Герменевтика как теория истолкования и понимания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Герменевтика как наука толкования, понимания. Предтеча герменевтики экзегетика – искусство толкования священных посланий и текстов (Веды в Древней Индии, Авеста в Древнем Иране, Дельфийский оракул, поэмы Гомера в Древней Греции, Священное Писание в эпоху средневековья и т.д.).

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

Таким образом, решающее значение для становления герменевтики как философской доктрины имел поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической. Основным вопросом для герменевтики становится вопрос не об условиях, при которых познающий субъект может нечто понять, а о том, как устроено то сущее, бытие которого состоит в понимании. Из этого вытекает ряд принципиальных следствий.

Герменевтика представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. Правда, в XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов и приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли. Сам этот термин восходит к имени посланца Богов Гермеса, который, согласно древнегреческой мифология, должен был истолковывать и объяснять людям божественные вести.

Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены вначале XIX в. немецким философом, протестантским теологом и филологом Ф. Д. Шлейермахером (1768—1854). Он был автором многочисленных трудов по истории греческой философии, блистательным переводчиком произведений Платона, одним из основоположников немецкой школы аитиковедов. Для Шлейермахера герменевтика связана, прежде всего, с пониманием психологии и характера автора исследуемого текста.

Взгляд на герменевтику как на методологическую основу гуманитарного знания был выработан в работах известного немец­кого философа, психолога и историка культуры Вильгельма Дильтея (1833—1911).

С точки зрения Дильтея, человек не имеет истории, он сам есть история, раскрывающая, что он представляет собой такое. Философ четко отделял от человеческого мира истории иной, природный мир.

Дильтей относился к историческим текстам как к нашему прошлому, превращаемому в настоящее путем восстановления прошлого в целостности его жизненных проявлений.

Словом, обращаясь к истории культуры и сравнивая себя с другим (объективированным), исследователь тем самым проникает в душевную целостность текста, познавая при этом и свою индивидуальность.

Исследователь, следовательно, проникает в историческую реальность, используя герменевтику как методологию понимания письменно зафиксированных проявлений жизни.

Герменевтика философия Гадамер

Конкретизация учения о понимании связана с именем ученика и последователя Хайдеггера — Ханса Георга Гадамера (род.1900). Его интерес сосредоточен на философии понимания. Он, рассматривая понимание как способ человеческого существования, конкретизирует этот универсальный способ освоения мира с помощью понятия опыта.

Гадамер ставит на место познания опыт: жизни, философии, истории, искусства.

Он исходит из того, что такой опыт дает гораздо больше, чем это может быть исследовано с помощью научного познания.

Гадамер считает: философское значение герменевтического опыта заключается в том, что именно в нем постигается истина, недоступная для научного познания.

В качестве среды герменевтического опыта он рассматривает язык, подчеркивая, что человеческий опыт доступен и понятен нам как языковой опыт. Иными словами, мир, выражая себя в языке, предоставляет этим возможность для его постижения.

Гадамер отмечает: «Все феномены взаимосогласия, понимания и непонимания, образующие предмет так называемой герменевтики, суть явления языковые. Однако тезис, который я осмелюсь поставить на обсуждение, будет более радикальным.

Следовательно, понимание является формой осуществления общественной жизни, как и бытия вообще.

По Гадамеру, таким образом, герменевтика становится онтологией, основанием которой служит язык. С этих позиций понимание представляет собой прежде всего бытие. Но, если бытие человека заключено в понимании, то человек — это понимающее бытие.

Важнейшей особенностью понимания выступает идея герменевтического круга. Речь идет о принципе понимания определенного текста, основанном на взаимосвязи части и целого.

Другими словами, понимание рассматривается как своего рода движение по кругу: от части к целому, и от целого к части. Для понимания целого необходимо понять его части; однако, с другой стороны, для понимания отдельных частей требуется иметь представление о смысле целого.

Слово герменевтика

Слово герменевтика английскими буквами (транслитом) — germenevtika

Слово герменевтика состоит из 12 букв: а в г е е е и к м н р т

Значения слова герменевтика

Что такое герменевтика?

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike), в широком смысле — искусство истолкования и понимания.

1. Герменевтика — направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми — истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

• как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

Главная идея герменевтики: существовать — значит быть по­нятым.

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций — случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

К числу современных философов- герменевтов можно отне­сти Ф. Шлейермахера (1768 — 1834), М Хайдеггера (1889 — 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя.

Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• сравнения — сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу

автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах — условиях чело­веческого существования.

Их два — положенность и понимание:

понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни, своего места в мире).

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей человеческой культуры. Цель филосо­фии — разработать метод понимания человеческой субъективности.

По Рикеру, человеческая личность телеологична — направ­лена в будущее.

Герменевтика как философское направление: кратко

Герменевтика как философское направление

Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768–1834) – протестантским теологом и философом.

Вильгельм Дильтей (1833–1911) – представитель философии жизни, основатель понимающей психологии.

Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности.

Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого – через сочувствование, сопереживание. Герменевтика – метод понимания культуры.

Истолкование поэтического слова – главная цель и функция философии герменевтики.

Выдающийся представитель герменевтики XX в. – Ханс Георг Гадамер (1900 г.).

Х. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии.

Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

Герменевтика как философское знание – это анализ процесса понимания движения к истине. Она – не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей – язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры.

Предмет философии и ее место в системе научного знания

Герменевтика – методология интерпретации

Данное направление стало настолько популярным, что было выделено в отдельную область исследований – герменевтику, и приобрело ряд последователей.

Действительно ли авторы произведений вкладывали определенный смысл в свои работы, оставляя подсказки последующим поколениям, или это всего лишь домыслы исследователей? Существует ли единый взгляд на трактовку послания или каждый человек видит то, что близко ему на данный период времени? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Значение и происхождение герменевтики

Герменевтика – одно из направлений философии, занимающееся анализом условий понимания. Философы-герменевтики исследуют, например, как наши культурные традиции, история, язык и природа влияют на интерпретацию [OUPblog, 2017].

Герменевтика как методология интерпретации занимается проблемами, которые возникают при работе со значимыми человеческими действиями и продуктами таких действий, особенно с текстами [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016]. Если говорить кратко, то герменевтика описывает интерпретацию смыслов – объяснение, анализ, комментарий.

Первоначально применяемая к толкованию Библии, она включала в себя достоверные прочтения плюс экзегезу (комментарий о том, как следует применять полученные знания). В XIX веке герменевтика стала рассматриваться как общая теория интерпретации, относящаяся к текстам любого описания.

Философ Дэвид Хой прослеживал происхождение данного термина от греческого бога Гермеса, который, среди прочего, был изобретателем языка и переводчиком между богами и человечеством [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

На самом деле, основные проблемы, которые была призвана решить герменевтика, преобладали в жизни человека и неоднократно и последовательно требовали рассмотрения. Первоначально она возникла как ответ на дебаты об интерпретации библейских писаний.

Представители Римско-католической церкви считали, что истинное значение библейских текстов может рассматриваться только через призму традиции. Реформаторы, наоборот, полагали, что некоторая версия истинного значения этих библейских текстов могла быть получена от современных, обычных читателей, многие из которых не были знакомы с основными канонами католической церкви.

Вскоре после этого немецкий философ Фридрих Аст предложил новый взгляд на герменевтику. Он считал, что она представляет собой нечто большее, чем просто интерпретацию библейских текстов. По мнению Аста, герменевтика включала в себя попытку воссоздать в максимально возможной степени первоначальное намерение автора путем анализа текста, не ограничиваясь при этом линзами исторической или религиозной традиции или современной культуры [Literary Theory and Criticism, 2016].

Традиционная герменевтика (включая библейскую) относится к истории интерпретации письменных текстов, особенно в области литературы, религии и права.

Современная герменевтика охватывает не только вопросы, связанные с письменным текстом, но и все, что связано с процессом интерпретации. К ней относятся вербальные и невербальные формы общения, а также аспекты, влияющие на общение, такие как предположения, предварительное понимание, значение и философия языка и семиотика [Literary Theory and Criticism, 2016].

В наше время герменевтика занимается интерпретацией и пониманием человеческих действий сквозь призму политических, культурных, экономических и социальных институтов. Как методологическая дисциплина, она предлагает набор инструментов для эффективного решения проблем трактования человеческих действий, текстов и другого значимого материала [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016].

Современная герменевтика также должна задаться вопросом, как цифровая революция меняет условия понимания текстов. Например, кодировки текста уже являются интерпретацией, а различные параметры поиска представляют тексты через определенный, предварительно выбранный фокус [OUPblog, 2017].

Герменевтические подходы к значению тематизированы и используются во многих академических дисциплинах: археологии, архитектуре, исследованиях окружающей среды, международных отношениях, политической теории, психологии, религии и социологии. В частности, философская герменевтика уникальна тем, что вместо того, чтобы использовать особый подход к значению, она связана с природой значения, понимания или интерпретации.

Философская герменевтика

Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста. Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг. Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.

Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым. То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения. Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.

Юридическая герменевтика

Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы:

  1. Как мы можем решить, что означает данный закон?
  1. Кто принимает это решение?
  1. Каковы критерии для принятия этого решения?
  1. Являются ли критерии, которые мы используем для определения того, что означает данный закон, хорошими критериями?
  1. Достаточно ли их?
  1. Как и кем были выбраны эти критерии?
  1. В каких социально-политических, социокультурных и социально-исторических контекстах были созданы эти критерии?
  1. Являются ли критерии, которые мы использовали в прошлом для определения значения того или иного закона, критериями, которые мы должны использовать сегодня?
  1. Каким личным или политическим целям служат значения законов?
  1. На каком основании одно значение данного закона может быть обоснованно приоритетным по сравнению с другим? [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации. С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.

В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.

Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2020].

Различные взгляды на герменевтику

По мнению американского педагога и литературного критика Эрика Дональда Хирша, действительная интерпретация предполагает толкование желаемого автором смысла. Такая конструкция учитывает кругозор и образ мыслей автора, его ожидания – общие, культурные и общепринятые [Literary Theory and Criticism, 2016].

Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте утверждал, что возможности герменевтического анализа ограничены. Он отмечал, что этот способ анализа рассматривает интерпретацию только с точки зрения повседневного языка, а не с точки зрения форм социальной жизни [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкий философ Фридрих Август Вольф определил герменевтику как науку о правилах, по которым определяется значение знаков. Эти правила указывали для Вольфа на знание человеческой природы. Согласно Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют надлежащую роль в процессе интерпретации и помогают нам понять органическое целое, которым является текст. Главной задачей, которую ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога между автором текста и его читателем [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер были одними из самых ярких представителей идей герменевтики. Они полагали, что интерпретация литературы прошлого возникает из спора между прошлым и настоящим. Наша настоящая перспектива определенно связана с нашим прошлым. В то же время прошлое можно понять только через ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в создании смысла также становится значительным, поскольку интерпретация текста зависит от знаний, предположений, культурного фона, опыта, которыми он владеет [[Literary Theory and Criticism, 2016].

Ханс-Георг Гадамер расширил работу Хайдеггера по герменевтике. Он подчеркнул важность изучения исторического и культурного сознания, заложенного в артефактах. Он утверждал, что наше восприятие мира в первую очередь не теоретическое, а практическое. Мы не оцениваем объекты нейтрально на расстоянии, но они открываются нам, когда мы перемещаемся в уже существующей совокупности значимых отношений [OUPblog, 2017].

Вместо того, чтобы вовремя пресекать эти предубеждения, мыслители, изучающие данный вопрос, делают их неотъемлемой частью исследования. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, посредством которой при анализе разговоров, посредством текстов или других артефактов, становятся видимыми молчаливые предположения и предрассудки, присущие определенной расе, полу или культуре [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].

Другой ключевой элемент философской герменевтики Гадамера – настойчивое утверждение о том, что интерпретация, понимание или значение не могут иметь место вне практического применения. Для Гадамера трактование – это больше, чем просто объяснение или толкование. Помимо этого, изучение конкретного текста всегда и обязательно происходит через призму текущих проблем и интересов.

Гадамер отмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и противоречат реальности, в которой бытие и интерпретируемое понимание переплетаются. На традиционных путях к истине истина и метод расходятся. Традиция – это мировоззрение, система понимания, структура идей и верований, посредством которых данная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы же, используемые в западной традиции, не приведут к истине.

Таким образом, как сами вещи, так и участники разговора вместе создают как тему разговора (вопрос), так и ответ. Вместе они порождают истину. Более того, все это происходит в рамках традиции, которая придает легитимности и веса генерируемому значению.

Заключение

Герменевтика – это искусство понимания и самопознания. Данный процесс часто выходит за рамки простого логического анализа и общих принципов толкования. Изначально этот термин использовался мыслителями, которые обсуждали, как божественные послания или мыслительные идеи выражаются на человеческом языке.

Герменевтика возможна и в повседневной жизни, когда мы интерпретируем действия наших друзей или пытаемся выяснить, что, например, увольнение с работы означает в контексте нашей истории жизни. Мы действительно понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они имеют смысл в нашем собственном жизненном контексте и, таким образом, говорят с нами осмысленно. В таких случаях важно не впадать в крайности: не закрывать глаза на очевидные послания, которые до нас пытаются донести, но и не становиться параноиками, видящими во всем скрытый смысл.

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

Bладимир Малахов

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988
Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989
Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

Bладимир Малахов

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988
Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989
Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995

Читайте также: