвать интерес к какому-либо упражнению - демонстрирует пример и на основе этого предлагает ребенку выполнить то или иное упражнение. Если педагог, например, возьмёт скакалку и начнёт прыгать через неё, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это же упражнение. Тех, кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей. Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, тогда необходимо несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Не надо бояться, что дети устанут, полезно вспомнить наставление физиологов : дети не устают, если часто меняют движения, их темп, место выполнения. В этом случае происходит их естественный отдых – активный отдых, разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, но наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.
С целью активизации двигательной деятельности детей при закреплении игровых упражнений важно использовать разные приемы, а именно:
• лаконичное объяснение заданий и четкий показ движений и упражнений;
• активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
• создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
Следовательно, ведущая роль в формировании физических качеств ребенка-дошкольника отводится воспитателю-профессионалу, компетентному в области педагогики, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. Сложные задачи индивидуальной работы требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого учета результатов работы, показывающего прогресс физического развития детей.
Изучение же теоретической литературы показывает, что метод индивидуального подхода является одним из важнейших, а порой и решающим методом в работе по достижению поставленных задач.
Подводя итог выше сказанному, следует, что индивидуальная работа по физическому развитию детей является естественной и органической частью общего педагогического процесса, а систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических качеств.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и является приоритетной.
В пункте 2.6. ФГОС говориться, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений.
Индивидуальная работа по результатам диагностики.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Индивидуальная работа по результатам диагностики проводится один раз в неделю, на свежем воздухе со всеми возрастными группами. Выполнять физкультурные упражнения можно, как с одним ребенком, так и объединяя их в небольшие группы, организуя игры разной подвижности. В данной работе необходимо использовать наглядные ориентиры (цветные колпачки, деревья, цветы); для детей младшего дошкольного возраста игрушки (зайчики, мишки). Спортивное оборудование (мячи, кегли, набивные мешочки) на каждого ребенка.
Индивидуальная работа по результатам НОД
Индивидуальный маршрут развития физических качеств
Фамилия Имя ребенка: Иванов Ваня
Возраст: 6-7 лет
Группа здоровья: 1
№ Уровень развития
психофизических качеств Начало года Конец года
Бег на 30 м со старта (сек)
2 Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок в высоту с места (см) - -
Метание мешочка левой рукой (м)
Метание мешочка правой рукой (м)
Скорость бега на 150 м (сек)
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) 1 2
Бега на 10 м между предметами (сек) 1 2
6 Статическое равновесие
Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)
План индивидуальной работы на год
Физические качества упражнения Подвижные игры
Наклоны вперед, касаясь руками пола; отставление правой (левой ноги в сторону на носок) из исходного положения, стоя на коленях Игровые упражнения
3. Быстрота Бег в прямом направление;
6. Скоростно-силовые качества Махи правой, левой рукой;
Метания мешочка вдаль;
8. Лазание Лазание по гимн, стенке; вис на канате, ходьба на руках Перетягивание каната,
Прирост физических качествребенка произошел за счет: 100(v2-v1) 1\2(v1+v2) 100(2-1)=16 1\2(1+2) прирост физических качеств произошел эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
прироста % оценка За счет чего достигнут результат
До 8 неудовлетворительно за счет естественного роста
10 до 15 хорошо за счет естественного роста целенаправленной системы воспитания
свыше 15 отлично за счет эффективного использования сил природы и физических упражнений
Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.
Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
- воспитание заинтересованности спортом.
Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).
Читайте также: