Государство как социальный институт кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государство − главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая властью силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

- социального контроля и другие.

Государство обеспечивает стабильность в обществе, препятствует девиации, осуществляет управление обществом.

Разные государства имеют различные формы правления:

Разные формы государственного устройства:

Существует два типа политической власти, два типа политических режимов:

1. Демократические (парламентские);

2. Недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

В гражданском обществе взаимодействия между гражданами, а так же граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права.

Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Очевидно, что такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства.

Экономической основой правового государства являются многоукладные производственные отношения и разные формы собственности.

Социальная основа − саморегулирующееся гражданское общество и социальное государство.

Нравственная основа − общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.

В правовом государстве государственная власть существует на основе разделения ее на три независимые ветви − законодательную, исполнительную, судебную. В правовом государстве нет всевластия чиновников, а личность раскрывается полностью во всех своих аспектах.

В некотором смысле гражданское общество − некий идеал, поскольку любое государство, как аппарат принуждения и социального контроля, противостоит гражданскому обществу, ограничивая его права и права граждан. Об этом писал Г. Гегель.

Выделим основные признаки правового государства:

- верховенство закона во всех сферах жизни общества,

- реальность прав личности,

- взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество и правовое государство – неразрывно связанные понятия, т.к. только правовое государство может выражать и реализовывать интересы гражданского общества.

Государство − главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая властью силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

- социального контроля и другие.

Государство обеспечивает стабильность в обществе, препятствует девиации, осуществляет управление обществом.

Разные государства имеют различные формы правления:

Разные формы государственного устройства:

Существует два типа политической власти, два типа политических режимов:

1. Демократические (парламентские);

2. Недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

В гражданском обществе взаимодействия между гражданами, а так же граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права.

Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Очевидно, что такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства.

Экономической основой правового государства являются многоукладные производственные отношения и разные формы собственности.

Социальная основа − саморегулирующееся гражданское общество и социальное государство.




Нравственная основа − общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.

В правовом государстве государственная власть существует на основе разделения ее на три независимые ветви − законодательную, исполнительную, судебную. В правовом государстве нет всевластия чиновников, а личность раскрывается полностью во всех своих аспектах.

В некотором смысле гражданское общество − некий идеал, поскольку любое государство, как аппарат принуждения и социального контроля, противостоит гражданскому обществу, ограничивая его права и права граждан. Об этом писал Г. Гегель.

Выделим основные признаки правового государства:

- верховенство закона во всех сферах жизни общества,

- реальность прав личности,

- взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество и правовое государство – неразрывно связанные понятия, т.к. только правовое государство может выражать и реализовывать интересы гражданского общества.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения.Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;

· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развитияусловно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика

Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.

По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.

Как характеризуют социальные институты?

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.

Признаки государства, как социального института, примеры

Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:

  • установленная цель деятельности;
  • конкретные функции, обеспечивающие достижение цели;
  • ряд социальных статусов и ролей;
  • организация жизни общества;
  • удовлетворение общественных потребностей;
  • политическая власть, применяющая принуждение. Уникальность функции принуждения людей к исполнению соцнорм позволяет отделять от иных формальный социальный институт государства.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.

Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.

А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:

  • право на силу;
  • охват всех сфер жизнедеятельности;
  • обязательное членство граждан;
  • территория;
  • независимость;
  • суверенность.

Известен и несколько иной перечень основных признаков:

  • наличие системы органов и учреждений, реализующих функции госвласти;
  • система правовых норм;
  • территория, на которой действует юрисдикция государства.

Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.

Функции института государства, основные роли, кратко

Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:

  • нормировать отношения в обществе;
  • регулировать общественные отношения;
  • разрешать общественные конфликты.

Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:

  • защиты государственного строя;
  • предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;
  • регулирования экономических и других общественных отношений;
  • осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;
  • внешнеполитические функции защиты интересов страны;
  • функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое.

Социальные функции государства:

  • обеспечение единства общества;
  • безопасность общества;
  • гарантия прав и свобод человека;
  • создание условий для экономического роста;
  • обеспечение свободы, независимости и безопасности людей как в границах государства, так и за его пределами.

Структура социального института государства

Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.


Феликс Шарков: Государство как социальный институт

На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие".

Сам термин "государство" впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

С точки зрения долженствования государство - гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. "Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное, и национальное, так и частное богатство, - часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации" (1).

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

"К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики" (2).

Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. "Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое" (3).

Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества.

"Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную исполнительную и судебную" (4).

Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличием монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организацией власти по определенному территориальному делению; 6) монопольным правом на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др. (5). Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

"Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью т специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:
- государство является единственным официальным представителем всего общества;

- выполняет общесоциальные функции;

- имеет право - систему норм, санкционированных государством;

- обладает, как правило, монополию на правотворчество;

- находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);

- имеет специальный аппарат власти и управления;

- использует право принуждения и использует его;

- обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

- имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);

- обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

- имеет административно-территориальное деление;

- имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты" (6).

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. "Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

На рубеже 80-90-х годов государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но, это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. . И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развинчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации" (7).

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

"К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3) создание условий для быстрого экономического роста;

4) обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе" (8).

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальный отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общество опираясь на конституционные основы. Кроме того, как наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет а свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды - в ст. 42, на образование - в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. РФ - светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

_________________________________________________________________________________
1. Смит А. О природе капитала, его накоплении и применении// Антология экономической классики: В 2 т. М.:Эконов, 1993. Т.1 - С. 368.

2. Социальная политика: Учебник/ Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002. - С. 85.

3. Политология: Энциклопедический словарь /Сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Московский коммерческий университет, 1993. - С. 69.

4. Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2006. - С.117.

5. D. Sanderson, R. Nafe, Studies in Rural Leadership, "Publications of American Sociological Society", Oct., 1929, pp. 163-175.

6. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006. - С.130-131.

7. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский В.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: АНКИЛ, 1998. - С. 385-386.

8. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006. - С.132.

Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Читайте также: