Что такое внесюжетные элементы в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

вставные эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина или "Мертвых душах" Н. В. Гоголя. В. э. в сказке - присказка, в былине - запев.

"Сюжетные элементы" в играх обязателные для прохождения
"Внесюжетные элементы" в играх НЕобязателные для прохождения

До яких позасюжетних елементів найчастіше звертався автор "Кайдашевої сім'ї"?
а) описи.
б) роздуми .
в) ліричні відступи.
г) публіцистичні відступи .

Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении.

Содержание

Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.

Сюжетные элементы. К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку. К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.

1) завязка (завязывание конфликта, событие, с которого начинается конфликт);

2) кульминация (момент наивысшего напряжения дейст-вия, вершина конфликта, апогей);

3) развязка (решение изображаемого конфликта, либо указание на возможные пути его решения, либо констатация неразрешимости конфликта).

В качестве композиционных элементов произведения выступают также пролог, экспозиция и эпилог.

Пролог – вступление к произведению, он эмоционально настраивает читателя на восприятие, сюжетно может быть не связан с произведением;

Экспозиция – введение в действие, он знакомит читателя с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Внесюжетные элементы. Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Еслисюжет произведения – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.

Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).

Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.

Внесюжетные композиционные элементы:

• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

• Лирические (иначе - авторские) отступления, выражающие авторское отношение кпроис-ходящему/к персонажам.

• Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,пред-варяют дальнейшее развитие событий, служат пророчествами;

• Художественное обрамление (при рамочной композиции) - те сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, представляя собой отдельную сюжетную линию.

В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи. Однако, как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.

Вообще внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.


05.03.2016, 31153 просмотра.



Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом — наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на внесюжетные элементы.

Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом — наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на внесюжетные элементы.

- вставные (см). эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления (см. лирическое отступление) в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.В. э. в сказке - присказка, в былине - запев.

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "внесюжетные элементы" в других словарях:

Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

былинный запев — внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачину и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который выполняет иные, нежели зачин, функции играет роль обращения к слушателям или рисует величественные картины… … Словарь литературоведческих терминов

Читайте также: