Годовой иллюстрированный календарный план уроков распределение по основным программам и по классам

Обновлено: 05.07.2024

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования .

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.

Ключевой критерий при составлении плана - обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

Обязательные этапы подготовки тематического планирования :

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы :

Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

учебный план к данной образовательной программе;

примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;

новые учебники, пособия.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.

Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.

При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:

системность в работе

последовательность в организации учебной деятельности

логика развертывания учебного содержания

использование разнообразия методов обучения

использование дидактического разнообразия средств наглядности

использование разнообразия педагогических технологий

использование вариативности учебных заданий

исключение однообразия в структуре уроков

исключение перегрузки учащихся учебной информацией

своевременность подготовки раздаточного материала

Структура тематического планирования включает следующие разделы :

1) Титульный лист.

Класс, название учебного курса, количество часов по плану.

Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возмож­ ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­ фективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожале­ нию, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­ преодолимые трудности в подготовке эффективных уроков , особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

Директор школы МБОУ СОШ №

Зам. директора по УМР

На заседании МО

Календарно – тематическое

планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.

Тема и основное

умения и навыки

Тема и основное

умения и навыки

Название тем курса

Тема и основное

умения и навыки

Название разделов, тем,

Номер урока по теме

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Календарные

Тип и форма

Простой календарный план

Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (Тематические блоки)

Занятия и основные вопросы

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необ­ ходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавит­ ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект темати­ ческого блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­ тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля) . Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо­ вания.

Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму­ лируются их темы и основные вопросы.

Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­ нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­ ные понятия фиксируются в четвертой графе.

В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.

Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз­ вития учащихся.

В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ ного материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет­ ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.

Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта .

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.

Корректируйте учебный план ежегодно по каждому уровню общего образования в начале календарного, учебного года и по необходимости, чтобы учесть запросы родителей и выполнить требования законодательства. Читайте, что проверить в структуре и содержании учебного плана по ФГОС общего образования.

Что проверить в структуре учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов именно столько часов и лет обучения. Учтите, что в учебном плане надо указать только урочные занятия. Не включайте в него мероприятия внеурочной деятельности из основной или формируемой части ООП. Изложите их отдельно – в плане внеурочной деятельности. Часы на эти занятия в учебный план включать не надо. Убедитесь, что в пояснительной записке сделали об этом пометку.

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили:

  • время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю;
  • предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений;
  • максимальную аудиторную нагрузку.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

Соотношение частей ООП на разных уровнях образования

соотношение частей

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

ПРИМЕРЫ:

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Что проверить в содержании учебного плана

ФГОС общего образования устанавливают требования к содержанию учебного плана ООП каждого уровня. Проверьте, чтобы учебный план определял состав и объем учебных предметов, курсов, их распределение по классам (годам) обучения, общий и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Перечень предметов

ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Подробности смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

Обязательная предметная область

Учебный предмет

Начальное общее образование

Русский язык и литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы мировых религиозных культур

Искусство

Технология

Физическая культура

Основное общее образование

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Иностранные языки

Второй иностранный язык

Общественно-научные предметы

Математика и информатика

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области

можно организовать,если включить отдельные тематические

блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам

общественно-научного цикла – истории,

Естественнонаучные предметы

Искусство

Технология

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

В обязательной части учебного плана среднего общего образования укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье представлены основные методические рекомендации по составлению календарно -тематических планов по учебным предметам в начальной школе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.

5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.

Календарно-тематическое планирование * – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:

Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

Читайте также: