Гофман анализ фреймов кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) социолого-психологическое направление;

2) кибернетико-лингвистическое направление.

Оба этих течения развиваются параллельно, но не пересекаются друг с другом. Наиболее яркими представителями первого подхода являются И. Гофман и Г. Бейтсон, второго – М. Минский и Ч. Филмор.

Общие черты, присущие как кибернетико-лингвистическому, так и социолого-психологическому направлению заключаются в том, что:

  • Фрейм во всех подходах представляет собой определённую структуру.
  • Фрейм строится на знаниях и ожиданиях от ситуации.
  • Фрейм представляет какую-либо значимость для субъекта, который попадает в него.

Помимо этого, И. Гофман выделил черты, присущие каждому фрейму.[5]

Во-первых, эти феномены являются достаточно изменчивыми, но в то же время им свойственна стабильность. Это противоречие можно достаточно легко объяснить. Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему. Постоянство же этого явления связано, прежде всего с тем, что конкретная ситуация создаёт свой собственный фрейм, который достаточно трудно изменить.

Во-вторых, эти паттерны поведения создаются человеком неосознанно, и при каждой попытке как-либо на них повлиять они разрушаются. Однако подобные ситуации происходят достаточно редко, и через определённый период времени фрейм восстанавливается, стоит лишь человеку перестать пытаться контролировать своё поведение.

Согласно И. Гофману каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы. Процесс их создания социолог представляет следующим образом:[6] вне нашего сознания существует определенный идеальный тип фрейма, который каждый человек соотносит с реальной ситуацией, в которую он попадает. В результате его действий идеальный фрейм деформируется и таким образом создаётся новый, который и закрепляется в сознании человека и используется индивидом при следующем попадании в какой-либо фрейм.

В настоящее время фреймы используются как инструменты в различных науках (как социальных, так и технических), а также в повседневной жизни. Например, теория фреймов активно разрабатывается в педагогике, чтобы учителю было легче формировать своё поведение в классе.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ФРЕЙМОВ В ТРАКТОВКЕ И. ГОФМАНА

Определения ситуации, основанные на определяющих событиями принципах организации вовлеченности в события, Гофман называет фреймами. Так же он говорит о том, что фреймы организуют вовлеченность в ситуацию таким же образом, как и смыслы порождают предложения

Рамка, схема, план, шаблон, сценарий, гештальт, прототип, парадигма (в языкознании), дисциплинарная матрица (в науковедении) – это лексические эквиваленты фрейма. Организующие восприятие и память, формальные схемы в когнитивной психологии называются координирующими системами, позволяющие выходить за пределы получаемой информации.

Но первичная система фреймов позволяет, независимо от степени структурной оформленности, воспринимать, локализовать, определить практически любое (бесконечное) количество единичных событий и даже присваивать им наименования. Вернее всего, сам человек не осознает внутреннюю структуру фреймов, что не мешает ему ими пользоваться даже без ограничений.

При этом учитываются мотивы и намерения, а это помогает установить какой конкретно социальный фрейм, из множества, применим для понимания событий.

Системы социальных фреймов включают в себя различные правила. Например: существуют правила дорожного движения и тоже правила, но игры в шахматы. Поэтому, не смотря на то, что эти правила поддаются краткому изложению, между ними имеется различие и очень существенное. Вывод: человек воспринимает события в терминах первичных фреймов, и сам тип используемого фрейма задает способ описания события [1, с. 84]. Следовательно, первостепенное значение имеет категория базовой системы фрейма. На примере решения самого индивидов о том, что они подождали, когда пройдет дождь, а за тем, снова продолжили игру, выясняются обстоятельства, что индивиды в любой момент деятельности своей применяют одновременно (сразу) несколько систем фреймов.

есть общепринятое мнение о том, что люди добиваются признания, следуя уже определенным системам фреймов. Из этого следует, что мы принимаем соответствие восприятия структуре воспринимаемого, хотя и существует множество принципов организации реальности, которые может и могли бы, но не отражаются в восприятии.

В понимании мироустройства сама концепция первичной системы фреймов, при всех своих недостатках, дает следующие обозначения пяти принципиальным проблем.

2.Космологические представления самые всеобъемлющие из наших представлений, однако, лежат в основе самого банального развлечения – различных трюков, поддерживающих доминирование и естественно сам контроль волевого действия над тем, что кажется почти невероятным, на первый взгляд.

Ключи и переключения

Это понятие автор книги соотносит с набором конвенций, с помощью которых конкретная деятельность, уже осмысленная в базовых системах фреймов, трансформируется в совсем иной вид деятельности

Настройки или переключения тех же действий по сценическим схемам подскажет нам, что происходящее не является «правдашним, реальным, настоящим.

На самом деле, в потоке реально происходящего мы различаем события, интерпретируемые в рамках первичных фреймов, и события, которые мы определяем как превращенные, преобразованные

Состязание– это переключение в безопасную форму игры, поддерживающую ощущение риска и неопределенности обстоятельств, фрейма схватки.

Церемониал превращает (фреймирует) участников временно отделяя от мира в живое воплощение ролей, демонстрируя этим образцы надлежащего поведения.

Техническая переналадка – слово собирательное для обозначения презентаций разного рода, выставок, демонстраций, инсценировок и т.п.

Так же средствами первичных систем фреймов, помимо переключений и настроек, служат фабрикации. Легкая форма фабрикации является морально оправданной и не опасна

Так как область, взятая под контроль, является формой (фреймом) межличностного взаимодействия containment возможно определить как контролирующее вмешательство, считая, что здесь вмешательство осуществляется с помощью мысленного полагания различных действий контрагента.

В деятельности субъекта, предполагающей компонент неопределенности, постоянно воссоздается структуры взаимодействия. Гофманом связывается преодоление данной неопределенности с процедурами крепления (anchoring) фреймов, то есть нужны определенные гарантии

nо есть сборка событийной канвы фрейма из необходимого (нужного) материала.

Так действие переключений ориентировано на то, что уже является результатом переключения, а не просто на первичные системы фрейма. Конкретно само переключение и являет собой материал для смысловых преобразований

Репетиция пьесы – мир переключение, так же, как и репетиция встроенная внутрь пьесы в качестве одного из звеньев ее сюжета; в общих случаях оболочки деятельности существенно различаются: в первом случае – это репетиция, во втором – пьеса. Очевидно, что эти две репетиции имеют различный статус по отношению к реальному миру.

СТИГМАЦИЯ – ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДОВ

Михаил Соколов

Социолог Михаил Соколов о фрейм-анализе, социальных ролях и театральных метафорах в описании социальной жизни

Над материалом работали

Михаил Соколов

кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра институционального анализа науки и образования


Что такое теория фреймов? Это психологическое понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках. Фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентаци. Можно сказать, что это способ восприятия, на основании которого можно осуществить концептуальное моделирование. Сегодня фреймы используются не только в психологии, но и в лингвистике, теории относительности и социологии, поэтому стоит уделить этому вопросу больше внимания.

Систематизирование информации

Чтобы человек понимал суть информации в разных жизненных условиях, он должен уметь ее связывать с концептуальными объектами. В противном случае информацию не получиться систематизировать. В основе теории фреймов лежит система восприятия фактов путем сопоставления информации, которую человек получает из внешнего мира с определенными элементами, значениями, а самое главное – с рамками, которые определены для каждого концептуального объекта. Структура, которая представляет эти рамки, и является фреймом.

Если объект сложный, то он формирует фреймовую сеть. Каждый фрейм можно дополнить факторами и процедурами, что с ним связаны и обеспечивают выполнение запросов по содействию друг с другом. Теорию фреймов можно назвать теорией постановки задач, а не результативной теорией.

Из глубин психологии

На верхнем уровне располагается факт, который описывает состояние объекта, что считается истинным. Следующие уровни состоят из множества терминальных слотов, каждый из которых должен быть наполнен конкретными данными и задачами. Также каждый слот обладает заданным условием, что выполняется при установлении соответствия со значениями.

теория фреймов минский

Такие условия могут быть простыми и сложными. Сложные условия показывают, как взаимодействуют между собой факты, собранные в одну фреймовую систему. Важнее всего в таком построении получить возможность преобразовывать фреймы в одной системе.

Проще говоря, фрейм – это основная структурная единица памяти, данные, помогающие представить некоторые ситуации.

Социальные науки

Русский социолог говорил, что существует два принципиально разных направления развития этой парадигмы:

  1. Социолого-психологическое направление.
  2. Кибернетико-лингвистическое направление.

Эти течение не пересекаются друг с другом. Яркие представители теории фреймов в лингвистике – Р. Шенк, Б. Бирнбаум, а в социологии – И. Гофман и Г. Бейтсон. Также ко второму подходу относят себя М. Минский и Ч. Филмор.

В социологии фреймами называют информационные единицы, благодаря которым человек имеет возможность прогнозировать свое будущее и предполагать дальнейшее поведение.

С другой стороны, существует кибернетико-лингвистический подход, где упомянутое выше понятие имеет совершенно другое определение. В теории фреймов М. Минского этот термин был использован для определения явления как конкретной информационной единицы, благодаря которой человек способен делать прогнозы на будущее.

Характеристики

Несмотря на все отличия, два эти подхода имеют общие черты:

  • Во-первых, фрейм во всех подходах рассматривается как структура.
  • Во-вторых, он строится на информации и ожиданиях.
  • В-третьих, является значимым для субъекта, который на него попадает.

Это, так сказать, общие характеристики. Кроме того, Ирвинг Гофман говорил, что все фреймы, в какой бы области науки они ни рассматривались, обладают некоторой противоречивостью. Он считал, что фреймы изменчивы, но в то же время им свойственна стабильность. Такое противоречие легко объясняется: для каждой ситуации и для каждого человека формируются свои фреймы. А постоянство состоит в том, что за каждой ситуацией закреплена своя информационная единица, не поддающаяся изменению. Также он говорил, что паттерны поведения человек создает неосознанно, и если оказать на них определенное влияние, то они быстро разрушатся. Правда, такие ситуации крайне редки, и спустя какое-то время фрейм восстанавливается.

теория фреймов

Во время формирования информационной единицы сознание субъекта опирается на определенный идеальный тип, что должен существовать в обществе. Однако этот идеальный тип создается самим человеком благодаря доминирующей в обществе культуре.

Теория повседневности

Сегодня социология повседневности и теория фреймов являются единым целым. Перед социологией стоит задача вернуть в современные модели описания трансцендентное измерение, при этом не переставать исследовать мир телесных и повторяющихся взаимодействий.

В. Вахштайн не скрывает, что опирался на работу Ирвинга Гофмана, который первым предложил различать эти переходы.

вахштайн социология повседневности и теория фреймов

  1. Выдумка – часть спектакля.
  2. Состязание – бабушка и мама по очереди укачивают ребенка, но втайне соревнуются друг с другом.
  3. Церемониал – в некоторых обществах публичное укачивание ребенка является частью ритуала.
  4. Пересадка – известный политик укачивает чужого ребенка, показывая, что и ему не чуждо ничто человеческое.
  5. Техническая переналадка – тренировка укачивания на курсах молодых мам.

Все эти способы и есть упомянутое выше переключение – когда музыкальная фраза переносится с одной тональности на другую по определенным правилам. Перед социологом стоит задача правильно распознать, в каком контексте используется определенный фрейм. Однако событие может быть и сфабрикованным. Например, может проводиться какой-то эксперимент, розыгрыш, на худой конец мошенничество и т. д. Это и будет фабрикацией, то есть имитацией повседневной ситуации с определенной целью.

Формальный метод распознавания

теория реляционных фреймов

В этой ситуации налицо механизм транспонирования, ведь привычное пристегивание ремня безопасности превращается в обычное накидывание (то есть имитацию пристегивания).

Существует еще один радикальный метод транспонирования в подобной ситуации – использование рубашек с нарисованными ремнями безопасности.

Формулы

Формально можно разложить события по теории фреймов следующим образом:

Событие n1 принадлежит к общему числу событий N, переключение происходит посредством употребления ключа x в игровом фрейме N’. Событие становится совершенно другим и превращается в n2. Таким же образом в это событие транспонируется ситуация N” и становится событием n3. Теперь события n1, n2 и n3 связаны между собой. Если исследователь сравнит ситуации n2 и n3, то получит представление, по какому принципу действует механизм x и y.

Изучая теорию фреймов, В. Вахштайн отмечает, что этот способ недостаточно хорош, так как в нем не учли гофмановскую метафору наслоения. Л. Баптиста предложил другой механизм:

[ ln+1 [ ln …[ l2 [ l1 [ l0 ]]]… ]], где:

l0 – это ядро фрейма; l1 по ln – слои, наложенные на исходную ситуацию; ln+1 – это граница фрейма. Исходя из этого, можно записать сложный фрейм следующим образом:

F = [ ln+1 [ ln …[ l2 [ l1 [ l0 ]]]… ]].

Также сложный фрейм может исполнять функцию ядра в другом, еще более трудном фрейме. Формула в таком случае будет иметь следующий вид:

G = [ ln+1 [ ln …[ l2 [ l1 [ F ]]]… ]].

Первичное возникает во вторичном

теория фреймов эссе

Согласно философским исследования, кукла не может быть первичным объектом, потому что она представляет собой реквизит. Проще говоря, она является материализованным знаком, который замещает что-то (в конкретном случае младенца).

События и фреймы

Правда, те, кто знаком с современным искусством, понимают, что существуют некоторые события с перформативной силой. Есть события, что уничтожают порядки их описания, не укладываясь в существующие рамки и ломая механизмы фреймирования и распознавания. Вряд ли они способны создавать новые системы фреймов.

Положительные характеристики

В современной науке концепция фреймов имеет много положительных сторон. Во-первых, структура единицы информации, ее обоснованность на знании дает возможность ученым проследить весь путь развития для выявления нужных событий. К примеру, теория реляционных фреймов позволяет объяснить происхождение определенных слов. Что бы ни говорили философы, но фреймам свойственно меняться. Каждый человек в определенной ситуации обладает своей системой фреймов.

теория фреймов социология

Во-вторых, каждый фрейм – это своего рода структура, которая помогает ученым понять предпосылки появления фрейма, его развитие и формирование в человеческом сознании. А это полезно для любой науки.

В-третьих, фрейм-анализ является универсальным методом. Ученые могут рассматривать одни и те же события с точки зрения своих наук и трактовать их по-своему.

Недостатки

Несмотря на такие выдающиеся достоинства, теория фреймов имеет несколько недостатков. Например, некоторые социологи уверяют, что фрейм является игровым понятием. Поэтому вся человеческая жизнь тоже превращается в игру.

социология повседневности и теория фреймов

Фрейм неразрывно связан с человеческой культурой. Хотя это достаточно странное для изучения явление, ведь, с одной стороны, фрейм является культурным элементом, который давно существует в обществе. Но с другой стороны, он способен создавать саму культуру, если имеет на нее сильное влияние. К примеру, когда человек приезжает в новый город, у него может сформироваться новая культура поведения. Каждый город разделен на определенные зоны, которые характеризуются определенными фреймами. Однако приезжий обладает своими фреймами, характерными для его города. Под влияние новых информационных единиц формируется новая манера поведения.

Стоит отметить, что ассоциативный кластер имеет несколько типов:

  1. Свободный тип, когда человеку не предоставляется каких-либо границ. Именно этот тип был выбран для нашего ассоциативного кластера;
  2. Цепочный тип, когда человек в процессе должен произвести несколько абстракций (ассоциаций) за определенный промежуток времени. Например, за пятнадцать секунд нужно выстроить десять абстракций (ассоциаций);
  3. Направленный тип. Обычно человек, который сталкивается с ассоциативным кластером, имеет ряд определенных ограничений. К примеру, абстракции (ассоциации) должны быть исключительно прилагательными.

Суть такого лингвистического ассоциативного кластера заключается в том, что группе людей задается определенная тема, слова-стимулы, и они в течение нескольких минут (обычно это занимает десять минут, не более) должны написать первые отразившиеся в сознании слова-реакции. Затем выявляется частотность каждого слова-реакции с помощью специальных словарей.

Ниже представлена таблица с результатами ассоциативного анализа.

Ассоциативный кластер по словарю Ю. Н. Караулова, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой

Слово-реакция аудитории возрастом 28–60 лет (педагоги ЧелГУ)

Слово-реакция аудитории возрастом 21–22 лет (студенты четвертого курса)

Частотность аудитории возрастом 28–60 лет (педагоги ЧелГУ)

Частотность возрастом 21–22 лет (студенты четвертого курса)

Территория
Правительство
Америка

Великий
Федерация
Государство

Защита
Война
Жизнь

Бой
Население
Защита

Деньги
Обман
Рынок

Камень
Большой
Разруха

Семья
Строить
Дом

Поведение
Хозяйство
Обиход
Деятельность
Семья
Человек

Отдых
Работа
Свобода

Достояние
Хранить
Беречь

Опасность
Климат
Жизнь

Культура
Жизнь
Дом

Территория
Нация
Глава
Большой

Анализ
Труд
Комиссия

  • Фреймы-случаи. Например, празднование Нового Года, понижение в должности;
  • Фреймы-объекты. К такому типу можно отнести телегу как транспорт, комнату;
  • Фреймы-персонажи (лица). Это могут быть рабочий, владелец и др.;
  • Фрейм-обстановка. К примеру, тревога.

Если говорить о других исследователях теории фреймов, то, конечно же, их достаточно много.

С теорией фреймов тесно связана концепция И. Гофмана – американского социолога XX-го столетия, который в своих исследованиях опирался на труды Г. Бейтсона. Отметим тот факт, что И. Гофман видел в Г. Бейтсоне своего учителя и с уважением относился ко всем его исследованиям.

И. Гофман считал, что фреймом является некое умение индивидуального сознания последовательно проецировать или воспроизводить картину мира без вмешательства доводов и размышлений. Собственно говоря, в этом и заключается основной смысл его фреймовой теории [4, с. 4–467].

С точки зрения И. Гофмана, мир представляет собой обыденную жизнь, где все действия привычны, повторяемы. В таком мире человек проводит большую часть своей жизни.

Чтобы провести параллель обыденности с фреймом, можно привести следующий пример. Два субъекта, столкнувшись друг с другом в любой ситуации, имеют ряд целей, которых они должны достичь в течение этого столкновения:

Принято считать, что смысловая концепция зависит полностью от ее содержания. Но И. Гофман это опровергает и отмечает, что специфика ситуации как раз зависит от фрейма – абстракции (ассоциации), модели, проецируемой сознанием индивида, т. е., сумев распознать фрейм происходящей ситуации, человек может понять, что происходит в текущий момент времени [1, с. 7–56].

С одной стороны, фреймы имеют стабильный характер, с другой стороны, они могут подвергаться различным изменениям. Стабильность состоит в том, что каждое явление имеет определенную информационную единицу, которую нельзя преобразовать в другую единицу. А если говорить о втором случае с изменениями, то это объясняется тем, что в мире для каждого человека или явления идет свое индивидуальное проецирование фреймов.

Также, говоря о самих образах, которые формируются поведенческими рамками человека, И. Гофман обращает внимание, что, если на них повлиять определенным образом, они могут подвергнуться разрушению, но через какой-то промежуток времени разрушенные фреймы восстанавливаются. Такое явление происходит очень редко, и объясняется оно тем, что образы создаются человеком неосознанно.

Одной из ключевых целей социологии является необходимость вернуть современной модели описания того, что выходит за пределы чувственного познания. Однако следует учитывать, что в процессе этого необходимо продолжать исследовать мир земной и повторяющиеся в нем взаимодействия.

В. С. Вахштайн ставит перед собой задачу выяснить, как явление может перейти из одной системы фреймов в другую систему. Это натолкнуло его на выделение двух типов перехода:

  1. переключение – уже осмысленное и структурированное в базовой системе фрейма может подвергаться изменению смысла и переходить в другую систему;
  2. фабрикация – намеренное развитие ошибочных представлений о том, что происходит.

К примеру, возьмем такое обыденное явление, как разведение цветов в Средней Азии. Оно относится к повседневному миру. Здесь нет никаких скрытых смыслов, явление имеет хороший процент распознавания и вполне может осуществляться непроизвольно.

Другой пример – разведение цветов среди маленьких девочек, которые играют в садоводов. Здесь фреймовое явление становится фабрикационным – ненастоящим, так как повседневную ситуацию заменила игровая.

Оба этих примера В. С. Вахштайн относит к переходу переключения, так как явление в зависимости от определенных аспектов может менять смысл. Социолог как исследователь должен быть очень внимателен при распознавании фрейма, и в каком смысле он употребляется.

Читайте также: