При виде издали деревни и школы анализ

Обновлено: 02.07.2024

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.

Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.

Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.

Призыв на борьбу с крепостным правом только еще начинает зарождаться в творчестве А.С. Пушкина. Но вскоре в его произведениях эта тема станет ведущей.

Изобразительно-выразительные средства

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

История создания

Основная идея

Композиция

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей — Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева — приговор был заменен ссылкой на юг России.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.


Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

История создания стихотворения

Тема и идея

Образ лирического героя

Композиция и стихотворный размер

Изобразительно-выразительные средства

Жанр, направление и размер

Произведение нельзя отнести к какому-то определённому жанру. Оно является и посланием, так как идёт обращение к деревне, и элегией, потому что автор пытается указать на проблему неравноправия в обществе, где угнетают крестьян.

Нельзя выделить только одно направление стихотворение. В нём присутствует романтизм, в котором поэт любуется природой и описывает её во всех красках. Он наслаждается времяпрепровождением в родном крае, где нет суеты и шума. Однако повествование о жизни крестьян относится к социальной проблематике, которая никак не свойственна романтизму. Автор без прикрас описывает общественный строй, сложившийся в стране. Стихотворение относится и к пейзажной лирике, и к философской. Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворный размер — шестистопный ямб. В стихотворении можно чётко проследить все виды рифмовок, которые использует поэт: перекрёстная, кольцевая и параллельная.

Рассказ “Сельские жители”, оставаясь “рассказом-анекдотом”, тяготеет к новелле. Неожиданный конец, в котором читатель узнает о том, что сын бабки Маланьи – летчик, Герой Советского Союза, наполняет все ее страхи перед полетом ироническим смыслом. В то же время финал рассказа ожидаемый, он проистекает из отношения сельских жителей к путешествиям.

Рассказ повествует о “не путешествии”, причины которого понятны сельским жителям и смешны читателю.

Проблематика

Основная проблема рассказа

традиционна для Шукшина. Это социальная проблема взаимоотношений между городом и деревней. Город для деревенских жителей – воплощение мечты, образец для подражания, символ прогресса, к которому надо стремиться. Но деревня – истоки города, как материальные, так и духовные.

Именно выходцы из деревни становятся знаменитыми горожанами, героями, гордостью страны.

Сюжет

Сюжет рассказа “Сельские жители” помещается в одном предложении: бабка Маланья получает в письме приглашение от живущего в Москве сына погостить у него и собирается лететь с внуком Шуркой на зимних каникулах, но, узнав от

бывалого соседа о тяготах и опасностях путешествия на самолете, откладывает поездку до лучших времен.

Все действие рассказа умещается в 1 день. Утром Маланья получает письмо, вечером под ее диктовку Шурка составляет телеграмму, в 11 вечера после работы (!) приходит сосед – школьный завхоз – и рассказывает о предстоящем путешествии. После рассказа бабка диктует Шурке письмо для сына о том, что она приедет летом.

Ночью бабка и Шурка мечтают о будущем путешествии.

Главное в рассказе – не сюжет. Рассказ “Сельские жители” – повествование о неслучившемся. Читатель подозревает, что бабка так и не найдет в себе сил и смелости полететь к сыну в Москву, о которой мечтает и она, и внук.

Это реминисценция чеховской пьесы “Три сестры”, где лейтмотив “в Москву, в Москву!” не привел к поездке.

В отсутствии действия основная мысль рассказа, вынесенная в заглавие: инерция не позволяет сельским жителям вырваться из привычной среды (как бабке), но, если они вырвались – они достигают многого (как сын Маланьи и, очевидно, Шурка в будущем).

Герои рассказа

Бабка Маланья – простая сельская женщина. Только в конце рассказа, на последней странице, читатель узнает, что сын Маланьи – Герой Советского Союза. Об этом упоминает в письме Шурка, а потом и бабка выводит на конверте не только имя адресата, но и звание, считая, что так письмо лучше дойдет.

По словам Шурки, бабка сына “ужасно любит” и гордится им.

Путешествие для бабки – трудное, малопонятное дело. Она не понимает, как ехать разными видами транспорта и с большим количеством пересадок. Бабка боится лететь на самолете (особенно после того, как сосед рассказал, что самолет может загореться). Но Шурка знает, что его бабка не робкого десятка (иначе откуда бы у ее сына качества, необходимые для летчика), удивляется, что она испугалась именно самолета: “Но ты тоже, бабонька: где там смелая, а тут испугалась чего-то…”

Шукшин подчеркивает, что бабка Маланья обладает качествами характера, которые она, очевидно, передала сыну: энергичная, жилистая, крикливая, очень любознательная.

Некоторые характерные особенности бабки можно считать общими для всех сельских жителей: она гостеприимна, угощает Егора медовухой (пивом), блюдет традиции. Она мыслит себя как единое целое со своими односельчанами, всем встречным рассказывает о приглашении, у каждого спрашивает совета. Совет “знающего человека” Егора Лизунова для нее неоспорим.

Бабка не верит в прогресс. Она не только боится самолетов, но и составляет телеграмму как письмо (ведь она знает, как по традиции нужно писать, не поддается на уговоры Шурки, что телеграмма – это совсем другое).

У бабки и внука одна внешность на двоих: сухощавые, скуластенькие, с маленькими умными глазами. Шурка по характеру не похож на бабку. Он такой же любознательный, но застенчивый до глупости, скромный и обидчивый.

Шурка – сын дочери бабки Маланьи, временно живущий у бабушки из-за того, что его мать устраивает личную жизнь. Он действительно много знает. Он не только умеет писать телеграмму, но и знает, сколько она будет стоить. Шурка знает, что, если загорелся мотор, то пламя нужно сшибать скоростью, догадывается, что дядя Егор видел не горящий мотор, а пламя из выхлопной трубы.

Шурка знает, что в Кремль нынче всех пускают. Читатель понимает, кто источник знаний Шурки.

Ему рассказывал о Кремле Николай Васильевич, очевидно, учитель. Единственное, чего не знает Шурка: парашютов в самолете действительно не дают.

Скромность Шурки не дает ему прямо возражать бабке, но он своевольно пишет дяде в письме от себя, чтобы он пристыдил “бабоньку”, написал, что летать не страшно: “Она вмиг полетит”.

Егор Лизунов – сосед бабки Маланьи, школьный завхоз, авторитет в путешествиях: он много ездил и летал. Шукшин обращает внимание на такие детали, как заскорузлые ладони, седеющие потные (от тяжелого труда) волосы. Другая характерная деталь портрета героя – это запах.

Егор пахнет сбруей и сеном. Для сельского жителя такой запах – это запах дороги.

Запах Егора имеет объяснение, как и его позднее возвращение домой. Он с начальством вывозил стога сена в непогоду после бурана. Егор жалуется, что просил “деятелей” вывести сено еще летом.

Он – хозяйственный, практичный человек.

Для характеристики героев важны их речевые особенности. Речь бабки наполнена просторечиями: знамо дело, шибко уж страшно, в штаны наложил. Шурка как воплощение будущего обладает нужными знаниями, речь его грамотна.

Крошечное наречие еще в его письме показывает, что его мечта – перестать быть сельским жителем, уехать, как дядя, в Москву: “Мы же все-таки сельские жители еще”.

Смысл названия одновременно и ироничен, и наполнен горечью. Герой Советского Союза – выходец из тех самых сельских жителей, о которых Шурка в письме говорит, что они не могут оторваться от своего села, потому что “тут огород пойдет, свиннота разная, куры, гуси”. Собирательный неологизм свиннота для Шурки символ всего сельского быта, мешающего увидеть общую с бабкой мечту – Москву, которую Шурка проходит в школе по географии и истории.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Жанр – элегия.

История создания

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает надежду, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и парную ААВВ.

Жанр произведения – элегия. Автор описывает пейзажи, переплетая их с грустными раздумьями о судьбе простого народа. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть. Грустью наполнены не только размышления лирического героя о бесправии крестьян, но и описания природы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи их он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

Читайте также: