Государственная школа видит в основе эволюции общества деятельность

Обновлено: 03.07.2024

В социологической литературе отмечалось, что в работах теоретиков обществоведения, таких как К.Поппер, Р.Нисбет, Ч.Тили, И.Уоллерстайн, начиная с середины прошлого столетия, высказывалось сомнение в возможности разработать универсальную схему развития общества, в которой отражались бы законы общественного развития [1;2]. Для обоснования сомнения высказывались довольно веские аргументы. В частности, утверждалось, что к процессам, протекающим в обществе, нельзя подходить с позиций строгой причинности, поэтому о законах его развития не может быть речи. Кроме того, будущее состояние общества непредсказуемо, поскольку знание есть непременный аспект общества, предвидение же будущего знания – это формально-логическое противоречие в самом определении. Соответственно, предлагалось вместо внеличностных исторических тенденций рассматривать индивидуальную и коллективную активность людей с учетом их капризов, свободного выбора и пр. Можно познавать лишь закономерности конкретных исторических событий в ограниченном временном масштабе [3]. На основе этих аргументов критиковались классические теории развития, в частности, Г.Спенсера, К.Маркса, П.Сорокина.

Отдельные критические замечания упомянутых авторов относительно конкретных исследуемых ими схем общественной эволюции следует признать справедливыми, но все же их сомнение в возможности разработки универсальной схемы общественной эволюции вполне устранимо. При этом, конечно, предполагаемая схема должна удовлетворять ряду условий. В частности, в ней должны найти теоретическое отражение:

1) признаки, позволяющие отделить один этап эволюции общества от другого,

2) вероятный источник энергии общественного развития,

3) возможные в настоящий момент направления этого развития,

4) в ней действительно должна быть учтена деятельность людей с учетом их свободного выбора,

5) наконец, схема эволюции должна способствовать нахождению путей и способов управления общественной эволюцией, необходимость чего отмечалась в литературе [4]. Ибо состояние современного общества таково, что без вскрытия существенных закономерностей его эволюции и выявления способов управления ею достойное существование человечества оказывается сомнительным.

Теоретико-методологическая основа построения схемы общественной эволюции, а также пример подобной схемы, удовлетворяющей поставленным условиям, вкратце излагались ранее [5]. Однако представляется целесообразным дать расширенное и уточненное изложение концепции эволюции в ряде статей. Что же касается данной статьи, то ее непосредственными целями являются: 1) изложение основных проблем теоретического описания общественной эволюции и 2) формирование понятийных средств, пригодных для построения теоретической схемы названной эволюции.

Переходя к основному содержанию статьи, уточним проблему нахождения признаков (первое условие), позволяющих отделить один этап эволюции от другого, иначе говоря, проблему периодизации общественного развития.

Допустим, мы выделяем три крупные эпохи в развитии общества – дикость, варварство, цивилизацию. Но на каком основании мы разделяем или выделяем эти эпохи? Какими признаками дикость отличается от варварства, а варварство от цивилизации?
Приходится сказать, что проблема выявления и обоснования признаков, отделяющих один этап общественной эволюции от другого, не слишком отчетливо понимается обществоведами. Имеется масса работ, где так или иначе описываются различные периоды в развитии общества. Но представляется, что, различая их, большинство исследователей пользовалось интуитивно найденными или предполагаемыми критериями. Иначе говоря, признаки, свойственные этапам общественного развития, чаще всего методологически обоснованы недостаточно, а поэтому теоретические конструкции грешат чрезмерным субъективизмом [6].

Рассмотрим в качестве примера две трактовки эволюции, содержащиеся в учебных текстах.

Первая обобщенная схема эволюции общества (табл. 1) связана с именами известных социологов (О.Тоффлер, А.Турен и др.) и помещена в одном из отечественных учебных пособий [7].

Таблица 1.

Одна из типичных схем эволюции общества

I фаза. Традиционное общество

Основной вид собственности

Главный элемент системы

Основная производ-ственная организа-ция

Энергия при-роды, земля

Крестьянин, занятый за-готовкой сырья

II фаза. Индустриальное общество

Энергия, средства производства

Рабочий, перерабатываю-щий материал

III фаза. Постиндустриальное общество

Информация и информаци-онные технологии

Специалист, работающий с информацией

Исследова-тельская и сервисная служба

Похожие описания эволюции имеются в зарубежном учебнике по социологии [8], а также в одном из отечественных учебников [9].Последнее описание и послужит в качестве второго примера.

В целом же, в рассматриваемой схеме имеется масса позиций, вызывающих, по меньшей мере, недоумение. Приведем лишь некоторые из них, взятые наугад.

Как логическое средство идеальный тип соответствует обычному понятию в формальной логике. Оба они суть идеальные модели каких-то явлений, представляя собой совокупность взаимосвязанных утверждений о существенных признаках и свойствах какого-либо явления. Разница между ними в том, что обычное понятие отражает серийные явления (например, вещи), а идеальный тип – уникальные или абстрактные (исторический период, капитализм). Вероятно, Вебер, вводя понятие идеального типа, интуитивно стремился ввести в обществоведение абстрактно простейшие модели для изучения социальных явлений, подобные тем, что издавна

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

3.4. Становление и развитие государственной школы

Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989.
Петров Ф.А. К.Д. Кавелин в Московском университете. М., 1997.
Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века. Л., 1977.
Цамутали А.Н. Вся русская история есть по преимуществу государственная: Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин // Историки России XVIII — начала XX века. М., 1996.

Теория Эволюции. Глава 19. О четырех субэпохах в эволюционных преобразованиях человеческого общества.

На эволюцию человеческого общества, согласно коэффициенту пространственно временного ускорения Qpt ; 4, отводится не более 62 тысяч лет. Человечество должно уложиться в эти временные рамки и создать новое социокультурное пространство, которое станет неотъемлемым элементом гармонии. Для этого у человека есть самое главное качество - мыслительность. На основание новых знаний о естестве и сущности окружающих человека материй, человечество создаст те технологические и культурные преимущества, которые позволят цивилизации достигнуть эволюционных целей и выполнить все эволюционные задачи. Только тогда наступит эволюционный сдвиг. Но, человеческая цивилизация может и не выполнить этих задач.

Добро и Зло, - два начала, которые сопутствуют эволюции человеческого общества. Если победит добро, то цивилизация шагнет в новую эпоху. Если победит зло, то существование человечества закончится. Выбор не велик. За 62 тысячи лет, человечество должно пройти путь от Q,1 - Q,100. И если эту совокупность знаний заключить в 4 условные субэпохи, то они могут выглядеть следующим образом:

Q1,1-25
Q2,26-50
Q3,51-75
Q4,76-100

При этом, каждой последующей субэпохе требуется в 4 раза меньше времени, чем предыдущей. На сегодняшний день, ускорение технологических и культурных изменений видно невооруженным взглядом. Совокупность новых знаний и умений, которые накапливает человечество за один год равняется совокупности знаний, которые накапливало человечество за несколько тысячелетий. Процессы эволюции интенсифицировались. Это обстоятельство еще раз доказывает правильность выведенного коэффициента эволюционного ускорения Qpt ; 4.

Но с того дня, как перворожденный Адам и Ева основали человеческий социум, все преимущества, которые получает человеческое общество, оно получает за счет разрушения мира дикой природы. Человек не употребляет свои мыслительные качества и способности для создания тех технологических преимуществ, которые не нарушают баланса и равновесия в биосфере планеты, а просто берет то, что взять легче всего. Эволюция человеческого общества начинается с разрушения мира окружающей человека гармонии. С первых дней эволюции общества, это разрушение не является еще превалирующим. Количество позитивных качеств и способностей, к негативным знаниям и умениям составляет незначительную величину:

Q1,1 = Rp/Rn = 99/1, где:

Rp - позитивные качества и способности
Rn - негативные знания и умения.

Но по мере колонизации планеты, хозяйственная деятельность человека становиться все более агрессивной и начинает вносить в мир дикой природы определенные негативные коррективы. И через 45-46 тысяч лет составляет следующую величину:

Q1-25 = Rp/Rn = 75/25

Соотношение позитивных качеств и способностей, к негативным знаниям и умения составляет величину:

После эпохи колонизации Q1, началась эпоха расцвета, - Q2,26 человеческой цивилизации. Эпоха расцвета заняла не более 11-12 тысяч лет.

Именно в эту эпоху были созданы величайшие цивилизации, следы которых мы находим на всех континентах. А некоторые технологические преимущества, которые они использовали в своей экономической и культурной деятельности, нам не доступны до сих пор. Чуть позже, мы предпримем попытку к открытию множества тайн, которые связаны с этим периодом человеческой истории. К сожалению, все эти цивилизации пали! И разрушены они были по причине независящим от них, а от тех алгоритмов, которые были заложены в основу эволюционных механизмов человеческого общества, и связаны с понятиями добра и зла. Позже, мы найдем главную причину падения величайших цивилизаций, технологические преимущества которых до сих пор не доступны.

После эпохи расцвета Q2,26-50 наступила эпоха противостояния социумов - Q3,51-75, которая продолжилась почти 3,5-4 тысячи лет. Она стала самой кровавой и трагичной в истории человечества. Все это говорит о том, что человечество ни одного дня не решало своих эволюционных задач. Оно также продолжает разрушать мир окружающей человека гармонии, и это разрушение проецируется не только на общественное сознание и проявляет себя в общественных отношениях, но и сказывается на качестве человеческой мысли, которая нацелена на разрушение материи. Человек зеркально отражает качество человеческого общежития и проявляет его на качестве человеческой мысли, которая в свою очередь, является мельчайшей частицей энергии разума. Этот потенциал энергии разума на 75% является разрушительным. В качествах и способностях человеческой личности, проявился абсолютный приоритет негативных знаний и умений:

Q3,51-75 = Rp/Rn = 25/75

Как мы видим, это говорит о подавляющем приоритете человеческих пороков над человеческой добродетелью. А с начала XX века, человечество вступает в эпоху глобализации Q4,76-100, которая удостоверяет, что человечество приобретает целостное состояние. Процессы эволюционных преобразований интенсифицировались, а времени остается совсем немного. Если мы берем в основу коэффициент эволюционного ускорения Qpt ; 4, то на заключительный период эволюции человеческого общества отводится не более 1 тысячи лет.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на коэффициент эволюционного ускорения, Qpt ; 4, мы можем составить дорожную карту эволюционных преобразований:

Эпоха колонизации планеты: Q1,1-25 ; 45-46 т. лет.
Эпоха расцвета цивилизации: Q2,26-50 ; 11-12 т. лет.
Эпоха противостояния: Q3,51-75 ; 3-4 т. лет.
Эпоха глобализации: Q4,76-100 ; 1 т. лет.

Согласно этой карте, на решение эволюционных задач человеческого общества остается не более 900 лет. Но до сих пор, человечество не знает целей и задач своего существования. До сих пор человечество развивается по инерции, а технологические и культурные преимущества направлены на разрушение мира окружающей человека гармонии. Мы уже находимся на этапе:

Q4,82 = Rp/Rn = 18/82

А это означает, что из всех человеческих качеств и способностей, только 18% являются добродетельными, а остальные 82% являются порочными. К финалу текущей эволюционной эпохи, если человечество не определит целей и задач своего существования и будет так же развиваться по инерции, то разрушение человеческой цивилизации станет необратимым.

Только одно обстоятельство не дает человеческой цивилизации уничтожить все живое на Земле прямо сейчас. Это культивирование страха! Страх, - единственный инструментарий на сегодняшний день, который способен призвать личность к послушанию. Благодаря культивированию страха, были созданы институты государственной власти, свод законов общественной морали и законы преступного мира! Но страх, кодифицированный в законах морали и государства, не имеет никакого отношения к добродетели! Культивирование страха, как считает современное научное мышление и религиозное мировозрение, противостоит человеческим порокам. Но они глубоко заблуждаются!

Ни один вид и ни одна форма жизни не способны жить в страхе. И только человеческое общество способно не только жить в страхе, но и культивировать его! Но это явление временное. Скоро может наступить время, когда даже культивирование страха не спасет человечество от саморазрушения. Если человечество не избавится от культивирования страха, его разрушение будет таким же неизбежным, как гибель животного, которое живет в заточение. Что есть страх и почему он является важной частью общественных отношений, мы выясним в следующей главе книги Теория Эволюции.

7

Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

Читайте также: