Госдума что делает кратко

Обновлено: 06.07.2024

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Часть 1 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).


Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ. Порядок выборов в нее устанавливается федеральным законом. А что же собой представляет Государственная Дума? Это вы узнаете из статьи. Итак, начнем.

Общие сведения

Это законодательный орган, который все привыкли называть сокращенно. Полное же его название — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Работу этого органа регулирует Конституция нашей страны и федеральные законы. По этим документам, Дума может принимать следующие постановления:

  1. Об одобрении законопроекта.
  2. О том, что президент согласен на выбор и назначение председателя Правительства.
  3. Об освобождении с должности или назначении на нее председателя Счетной Палаты, а также половины состава аудиторов, уполномоченного по правам человека и Центробанка.
  4. О доверии или недоверии Правительству нашей страны.
  5. Про объявление амнистии.
  6. Об обвинениях против президента нашей страны.
  7. Касающиеся парламентского запроса.
  8. О направлении представителей Государственной Думы в Конституционный суд.

Но Дума не сама принимает решение. У нее в помощниках большое количество институтов, которые и оказывают неоценимую помощь.

Как рассматриваются законы

Госдума страны

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально. Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Процедура рассмотрения

Государственная Дума РФ имеет свою процедуру рассмотрения, впрочем, как и любой государственный орган. Проект постановления должен быть представлен с текстом запроса, заявления или обращения. Он выносится на Совет, при этом имеет трехдневный запас. Если, например, документ окажется в Думе во вторник, то рассмотрят его только в пятницу. За эти три дня каждый депутат Государственной Думы обязан ознакомиться с документом.

Существует также немало нюансов, которые исходят из принципа разделения власти. Например, рассмотрение и принятие решения о кандидатурах на пост Председателя правительства. Сначала кандидата предлагает президент, после чего уже Дума рассматривает его со всех сторон. Государственная дума имеет право отклонить кандидатуру, но отклонение не может бессрочным, поэтому имеется лимит отказов. Если кандидатура не согласована, то президент имеет право сам принять решение. Скорее всего, за таким решением последует роспуск Думы и новые выборы.

Работа Думы

Здание Госдумы

Государственная Дума РФ имеет ограниченные функции и полномочия. Но это компенсируется тем, что законодательный орган оказывает большое влияние на исполнительный. Например, Госдума вправе выражать недовольство правительством страны. Для этого хватит пятой части от депутатов, которые выразят определенную точку зрения. После такого голосования начинается обсуждение, в этот период на все вопросы пытаются найти ответы. Это мероприятие происходит с участием правительственного председателя.

Взаимодействие президента и Госдумы

Голосование в Думе

Со стороны кажется, что это довольно сложный способ власти, но, на самом деле, он единственно верный. Иначе общество придет к тоталитарной власти, и неизвестно чем это закончится.

Кроме того, Государственная Дума полномочна ускорить отставку президента.

Функции

Одной из функций Госдумы является влияние на управление Центральным Банком. А ведь именно Центробанк влияет на финансовое положение в стране. Государственная Дума решает, кто будет председателем, а кто войдет в совет директоров.

Периодически Госдума проводит слушания, во время которых Центробанк отчитывается о своих действиях. После этого информацию передают правительству и президенту.

Так как Центробанк является самостоятельным, то и процедура назначения или освобождения должности проводится усложненно.

Подводя итог, можно сказать, что Государственная Дума принимает решение о кадровых назначениях и контролирует качество выполненной работы. Как только Госдума решит, что люди со своей работой не справляются, она тут же снимает их с должности.

Выборы

Выборы в Государственную Думу осуществляются раз в пять лет. Регулируется этот процесс Конституцией нашей страны, а точнее, девяносто пятой и девяносто шестой статьями. Выборы проходят по смешанной системе и в результате тайного голосования. Всего в Госдуме четыреста пятьдесят депутатов, двести двадцать пять из которых выбирают из одномандатных избирательных округов. Другая половина избирается по избирательному федеральному округу. Выборы в Государственную Думу проводят в обязательном порядке и не имеют права отменить их.

В обычном режиме президент оповещает о выборах за четыре или пять месяцев. Если же Госдуму распустили, то глава страны в этот же день назначает дату выборов в Думу. Когда президент по какой-то причине на незначил дату выборов, за него это делает Центральная избирательная комиссия.

Кто может быть депутатом

Заседание думы

Депутатом может стать дееспособный человек, которому уже исполнился двадцать один год. Кроме того, лица, находящиеся в местах не столь отдаленных, не могут претендовать на депутатство, даже если все остальные требования выполнены.

Кандидат в депутаты может самовыдвинуться, с помощью избирателей какого-то округа или от лица избирательных блоков и объединений. Федеральные же списки кандидатов выдвигают только избирательные блоки и избирательные же объединения. Кандидаты не имеют права пользоваться служебным или должностным положением, так как во время выборов у всех должны быть равные права.

Баллотироваться кандидату можно только в одном федеральном списке и одном избирательном округе. Чтобы зарегистрировать избирателя от одномандатного округа нужно иметь не меньше процента подписей от всего округа. Если речь идет о федеральном списке кандидатов, то тут должно быть не меньше двухсот тысяч подписей. Важно, что для федерального списка у кандидата не должно быть больше четырнадцати тысяч подписей из одного субъекта нашей страны. Вместо определенного количества подписей, можно внести избирательный залог.

Перед тем как зарегистрироваться, кандидат должен представить сведения о своем имуществе и доходах. В случае соблюдения всех требований Центризберком принимает решение о том, что кандидата нужно зарегистрировать в федеральном списке кандидатов.

Если федеральный закон нарушается существенно, то Центральная избирательная комиссия может не принять кандидата или отменить ранее оформленную регистрацию. Во время голосования у кандидата есть два бюллетеня, один из них по федеральному округу, а другой — по одномандатному.

Результаты выборов

Депутаты Государственной Думы РФ не считаются выбранными, если по одномандатному округу проголосовало больше всего избирателей против всех. А по федеральному, когда ни один из кандидатов не набрал пяти процентов голосов. Если все избирательные списки не получат пятидесяти процентов, то выборы также считаются несостоявшимися. Центризберком устанавливает результаты выборов не позднее, чем через две недели с момента голосования.

Когда выборы признаются несостоявшимися, их результаты аннулируются и проводятся повторные выборы. Но повторная процедура не проводится, если депутата нельзя избрать более, чем на год до момента окончания полномочий Государственной Думы Российской Федерации.

Выборы президента

Президент страны

Очередная функция Госдумы. Она принимает не только законодательство, которое определяет выборы, но и формирует Центральную избирательную комиссию. В комиссии должно быть пятнадцать членов и пять из них — это представители Госдумы. Следующие пять определяет Федеральный совет, а последнюю пятерку — сам президент.

Таким образом, за процедурой выборов следят сразу все ветви власти и они же предотвращают махинации со стороны ничем не брезгующих политиков.

Взаимодействие с другими органами власти

Совет Федерации Государственной Думы — это верхняя палата Федерального Собрания. Деятельность Федерального Совета имеет определенные особенности. Она сильно отличается от деятельности Госдумы. Но их взаимодействие и приводит к плодотворным результатам.

Итак, представим вам ниже функции Государственной Думы Федерального Собрания:

  1. Госдума решает вопросы, связанные с доверием исполнительному органу.
  2. Дает отказ или согласие на назначение того или иного лица на должность Правительственного председателя нашей страны.
  3. Самостоятельно назначает председателей Счетной палаты и Центрального банка.
  4. Объявляет амнистию.
  5. Становится инициатором проведения процедуры импичмента.

Тем временем, Федеральный совет выполняет следующие функции:

  1. Утверждает изменения в территориальных границах некоторых субъектов страны.
  2. Объявляет военное или чрезвычайное положение.
  3. Решает, применять ли армию нашей страны за ее пределами.
  4. Назначает новые выборы президента и его отрешение.
  5. Назначает судей в Конституционном суде.

Казалось бы, абсолютно разные функции, но тем не менее они плодотворно работают вместе. Итак, совместно происходит:

  1. Внесение коррективов и обсуждение принимаемых законопроектов.
  2. Принятие и обсуждение бюджета на следующий год.
  3. Установка налогообложения и размер налоговых и иных сборов.
  4. Ратификация документов международного уровня и решение вопросов мира и войны.
  5. Решение о статусе и положении границ государства.

Как видите, совместная работа приносит хорошие результаты.

Структура Государственной Думы

Выборы депутатов

Российская Госдума имеею свою структуру. Во главе стоит председатель Государственной Думы. Он выбирается среди всех депутатов Думы тайным голосованием. Председатель избирается в том случае, если за него голосует больше половины депутатов. Таким же образом проходят выборы первого заместителя и заместителя. Эта процедура регулируется Регламентом Госдумы. Этим документом установлено, что все три должности должны занимать представители разных партий и депутатских групп.

Полномочия Председателя очень похожи с такой же должность в Федеральном Совете.

Совет Государственной Думы — это коллегиальный орган, который постоянно действует. Он был создан для того, чтобы предварительно готовить и рассматривать организационные вопросы, касающиеся деятельности палаты. В совете присутствуют Председатель Госдумы, руководители депутатских объединений. Последние имеют право решающего голоса. Два заместителя Председателя Госдумы и председатели госдумовских комитетов имеют право совещательного голоса.

Совет Государственной думы имеет следующие полномочия:

  1. Формировать проект примерной программы законопроектов для Государственной Думы на ту сессию, которая идет в данный момент.
  2. Формировать проект календаря рассмотрения вопросов на следующий месяц.
  3. Формировать проект работы Государственной Думы на следующее заседание.

Депутатские объединения

В Госдуме образовываются депутатские фракции. Фракцией называют объединение депутатов, которые были избраны из федерального кандидатурного списка. Этот список должен быть допущен к распределению мандатов депутатов в Госдуме.

Депутаты, которые не вошли во фракции, могут создавать свои депутатские группы. При этом регистрировать нужно только те группы, где находится не меньше тридцати пяти депутатов.

И депутатские группы и депутатские фракции имеют равные права. Важно то, что депутат может состоять только в одной организации.

Комиссии и комитеты

Это основное структурное образование Госдумы. Комитеты рассматривают предварительно законопроекты, которые находятся в их компетенции. Также они готовят эти проекты для рассмотрения их в Госдуме. Комитеты создаются на тот срок, когда работает Госдума, то есть на пять лет.

Комиссии же создаются для того, чтобы выполнить какую-то определенную задачу или на какой-то срок. После того как надобность в них отпадает, они распускаются.

И в одну и в другую группу входят депутаты, которые будут в одинаковом количестве представлять все фракции. Сколько депутатов будут входить в ту или иную группу определяет Государственная дума. Но, тем не менее, даже у нее есть ограничения. Например, их число не должно быть меньше двенадцати и больше тридцати пяти человек.

Все депутаты, кроме главной верхушки (заместителей и председателя) должны состоять в каком-то комитете палаты. Разрешено членство только в одном комитете. Комитеты проводят заседания, которые необходимо собирать не реже, чем два раза в месяц.

Заключение

Флаг на здании

В статье была дана информация о том, что такое Государственная Дума и как она работает. Конечно, со стороны все кажется очень сложным, но если задаться целью, то и разобраться получится.

Теперь, если вы захотите стать депутатом, вы знаете, что нужно делать. Во-первых, вы должны быть законопослушны и полностью дееспособны. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что ваше имущество и доходы подвергнутся самой тщательной проверке. А как иначе, ведь государство должно быть уверенно в тех людях, которые принимают законы. В-третьих, приготовьтесь к постоянной работе. Все эти пункты являются неотъемлемой частью работы депутата и с ними приходится считаться.

Если вы хотите жить в цивилизованном государстве, а вы хотите, то начните с себя. Как сказал один умный человек: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят". И это действительно так. Ведь если каждый гражданин будет соблюдать закон, то и порядка в стране будет намного больше. Поэтому если вы хотите поучаствовать в жизни страны, то баллотируйтесь с чистыми мыслями и благородными желаниями. Нечистых на руку людей хватает везде, а так хочется, чтобы нас окружали только преданные государству люди. Поэтому не бойтесь ничего и ведите за собой людей, принимайте законы, но только от чистого сердца и искреннего желания помочь стране.

Данная статья — о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения)



Госуда́рственная Ду́ма [1] (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Правовой статус Государственной Думы (обычно рассматривается как нижняя палата российского парламента) определён в главе 5-й Конституции Российской Федерации [2] .

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. [3] Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет [4] .

Работу думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

Содержание

Полномочия Государственной думы

Политика — Портал:Политика
Россия

Эта статья — часть серии:
Политика и правительство
России

Политическая система

Другие страны · Портал Политика

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и дает право выносить Постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции Российской РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе соответствующего права. [5]

Роспуск Госдумы

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность председателя правительства или выразила недоверие правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый и последний годы своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Структура

Аппарат Госдумы

Аппарат Государственной Думы — постоянно действующий орган Государственной Думы, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей, Руководителя и работников Аппарата Государственной Думы.

Руководители Аппарата Государственной Думы

  • Войков Андрей Иванович (1994—1996)
  • Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
  • Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
  • Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)
  • Сигуткин Алексей Алексеевич (с 2007)

Председатели Госдумы

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Государственная Дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)

Государственная Дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)

    (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной Думы № 7-II ГД), фракция КПРФ

Государственная Дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)

    (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат

Государственная Дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)

Государственная Дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.)

Комитеты и комиссии Госдумы

К полномочиям комитетов относятся:

  • вносение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

  • подготовка проектов постановлений Государственной Думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
  • подготавка в соответствии с решением палаты запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организуация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.

Депутатские объединения

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Здание Государственной думы РФ Сергей Фадеичев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 октября 2021 года состоится первое заседание Государственной думы РФ VIII созыва. Парламентские выборы прошли 19 сентября 2021 года (голосование на них проводилось в течение трех дней - 17, 18 и 19 сентября). Пятипроцентный барьер по федеральному округу впервые за последние 18 лет преодолели пять партий: парламентские "Единая Россия" (49,82%), КПРФ (18,93%), ЛДПР (7,55%), "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" (СРЗП; 7,46%), а также партия "Новые люди" (5,32%), образованная в 2020 году. В 225 одномандатных округах победу одержали представители "Единой России" (198), КПРФ (9), СРЗП (8), ЛДПР (2), "Родины", "Гражданской платформы" и Партии роста (по одному), а также пять самовыдвиженцев. В целом "Единая Россия" получила 324 мандата, сохранив конституционное большинство, КПРФ - 57, СРЗП - 27, ЛДПР - 21, "Новые люди" - 13, "Родина", "Гражданская платформа" и Партия роста - по одному мандату, пять мест досталось самовыдвиженцам.

С началом работы нового состава парламента прекращается пятилетний срок полномочий Госдумы РФ VII созыва.

Государственная дума

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ, высшего законодательного и представительного органа власти в стране. Образована в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).

Палата формируется путем прямых общенациональных выборов, которые проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. При этом одна половина депутатского корпуса избирается по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Другая половина - по 225 одномандатным избирательным округам (один депутат от одного округа), на которые разделена территория страны с учетом границ субъектов Федерации.

Сроки полномочий палаты

Государственная дума избирается на пять лет в составе 450 депутатов. Полномочия избранного созыва Госдумы начинаются со дня его первого заседания.

Решение о досрочном прекращении полномочий Госдумы может принять только глава государства в соответствии со статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ. Сами депутаты не имеют права заявить о самороспуске.

Госдума может быть распущена по решению президента после трехкратного отклонения кандидатуры председателя правительства, предложенной главой государства. Еще одним основанием для роспуска является трехкратное отклонение представленных премьером кандидатур вице-премьеров и федеральных министров, в результате чего более одной трети должностей членов кабинета останутся вакантными. Если Госдума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству РФ или откажет кабинету в доверии, о котором просит глава правительства, президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы.

Основной закон запрещает распускать Думу в первый год ее работы, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента РФ, во время действия чрезвычайного или военного положения на территории России, а также в период с момента вынесения палатой импичмента главе государства и до принятия окончательного решения по данному вопросу Советом Федерации РФ.

За всю историю существования Государственной думы РФ ни один из ее созывов не был распущен досрочно.

Полномочия Госдумы РФ

Согласно статье 103 Конституции РФ (с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года) к ведению Государственной думы относятся:

  • принятие федеральных законопроектов, в том числе конституционных;
  • утверждение по представлению президента кандидатуры председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, за исключением глав ведомств так называемого силового блока;
  • решение вопроса о доверии правительству и заслушивание его ежегодных отчетов о результатах деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка, а также уполномоченного по правам человека;
  • назначение на должность и освобождение от нее заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов по представлению президента РФ;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против действующего президента РФ для отрешения его от должности (импичмента) или против бывшего президента в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная дума заседает отдельно от второй палаты парламента - Совета Федерации. Совместные заседания, согласно статье 100 Конституции РФ, допустимы только для заслушиваний посланий главы государства Федеральному собранию.

Законопроектная деятельность

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Все принятые Думой законы подлежат одобрению Советом Федерации, а затем направляются на подпись президенту РФ.

В случае отклонения Совфедом законопроекта, принятого Госдумой, обе палаты Федерального собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. По итогам ее работы документ подлежит повторному рассмотрению и принятию депутатами и сенаторами, либо отклонению.

Принятые законы в течение 14 дней должны быть подписаны президентом и обнародованы. Глава государства в этот срок вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке принятого парламентом закона. Если КС подтвердит конституционность документа, президент подписывает его в течение трех дней. Если же суд не подтвердит легитимность принятого закона, он возвращается в Госдуму без подписания.

Парламентский контроль

Согласно статье 103.1 Конституции РФ (введена в основной закон в 2020 году) Госдума, как и Совет Федерации, вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Состав Госдумы

Регламент Госдумы предусматривает одну официальную форму объединения депутатов - фракцию. В нее входят парламентарии, избранные от политической партии в составе ее федерального списка кандидатов и по одномандатным округам. Одномандатники от партий, не прошедших в Госдуму, и одномандатники-самовыдвиженцы могут входить в уже созданные парламентские фракции по своему выбору, либо оставаться независимыми депутатами (вне фракций). Переход из одной фракции в другую запрещен. Парламентарий имеет право выйти из состава депутатского объединения по личному письменному заявлению, но в этом случае его полномочия как члена Госдумы будут прекращены. В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы (не менее 50 человек).

Депутаты работают в комитетах, решение о создании которых принимается палатой.

Возглавляет Госдуму председатель, избираемый из числа депутатов. Кандидатов на должность спикера выдвигают фракции. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа парламентариев. В случае, если на должность спикера избран лидер одной из фракций, он вправе совмещать руководство нижней палатой парламента и депутатским объединением.

Председатель палаты имеет заместителей, решение о численности которых принимается Госдумой.

Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты создан совет Госдумы, куда с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первые заместители и заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп. В работе совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели или представители комитетов Государственной думы.

Читайте также: