Гомофобия что это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однополые отношения довольно популярны, в том числе в нечеловеческой природе. Некоторые люди рождаются с прошитым в гипоталамусе влечением к своему полу — и с этим ничего нельзя поделать. Попыток лечения хватало, но все они терпели неудачу разной степени трагичности. И наконец в середине прошлого века ВОЗ официально признала гомосексуальность вариантом нормы, исключив ее из

Итак, в дикой природе существует примерно полторы тысячи примеров гомосексуальности — и ни одного примера гомофобии. Это дало повод самым горячим комментаторам предположить, что гомофобия и есть то главное, что отличает нас от животных, — как компьютеры, космические технологии и грамматика китайского языка. Идея интересная, но чтобы понять, есть ли от этого отличия какая-то польза, посмотрим на него поближе.

Комментарии гомофобов даже к самым невинным темам содержат физиологические подробности такой удивительной страсти и силы воображения, что впору позавидовать

Если вы гомосексуал, значит, вы таким родились из-за комбинации ваших генов с гормонами матери во время ее беременности. Это естественно, необратимо и даже как-то скучно. Поэтому пропаганда гомосексуальности не работает. Совсем. Но если вы гомофоб, значит, вы таким стали из-за комбинации вашей психики с вашим социальным опытом. А психика и опыт — это уже гораздо интереснее.

Просто имейте в виду: в гомофобном обществе вы можете стать объектом агрессии, какой бы ориентации вы ни были

Мне все равно, сколько человек после этой колонки будут называть меня лесбиянкой, поскольку я не вижу в этом ничего обидного. А вот человеку, который видит, придется в такой ситуации несладко. Поэтому просто имейте в виду: в гомофобном обществе вы можете стать объектом агрессии, какой бы ориентации вы ни были.

Но есть пара вещей, в которых гомофобам можно позавидовать. Например, у них невероятно развита эмпатия, способность к чувственному сопереживанию. Это единственное, чем можно объяснить удивительный феномен, когда одно только подозрение, что кто-то где-то занимается анальным сексом, способно вызывать у гомофоба жгучую боль в анусе. И даже тот факт, что далеко не все гомосексуалы это практикуют и далеко не все гетеросексуалы от этого воздерживаются, не способен ее унять. А эмпатия — это и есть настоящая основа человечности. Правда, когда она проявляется не через анус.

Что это такое

Простыми же словами можно сказать, что это неприязненные отношения, иррациональный страх, агрессия по отношению к людям, имеющим нетрадиционную половую ориентацию.

Следует не путать гомофобию и гомонегативизм: если первый предполагает ненависть и агрессию к однополым отношениям, последний – это просто дистанцирование от них, а не яркое противодействие.

Почему возникает гомофобия

Все виды фобий — это заболевания, связанные с определенными обстоятельствами, которые человек не может контролировать, и которым трудно дать объяснения, страхом. При наличии каких-либо фобий нужно обратиться за консультацией к специалистам для того, чтобы понять, в чем проблема и избавится от нее. Ведь жизнь без расстройств психики проще и приятней.


Пока досконально не изучен вопрос, потому и невозможно объяснить причину появления гомофобии. Очень тонка грань между неприятием и психологическим расстройством, так как у каждого человека свое мнение по этому поводу.

Вполне возможно, что на появление этого вида страха влияет традиционный религиозный уклад жизни. Некоторые религии прямо осуждают однополую любовь, и их адепты агрессивно относится к представителям сексуальных меньшинств. Христианство и ислам прямо запрещает однополые отношения. Достаточно вспомнить скандал с геями в Чеченской Республике, где руководство заявляло, что в связи с религиозными традициями и укладом такой проблемы у них нет. Но потом в прессу просочились интервью с чеченскими геями, и правозащитники подняли эту проблему на международный уровень.

Представители вышеупомянутых религиозных течений мотивируют этот запрет тем, что в священных книгах это запрещено. Церковь всегда поддерживает традиционные семейные ценности и отрицательно относится к ЛГБТ-сообществу. Возможно, это связано с тем, что христианство начало развиваться на просторах Римской Империи, где гомосексуальность не была запрещена. И первым христианам это казалось ненормальным.

Во второй половине ХХ века представители церковь стала более мягко относиться к ЛГБТ-сообществу. Но ее официальная позиция, исключая протестантов, осуждает гомосексуализм и считает это грехом.

В Коране также присутствует отрицательное отношение к однополой любви. Были проведены опросы общественного мнения во многих странах мира, которые показали, что наиболее неприязненно к гомосексуалистам относятся в арабских странах (Египет, Иордания и Саудовская Аравия). В некоторых из них вообще существует смертная казнь за гомосексуализм и лесбиянство. Так что религиозные корни этого вопроса можно считать одной из причин.

Второе немаловажное основание для гомофобии – это патриархальный уклад нашего общества, в котором четко распределены роли мужчины и женщины. В консервативной культуре расписаны все нормы поведения людей, в том числе и в сексуальном плане, и любые отступления от канонов считаются ненормальными.

Психологические причины проявления гомофобии


Таких оснований несколько, и у каждого человека они свои:

Подавляющее большинство не считает свою гомофобию болезнью или отклонением. Такие люди думают, что это вполне нормально и говорят, что у них нет страха, а им просто неприятно находится в обществе гомосексуалистов. Данный вариант вполне имеет право на жизнь. Нужно просто разобраться, действительно ли это так, и неприятие такого вида сексуальной ориентации основывается на моральных или религиозных ценностях, личных убеждениях. Так нужно, чтобы исключить опасение перед своими скрытыми сексуальными желаниями и фантазиями. Но если человек настроен агрессивно, то специалисту будет сложно найти ответ на вопрос – это просто негативное отношение или уже начинается болезнь?

На данный момент с дискриминацией по сексуальной ориентации пытаются активно бороться.


Если посмотреть на действительность непредвзято и отринуть стереотипы, то получится, что гомофобия — это, как уже упоминалось, дремучее заблуждение нашего общества.

Факты на данный момент таковы:

Ситуация в мире

До 1990 г. гомосексуальность на международном уровне приравнивалась к психической болезни. В современной редакции Международной классификации болезней ВОЗ осталось подобное расстройство, связанное с психическим дискомфортом, возникающим у гомосексуалов, стремящихся изменить свою сексуальную направленность.


Согласно исследованиям ООН, примерно в 84 странах, в которых проживает около половины населения Земли, частично или полностью нарушаются права человека по отношению к членам ЛГБТ-сообщества. В 74 государствах за гомосексуальные отношения предусмотрена уголовная ответственность, а в 8 за это наказывают смертью.

Гомосексуальные люди страдают от многих штампов, навешенных на них необразованным обществом и дискриминационными законами.

Ежедневно тысячи геев, транссексуалов и лесбиянок подвергаются издевательствам и побоям за свою ориентацию, нарушаются их права. Вокруг гомосексуалистов существует много стереотипов, которые они пытаются разрушить, рассказывая о своей жизни. Именно для этого проводятся парады гей-прайдов – как форма борьбы за свои права, а не как пропаганда однополого образа жизни. Впервые такой парад прошел в Нью-Йорке в 1970 году. С тех пор уже прошло полвека, многие страны убрали из своих законов норму об уголовном преследовании взрослых людей одного пола, вступивших в сексуальные отношения по обоюдному согласию.

Основная цель гей-парадов – объединить всех людей нетрадиционной ориентации, поддержать их в борьбе за то, чтобы гомосексуальные отношения приравнять к гетеросексуальным. Они хотят добиться, чтобы такие люди в любой стране могли вступать в брак, оформлять свои отношения легально, не скрывая от своих близких и знакомых, усыновлять детей. В общем, вести обычную жизнь такую же, как и все другие люди.

Самая комфортная страна для проживания людей нетрадиционной ориентации – это Мальта, толерантность законов к представителям этой группы здесь в районе 90%. Из стран бывшего СССР наиболее защищены права сексуальных меньшинств на Украине – примерно 22 % законов реализуют защиту прав ЛГБТ. Россия находится на втором месте с 10%.

В то же время, в РФ примерно 50% людей негативно относятся к геям и лесбиянкам, а 30% – резко отрицательно. Вот самый свежий случай. В первой декаде декабря 2019 г. группа людей в количестве не менее семи человек напала на лесбийскую пару и избила их. Девушки пытались убежать и спрятаться, но одной это не удалось. Ее догнали и нанесли тяжелые побои. Причиной нападения стали необычный внешний вид и ориентация девушек.


Официальные лица страны призывают россиян относится к ЛГБТ-людям как к равным, не нарушать их права и не считать их ущербными. Но в 2013 году принят федеральный закон против пропаганды гомосексуализма среди детей, который вызвал резкую критику в западных странах. Многие правозащитники считают, что Российская Федерация может вернуться к репрессивным методам в отношении сексуальных меньшинств.

Об однополых браках

Многие задают вопрос, для чего нужна регистрация таких союзов? Для начала, право на брак закреплено в Конвенции по защите прав человека. Там указано, что мужчины и женщины имеют право заключать браки, не нарушая национальные законы. Только в 42 странах частично или полностью легализованы однополые браки, в остальных они не являются законными. То есть однополые партнеры в этих государствах не считаются членами семьи и не имеют законных прав, которые предоставляются при заключении традиционных союзов.

Для примера: в России более половины случаев заражения произошло через традиционные гетеросексуальные связи, хотя члены ЛГБТ сообщества находятся в группе риска и заболевают чаще.

Как правильно говорить

Ярким примером можно считать американскую актрису Джоди Фостер, которая открыто высказалась о том, что она лесбиянка и живет с женщиной в возрасте 50 лет. Таких случаев немало. Известные актрисы – Мишель Родригес, Энн Хеч, Синтия Никсон и Аманда Бирз также заявляли открыто о своей гомосексуальности. Из мужчин, наверное, самые известные геи — Элтон Джон, Фредди Меркури, Оскар Уальд, Жан Маре, Ив Сен Лоран и многие другие. Сексуальная ориентация не помешала им прекрасно сыграть свои роли в фильмах, написать гениальное произведение, исполнить замечательные песни или создать что-то другое, не менее шедевральное.

Люди с нетрадиционной гендерной идентичностью просто хотят жить своей жизнью и не доказывать никому вокруг, что они обычные люди.

Сам термин гомофобия, на самом деле, если с него начинать, был выбран несколько неудачно. В клиническом плане, потому что если мы разделим “гомо” и “фобию”, то понятие фобии предполагает под собой иррациональный неконтролируемый страх, который ощущается в связи с каким-то явлением. Например, арахнофобия – это когда у тебя вызывают ужас пауки и даже мысли о них, об их лапках, вот этом всем. В этом смысле гомофобия не очень похожа на клиническую фобию, именно поэтому этого термина нет ни в МКБ-10, ни в ДСМ, нигде нету. И это наталкивает на мысль, что само понятие гомофобии, оно немножечко не соответствует тому, что оно определяет. В некоторых источниках я встречал, что исследователи предпочитают говорить скорее о гомо-ненависти и это более точное определение понятия. Потому что гомофобия – это в первую очередь ненависть, тревога и отвращение, которые человек испытывает по отношению к гомосексуальности в себе и в своем окружении. Страх там тоже есть, но он далеко не основная эмоция.


Откуда берется гомофобия?

Разумеется, в первую очередь это социально-культурная обусловленность определенного общества, в котором рождается и воспитывается человек. Первичная настроенность родителей и их взгляды. Также очень много в развитие гомофобии вкладывает религия, с ее ориентирами на некоторые “традиционные ценности”. Можно заметить это, например, по странам Ближнего Востока. Чем выше исламизация государства, тем более нетерпимым отношением к гомосексуалам оно отличается. В той же Саудовской Аравии, например, гомосексуальность карается смертной казнью. Чем большее влияние на жизнь общества оказывают религиозные институты – тем более гомофобным это общество будет.

Второй важный источник гомофобии для России связан с тюремной культурой, где вовсю практикуются гомосексуальные контакты, при этом позиция выступающего в пассивной роли обозначается в социальной иерархии ниже того, кто выступает в активной роли и ниже позиции мужчины, в принципе. Пропитанность нашей культуры этими тюремными установками – вторая большая причина гомофобии в обществе.

И третий момент, это ориентация на бинарность феминность/маскулинность и дичайший страх отхода от этих позиций. “Мальчики не плачут” и вот это вот все. То есть человеку с самого детства навязывается чувство социального стыда для тех случаев, где он вдруг повел себя в несоответствии со своей ролью “маскулинного мужчины” или “феминной женщины”. Никаких промежуточных проявлений не допускается. Но это в крайних случаях.

Ну и плюс, не будем исключать те случаи, когда гомофобия представляет собой латентную гомосексуальность. Это когда испытываемый стыд, страх либо отвращение по отношению к собственному гомосексуальному влечению является настолько сильным, что в качестве защитного механизма это влечение вытесняется и обращается в ненависть. В таких случаях гомофобия – это попытка осудить и наказать в других то, что невозможно принять в себе.

Почему, как ты думаешь, некоторые государства (Россия в их числе) вводят гомофобный дискурс на государственном и даже законодательном уровне?

Первым делом, я тут снова хочу вспомнить про пример со странами Ближнего Востока и религией. Когда религия начинает вмешиваться в дела государства или каким-то образом определять государственную позицию, то такие вещи происходят. В России сейчас тоже очень велико влияние РПЦ и таким образом оно выносит свои взгляды на гомосексуальность, как на грех, на государственный уровень.

Вторым моментом могут быть государственные стереотипы, связанные с демографией. То есть, может быть позиция, что если гомосексуальность поощрять, то это негативно скажется на демографии, мы потеряем в численности населения и как следствие в военной мощи и т.д.


Что же до известного закона, то в его основе, как мне кажется, лежал вполне позитивный мотив, идея сплотить нацию вокруг “традиционных ценностей”, но его итоговое исполнение сделало только обратное. Грубо говоря, в благородном стремлении укрепить свой народ было сделано что-то, чтобы внести в него больше вражды. Все это, вероятно, идеологические попытки противостоять Западу с неким своим “особым” путем. Что мы не европейцы-геи, не американцы, которые всем все позволяют. В Швеции вообще ужас, там ребенку дают в детском саду возможность самостоятельно определять свой пол и т.д. Я считаю, что со стороны государства это все конечно очень некрасиво, вести такой дискурс. Мягко говоря, не красиво. Я бы высказался грубее, но мы пожалуй останемся в рамках приличий.

Ну и плюс есть всякие параноидальные теории заговора о том, что Америка пытается искоренить нашу нацию, путем превращения нас всех в геев, но для меня они все звучат совершенно по-идиотски, как минимум потому, что я за свою психотерапевтическую практику ни разу не встречал человека, который бы пришел и сказал “О’кей, я вот посмотрел на геев и решил, что хочу тоже им стать. Помогите мне в этом” Так что когда говорят, что гомосексуальность – это мода или что возможна какая-то пропаганда, в этом во всем для меня есть некоторая точка идиотизма, в плане того, что это все противоречит научному понимаю того, что сознательно стать геем невозможно. В смысле, что вот поставить себе цель в стиле “Я становлюсь геем в следующем году” не получится.

Как-то я пару лет работал в детском отделении одного медицинского учреждения, куда в общем-то приводили подростков родители с идеей о том, что их гомосексуальность – это все психическое отклонение и давайте мы срочно наше чадо полечим и оно избавится от вот этого всего. Разумеется, в итоге они оказывались на приеме у меня и совершенно типичная картина: отец с опущенной головой в жутком стыде, мать в истерическом припадке и ребенок, либо в полном отчаянии, либо с проблеском надежды на то, что специалист будет каких-то иных взглядов и сможет переубедить родителей. И вот, закон о “гей-пропаганде”, он был принят как раз на второй год моей работы в этом заведении. И это сказалось на моей работе, осложнив ее.

Ну и конечно есть исследования, что после принятия закона увеличилось количество суицидов, тревожных, депрессивных и панических расстройств среди подростков. И конечно этот закон способствовал в первую очередь увеличению внутренней гомофобии у подростков, и не только у них. Но для внешней он тоже сделал немало. Дело в том, что в законе есть формулировка о том, что необходимо препятствовать созданию впечатления о равноценности гомосексуальных отношений гетеросексуальным. И в этой формулировке есть такое разрешение на агрессию, на изначальную уверенность в том, что мы не равны.

Мое личное переживание по этому поводу это, конечно, сожаление и гнев, потому что совершенно непонятно зачем на самом деле это нужно. Это все прикрывается какой-то мнимой защитой детей, но ведь оно не является ей на самом-то деле. Есть такой термин “Воинствующее невежество” и мне кажется, что это как раз про такие случаи. Когда нам главное бороться, но совершенно не обязательно осознавать, что вообще мы делаем.

Последствия очевидны. Гомосексуальные люди и в том числе подростки потеряют возможность обращения к достаточно мощному ресурсу, с которым можно было соотнести себя для того, чтобы удостовериться в том, что твои влечения нормальны.

Насколько на развитие гомофобии в отдельных социальных группах влияют такие факторы как типичное окружение в котором человек воспитывается, профессиональная среда или наличие и уровень образования?

На самом деле, твой вопрос уже содержит в себе ответ. Есть исследования, западные, разумеется, о том, что наличие высшего образования и вообще уровень образования напрямую влияет на снижение уровня гомофобии.

“Типичное окружение, в котором человек воспитывается”. Ну естественно влияет, мы поговорили об этом в первом вопросе. Установки родителей, передающиеся по поколениям какие-то убеждения и ценности. Еще, например, пропагандируемый образ гомосексуала, например, в фильмах, зачастую довольно феминного персонажа, а мы помним, что отход от маскулинности для мужчины в нашем обществе не позволен – это тоже влияет довольно сильно. То есть массовая культура.

Гомофобия в России и в мире, отличен ли наш гомофобный дискурс от прочих?

Отличен. С точки зрения развития психики человека. Те этапы развития, которые проходит психика у всех людей, они по сути у всех одинаковы. Но те влияния, которые испытывает психика в процессе своего развития, подвергаемая общественным и культурным предрассудкам, естественно различаются. Отличия формируются в зависимости от среды обитания и той страны в которой этот человек, собственно, растет. Мне вспоминается в ответе на этот вопрос принятие закона о запрете гей-пропаганды в период правления Маргарет Тетчер в Британии. И это собственно было не так давно в 80-х. По моему до 2003г. просуществовал этот закон.


Что касается России, то тут опять же всплывают влияния религии, которое у нас присутствует довольно значительно. Плюс та же тюремная культура, которая в России представляет собой довольно уникальный феномен. Все вот это увлечение общества тюремной романтикой, популярность такого жанра, как шансон. Я не очень знаком с тюремными культурами других стран, но мне думается, что наша довольно уникальна, по крайней мере силой своего влияния на общество.

Какие этапы борьбы с гомофобией может проходить общество?

Здесь я как раз хотел сказать, что в Великобритании закон о запрете гей-пропаганды действовал с с 1988 по 2003 год. Это была известная статья 28 в Великобритании, которая вызывала очень громкие споры в Англии и т.д. Похоже Маргарет Тетчер преследовала какие-то свои личные цели или они хотели тоже поддержать некоторые традиционные ценности. И только в 2003 г. удалось его отменить. При этом, по этому закону ни разу за все время его существования не было обвинительных процессов.

При этом сейчас они настолько диаметрально противоположны тому, что было при Маргарет Тетчер всего каких-то 20 лет назад, что это мне представляется очень интенсивной динамикой от одного полюса к другому. И сейчас Великобритания обозначается во всех исследованиях одной из самых комфортных для ЛГБТ стран. Здесь легализованы гей-браки и вообще права ЛГБТ на высоком уровне.

И это подводит к следующему вопросу. Есть ли в мире где-то общество “восторжествовавшей толерантности” и в чем его отличие от общества “невосторжествовавшей”?

Вот здесь, к сожалению, я сошлюсь не на Великобританию, а на Швецию.

Почему? Ну например потому что по-моему в 1993 году, когда Россия отменила закон о мужеложстве, в Швеции уже был принят закон о гомосексуальных браках. Это для меня реальное отличие.

Мне думается, что одна из основных причин высокого уровня толерантности в Швеции в том, что она не участвовала во Второй мировой войне, придерживаясь нейтралитета. Ее защищала Британия по-моему или Норвегия, это надо уточнить. Кажется всё-таки Британия. Мне видится это значимым фактором для общественного сознания. Возможность выбора нейтральной позиции в этом вопросе сильно повлияла на все последующие поколения, которые растут в этой стране в плане большей толерантности к любым проявлениям, меньшей травмированности населения. Ну вот это какой-то такой первоисток, как мне видится. Мне кажется, что травматический опыт участия России в войне тоже имеет свои психологические последствия.

Естественно эта вся история влияет на поколение наших бабушек-пробабушек и т.д. и через поколения передаются определенные семейные и культурные установки. И понятно, что если Швеция не участвовала в войне и поддерживала нейтралитет, то у них другой культурный бекграунд, более свободный, более толерантный к различиям.

Гомофобия в профессиональном сообществе, среди психологов и чем она вредит?

Кроме того, будучи гетеросексуальным, психотерапевт может и не интересоваться тем, что происходит с гомосексуалами и с сексуальностью в принципе. Он может работать с различными темами, которые ему понятны. Имея в сознании привычную социально-культурную установку, не подвергая ее рефлексии и как-то не особо задумываться об этом. И если к такому терапевту приходит гей, то из-за отсутствия собственного опыта понимания либо образованности в этой области он не очень понимает специфику работы, а она, безусловно, есть. Отсутствие информации вызывает сожаление. Например, единственный источник на русском языке по интернализованной гомофобии – это книжка Марии Сабунаевой, которая написана простым языком для клиентов, а не для психологов и не дает необходимой информации для специалистов. А за рубежом есть масса научных исследований на данную тему и соответствующей научной литературы, доступ к которой конечно есть, но лишь в том случае, если ты хорошо владеешь как минимум английским языком.

Вредит ли гомофобия в профессиональной среде? Естественно вредит! Например, ко мне приходила клиентка, которая изначально обращалась к другому психологу, где-то на 5 сеансе она смогла наконец признаться, что ей нравятся девушки и он порекомендовал ей психиатра из психиатрической клиники, чтобы туда лечь и пройти курс лечения, это было всего 4 года назад. Это конечно нонсенс!

Интернализованная гомофобия как отдельная проблема. Что это такое, в чем суть явления и как оно проявляется?

Тут тоже опять проблема с термином, который изначально неправильно переведен, но так устоялось. Интернализованную гомофобию привычно переводят как внутреннюю, хотя на самом деле это гомофобия “усвоенная”. Это процесс присвоения себе мнения других людей, общества о моем влечении, как своего собственного. В крайнем проявлении, внутренняя гомофобия представляет собой ненависть и попытку избавиться от своего влечения.

А если взять менее очевидные примеры. У меня есть стойкое внутреннее ощущение, что интернализованная гомофобия в том или ином виде есть у большинства представителей сообщества. Как она может проявиться, когда она не столь радикальна?

Например, чувство отвращения, которое может возникать после анального секса, особенно у человека, практикующего его в пассивной роли. Так называемый bottom-shaming. Отвращение и стыд по отношению к тому, что ты делаешь. Это ощущение может загонять человека в порочный круг чувства вины или даже заставить его полностью отказаться от этого вида сексуальных практик.

Разделяй и властвуй. Добровольная сепарация гей-сообщества от общества в целом, как ответ на гомофобную среду. Гей-кварталы и прочее. Объединение против общего врага. Считаете ли вы такое поведение сообщества разумным в данных условиях или его уже следует перерасти?

Я считаю, что это зависит от социально-культурных факторов и уровня толерантности в какой-то конкретной стране, в первую очередь. Дело в том, что созревание толерантности к собственной гомосексуальности у человека происходит в несколько этапов. Один из этапов – это принадлежность к ЛГБТ-сообществу и принятие собственной идентичности. На этом этапе происходит удовлетворение потребности в сопричастности.

Начинается все у человека, при обнаружении собственной гомосексуальности с некоторой злости на внешний мир за то, что он не такой, не соответствует моему влечению, что он гетеронормативный. На этом этапе начинается поиск “своей стаи”, в которой я могу быть нормальным, могу чувствовать принятие, которого мне так недостает во внешнем мире. Принадлежность к сообществу также помогает сформировать внутренний фундамент отношения к собственной гомосексуальности, как к норме.

Когда потребность в принятии удовлетворяется достаточно, а фундамент выстроен, становится возможен следующий этап внутреннего развития, на котором у меня уже есть уверенность в том, что со мной все в порядке и мне не нужно сообщество для того, чтобы это подтверждать. Но для перехода на этот этап необходим очень сильный внутренний стержень и развитая способность к критической рефлексии. Когда я легко могу подвергать сомнению любые выпады общества в сторону моей идентичности.

По поводу гей-кварталов, на самом деле я считаю их хорошей идеей, именно потому, что они очень помогают на этапе, когда человеку необходима принадлежность к сообществу. Чем более травматичным был опыт непринятия его ориентации окружением и гетеронормативным миром, тем сильнее он будет стремится к этому отделенному формированию, тем сильнее у него будет потребность сформировать вокруг себя именно ЛГБТ или ЛГБТ-френдли окружение, которое его принимает. Собственно именно эту потребность в безусловном принятии в обществах, где гомофобии в том или ином виде существует, гей-кварталы и иллюстрируют.

“Объединение против общего врага”. Вот эту позицию я считаю не совсем правильной, потому что она разобщает. Мне вообще не очень близка идея психологического расщепления, когда все разделяется на белое и черное, своих и чужих. Это нормальный этап развития личности, но очень многие люди, в том числе, видимо, некоторые политики зависают в этом расщеплении на всю жизнь. И это конечно не может не вызывать сожаления.


Еще мне не очень близка идея гей-прайдов. Для России по крайней мере. И мне кажется, что ЛГБТ-сообществу следует сосредоточиться сейчас не на борьбе за свою гей-гордость, а как раз на интеграции в общество. Например, путем направления своей активности на помощь каким-то другим угнетенным группам и меньшинствам. Будь то инвалиды, ВИЧ-положительные, наркопотребители и т.д. Если бы все усилия, которые мы тратим на борьбу за возможность пройти с радужным флагом тратились на создание образа сообщества, вовлеченного в какие-то социальные активности, по настоящему важные для общества в целом, возможно уровень принятия ЛГБТ обществом был бы выше. Стоит сосредоточиться не на подчеркивании различий, а на поиске того, что у нас может быть общего.

Содержание

Смысловые варианты словоупотребления

История понятия

Другие значения слова (до 1980-х)

Введение понятия

Пределы применения понятия

Исследования природы гомофобии

Как известно из биологии, основная масса самцов стремится доминировать в своём сообществе, а поскольку пассивный гомосексуальный контакт приводит к значительному снижению статуса самца в сообществе, то самцы, борющиеся друг с другом за доминирующее положение, опасаются того, что более сильный самец может осуществить с ними гомосексуальный контакт с активных позиций, но здесь не учитывается тот факт, что не всякий гомосексуальный контакт связан с унижением, а связан с удовлетворением сексуальной потребности и люди зачастую путают позы гомосексуального унижения и позы сексуального контакта. Это проявляется и у животных. С этой точки зрения, гомофобией может называться только боязнь принуждения к участию в гомосексуальном контакте в пассивном качестве. Находясь в иерархичном сообществе, самцы предпринимают действия с целью исключить угрозу принуждения к участию в гомосексуальном акте — к таковым относятся как избегание представляющих подобную угрозу самцов, так и агрессивное нападение на них [12] .

Интернализированная гомофобия

Одним из видов гомофобии, вызвавшим пристальное внимание психологов, стала интернализированная (интернальная) гомофобия — ситуация, когда гомосексуалы и бисексуалы боятся или испытывают отвращение к гомосексуальности, может означать также страх индивида стать гомосексуальным, страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением [13] . Некоторые гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки при этом подавляют собственные гомосексуальные желания и стремления, другие же этого не делают, но могут испытывать при этом различные негативные эмоции — комплекс вины, тревогу, угрызения совести и т. д. Некоторые авторы считают, что называть таких людей латентными гомосексуалами некорректно, так как человек является тем, кем он хочет быть, а гомосексуалом такой человек быть не желает [14] .


Гомофобия как неприязненное отношение к представителям сексуальных меньшинств представляет собой весьма распространённое явление, которое зачастую приводит к насилию и оскорблениям, институционализированной гомофобии, т. н. гетеросексизму — дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны общества.


Гомофобия — иррациональное [1] неприятие однополых сексуальных отношений в качестве нормы. Может проявляться в различных формах — от порицания до агрессивной дискриминации и ненависти к любым проявлениям гомосексуальности и даже к любым отклонениям от строгих правил ведения гетеросексуальной половой жизни. Противники гомосексуальности, как правило, обосновывают свою позицию тем, что однополые отношения неестественны, отвратительны или противоречат религиозным нормам (как правило, речь идёт о нормах авраамических религий — ислама, христианства и иудаизма). Гомосексуальность они считают противоестественным сексуальным извращением (наряду с педо- и зоофилией), грехом или даже преступлением.

Содержание

Cамо понятие нормы слишком неконкретно и допускает множество трактовок:

Утверждение: С точки зрения природы только гетеросексуальные половые контакты могут считаться естественными, поскольку только они приводят к воспроизводству. Следовательно, однополые связи между людьми являются противоестественным извращением.

Комментарий:

Гомофобы заявляют, что принятие гомосексуальности за норму может спровоцировать принятие как нормы таких сексуальных девиаций, как педофилия, инцест, зоофилия, некрофилия и других. Легальность гомосексуальности влияет на легализацию разнообразных сексуальных девиаций так же, как легальность кофеина влияет на легализацию кокаина. Это ещё одна логическая ошибка — тенденциозность. В Древнем Риме и Греции педерастия считалась нормой. Но сегодня ЛГБТ-сообщество осуждает педерастию, как и другие половые перверсии.

Между ними есть огромная разница. Когда два взрослых человека вступают в добровольные интимные отношения, они полностью отдают себе отчёт в своих действиях. Отношения же между взрослым и ребёнком, не достигшим возраста согласия, нельзя считать добровольными, потому как последний в силу своей умственной, социальной и физической незрелости, в принципе не может дать согласия на половой акт или иные действия сексуального характера. Такие события могут нанести существенный ущерб психике ребёнка (чем младше ребёнок, тем больше вероятность и степень психической травмы). Поэтому ни одна из развитых стран не отменила возраст согласия, и он практически везде равен 16 годам. Сексуальный абьюз детей и подростков признаётся серьёзной проблемой во всех развитых странах, и нигде не заходит речь о его декриминализации.

Мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами, имеют большой риск получения ряда заболеваний передающихся половым путем. Особую угрозу представляет ВИЧ-инфекция, поскольку она может не проявляться многие годы, в течение которых её носители могут, сами того не осознавая, заражать своих сексуальных партнёров. Поэтому людям, ведущим активную половую жизнь, рекомендуется регулярно проверять свой ВИЧ-статус.

Вероятность передачи ВИЧ при анальном сексе (вне зависимости от пола и ориентации партнёров) в 30-40 выше, чем при вагинальном контакте [6] . Однако правильное использование качественных презервативов способно существенно уменьшить эти риски, хотя и не дают 100% гарантии. Более того, современная антиретровирусная терапия способна уменьшить количество вирусов иммунодефицита в крови больных до того уровня, когда они не представляют опасность для самого больного и его половых партнёров (имеются противопоказания, необходима консультация специалиста). Знание своего ВИЧ-статуса, доступ к современным лекарственным препаратам, половая грамотность и защищённый секс составляют залог здоровья населения. Напротив, пренебрежительное отношение к группам риска лишь способствует ухудшению эпидемиологической ситуации.

Часто консерваторы приводят пример Германии, в которой основной вклад в передачу ВИЧ-инфекции делают именно МСМ (мужчины, имеющие секс с мужчинами). Однако, они забывают упомянуть о том, что Германия находится в числе стран с очень низким числом новых заражений ВИЧ (гораздо ниже, чем в Восточной Европе) [7] . В результате, доля заражённых через гомосексуальный контакт растёт, тогда как общее число заражений падает. Основным же путём передачи ВИЧ в Восточной Европе является использование нестерильных шприцов наркозависимыми, причём для восточного сектора в распространении инфекции характерно увеличение доли гетеросексуальных контактов [8] .

Даже в самых либеральных странах Европы доля людей, относящихся к тем или иным группам секс-меньшинств, составляет около 10%. Хотя, по логике ультраконсерваторов, там уже давно должен был наступить локальный гомо-апокалипсис. К тому же, приверженность человека к секс-меньшинствам не исключает возможности гетеросексуальных контактов и продолжения потомства, о которой так пекутся консерваторы. Существует ЭКО, существует суррогатное материнство (последний вариант считается довольно спорным с точки зрения этики, однако обсуждение этого вопроса выходит за рамки данной статьи). Наконец, ребёнка мало родить, его необходимо ещё и воспитать, а однополые семьи справляются с этой задачей не хуже разнополых.

На самом деле, очевидно, что уверенность консерваторов в собственной гетеросексуальности крайне сомнительна, если они боятся, что она может быть нарушена таким нелепым методом, как пропаганда.


Критика с религиозных позиций особенно уязвима сразу по ряду причин.

Основной опорой данного аргумента является библейский миф о Содоме и Гоморре, в котором, по словам многих верующих, бог прогневался на жителей этих двух городов и стёр их с лица Земли из-за процветавшего в них гомосексуализма. Однако, на самом деле, даже если оставить в стороне все остальные вышеприведённые контраргументы, в Библии в отношении Содома и Гоморры ничего про гомосексуализм не сказано. В самой книге "Бытие" сказано только то, что жители этих городов были "злы и весьма грешны пред Господом" (Бытие, 13:13), и что они пытались изнасиловать людей (точнее, ангелов в человеческом облике), которые пришли в гости к Лоту (Бытие, 19:1-13). Из последнего можно предположить, что бог прогневался на жителей Содома и Гоморры и уничтожил их за:

  • неуважение прав и неприкосновенности другого человека, за попытку изнасилования;
  • общую развратность, похотливость и деградацию, за способность видеть в другом человеке не человека, не личность, а всего лишь сексуальный объект;
  • нарушение принципов гостеприимства (они пытались надругаться над гостями своего города).

Коме того, в тексте не сказано, что эти люди, которые пытались изнасиловать гостей Лота, были именно мужчинами.

В других книгах Библии упоминаются другие факторы греха "содомитов", и среди них также нигде гомосексуализм ("мужеложство") не упоминается (по крайней мере, прямо):

  • блудодействие и "хождение за иною плотию" (Иуды 1:7);
  • гордость, пресыщение, праздность, неподдержание бедных (Иезекииль 16:49);
  • прелюбодеяние, ложь, поддержание злодеев (Иеремия 23:14).

Среди этих грехов упоминается "блудодействие", однако это довольно широкое понятие, которое может включать в себя множество разных вещей, не обязательно гомосексуализм. К тому же, как можно видеть, даже "блудодействие" упоминается только в одной из книг, в то время как другие части Библии даже "блудодействие" не упоминают. Возможно, это означает, что Библия не рассматривает "блудодействие" как главный грех содомитов, раз автры книг пророка Иезекииля и Иеремии даже не посчитали нужным его упомянуть. Наконец, даже если "блудодействие" здесь предполагает именно гомосексуализм, как видно, содомиты помимо него имели большой "послужной список", и неизвестно, что именно из этого списка грехов стало причиной их истребления. Скорее, Библия выставляет жителей Содома как людей, порочных и грешных в целом, в самых разных аспектах, что и стало причиной их уничтожения библейским богом. (Поэтому, скорее всего, употребление термина "содомит" по отношению именно к гомосексуалам – некорректно.)

Более того, обращают на себя внимание дополнительные три факта:

  • В той же истории из книги "Бытие" Лот готов был отдать своих дочерей на изнасилование вместо гостей.
  • Сразу после всей этой истории про Содом следует история о том, как эти самые дочери Лота напоили своего отца, а потом по очереди переспали с ним и забеременели от него.

Оба эти события не осуждаются в Библии, ни Лот, ни его дочери не получают какого-либо наказания, что также ставит под сомнение использование Библии в качестве авторитетного источника морали. [9]

  • Самым распространённым контраргументом апологетов на вопрос о том, почему бог допускает зло, страдание и гибель людей, является аргумент о свободной воле. Они утверждают, что бог создал людей свободными творить как зло, так и добро, и если бы он уничтожил бы зло, запретил бы людям творить зло, то это было бы нарушением их свободной воли. Однако это объяснение становится несостоятельным как раз из-за этой самой истории про Содом и Гоморру. Где же здесь уважение свободной воли? Почему бог позволил Гитлеру и Чикатило распоряжаться жизнями других людей, но не позволяет "содомитам" распоряжаться своими собственными жизнями и телами по своему усмотрению? Почему бог не предпринимает ничего, когда сотни тысяч людей гибнут от стихийных бедствий: от землетрясений, цунами и т.д.? Тут свобода людей вообще не при чём. Ведь если бог сам создал Землю такой, что на ней происходят землетрясения и цунами, то это по его вине и гибнут люди, а не из-за своей свободной воли. Но он при этом всё равно ничего не предпринимает, чтобы их спасти. Но когда речь заходит о Содоме и Гоморре, тут подход бога сразу же меняется и он почему-то перестаёт уважать свободу воли людей распоряжаться своим телом и личной жизнью так, как им хочется, и вмешивается в ход событий, стирая эти города с лица земли и убивая всех их жителей.

К тому же, когда верующим напоминают о тех или иных жестоких предписаниях Ветхого Завета, противоречащего нормам современной морали (см. выше), некоторых из них отвечают на это тем, что законы Ветхого Завета даны Богом только для евреев, это часть завета между Богом и его избранным народом. Следовательно, то же самое можно сказать и про осуждение гомосексуализма в Ветхом Завете: оно касается только евреев и не распространяется на других людей.

Классический пример обращения к эмоциям. Критики намеренно подбирают наиболее отталкивающие примеры поведения гомосексуалов, рассказывают душещипательные истории о том, как на Западе за малую провинность у биологических родителей отнимают детей и передают их на попечение однополых пар, как дети от шока теряют сознание на уроках полового воспитания и многое другое. Мир большой, подходящие примеры всегда найдутся и будут весьма убедительны. Но какими бы ужасными они ни были, они остаются частными примерами. А на основе частных и разрозненных свидетельств нельзя делать выводы об общей картине.

Это не более чем субъективное оценочное суждение человека, которое не имеет веса вне его сознания. Вероятнее всего, найдутся люди, считающие даже гетеросексуальный секс в стандартной миссионерской позе отвратительным.

Противники однополых союзов могут заявлять, что брак является древним институтом, чётко обозначенным как союз между мужчиной и женщиной. При этом они игнорируют то, что традиционное и старое – не обязательно хорошее; и наоборот, новое – не обязательно плохое. Например, христианское, мусульманское и другие консервативные сообщества на протяжении долгого времени считали (а некоторые и сейчас считают) нормой полигамию, брак по принуждению, брак между детьми или брак между взрослыми и детьми.

Многие консерваторы утверждают, что внебрачные сексуальные отношения являются греховными. Тогда если заключение однополого брака является недопустимым, то все однополые сексуальные действия будут являться греховными, так как будут совершены вне брака.

Гомофобы также могут утверждать, что признание однополых браков нормой и их легализация может обесценить традиционный, гетеросексуальный брак, при этом никак не объясняя, как это может произойти или же объясняя, но делая это неправильно.

Ученые не знают точно что определяет сексуальную ориентацию, но они предполагают, что она вызвана сложным взаимодействием генетических, гормональных и экологических факторов [10] [11] [12] . Хотя ни одна теория о причине сексуальной ориентации ещё не получила широкого распространения, ученые отдают предпочтение биологически обоснованным теориям [10] [13] . Существует значительно больше доказательств в поддержку не социальных, а биологических причин сексуальной ориентации, особенно для мужчин [14] . Нет никаких существенных доказательств того, что воспитание детей или опыт раннего детства играют роль в отношении сексуальной ориентации [15] . Это значит, что никакая пропаганда не способна повлиять на неё, либо способна повлиять лишь на очень небольшой процент людей.

Даже если это и правда, то это ничего не меняет, потому как практика однополых отношения никак не вредит обществу и не считается болезненной. Если люди сами решают, кем становиться, работать, во что верить и за какую команду болеть, то почему же в выборе полового партнёра на них должны накладываться какие-то ограничения?

Иногда гомофобы заявляют, что сексуальная ориентация зависит от личного выбора человека. Также гомофобы могут заявлять, что сексуальная ориентация может быть изменена пропагандой, но никаких доказательств эффективности такой пропаганды нет.

Этот аргумент корректен только по отношению к бисексуальным людям, поскольку они могут испытывать влечение к противоположному полу, а гомосексуальное влечение игнорировать. Однако это не сделает бисексуальных людей гетеросексуальными.

Большинство гомофобных шуток и аргументов сосредоточены на анальном сексе. Гомофобы считают, что гомосексуалы одержимы им. Однако далеко не все гомосексуалы занимаются анальным сексом, а многие гетеросексуалы не брезгуют им. Около четверти гомосексуалов предпочитают анальному сношению мастурбацию и другие формы коитуса, а среди гетеросексуальных пар, по данным 2010 года, около 51 % мужчин и 43 % женщин хотя бы единожды принимали участие в актах анального секса [17] [18] .

Гомофобия распространена в большинстве развивающихся стран мира — в странах Африки, некоторых странах Центральной Европы, а также в странах Среднего Востока. Она выражается в нарушении прав гомосексуалов на брак или усыновление (удочерение) детей, в преступлениях, совершаемых на почве ненависти к гомосексуальным людям и в речах, направленных на разжигание ненависти по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. В 77 странах мира гомосексуальные отношения криминализированы, в 7 из этих стран за гомосексуальность предусмотрена смертная казнь [19] .

В СССР с 1934 года существовала уголовная ответственность за мужские гомосексуальные контакты, которая была официально отменена лишь в 1994 году. Аналогичного наказания для женщин не предусматривалось. Де-юре в России гомосексуальная ориентация не может служить основанием для освобождения от несения службы в армии [20] , однако срочникам приходится скрывать свою сексуальную ориентацию во избежание травли со стороны сослуживцев.

В Уголовном кодексе Российской Федерации нет законов, криминализирующих гомосексуальность, однако гомофобия распространена среди населения России. Так, по проведённому в 2010 году социологическому опросу, 74 % респондентов ответили, что геи и лесбиянки — морально распущенные или психически неполноценные личности. Лишь 15 % ответили, что гомосексуальность является равноправной наряду с традиционной сексуальной ориентацией. 39 % считают, что гомосексуалов необходимо принудительно лечить или иначе изолировать от общества. 4 % высказывают мнение о том, что лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией необходимо ликвидировать [21] .

Ряд правозащитных организаций считает, что защита секс-меньшинств от насилия должна быть закреплена явным упоминанием этих групп в соответствующих законах. Так, формулировка статьи 282 УК РФ могла бы быть дополнена следующим образом (жирный шрифт соответствует возможным дополнениям):

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе

Читайте также: