Гигиена в учебной деятельности в доу

Обновлено: 06.07.2024

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов. Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянство требований со стороны всего персонала группы.

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка. Этому способствует:

- своевременность приема пищи;

- своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

- соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице.

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы :

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно:

- преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как мама-терапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и время - затратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса. Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

Процесс кормления — это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой).

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне (продолжительность ее определяется многими фак­торами), а затем уровень работоспособности постепенно снижа­ется, так как начинаются процессы утомления. Степень утомле­ния отражают количественные и качественные показатели. К пер­вым относится снижение производительности труда за единицу времени, ко вторым — понижение точности выполняемой рабо­ты и появление большого количества ошибок. Наряду с этим про­исходит снижение эффективности физиологических затрат, когда на единицу выполняемой работы требуется больше энергии.

Существует ряд поведенческих реакций, по которым воспита­тель может определить начало возникновения утомления у ребен­ка на занятиях. На I стадии утомления у ребенка может наблю­даться возбуждение, которое проявляется в двигательных и рече­вых реакциях. Он может совершать посторонние движения (вска­кивание с места, подергивание ногой, почесывание, толкание в бок соседнего ребенка, посторонние разговоры, неадекватный смех). Физиологи полагают, что в основе этого лежит механизм, связанный с ослаблением индуцированного торможения и ирра­диации процессов возбуждения в коре головного мозга.

Для снятия начинающегося утомления необходимо провести физкультминутку, Переключить внимание или предложить новый вид деятельности. Если педагог не замечает этих явлений или де­лает замечания дисциплинарного характера, не переключает вни­мание детей, то возникает II стадия утомления — двигательная заторможенность. Она характеризуется расслаблением тонуса, ре­бенок голову подпирает рукой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы. В этом состоянии учебный материал на заня­тиях усваивается плохо, ослабляется память, выработанные ус­ловные связи непрочные. Физиологический механизм этой стадии заключается в снижении уровня возбудимости в творческих цент­рах головного мозга.

При прогрессировании утомления может возникнуть III ста­дия, при которой наступает торможение в творческих отделах коры головного мозга. Если детей, находящихся в этой стадии, попро­сить опустить голову на руки, размещенные на столе, закрыть глазки, то через 5 — 10 мин многие из них будут находиться в состоянии сна. Накопление утомления может принести к пере­утомлению. При переутомлении нормальный отдых, сон не сни­мают утомления, при этом сильно ослабляется память, наруша­ется логическое мышление, способность к абстрактному мышле­нию, возникает опасность неврозов.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь в том случае, если они выспались, сыты, сухие, т.е. когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливость или перевозбуждение — игры-занятия следует прекратить.

1. При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами.

• Максимально допустимое количество учебных занятии в пер­вой половине дня в младшей и средней группах не должно превы­шать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех.

• Их продолжительность в младшей и средней группах — не более 10—15 мин, в старшей — не более 20 — 25 мин, а в подгото­вительной — 25 — 30 мин.

• В середине занятий необходимо проводить физкультминутку.

• Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.

• Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй по­ловине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю.

• Длительность этих занятий — не более 30 мин, и, если они носят статический характер, в середине занятия следует прово­дить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда).

• Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20 — 25 мин, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

При организации режима пребывания детей в детском саду впустимо использовать занятия в качестве преобладающей организации обучения. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети зани­маются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобран­ная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, анемию. Дети до­школьного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что из-за усиленного роста и развития организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость не­благоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветри­ваться, иметь температуру воздуха 20 — 21 °С, относительную влаж­ность 30—60%.

В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдаться тишина (разреша­ются только негромкие разговоры, связанные с выполнением ра­боты). Если воспитатель сопровождает объяснение показом карти­нок, игрушек, натуры, которые должны быть хорошо видны де­тям, ему не следует вставать между простенками окон, где освеще­ние резко снижено. Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изобра­женная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32 х 21 см. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во 2-й младшей груп­пе — не более 2—3 мин, в средней — 4 — 5 мин и в старших — 5 — 7 мин).

Для рисования дают белую плотную бумагу, немного шерохо­ватую, которая не просвечивает и не промокает. Можно исполь­зовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как закрашивание большой плоскости утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняе­мые красками, могут быть крупнее.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

С КОМПЬЮТЕРОМ

Установлено, что основное воздействие на организм оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться следующие симптомы: покраснение глаз, зуд, двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений — особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, мерцание, маленький контраст и пр.). Соблюде­ние оптимальных параметров яркости, контраста, угловых разме­ров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экран­ного изображения позволяет несколько снизить зрительное утом­ление при работе с ВМ, но совсем избежать его не удается.

Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла по­верхности одного ВМ и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВМ — не менее 1,2 м. Помещения, где устанавливаются игровые комп­лексы, оборудуют одноместными столами, состоящими из двух частей, или столами, соединенными вместе: на одной поверхно­сти стола располагается видеомонитор, на другой — клавиатура.

Конструкция стола для ПК или ВМ должна предусматривать следующее:

плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фик­сацией горизонтальной поверхности для ВМ в пределах 460 — 520 мм при глубине 550 мм и ширине не менее 600 мм;

• ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

• ровную, без углублений поверхность стола для клавиатуры;

• пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.

Размер экрана по диагонали должен быть не менее 3 1 см. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60 — 70 см, допустимое — не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану. При работе с компьютером линия взора ребенка (от глаза до экрана) приходится на центральную часть или 2/3 высоты экрана и перпендикулярна к нему.

Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна уставлять не менее 4,5 — 6 м 2 . Количество мест зависит от площади зала, но не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.

При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие углеводородных соединений в воздух (не допускается пластик, ДСП). Поверхность пола должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Оптимальным является деревянное покрытие, допустимым — линолеум с антистатическими свойствами. Запрещена окраска стен в темные тона. Необходимо следить за оптимальными параметрами температуры воздуха (19 — 20°С).

Если температура наружного воздуха не ниже 0°С, то занятия могут проводится при открытых фрамугах. Для повышения влажности воздуха следует использовать увлажнители. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных видеомониторов.

Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наи­более высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответ­ствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обяза­тельно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), под­тверждающий ее безопасность для детей.

Через 5 — 7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиоло­гического напряжения. Может использоваться специальная гим­настика для глаз. Наиболее эффективны упражнения, которые наряду со снятием зрительного утомления предупреждают нега­тивные последствия, связанные с длительной статической позой. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить и после окон­чания работы на компьютере.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Гигиена учебной деятельности в ДОУ. Требования к режиму помещения (воздушная. Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Гигиена учебной деятельности в ДОУ. Требования к режиму помещения (воздушная среда, тепловой режим, водоснабжение и мебель) Выполнила студентка Зуева Н.А.

Требования к участку: Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

Требования к участку: ДОУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Требования к участку: На земельных участках следует предусматривать групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Групповые должны иметь кроме открытой, инсолируемой части затемненную.

Требования к зданию: Гигиенические требования к планировочной структуре здания определяются содержанием воспитательной работы с детьми. Здание ДОУ включает: - групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; - специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; - сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная); - служебно-бытовые помещения для персонала.

Требования к зданию: Детские ясли, детские сады должны размещаться в отдельно стоящих зданиях высотой не более 2 этажей. Должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений.

Требования к отоплению и вентиляции: Здания ДОУ оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Требования к отоплению и вентиляции: Теплоснабжение зданий ДОУ следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.

Требования к отоплению и вентиляции: В сельской местности в одноэтажных малокомплектных ДОУ по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора и пожарной инспекции допускается печное отопление. Не следует устанавливать железные печи.

Требования к отоплению и вентиляции: В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80 град. С. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками. Не следует использовать ограждения из древесно-стружечных плит и др. полимерных материалов. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2 град. С выше.

Требования к отоплению и вентиляции: В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 град. С. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40 - 60%, в кухне и постирочной - 60 - 70%.

Требования к отоплению и вентиляции: Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Наиболее эффективное - сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

Требования к отоплению и вентиляции: При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 град. (с учетом возраста детей). Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Требования к отоплению и вентиляции: В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин. до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом.

Требования к водоснабжению и канализации: Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Требования к водоснабжению и канализации: Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами. Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными. При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации выбор и устройство местных систем водоснабжения и канализации допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Требования к водоснабжению и канализации: В неканализованных районах ДОУ оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местного выгреба, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения, или устройством местных очистных сооружений. 2.7.6. Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов - смесителей.

Требования к водоснабжению и канализации: При отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в пищеблок, изолятор и другие помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. С.

Требования к водоснабжению и канализации: К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных комнатах. Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения.

Требования к мебели: Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Оборудование и мебель при наличии неисправностей или дефектов не используются. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Требования к мебели: Шкафы для верхней одежды и обуви детей оборудуют сушильными устройствами. При их отсутствии устанавливают специальные сушильные шкафы. Шкафы для одежды и обуви следует закреплять и оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.

Требования к мебели: Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение приемной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей. В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.

Требования к мебели: В групповых для детей раннего ясельного возраста устанавливают в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 x 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

Требования к мебели: Вблизи буфетной устанавливают пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 - 12 месяцев (высота столика - 0,7 - 0,75 м, высота сидения от верхней кромки стола - 0,2 м). Пеленальный стол располагают вблизи умывальника, над которым оборудуется вешалка для полотенец. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.

Требования к мебели: В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы - для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 град. - для детей старшей и подготовительной групп. Стулья должны быть в комплекте со столом - одной группы мебели, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей

Требования к мебели: Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть физкультурное оборудование: лестницу-стремянку (высота - 1,0 м, ширина - 0,9 м, расстояние между перекладинами - 0,13 м), гимнастическую стенку (высота - 1,5 м, ширина - 1,3 м, расстояние между перекладинами - 0,15 м), снаряды для пролезания, ребристые доски, гимнастические скамейки и т.п. Физкультурное оборудование и инвентарь для детей ясельного и дошкольного возраста следует сгруппировать в виде спортивного уголка.

Требования к мебели: При оборудовании групповой соблюдают следующие требования: - столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места; - для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места; - четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда; - двухместные столы - не более чем в 3 ряда; - расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; - расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м; - расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5 - 3 м (угол рассматривания должен составлять не менее 45 град). Размер настенной доски - 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.

1. Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению занятий, экскурсий и наблюдений с учетом возрастных особенностей детей.

Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.

Активная познавательная деятельность требует определённых условий, ограничения естественной двигательной активности, напряжения, внимания и т.п. Поэтому при организации непосредственной образовательной деятельности особое значение имеет выполнение гигиенических и педагогических требований в свете новых ФГОС дошкольного образования, направленных на предупреждение отрицательных воздействий на ребенка. Для того чтоб занятия максимально способствовали всестороннему развитию дошкольников и не приводили к утомлению, при организации образовательной деятельности следует предусмотреть ряд основных требований:

требования уважения к человеческому достоинству детей;

использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

поддержка инициативы и самостоятельности детей;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Обучение на занятиях независимо от формы его органи­зации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенное строение (структуру), кото­рое во многом диктуется содержанием обучения и специ­фикой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрыв­но связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия (вводная часть) предполагает непосредственную органи­зацию детей: необходимо переключить их внимание на пред­стоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соот­ветствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия (основная часть) - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в ус­воении знаний и умений, которые определены учебной зада­чей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуа­лизируются в соответствии с уровнем развития, темпом вос­приятия, особенностями мышления каждого ребенка. Пе­дагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднитель­ного положения.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка по­лучился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия (заключительная часть) посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивиду­альных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усер­дие, желание выполнить задание, т.е. активизирует поло­жительные эмоции, связанные с содержанием обучения. В средней группе он дифференцированно подходит к оцен­ке результатов деятельности детей, их отношения к выпол­нению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внима­тельного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошиб­ки, осознавать их причины.

В середине занятия проводят физкультминутку, а в конце занятия, для снятия напряжения - гимнастику для глаз. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В течение дня образовательная деятельность строиться на основе

принципов рационального сочетания различных видов деятельности, с максимальным использованием двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Лучше всего большую часть образовательной деятельности организовать в форме экскурсий, проектных методик, исследовательской деятельности. Экскурсии осуществляются регулярно, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

Основные требования к организации и проведению экскурсий:

Предварительно воспитатель намечает экскурсию, исходя из требований программы, составляет план;

Выбирает самый простой и безопасный путь и место отдыха, определяет расстояние, исходя из физических возможностей детей - продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут.

Ставит в известность заведующую, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы ДОУ;

Получает разрешение на проведение экскурсии, согласует время;

Предупреждает родителей о предстоящей экскурсии, приглашает их принять участие в совместном мероприятии;

При проведении экскурсий группу детей должны сопровождать не менее 2 взрослых;

При проведении экскурсии воспитатель соблюдает установленный режим, длительность прогулок;

Воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств;

Проверяет состояние игрушек, инвентаря;

Согласовывает с медсестрой возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха;

Еще раз читает инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников во время целевых прогулок и экскурсий;

Проверяет списочный состав детей перед выходом на экскурсию;

В день экскурсии делает отметку в журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ;

Сообщает детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

Берет с собой сигнальные флажки для безопасности;

Обращает внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

Напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах.

На протяжении экскурсии педагог должен стремиться поддержать у

ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

Среди разнообразных методов образования дошкольников важное место занимает наблюдение.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить) - это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны

быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения, а именно:

объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке;

педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в переска­зывании, рисовании, лепке, игре);

обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ во многом определяется стилем, формами и методами руководства работой педагогического коллектива, технического персонала со стороны заведующей. Она в первую очередь несет ответственность за обеспечение всех условий для организации и проведения занятий, экскурсий и наблюдений в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

2. Анализ требований САНПИН к организации обучения детей в дошкольном образовательном учреждении

СанПиН 2.4.1.3049 - 13 с изменениями на 27 августа 2015 года

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

6.6. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Стулья и столы одного размера маркируют одинаковым рисунком, чтобы дети могли самостоятельно их находить. Два раза в год воспитатель и медсестра осуществляют контроль за соответствием размеров столов и стульев показателям каждого ребенка и при необходимости меняют порядок рассаживания детей с учетом изменения их роста.

Читайте также: