Геометрическая резьба по дереву план урока

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 559 1

педагог дополнительного образования

Русин Александр Васильевич

Цель занятия:дать представление о технологии геометрической резьбы и сформировать первичные умения в её выполнении.

Образовательные:

ознакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву;

обучить выполнению рисунка под резьбу, показать приемы выполнения геометрической резьбы.

Развивающие:

содействовать развитию эстетических и художественных способностей обучающихся;

развить созидательные и познавательные способности обучающихся.

Воспитательные:

формировать творческое начало;

воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный (использование ИКТ, просмотр видеоматериала, объяснение нового материала, беседа, отработка практических навыков).

Наглядные пособия и принадлежности:

для педагога - компьютер, телевизор или мультимедийный проектор, раздаточный материал, образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву.

для обучающихся: карточки задания, тетрадь, карандаш, линейка, ластик.

Время занятия: 45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Объяснение нового материала (с просмотром видеоматериала).

Практическая работа (с перерывом на физкультминутку).

1.Организационная часть

-объяснение нового материала.

2. Просмотр видеоклипа.

Видеоурок для начинающих резчиков, в котором рассказывается о простых приемах выполнения основных элементов резьбы. О правилах безопасной работы при резьбе.

3. Объяснение нового материала (сопровождается видеопрезентацией)

Украшение деревянных изделий треугольниками, кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву. Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям: к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания, не требующая больших усилий. Все это и делает ее доступной для изучения в школе.

Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную. Слайд 4,5,6,7,8.

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.

Изучение чертежа геометрической резьбы. Последовательность работы.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика. Слайд 6.

Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.

По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.

б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.

в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.

д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.

По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.

Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:

а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б) разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки, витейка, ромбы, розетки, звездочки.

Слайд 13,19,21.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.

Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.

Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.

Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале, в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы.

Художественнуюрезьбуначинаютсразметкирисунка.Разметкуосуществляютспомощьюлинейки,циркуля,угольника,транспортира,трафаретовкарандашом.

Привыполнениирисункасгеометрическойрезьбойвырисовываютпрямоугольники,квадраты,треугольники,глазки,фонарики,лучи,ромбы

Все вырезы (углубления) вырезают косяком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Косяк берут правой рукой, как изображено на рисунке

Носком лезвия косяк ставят на грани разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все вертикальные линии.

П ри вырезании наклонных граней косяком наклоняют вправо (Рис.а) или влево (Рис. б) на угол 30…40о. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани. При этом нельзя перерезать линию разметки.

Резать следует медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (Рис.52,г), чтобы его не уводило но направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками. При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой к основанию треугольника.

Для резьбы лучше всего подходят сухие заготовки из мягкой древесины лиственных пород, например липы, ольхи, осины. Просмотр фильма по технике геометрической резьбы. Демонстрация учащимся технологии резьбы косяком.

Далее рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.

Правила техники безопасности . Слайд 9.

1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

5. Не класть нож в карманы.

При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.

Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.

Получение неровной грани при подрезке резцом.

Получение неровной, вмятой грани на месте среза.

Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.

Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,

Каждому ученику раздаю карточку задание, чертежные инструменты и письменные принадлежности. На экране монитора открывается плакат с изображением основных элементов геометрической резьбы. Ребята в своих, используя вспомогательные линии построения, выполняют рисунки этих элементов. Работа выполняется карандашом, чтобы была возможность исправления неточностей. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения задания обучающимися и таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения задания дети самостоятельно определяют виды элементов и подписывают их. Собераю карточки. Проверяю правильность выполнения задания

Проведение самоанализа выполненной работы, осуществление самооценки и её обоснования.

Организация деятельности учащихся по анализу характерных ошибок, их причин: показать ряд работ, не называя авторов, попросить учащихся сравнить их, определить соответствие образцу, выявить ошибки;

Совместное оценивание с учащимися результатов их работы на уроке, выставление отметок.

Рефлексия - ответить на вопросы:

1. С помощью какого инструмента выполняются изделия с геометрической резьбой?

2. Какие приспособления используются для заточки стамески?

3. Какими способами можно нанести изображение на заготовку?

4. Как можно избежать поломки стамески?

5. Как следует держать инструмент при выполнении резьбы?

6. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

Уборка рабочих мест.

Организация уборки рабочих мест всеми обучающимися.

Литература:

2) Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву. СПб,Литера 2004

3) Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества.

ВложениеРазмер
план-конспект урока 818 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

Дмитровского района Московской области

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
В 6 КЛАССЕ

Каменской СОШ №1

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

( ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА ПОД РЕЗЬБУ)

Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву, обучить выполнению рисунка под резьбу, показать приемы выполнения геометрической резьбы.

Воспитательная цель урока : развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока : содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный (использование ИКТ, просмотр видеоматериала, Объяснение нового материала, беседа, отработка практических навыков ).

Наглядные пособия и принадлежности:

для учителя - компьютер, телевизор или мультимедийный проектор, раздаточный материал, образцы изделий обработанные художественной резьбой по дереву.

для учащихся: карточки задания, тетрадь, карандаш, линейка, ластик.

Оформление классной доски: число, тема урока, опорные слова: сколышки, ромбик, витейка, пирамида, звездочка квадраты.

Время занятия : 45 минут.

  1. Организационная часть.
  2. Изложение нового материала ( с просмотром видеоматериала).
  3. Инструктаж.
  4. Практическая работа (с перерывом на физкультминутку).
  5. Закрепление материала

-объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

2. Просмотр видеоклипа.

Видеоурок для начинающих резчиков в котором рассказывается о простых приемах выполнения основных элементов резьбы. О правилах безопасной работы при резьбе.

3. Объяснение нового материала. (сопровождается видеопрезентацией)

Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..

Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную . Слайд 4,5,6,7,8.

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.

Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.

Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.

По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.

б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.

в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.

д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.

По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.

Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы :

а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.

Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.

Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.

Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.

Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.

Правила техники безопасности .Слайд 9.

1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.
  2. Работать следует только хорошо заточенным инструментом.
  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

5. Не класть нож в карманы.

  1. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.

Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.

  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.
  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.
  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.
  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.

Каждому ученику раздаю карточку задание, чертежные инструменты и письменные принажлежности. На экране монитора открывается плакат с изображением основных элементов геометрической резьбы. Ребята в своих, используя вспомогательные линии построения, выполняют рисунки этих элементов. Работа выполняется карандашом, чтобы была возможность исправления неточностей. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения задания учениками. таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения задания дети самостоятельно определяют виды элементов и подписывают их. Собераю карточки. Проверяю правильность выполнения задания

1)Технология 7 класс П.С.Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008.

2)Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004

3)Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная цель урока : Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы. Развить творческие способности в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность.

Воспитательная цель урока : Совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало у учащихся, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока : развить у школьников умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно, содействовать развитию эстетических и художественных способностей.

Задачи урока:

формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;

развить конструктивное мышление и творческие способности детей;

воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость

Наглядные пособия и принадлежности: раздаточный материал: карточки задания; образцы резьбы.

Для учащихся: тетрадь, карандаш, заготовка из древесины, нож.

Оформление классной доски: опорные слова - древесина, текстура, годичные кольца, волокна, нож-косяк, пласть, кромка, торец, грань.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: наглядно - иллюстрационный; иллюстративно - объяснительный, практическая работа учащихся.

Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационная часть (3 мин)

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.

У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.

Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:

ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)

Правильно - лес, а лес - это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.

На уроке понадобятся:

- остро заточенный карандаш;

- заготовки из древесины.

- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.

II. Повторение пройденного материала (10мин)

Повторение по теме "Древесина"

Учитель: Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине и пиломатериалах в 5-ом и начале 6-ого классов. (Вы будете называть ответы, а один из учащихся запишет их на доске.)

Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?

Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)

(Карточка №1) 1-2 учащихся

- что показывают годичные кольца? (возраст дерева)

- как влияют пороки древесины на качество изделий из нее? (они снижают качество древесины и возможности ее применения)

Из каких частей состоит дерево?

листья или хвоя.

Как вы знаете, из стволов деревьев получают разные пиломатериалы, скажите, пожалуйста,

КАКИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ПОКАЗАНЫ НА ЭКРАНЕ?

(Один учащийся работает у доски)

а - брус четырехкантный б - брус двухкантный в - бруски г - доски обрезные д-доски не обрезные е - пластина ж - четвертина З - горбыль

III. Введение в изучение нового материала.

Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока:

"ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"

Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.

Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово "ПРОМЫСЕЛ" произошло от глагола "ПРОМЫСЛИТЬ", то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Учитель: А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.

Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:

Правила техники безопасности при выполнении "Геометрической резьбы":

надеть и привести в порядок спецодежду.

привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.

при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.

нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

после окончания работы нож необходимо сдать учителю.

привести в порядок рабочее место и спецодежду.

Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.

Б - кромка В - торец Г - грань

11 - зеркальные звездочки

Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек , он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")

Более сложным, но самым распространенным в "геометрической резьбе" является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки - в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.

Давайте посмотрим, как же размечают заготовку под резьбу элемента "Треугольник"

IV. Практическая работа.

1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.

2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.

3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм.

Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника.

В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.

Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.

Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.

Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву.

Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.

Похвалить, проставить и озвучить оценки.

V. Закрепление пройденного материала.

I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:

а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;

б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;

в) какова последовательность выполнения резьбы;

г) с какими новыми словами вы познакомились.

Ответы на вопросы:

в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.

г) опорные слова.

Использованная литература:

Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год

Мольнар А.А. Резьба по дереву, Москва, Спектр, 1998 год

Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос, 2002 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учитель: Филимоненков Сергей Васильевич

Цель: познакомить учащихся с геометрической резьбой по дереву и обучить приемам работы с инструментом

Обучения: научить правилам выполнения геометрической резьбы

Воспитания: воспитать у учащихся бережное отношение к инструментам и материалам

Развития: развивать познавательный интерес и эстетический вкус.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, образцы резьбы, набор инструментов и приспособлений для выполнения геометрической резьбы.

Тип занятия – комбинированное.

Формы контроля: групповая, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль

Дидактические средства обучения: учебник, РТ, плакаты

Формируемые УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

Формируемые универсальные учебные действия

мобилизация внимания, уважение к окружающим

мобилизация внимания, стремление узнать новое

осознание своих возможностей

осознание важности обучения предмету;

осознание важности обучения предмету и систематического выполнения д/з

осознание интереса и важности изучения предмета;

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

коррекция своих знаний

анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы

умение планировать этапы выполнения задания

целеполагание и планирование деятельности

порядок проведения и организация урока по технологии

умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологическую терминологию.

взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

сотрудничество и общение учителя и обучающихся

вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражения своих мыслей

слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Активизация деятельности учащихся

2) Проверка готовности учащихся к занятию.

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.

Сегодня мы поговорим о геометрической резьбе.

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему уроку.

Повторение пройденного мат-ла

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?

Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)

Что показывают годичные кольца? (возраст дерева)

Как влияют пороки древесины на качество изделий из нее? (они снижают качество древесины и возможности ее применения)

Как вы знаете, из стволов деревьев получают разные пиломатериалы, скажите, пожалуйста, какие пиломатериалы вы знаете?

Эмоционально настраиваются на урок.

Отвечают на поставленные вопросы.

Изучение новой темы

Организовывать осмысленное восприятие новой информации

Сегодня мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры..

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.

Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

Правила техники безопасности при выполнении "Геометрической резьбы":

надеть и привести в порядок спецодежду.

привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.

при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.

нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

после окончания работы нож необходимо сдать учителю.

привести в порядок рабочее место и спецодежду.

Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана

рубанком или фуговальным станком.

Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника.

Более сложным, но самым распространенным в "геометрической резьбе" является элемент: треугольникили второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки - в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.

Давайте посмотрим, как же размечают заготовку под резьбу элемента "Треугольник"



Учащиеся внимательно слушают учителя, конспектируют основные моменты

Практическая работа

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.

2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.

3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм.

Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника.

В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.

Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.

Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.

Выполняют практическую работу, работают в паре

Коррекция ошибок, контроль действий учащихся

Определить типичные ошибки и возможные пробелы

Учитель консультирует, проводит обход, контроль и коррекцию действий учащихся.

Представляют результаты усвоения материала в классе , формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися способов выполнения домашнего задания

Параграф 12, стр. 70-79

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:

а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;

б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;

в) какова последовательность выполнения резьбы;

г) с какими новыми словами вы познакомились.

Ответы на вопросы:

в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.

г) опорные слова.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: познакомить учащихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить учащихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.

Развивающая: развить у школьников умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности учащихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию эстетического и художественного вкуса.

Воспитательная: совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, физика.

Оборудование:

- принадлежности учащихся (рабочие тетради, линейки, циркули, простые карандаши, ластики);

- копировальная бумага, эскизы рисунков для выполнения геометрической резьбы;

- заготовки материала (береза, осина, сосна);

- наборы резцов для художественной резьбы по дереву;

- переносная мультимедийная аппаратура;

- образцы изготавливаемых изделий с геометрической резьбой.

Ход урока:

І Организационная часть

4 Актуализация знаний учащихся.

Вопросы для устной формы ответа на связь с биологией, историей, ИЗО:

- назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;

- какие сходства и различия в художественной обработке древесины у русских и казахов?

- какие виды резьбы вам известны?

- каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?

- назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения художественной резьбы по дереву;

- назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

- какие правила техники безопасности нужно соблюдать при выполнении художественной резьбы по дереву?

Вопросы для письменной формы ответа (по карточкам):

- в карточке изображены фрагменты изделий из дерева, украшенных различными видами художественной резьбы. Задание: определить и записать под каждой иллюстрацией наименование изображенной резьбы.

- в карточке изображены разнообразные инструменты и приспособления. Задание: определить и написать под каждым изображенным инструментом или приспособлением его название и назначение.

ІІ Теоретическая часть

2.Изложение нового материала.

ІІІ Практическая часть

  1. Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами при выполнении элементов геометрической резьбы.
  2. Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания

  1. Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.
  2. Нанесение (копирование) орнамента резьбы.
  3. Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

(под фронтальным наблюдением учителя)

  1. Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;
  2. Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;
  3. Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

IV Организационно-заключительная часть:

1.Вопросы на закрепление:

- дайте определение геометрической резьбы;

- назовите виды геометрической резьбы;

- перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.

2. Прием учителем выполненных работ

3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).

5. Домашнее задание: составить орнамент из элементов геометрической

Читайте также: