Город в котором я живу проект в доу
Обновлено: 04.07.2024
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место реализации: группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад.
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель проекта:
- Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.
Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: С 5 сентября 2015г. по 25 мая 2016г.
Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.
Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействие со специалистами
Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.
Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!
Ожидаемые результаты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания,
приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.
Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.
Проблема:Дети мало знают о родном городе. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми, которые проживали и работали в Томске. Соответственно дети не владеют достаточной информацией.
Актуальность: Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Объект проектной деятельности: город Томск.
Предмет проектной деятельности: история города Томска и его достопримечательности.
Цель проекта: Расширение знания детей о родном городе; приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о родном городе.
- Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
- Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
- Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
- Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Гипотеза: Предполагаю, что в ходе реализации проекта дети приобретут определенные представления о Томске, способствующие проявлению интереса к истории, значимым местам и достопримечательностям города и смогут отразить свои впечатления в продуктивной, игровой деятельности.
Ресурсы проекта:
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудиопроигрыватель, интернет, дидактические материалы
Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель.
Этапы проекта:
Организационный:
Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов.
Проявление инициативы и желания участвовать в творческой и познавательной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Активное участие в реализации проекта: участие в беседах. Составление рассказа с родителями о своем городе.
Участие в экскурсии. Участие в творческой деятельности. Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с родителями:
Заключительный:
Активное участие в презентации проекта.
Взаимодействие с родителями:
План образовательной деятельности:
Ожидаемый результат: У детей сформирован достаточный уровень представлений о городе Томске, его истории, интересных местах. Повышение творческой активности дошкольников на основе сформированных представлений об архитектурном облике и достопримечательностях города. Заинтересованность родителей в жизни детей в детском саду, активное участие членов семьи в проектной деятельности.
Критерии оценки результатов по диагностики:
Низкий: Ребенок не проявляет интерес к своему городу. Затрудняется назвать достопримечательности, улицы родного города. Не знает адрес места проживания. Не проявляет интереса в участии познавательной и творческой деятельности. Не знает правила поведения на улицах города. Не проявляет чувства гордости и любви к своему городу.
Средний: Ребенок изредка проявляет интерес к своему городу. С помощью воспитателя частично может назвать достопримечательности, улицы города Томска. С трудом может назвать адрес места проживания. По предложению воспитателя принимает участие в познавательной и творческой деятельности. Не всегда проявляет бдительность на улицах города. Не всегда проявляет гордость к своему городу.
Высокий: Ребенок знает большинство достопримечательностей, улиц города Томска, проявляет интерес узнать большее. Без труда может назвать адрес своего места проживания. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности. Знает правила поведения на улицах города. Имеет чувство гордости и уважения к своему городу.
- Альбом «Достопримечательности города Томска;
- Памятки для родителей;
- Консультация для родителей;
- Рассказы о Томске;
- Карта города Томска;
Диагностика детей:
* Знает достопримечательности, улицы города Томска. Знает историю происхождения города Томска. Принимает активное участие в познавательной деятельности.
* Знает адрес места проживания. Соблюдает правила поведения на улицах города.
* Имеет чувство гордости и любви к своей малой Родины. Активно участвует в творческой деятельности.
Рисует иллюстрации, активен в словесных играх.
Рефлексия: Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
Негативные последствия: Недостаточно активное участие некоторых родителей в реализации проекта
Негативные последствия: Низкий уровень участия детей в реализации проекта. Способы коррекции: Подобрать литературный, видео- и музыкальный материал.
Создание проблемы, условий для ее решения, ситуации успеха.
Негативные последствия: Недостаточно материала
Способы коррекции: Привлечь к подбору необходимого материала родителей.
Список литературы:
• Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999 год;
• Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004 год;
• Якушева Т. А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006 год
Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые и приятные воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места любимого города. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым и дорогим! Этот проект посвящается Чистополю – городку, частичкой Республики Татарстан, который является Родиной моих воспитанников.
Цель: создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, национальности, достопримечательностях.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о городе Чистополе административного центра Чистопольского района Татарстана, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях - тружениках.
2. Познакомить с символикой Чистополя: флаг, гимн, герб.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
Тип проекта: - исследовательский, групповой;
Продолжительность: декабрь – январь (2012-2013г)
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат: Овладение детьми информацией:Чистополь – малая Родина детей.Сформировать у детей представление о культуре и истории города Чистополь.
Этапы работы над проектом
I этап. Запуск проекта: экскурсии и беседы.
1. Экскурсии по улицам города. При этом обращалось внимание, какие у нас улицы, какие названия.
2. Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями. Оформили альбом с фотографиями этих мест.
3. Просмотрели открытки с видами города и обсудили аналогичные вопросы.
4. Организовали экскурсию по ближайшим улицам, предприятиям, музеям.
II этап. Планирование проекта
Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят - родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы.
2. Для осуществления проекта планируется проведение следующих мероприятий
- Экскурсии по городу Чистополь;
- Чтение, рассказывание, заучивание стихотворений о Чистополе;
Декабрь
закрепить и обобщить знания о городе, с историей возникновения, людях – тружениках, прославившие Чистополь, достопримечательностях города: (православные церкви, мечети, архитектурные здания, музеи, парки, спортивные сооружения).
1, 2 неделя декабря
Экскурсия по городу: памятники, исторические места
Сформировать у детей представление о культуре народа, о истории памятников города Чистополя.
2 неделя декабря
познакомить детей с историей города, вызвать у детей интерес к окружающему миру вокруг нас
3 неделя декабря
Привлечь родителей к совместной работе по изучению города
4 неделя декабря
Чтение худ. литературы, рассказывание о Чистополе
Показать детям всю красоту родного города через художественную литературу, воспетую писателями и поэтами.
В течение месяца
Январь
закрепить и обобщить знания детей о городе. Дать детям понятие о национальностях, проживающих в Чистополе. Воспитать чувство любви к родному городу и воспитывать толерантное отношение друг другу.
Познакомить детей с гербом, флагом и гимном Чистополя.
1,2 неделя января
Экскурсии в музей Уездного города, на предприятия
закрепить и обобщить знания о городе, его историю возникновения, одежда, быт. Жизненный уклад
3 неделя января
познакомить детей с символикой Чистополя, значением основных цветового сочетания флага.
4 неделя января
Показать детям красоту Чистополя, ландшафт природы, воспетые разными поэтами.
В течение месяца
воспитать чувство любви к родному городу, проявлять заботу. Поддерживать чистоту в городе и создавать прекрасное.
4 неделя января
III этап. Подведение итогов
Педагоги – Корякина Наталья Николаевна, учитель-логопед (высшая квалификационная категория, педагогический стаж 24 года), Пологрудова Наталья Петровна, воспитатель (первая квалификационная категория, педагогический стаж 18 лет),
Срок реализации: 1нелеля
Форма организации детей: индивидуально-подгрупповая
Ведущая деятельность: познавательно-творческая
Проблема
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Подрастающему поколению необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Поэтому проблема патриотического воспитания дошкольников, сегодня одна из наиболее актуальных.
Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, нами было замечено, что знания в этой области недостаточные, поверхностные. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город).
Цель проекта:
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, развитие у дошкольников патриотических чувств и уважению к своей малой Родине.
Исходя из цели, определили комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Расширение представлений детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности;
- Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением членов семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- Развитие коммуникативных навыков детей.
Составляющая модель педагогического процесса:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная детская деятельность;
- взаимодействие с родителями;
При создании проекта придерживались основных принципов:
- Основной акцент делаем на социализацию ребёнка;
- Решаем образовательные задачи во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
- Гибко проектируем предметно-развивающую среду, создаём ситуации выбора;
- Приближаем содержание образования к личному опыту ребенка;
- Обеспечиваем оптимальный двигательный режим (свободное перемещение детей);
- Используем новые механизмы взаимодействия с родителями.
Гипотеза:
В процессе разнообразной познавательной и творческой деятельности у детей расширятся представления о родном крае.
Предполагаемые результаты:
- у детей повысится уровень познавательного развития по данной теме;
- научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
- совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотит наш детско-взрослый коллектив;
Этапы проекта:
- Подготовительный (организационный)
- Выполнение проекта
- Заключительный (итоговый)
Продукт проектной деятельности:
Педагоги:
Дети:
Родители:
В проекте представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на детей с задержкой речевого развития с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни.
Отчёт о проекте
Его результаты показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной. Так, к проблеме патриотического воспитания в семье 65% родителей относятся положительно, 15% - отрицательно и 20% - нейтрально. Родителей считают, что детей с родным городом и краем знакомить нужно. При этом согласились, что большую роль в воспитании любви к родному городу всё же отводят детскому саду.
Работали с методическим материалом. Составили паспорт проекта.
Сделали подбор дидактических игр, книг, иллюстративного материала.
Рассматривали с детьми карту страны, отмечая её размеры и место расположения Тюменской области и города Тюмени. После этого составили карту-схему города: в начале показали границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Время от времени вместе с детьми определяли месторасположение на общей схеме города улицы, на которых живут дети, закрепляя название и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.
Фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр старалась разместить в уголке так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о родном городе, крае: рассматривая наборы открыток с видами Тюмени в наши дни и более ранние годы (до войны, после войны, в период Революции) и видеть постепенное преображение, отражающее разные эпохи.
В свободной игровой деятельности организовывали тематические постройки улиц, дворовых сооружений для закрепления многих понятий (архитектурной составляющей, конструктивных игровых навыков. Для облегчения задачи и сплочения детского коллектива объединяли ребят в творческие группы, в которых они на время становились проектной группой, в которой кто-то был архитектором, кто-то – инженером-строителем, воплощающими свои фантазии в конкретное произведение. Такого рода занятия способствовали развитию интереса у детей к современным профессиям, самоопределению.
Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой ему в дальнейшем предстоит учиться. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.
Полезной для детей оказалась информация об улице, на которой они живут, а именно: что на ней расположено, как она связана с той улицей, на которой находится детский сад, закрепляя полученные знания детей в непосредственно организованной образовательной деятельности (приложение 2).
Оформили совместно с детьми карточки площадей, скверов города Тюмени, презентацию тюменских улиц, названных в честь героев города.
В выходные дни дети с родителями побывали в любимых местах города и сфотографировались. На этих фотографиях запечатлены разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях во время праздников). Рассматривая фотоснимки, ребята с удовольствием узнавали друг друга, знакомые места, делились впечатлениями.
Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников познакомили детей со славными страницами истории тюменского края, подчёркивая значимость вклада каждого человека в развитие своей страны: говорили об успехах тюменских спортсменов, о том, как хорошо быть сильным и здоровым. В группе многие дети любят смотреть биатлон и знают в лицо известных Шипулина Антона, Гараничева Евгения, Бабикова Антона, Акимову Татьяну и других. После показа соревнований приходили в детский сад и делились своими впечатлениями.
Всё это способствует воспитанию у них интереса, уважение к спорту, как культурному наследию человечества.
На заключительном этапе провели круглый стол с родителями и детьми, поделились впечатлениями о проделанной работе,
мнением: как сделать город чище?
- подборка тематических консультаций для родителей по теме;
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины.
Вывод:
Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, особенно это важно для наших детей - с задержкой речевого развития. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с Тюменью: узнали о достопримечательностях и исторических местах нашего города, о значимых событиях, запомнили названия улиц и районов. Стали хорошо ориентироваться в своём микрорайоне (квартале), запомнили свой домашний адрес. Работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.
Список литературы:
1. Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2014
2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006
5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.
6. Т.С. Комарова,, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное дошкольное образование. 2010 - №1
8. Т.И. Крупка, Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.
9. С.П. Малеева, Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97.
10. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006
Фотографии из архива детского сада №101 город Тюмень
«Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004908 - Серия А № 0004909
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также: