Мероприятия по реализации основных направлений деятельности спортивной школы

Обновлено: 05.07.2024

Физическое воспитание детей, а также организация физкультурно-спортивной работы - одна из первоочередных задач государства. С этой целью создаются детско-юношеские спортивные школы всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР) (далее - спортивные школы), а также другие учреждения, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивные клубы и другие физкультурно-спортивные организации.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения по организации деятельности спортивных школ. Основным документом, регламентирующим деятельность спортивных школ, являются Методические рекомендации .

Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

Как определено п. 1.1 данных Рекомендаций, спортивная школа представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей, организация которого осуществляется в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233. Максимальный возраст обучающихся в спортивных школах не должен превышать 18 лет (для учащейся молодежи - 21 года), минимальный - четырех. Последнее возможно при следующих условиях (п. 3.2 Методических рекомендаций):

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы с методикой физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или прохождение им специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.

На спортивные школы возлагаются как общие задачи организации образовательного процесса, так и реализация политики в области физической культуры и спорта (см. таблицу).

К сведению. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта РФ по олимпийским видам спорта. Условиями функционирования СДЮШОР являются (п. 1.7 Методических рекомендаций):

  • наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;
  • наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;
  • наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;
  • наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования по видам спорта;
  • традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
  • наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в СДЮШОР.

Невыполнение возложенных на спортивную школы функций и задач, реализация образовательного процесса не в полной мере, причинение вреда жизни и здоровью обучающихся, а также нарушение их прав и свобод влекут применение к учреждению соответствующих предусмотренных законодательством РФ видов ответственности (п. 1.2 Методических рекомендаций).

Спортивным школам разрешается создавать структурные подразделения по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

Организация спортивной подготовки. Она основывается на реализации этапов подготовки учащихся спортивных школ и предусматривает многолетний период подготовки. Выделяют следующие этапы подготовки:

  • спортивно-оздоровительный. Данная группа формируется как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;
  • начальный. Набор в эту группу при наличии большого количества желающих осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности;
  • учебно-тренировочный. На данном этапе обучаются лица, проходившие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года. Еще одним условием зачисления на этот этап подготовки является выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;
  • спортивного совершенства. Указанный этап подготовки распространяется на спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;
  • высшего спортивного мастерства. На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне нормативов мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Стоит отметить, что в целях повышения спортивных результатов региона на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом. Кроме того, учащиеся спортивных школ в случае зачисления их в целях повышения спортивного мастерства в УОР или ШВСМ имеют право выступать за школьную команду, но не более двух лет.

Зачисление в каждую из групп подготовки осуществляется на основании приказа директора спортивной школы. Перевод в группы спортивной подготовки производится на основании решения тренерского совета. При принятии решения совет руководствуется стажем занятий учащегося, выполнением им контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключением врача (медицинской комиссии) (п. 3.13 Методических рекомендаций).

Приведем организационную структуру спортивной подготовки.

"+" - основные этапы подготовки;

"*" - рекомендуется при наличии условий и возможностей;

На каждом этапе подготовки проводится анализ деятельности спортивной школы. При этом используются следующие критерии (п. 2.4 Методических рекомендаций):

а) стабильный рост общей физической подготовленности обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;

б) уровень усвоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

а) стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

б) динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

в) уровень усвоения основ техники в избранном виде спорта;

а) состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

б) динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

в) уровень усвоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

г) выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;

а) уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

б) динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

в) зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;

а) стабильность успешных выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;

б) достижение результатов уровня сборных команд России.

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой. В случае отсутствия указанных нормативов учреждения вправе придерживаться нормативов, представленных в Методических рекомендациях.

Также стоит отметить, что продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов (п. 4.7 Методических рекомендаций).

Организация учебно-тренировочного процесса. Данный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально (п. 4.1 Методических рекомендаций).

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. К проведению учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Круглогодичность учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул поддерживается в виде организации спортивно-оздоровительных лагерей. Порядок привлечения работников к работе в них определяется в соответствии с Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденными Приказом Минобразования России от 29.03.1993 N 113.

Методическими рекомендациями установлены и сроки проведения учебно-тренировочных сборов. Так, для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, спортивной школе рекомендуется проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к муниципальным, региональным и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям (п. 4.8 Методических рекомендаций). Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в состав сборных команд РФ (п. 4.9 Методических рекомендаций).

Медицинское обслуживание и контроль. Как определено п. 5.1 Методических рекомендаций, медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" (далее - Приказ Минздрава России N 337) и другими нормативными актами.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Данное обеспечение осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами и отделениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Главное условие осуществления деятельности - наличие лицензии на выполнение работ и оказание услуг по медицинской деятельности (в области лечебной физкультуры и спортивной медицины).

Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ осуществляется:

  • специалистами соответствующих поликлиник - для допуска к занятиям в группах начальной подготовки;
  • специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений - для допуска к занятиям в группах спортивного совершенствования.

Медицинское обеспечение может осуществляться в медицинских кабинетах. Дело в том, что согласно Приказу Минздрава России N 337 медицинский кабинет является структурным подразделением врачебно-физкультурного диспансера либо иного лечебно-профилактического учреждения или спортивной организации.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение по организации такого кабинета. В частности, его деятельность заключается:

  • в организации и проведении лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных травм и заболеваний;
  • в организации медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных сборов и соревнований;
  • в проведении экспертных осмотров лиц различных возрастных групп, занимающихся физической культурой и спортом, с целью раннего выявления заболеваний, оценки уровня физического развития и функционального состояния и подготовки соответствующих рекомендаций.

Учебно-спортивная база спортивной школы. В силу п. 6.1 Методических рекомендаций спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 26.05.2003 N 345 (далее - Табель оснащения спортивных сооружений), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 N 190/л (далее - Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем).

Например, в отношении олимпийских видов спорта Табель оснащения спортивных сооружений определяет номенклатуру и необходимое количество оборудования и инвентаря и других спортивно-технологических средств на спортсооружениях, предназначенных для проведения массовых занятий по физической культуре и спорту, учебно-тренировочного процесса и соревнований с начинающими спортсменами и спортсменами массовых разрядов. Количество оборудования, инвентаря и других технологических средств в перечнях по видам спорта рассчитано на одно специальное по данному виду спорта спортивное сооружение, соответствующее строительным нормам, нормам единовременной пропускной способности, санитарно-гигиеническим требованиям и - главное - правилам проведения соревнований.

Также в Табель включены основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на этих спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.

Например, применительно к занятиям баскетболом спортивные школы должны быть оборудованы по следующим нормам:

В соответствии с Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем при приобретении спортивной одежды, обуви и инвентаря для занятий баскетболом спортивная школа обязана руководствоваться следующими нормами:

Обеспечение учащихся и тренеров-преподавателей спортивных школ, специализирующихся по баскетболу, спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем индивидуального пользования

При отсутствии в спортивных школах собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов должны быть предусмотрены расходы на их аренду (п. 6.2 Методических рекомендаций).

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Р.П.КУЗОВАТОВО

на 2016 год.

Принята на заседании

МОУ ДО ДЮСШ 21 августа 2015 года

I . Анализ условий деятельности МОУ ДОД ДЮСШ 2 стр.

1.1 Исторические условия деятельности 2 стр.

1.2. Социальные условия деятельности 3 стр.

1.3. Материально-технические условия деятельности 4-7 стр.

1.4. Кадровые условия деятельности 7-8 стр.

1.5. Система взаимодействия МОУ ДОД ДЮСШ

1.6. Структура управления учреждением 10 стр.

II . Концептуальные основы деятельности 11-12стр.

III . Нормативно- правовые основы деятельности учреждения 12 стр.

IV . Программный материал 13 стр.

4.1. Введение 13 стр.

4.2. Цель, задачи, принципы 14 стр.

4.3. Содержание учебно-тренировочного процесса 14-15 стр.

4.4. Результативность образовательного процесса 15стр.

4.5. Комплектование школы 15 стр.

4.6. Организационно-методическое обеспечение образов.

4.7. Методическая деятельность 19-21 стр.

4.8. Спортивно-массовая работа 21 стр.

4.9. Руководство образовательным процессом 21 стр.

5. Планы работ по реализации программы 22-36 стр.

I . Анализ условий деятельности МОУ ДО ДЮСШ

Исторические условия деятельности.

МОУ ДО ДЮСШ начала свою деятельность в 1971 году при районном отделе образования. Первая детская спортивная школа заложила основу развития системы учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в Кузоватовском районе.

Первым директором был Альтергот Евгений Викторович.

С 1975 по 1979 год школу возглавлял Андрихов Александр Николаевич. С 1979 по 1984 год директором был Кулагин Юрий Васильевич, а 1984 г. по 2002 год Курушин А.И., с октября 2002 года руководит ДЮСШ Петров Александр Сергеевич.

С 1971 по 2002 год школа работала по двум направлениям: легкая атлетика и лыжные гонки.

В 2003 году открыто еще 1 отделение: волейбол

С сентября 2015 года школа специализируется по направлению лёгкая атлетика.

Школа имеет свои традиции: чествование ветеранов, проведение спартакиады школьников, встречи с выпускниками школы, проведение спортивных праздников, турниров, пробегов, посвященных участникам локальных войн и т.д.

Кроме того, за 44 года своей деятельности школой подготовлено 7 мастеров спорта. Это Афанасьева Галина, Кузнецов Владимир, Базин Станислав, Бажутова Анна, Шумилин Михаил, Матюшкин Дмитрий ,Борисов Виталий.

Более 50 воспитанников выполнили норматив кандидата в мастера спорта: Адаев Сергей, Конин Олег, Дадаева Елена, Кузнецова Наталья, Щапенкова Татьяна, Артемьева Ирина, Петрова Елена,Тырвыров Николай, Борисов Алексей, Землянова Елена, Маринин Сергей, Лукьянова Татьяна. Чехонин Алексей, Нуштаев Алексей, Епанчинов Виктор, Казаков Евгений, Панков Артем, Додаев Алексей, Олезов Алексей, Артемьев Григорий, Козлова Дарья, Дурасов Сергей и многие другие.

Сегодня МОУ ДО ДЮСШ- учреждение дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, социальную значимость которого трудно переоценить.Более 600 обучающихся занимается в ДЮСШ, 26 специалистов находят себе здесь дело по душе и себя в этом деле.

МОУ ДО ДЮСШ– это и муниципальный консультант методической работы с общеобразовательными учреждениями района, по одному из стратегических направлений обновления образования - созданию образовательного поля здоровья, воспитанию привычек здорового образа жизни, нравственных устоев средствами физической культуры и спорта.

1.2.Социальные условия деятельности

Современная ситуация в стране, новые требования к учреждениям дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности со стороны родителей, детей, общества, государства придают особую актуальность и значимости ДЮСШ, как организационно-методического и спортивно – массового звена района.

Показатели умственной работоспособности теснейшим образом взаимосвязаны с показателем физических кондиций, физической работоспособности.

Следовательно, залог успешности обучения ребенка - хорошие физические кондиции.

Магистральный путь сегодня известен. Это - здоровый образ жизни, где одной из наиболее существенных составляющих является двигательная активность. Но не всякая двигательная активность, а строго организованная, строго упорядоченная, та, которая способствует развитию естественного двигательного потенциала ребенка. Только в рамках ДЮСШ возможно решение задач по управлению естественным двигательным потенциалом детей и подростков.

Именно в системе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в полной мере может быть реализована концепция спортивной тренировки единственно обоснованная концепция управления двигательным потенциалом человека.

МОУ ДО ДЮСШ служит основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности детей не только при занятиях в спортивных группах, но и при занятиях по интересам.

ДЮСШ имеет возможность сотрудничать (по необходимости) с организациями и учреждениями по профилю работы.

Тесное сотрудничество существует с ГОУ ДО ОСДЮСШОР, с Департаментом по физической культуре и спорту Ульяновской области, федерациями по видам спорта, Вузами, Университетами, УИПК ПРО, Техникумами Олимпийского резерва, общеобразовательными учреждениями, МОУ ДОД ДЮСШ Ульяновской области.

В ДЮСШ обращаются за консультациями директора ОУ, тренеры-преподаватели, родители, учителя.

Из выше изложенного вытекают социальные цели школы: изучив запрос социума школа строит прогнозы деятельности направленную на борьбу с безнадзорностью, наркоманией, приобщение детей к здоровому образу жизни.

Согласно Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Исходя из этого, школа ставит перед собой основную задачу, как совершенствование обеспечения образовательного процесса направленного на подготовку полноценного резерва для сборных команд района и области, для дальнейшего выбора профессий, связанных с физической культурой и спортом.

1.3. Материально-технические условия деятельности

Для реализации образовательной программы школа использует спортсооружение, переданное в безвозмездное пользование нежилым помещением (договор № 5 от 05.11.2014 года):

1.3.1. Спортивный зал (288м2), соответствующий для учебно-тренировочных занятий, укомплектован спортивным инвентарём, согласно специфики видов спорта и спартакиадных видов.

На современном этапе развития общества и образования, в частности, физической культуре и спорту принадлежит значительная роль. Спорт является важным социальным фактором в деле воспитания самостоятельной, гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Спортивная деятельность имеет важное значение, так как обеспечивает развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность, психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности.
За последние годы обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось число граждан, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими средствами, наблюдается рост детской и подростковой преступности.
В сложившейся ситуации, необходимо наличие программы развития ДЮСШ, основными направлениями которой будут:

1. Нормативно-правовое направление , обеспечивающее реализацию прав и свобод ребенка в соответствии с нормативными документами.

2. Научно-исследовательское и экспериментально-исследовательское направление , предусматривающее: осуществление деятельности учреждения на основе разработанных концепций; а также теоретические исследования, апробацию результатов и внедрение в образовательно-воспитательный процесс ДЮСШ инновационных психолого-педагогических технологий (методов, форм, средств и т.д.).

3. Методическое направление , заключающееся во внедрении в практику работы ДЮСШ научных разработок в области дополнительного образования детей, в обобщении педагогических технологий, ориентированных на интеграцию ранее полученных знаний с новыми.

4. Организационное направление , предусматривающее организацию и проведение мероприятий программы.

5. Работа с кадрами предусматривает проведение семинаров для педагогов дополнительного образования детей, а также обобщение и распространение передового педагогического опыта.

6. Работа с семьей и общественными организациями, предусматривает мероприятия направленные на установление партнерских отношений с общественными организациями по поддержке детей и молодежи, вовлечение семей обучающихся в образовательно - воспитательный процесс.

В настоящее время Уставом Учреждения определены следующие цели деятельности:

- осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

- гармоничное развитие личности средствами физической культуры и спорта, пропаганда физической культуры и спорта;

- выявление в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к занятиям спорта в школах – интернатах спортивного профиля, специализированных детско-юношеских школах Олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства;

- обеспечение приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение простейшими методами состояния своего здоровья и физического развития.

Участниками образовательного процесса в Учреждении являются: занимающиеся, как правило до 18 лет (максимальный предел возраста занимающихся может быть увеличен с согласия администрации: если спортсмен показывает стабильные результаты и соответствует требованиям соответствующего этапа подготовки - до 21 года, если показывает стабильно высокие результаты – то без ограничения возраста), педагогические работники, родители (законные представители).

Содержание деятельности ДЮСШ включает в себя реализацию образовательных программ и организацию учебно-тренировочного процесса по следующим видам спорта:

  1. Мини-футбол
  2. Футбол
  3. Бадминтон
  4. Настольный теннис
  5. Каратэ
  6. Киокусинкай
  7. Бокс
  8. Лыжные гонки
  9. Гребля на байдарках и каноэ
  10. Легкая атлетика


Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ четырех этапов образования:

I этап – начальная подготовка (нормативный срок освоения 2 года)

II этап – учебно-тренировочная подготовка ( нормативный срок освоения 4 года)

III этап – спортивное совершенствования (нормативный срок освоения 3 года)

IVэтап – высшее спортивное мастерство (нормативный срок освоения от 3 до 5 лет)

Образовательный процесс осуществляется школой на основе разрабатываемого и утверждаемого учебного плана, регламентируется расписанием учебных занятий, годовым календарным планом. Детско-юношеская спортивная школа организует и проводит массовые мероприятия, создаёт необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей); осуществляет комплектование и подготовку команд по различным видам спорта, имеющимся в учреждении, для участия в соревнованиях разного уровня.
В ДЮСШ ведётся методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создаётся методический (тренерский) совет. Порядок его работы определяется локальным актом Учреждения.
Основными формами образовательного процесса являются: групповые учебно-тренировочные занятия и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико–восстановительные мероприятия, медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика обучающихся.
Расписание и продолжительность занятий учебных групп составляется с учётом возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и определяется нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ. Расписание занятий составляется администрацией учреждения по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима образовательного процесса, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Содержание деятельности в учебных группах определяется педагогом на основе единого учебного плана и типовых программ, реализуемых в ДЮСШ. Педагогические работники вправе разрабатывать авторские образовательные программы и адаптированные образовательные программы на основе типовых физкультурно-спортивной направленности по видам спорта, реализовывать их, после утверждения Педагогическим советом школы.
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией Учреждения для каждого вида спорта индивидуально.

Данная программа составлена с учетом нормативно-правовых документов, а именно:

- вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий в образовательном и учебно-тренировочном процессе;

- создание условий для улучшения состояния психического и физического здоровья учащихся, профилактика вредных привычек и правонарушений, безнадзорности и других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде;

- обновление нормативной, правовой, материально-технической, научно-образовательной, организационно-управленческой и финансовой базы развития физической культуры и спорта;

- повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров;

- привлечение к участию в развитии ДЮСШ организаций, предприятий, обучающихся, педагогов, родителей

- улучшение состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи;

- формирование у воспитанников грамотности в области культуры здоровья;

- повышение эффективности организации и проведения массовой физкультурно-оздоровительной работы и спортивной работы на основе внедрения новых технологий в области физической культуры и спорта, диагностических процедур оценки уровня здоровья обучающихся, уровня физической подготовленности воспитанников;

- установление контактов с общественными организациями, которые занимаются проблемами сохранения и укрепления здоровья и научно-методическим обеспечением в этой области;

- позитивная динамика образовательных результатов, личностного роста обучающихся;

- работа педагогического коллектива по повышению квалификации и создание условий для самореализации и творческого профессионального роста работников;

Сроки реализации: 2012-2016 годы

Всего в программе развития выделено 9 проектов (моделей развития)

• Личностно-ориентированная
• Одаренность
• Здоровый образ жизни
• Лето
• Методическая служба
• Педагогическое образование
• Экономическое развитие
• Социальное партнерство
• Материально-техническая база

  1. Проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей;
  2. Изучение личности воспитанников;
  3. Медицинский контроль за занимающимися спортом.

Проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей, анкетирование.

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ

Планирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями детей

Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся, на основе медицинского контроля

Анализ и прогнозирование здоровья и физического развития учащихся

  1. Увеличение количества победителей и призеров соревнований областного, регионального, российского уровней;
  2. Активизация подготовки разрядников.

Внедрение в образовательный процесс личностно - ориентированных педагогических технологий

- положительная динамика достижений воспитанников

- потребность в разработке индивидуального маршрута физической подготовки;

Возможность участия воспитанников ДЮСШ в соревнованиях и квалификационных турнирах различного уровня

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера -преподаватели

Увеличение количества победителей и призеров соревнований регионального, российского уровней,

Организация турниров соревнований, фестивалей различного уровня по культивируемому виду спорта

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера - преподаватели

Активизация подготовки разрядников, КМС и мастеров спорта России.

Участие в спортивных праздниках города, в праздновании Дня физкультурника (чествование лучших спортсменов)

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера - преподаватели

Посвящение в спортсмены;

Цель: расширение возможностей для детей города систематическими занятиями физической культурой и спортом

  1. Формирование понятия о здоровом образе жизни;
  2. Профилактика вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
  3. Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Повышение уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, физической культуры и спорта

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера- преподаватели

Формирование у занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям, обучение основным двигательным навыкам, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств

Увеличение групп начальной подготовки на всех отделениях

Рост числа занимающихся

Профилактика употребления наркотиков и алкоголя среди детей и подростков

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера- преподаватели

Предупреждение криминализации личности, освоение учащимся социальной идентичности и успешная социализация его личности в обществе

Внедрение здоровьесберегающих технологий

Администрация МОУ ДОД ДЮСШ, тренера - преподаватели

1.Обеспечение соответствия организации учебно-воспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям и техники безопасности;

2.Строгое соблюдение режима тренировок, нормативов учебно-тренировочной нагрузки;

3.Обеспечение благоприятного психологического климата в детском коллективе, в спортивной школе;

4.Использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности обучающихся;

5.Обеспечение полноценного отдыха и условий для восстановления спортсменов после соревнований;

6.Осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья обучающихся;

7.Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни; проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности;


Программа развития муниципального казенного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №5 муниципального образования город-курорт Анапа на 2021-2025 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-Конституция Российской Федерации;

-Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта;

-нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ в Российской Федерации, утверждённые Министерством образования и науки РФ и Федеральным агентством по физической культуре и спорту;

- Программа управления воспитанием и социализацией обучающихся образовательных организаций города-курорта Анапа.

-при разработке программы были учтены особенности социокультурной ситуации города, контингента учащихся, уровень квалификации тренеров-преподавателей, материально-техническое и методическое оснащение МКУ ДО ДЮСШ №5

Муниципальный заказчик Программы:

Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №5 муниципального образования город-курорт Анапа

- создание условий для гражданского и личностного становления подрастающего поколения посредством физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие массовости физической культуры и спорта, согласно потребностям, склонностям, интересам, способностям учащихся;

- формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств, профессионального самоопределения, мотивации к достижению спортивных результатов

- разработка и реализация общеобразовательных программ и программ спортивной подготовки;

- совершенствование педагогического мастерства преподавательского состава школы;

- укрепление материально-технической базы школя;

-повышение уровня физической подготовки и спортивного мастерства у детей, подростков и молодёжи;

- приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни через занятия спортом;

-формирование у детей и подростков патриотизма, повышение их правовой грамотности;

-широкое использование информационных технологий в совершенствовании творческого потенциала тренеров-преподавателей.

Основные направления программы

- совершенствование содержания и обеспечение качества спортивной и спортивно-массовой работы;

-повышение профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава спортивной школы;

-укрепление взаимодействия с образовательными учреждениями различного уровня и другими заинтересованными ведомствами, структурами;

-улучшение содержания и эффективности воспитательной работы;

- ресурсное обеспечение реализации развития МКУ ДО ДЮСШ №5

- Повышение общественного статуса спортивной школы как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания;

- обеспечение доступности услуг спортивной школы для школьников, независимо от места жительства, социально-экономического статуса;

- формирование системы непрерывного физического воспитания детей;

- развитие мотивации личности к физическому самосовершенствованию, познанию и творчеству;

- совершенствование материально-технической базы, кадрового и методического обеспечения.

Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

Предусматривает осуществление мероприятий, представленных в плане основных мероприятий Программы.

Исполнители, участники и кураторы Программы

- муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №5 муниципального образования город-курорт Анапа;

- управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа

Ожидаемые конечные результаты:

1. Повышение эффективности работы спортивной школы в реализации программных мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского спорта и физкультурно-спортивного движения.

2. Повышение роли МКУ ДО ДЮСШ № 5 в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.

3. Сохранение и развитие дополнительного образования детей спортивной направленности для удовлетворения образовательных потребностей и профилактики асоциального поведения подростков.

4. Укрепление материально-технической базы, информатизации учебно-тренировочного процесса и оснащение учреждения техническими средствами обучения, спортивным инвентарем.

5. Увеличение количества подростков систематически занимающихся физической культурой и спортом.

6. Совершенствование содержания работы спортивной школы, обеспечение преемственности на всех уровнях и этапах подготовки.

7. Повышение жизненной активности обучающихся, их физиометрических показателей и общего укрепления здоровья.

8. Уменьшение числа асоциальных явлений в молодежной среде.

9. Увеличение объемов внебюджетного финансирования спортивно-массовых мероприятий и участия в соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня.

10. Подготовка спортивного резерва для сборных команд города-курорта Анапа и Краснодарского края.

Объём и источники финансирования и ресурсного наполнения Программы

Местный бюджет и внебюджетные источники.

Ресурсное обеспечение: материальный, кадровый, научно-методический, управленческий, сетевое взаимодействие, ресурс социума, родительский, информационный.

Организация контроля исполнения Программы

контроль реализации Программы и плана основных мероприятий осуществляет администрация МКУ ДО ДЮСШ №5 и управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап - Подготовительный

На первом этапе (2021-2022 годы)

· Разработка структуры единого

пространства МКУДО ДЮСШ №5;

· Повышение квалификации педагогов ДЮСШ №5;

· Создание необходимых условий для образования и повышения

эффективности обучения обучающихся;

· Выявление заказа на дополнительные образовательные услуги.

II этап - Основной

Приоритет отдается на поддержку и развитие материально-технической

базы, осуществление методического, информационного обеспечения программ

На втором этапе 2021-2023 годы

· Обеспечение высокого уровня

доступности информации (в рамках

процесса) для каждого члена

коллектива педагогов, обучающихся и родителей.

· Создание проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий

III этап – Завершающий, аналитический, переходный

На третьем этапе (2023-2025 годы)

· Реализуются мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение

результатов, полученных на предыдущих этапах.

· Практическая реализация приоритетных направлений.

· Переходный период к подготовка и осуществлению Программы развития на 2025-2030 годы

Объекты и источники

· За счет средств муниципального

· За счет внебюджетных источников

(привлечение средств, в соответствии с действующим законодательством).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Изменения дополнительного образования носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентности модели образования,

обновление структуры и содержания

образования, преобразование программно-

методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое

качество дополнительного образования.

2.Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества физической культуре и спорту принадлежит значительная роль. Спорт является важным социальным фактором в деле воспитания самостоятельной, гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Спортивная деятельность имеет большое значение, так как обеспечивает развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, формирует навыки здорового образа жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность, психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Государственная программа развития физической культуры и спорта в нашей стране как нельзя более актуальна и своевременна, направленна на активную стратегию формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи. Основой этой стратегии является привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом. Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского и

школьного спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы. Спортивная школа как учреждение дополнительного образования призвана решать следующие цели

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления

здоровья и профессионального самоопределения обучающихся;

- удовлетворение потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;

- вовлечение максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к ним;

- формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

- создание оптимальных условий для уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

Программа развития представляет собой нормативный и управленческий документ и включает в себя социально-педагогический анализ состояния детско-юношеского спорта, задачи и направления развития МКУ ДО ДЮСШ №5 на ближайшую перспективу (2021-2025гг.), прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях. Программа разработана на основе анализа состояния детско-юношеского спорта, с целью определения дальнейших стратегических направлений физической культуры и спорта и здорового образа жизни детей и юношества г. Анапа.

Программа определяет и открывает перспективы развития муниципального казенного учреждения дополнительного образования Детско-юношеской спортивной школы №5 г. Анапа на период до 2025 года, совершенствования целенаправленной педагогической, методической и управленческой деятельности всех сотрудников ДЮСШ №5. Программа соответствует нормативно-правовым актам Российской Федерации, Краснодарскому краю, муниципальному образованию город-курорт Анапа, не противоречит Уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность, адаптирована к конкретным условиям ДЮСШ №5.

Особая цель программы видится в создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие ДЮСШ в интересах личности обучающихся, в расширении сферы деятельности, основанной на социальном партнерстве с другими образовательными учреждениями и организациями города в области дополнительного образования.

Для реализации цели и отслеживания результатов деятельности разработана программа развития МКУ ДО ДЮСШ №5. При разработке программы были учтены особенности социокультурной ситуации города, контингента обучающихся, уровень квалификации тренеров-преподавателей по видам спорта культивируемым в ДЮСШ 5, материально-техническая и спортивная база ДЮСШ №5.

Срок реализации программы развития 5 (пять) лет.

Программа предусматривает спортивно-оздоровительную деятельность как одно из приоритетных направлений деятельности в системе дополнительного образования.

Содержание программы учитывает опыт достижений прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования детей.

Показателем ее эффективности является уровень организации дополнительного образования детей, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, воспитание здоровой, всесторонне-развитой личности, способной жить и работать в условиях современного общества.

Осуществление комплекса мероприятий программы создает предпосылки для реализации целей, задач, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в процессе взаимодействия всех заинтересованных субъектов-ведомств, общественных организаций и объединений.

В сложившейся ситуации, рассматривая физическую культуру и спорт как наименее затратное и наиболее эффективное средство укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения среди населения, а также в соответствии с государственными требованиями, необходимо сделать физкультурно-оздоровительную и спортивную работу одним из приоритетных направлений социальной политики нашего города.

3. Информационная справка о деятельности и потенциале организации.

Государственный статус Учреждения определен в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых Учреждением образовательных программ.

Тип образовательного учреждения - организация дополнительного образования.

Вид образовательного учреждения - школа.

Организационно-правовая форма - казенное учреждение.

Направленность - физкультурно-спортивная.

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности № 08293 от 03 марта 2017 года, учреждение ведет свою деятельность по следующим адресам:

Российская Федерация, Краснодарский кр., г.Анапа, мкр.12, дом 24Е;

Российская Федерация, Краснодарский кр., г.Анапа, ул. Гребенская 93Б;

Российская Федерация, Краснодарский кр., г.Анапа, ул. Ленина д.№169 а;

Российская Федерация, Краснодарский кр., г.Анапа, ул. Пушкина д. 16;

Российская Федерация, Краснодарский кр., г.Анапа, с. Гайкадзор, ул. Дружбы, д.50;

Российская Федерация, Краснодарский кр., Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Садовая д.14;

Российская Федерация, Краснодарский кр., г. Анапа, ул. Парковая д.29;

Российская Федерация, Краснодарский кр., Анапский район, пос. Виноградный, ул. Горького (спортивный зал).

Читайте также: