Чем отличается кадетская школа от суворовского училища

Обновлено: 04.07.2024

Суворовские военные - осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы.

Кадетские корпуса - осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан мужского пола по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Суворовские училища находятся под патронажем министерства обороны, в отличие от КК, которые - под министерством образования, в КК есть только военная составляющая. Выпускники СУ пользуются привилегиями при поступлении в военные училища, в отличии от выпускников КК, у которых есть только договоры с некоторыми ВУ. Если есть желание стать военным, то поступать надо и СУ, а если это ещё не решено, но надо подтянуть дисциплину и успеваемость - тогда в КК.

Где вы такое прочитали? У меня сыновья учились один в СП СВУ, а двое в Морском КК в Кронштадте. Разницы в образовании и дисциплине нет никакой. Все трое после окончания поступили в разные ВУ без экзаменов и стали офицерами. Офицерами-воспитателями у них были военные, а начальники и СВУ, и КК - тоже офицеры. Не путайте СВУ, КК с кадетскими классами и кадетскими школами.

Сейчас отличий нет. Только названия разные, а образование и дисциплина и там, и там одинаковые. И поступление в ВВУЗ, тоже, одинаково: в основном без экзаменов и вне конкурса.

Суворовское училище и кадетский корпус относятся к наиболее известным учебным заведениям Российской Федерации. Однако далеко не всем понятны отличия, которые присутствуют между этими двумя организациями. Разобраться в данном вопросе поможет настоящая статья.

Кадеты: кто это?

Для начала необходимо отметить, что под кадетским корпусом Министерства обороны РФ подразумевается начальное военно-учебное заведение, в котором молодежь обучается по общеобразовательным программам, а также одновременно подготавливается к военной карьере в будущем.

Основная отличительная особенность кадетского училища заключается в том, что учащиеся данной организации имеют возможность получить раннюю профессиональную ориентацию по профилю конкретного вида или рода Вооруженных сил РФ.

Лица, обучающиеся в кадетских корпусах, называются кадетами. В данное учебное заведение принимаются не только подростки мужского пола, но также и девушки (например, школьницы могут поступить в Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ").

Дополнительно стоит отметить, что помимо корпусов также еще есть кадетские школы, в том числе и интернаты. Они подчиняются Министерству образования РФ. При этом основная задача этих учебных заведений заключается в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие обучающихся. Все эти качества должны их подготовить к будущей службе на воинском поприще.

О суворовцах

В рамках суворовских училищ осуществляется обучение воспитанников по общеобразовательным программам среднего общего образования, а также по дополнительным направлениям, которые в дальнейшем обеспечат поступление выпускников в военные учебные заведения.

Воспитанники суворовских училищ носят название – суворовцы. Прием в данные учебные заведения доступен только для лиц мужского пола , подходящих по состоянию здоровья, возрасту и иным параметрам.

Обучение суворовцев осуществляется в соответствии со следующими целями:

  • подготовка воспитанников к поступлению в военные институты;
  • обеспечение всестороннего развития обучающихся (нравственного, культурного, физического и т.д.);
  • развитие в учащихся любви к Родине и готовности ее защищать;
  • привитие дисциплинированности, целеустремлённости, воспитание любви к военной службе и т.д.

Главные отличия учебных заведений

Как уже было отмечено выше, между суворовским училищем и кадетскими корпусами есть ряд определенных различий. Главным образом они касаются программы, по которой обучаются воспитанники, допустимого возраста поступления в учебное заведение и т.д.

В целом, несмотря на то, что между этими двумя учебными заведениями есть некоторые отличия, порядок организации и осуществления образовательной деятельности для них един. Он утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 515.

В рамках данного документа помимо основной информации также подробно расписан порядок приема в суворовские и кадетские училища, требования, предъявляемые к кандидатам, список необходимых документов и перечень льготников, обладающих преимущественным правом на поступление в учебные заведения такого типа.

В каком возрасте зачисляют?

Как в суворовское, так и в кадетское училище поступить можно только при достижении определенного возраста. Прием с первого класса в данные учебные заведения не производится.

Так, в кадетских корпусах предъявляются следующие требования к возрасту абитуриентов:

  • Кадетское училище радиоэлектроники – не старше 16 лет (к моменту поступления кандидат должен окончить 9 классов).
  • Военно-технический, ракетно-артиллерийский и Омский кадетский корпус – не старше 15 лет (обязательно окончание 8 классов).
  • Военно-космический кадетский корпус – в возрасте 14 лет (для кандидатов, окончивших 7 классов).
  • Кронштадтский морской корпус – 11 лет (окончившие 4 класса).

В случае поступления в суворовское училище кандидат должен находиться в возрасте 15 лет и окончить 8 классов. Такой возраст установлен для всех училищ такого типа за исключением Северо-Кавказского СВУ. Возраст поступления в данное учебное заведение составляет 11 лет (кандидат может подавать документы после окончания 4 класса).

Чем кадетская школа отличается от обычной. Преимущества и недостатки такого учебного заведения.

Чем отличается кадетская школа от обычной

В кадетском корпусе ребята также получают общее образование, однако это учебное заведение имеет массу отличий от обычной школы:

Кадетские школы от департамента — это средние общеобразовательные учреждения, в которых наряду с общими предметами дети изучают предметы военной подготовки. Они бывают двух видов: школы-интернаты и обычные школы.

  • В школах-интернатах дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома.
  • А в кадетские школы дети ходят так же, как и в обычные общеобразовательные. Существуют школы смешанного обучения, а также раздельного — для мальчиков и для девочек.

Кадетские учебные заведения бывают двух типов — школы и корпуса. Первые принадлежат департаменту образования, вторые — министерству обороны. Кроме того, бывают кадетские классы, открытые при обычной общеобразовательной школе.

Кадетские школы от департамента также бывают двух типов: школы-интернаты, где дети находятся пять дней в неделю, а на выходные отправляются домой, и обычные школы, где после уроков и дополнительных занятий ребёнок идёт домой.

В кадетских корпусах же ребята живут постоянно домой можно попасть только в увольнительные.

Кадеты в спальне и столовой

Кадетские корпуса — это школы-интернаты с проживанием и питанием

Поступить в кадетскую школу может не каждый ребёнок: необходимо хорошо сдать экзамены по общеобразовательным предметам, нормативы по физкультуре, пройти собеседование с психологом на стрессоустойчивость. Хотя есть и льготники (например, дети военных, погибших при исполнении воинского долга и пр.). Если же поступает будущий первоклассник, то необходимо заключение медицинской комиссии о состоянии его здоровья и беседа с психологом.

Кадеты обязательно носят форму. Есть повседневная, парадная, для кадетского духового оркестра. Форма каждой школы имеет свою символику, отличительные знаки.

Парадное обмундирование кадета в одной из кадетских школ; мальчики-кадеты в

Ученики обязательно носят форму с символикой своей школы, причём она бывает повседневной, парадной, для духового оркестра

Школьники обязательно изучают азы военного дела:

  • строевая и огневая подготовка,
  • военный устав,
  • ориентирование на местности,
  • медицинская подготовка и пр.

Занятие по строевой подготовке в кадетской школе

Обязательная часть программы — изучение азов военного дела

Есть летняя практика, где закрепляются полученные знания (строевая подготовка, полевые учения), отрабатывается спортивное мастерство. Кроме того, ребята наводят порядок в училище, готовят его к новому учебному году. Длится практика обычно две недели (первая половина июня).

В дни воинской славы, памятные даты России ребята обязательно несут вахту возле военных памятников (в том числе Вечного огня).

В кадетских школах и корпусах есть традиция — ребята дают клятву кадета (подобие военной присяги). Ученик даёт обещание выполнять свои новые обязанности, служить Родине и при необходимости защащать её. Это происходит всегда в торжественной обстановке (в военном музее, возле памятника и пр.). Клятва символизирует, что ученик становится самостоятельным человеком, несущим ответственность за свои поступки.

Летом кадеты обычно отправляются в специально организованные лагеря, например, палаточные. Там они, наряду с отдыхом на природе, отрабатывают полученные военные знания, выполняют боевые задания.

В школе традиционно обучаются ребята одного пола (есть специальные кадетские школы и для девочек). Однако есть исключения — школы, где вместе находятся и мальчики, и девочки, например, это Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова в г. Волжский Волгоградской области. Если мы говорим о кадетском классе в общеобразовательной школе, то там вместе учатся и мальчики, и девочки.

В кадетской школе обучаются только дети одного пола

Многопрофильность (нет гуманитарного, естественно-научного, физико-математического уклона). В кадетской школе углублённо изучают иностранный язык, математику, физику, историю, занимаются исследовательской работой, в основном, в области экологии, валеологии (например, разрабатывают способы усиления охраны окружающей среды, обеспечения безопасности здоровья).

После уроков кадеты обычно не идут домой, а проводят время в секциях и кружках по интересам (робототехника, авиомоделирование, творческие занятия и пр.). Из-за такой загруженности на занятия с репетиторами и подготовку к экзаменам в старших классах у кадетов свободного времени почти нет.

Кадеты занимаются робототехникой

После уроков ребята занимаются по интересам в разных секциях, кружках, например, по робототехнике

Жёсткий отбор учителей, большой конкурс на место. Педагог кадетской школы должен пройти специальное тестирование по своему предмету, а также другие ступени отбора (например, предпочтение отдаётся специалистам с категориями, победителям различных конкурсов).

В старших классах организуются выезды в военные училища, знакомство с их бытом.

Что касается возраста поступления в кадетскую школу, некоторые из них набирают детей с 7 лет (то есть они будут первоклассниками). Но большинство родителей предпочитают отправлять туда школьников после окончания начальных классов в обычной школе. А, к примеру, директор Первого Московского кадетского корпуса вовсе советует делать это после 6-го класса, чтобы сам ребёнок был уверен, что хочет быть кадетом, был мотивирован.

Преимущества и недостатки обучения в кадетской школе

Исходя из отличительных признаков кадетской школы, очевидны её преимущества:

  1. Всегда высокий профессиональный уровень педагогов.
  2. В кадетских школах и классах царит дисциплина и культ высоких оценок. Поэтому ребята дополнительно мотивированы на успешную учёбу.
  3. Выпускник получает блестящее разностороннее образование (объективно это подтверждают более высокие баллы по ЕГЭ), имеет прекрасную физическую форму.
  4. Почти стопроцентная гарантия поступить на бюджетные места в патронажные профильные вузы (связанные с силовыми структурами). 80% выпускников как раз и выбирают высшие заведения, связанные с армией, силовыми структурами, тем более что там им предоставляются льготы (например, образовательный комплекс заключает договор (соглашение о сотрудничестве) с профильным министерством или силовым ведомством).
  5. Однако кадеты-выпускники имеют высокие шансы поступить и в другие вузы (ведь они в большинсве своём хорошо подготовлены по различным предметам, особенно по истории, математике, иностранному языку).

Студенты военной академии им. Хрулёва на занятии

Выпускники кадетской школы без проблем поступают в лучшие вузы страны, в большинстве своём в военные учебные заведения

Между тем нужно упомянуть о моментах, которые для многих детей и родителей окажутся недостатками кадетской школы:

  1. Попасть туда не так просто, ведь требования для поступления довольно высокие.
  2. Требуемая стрессоустойчивость есть далеко не у всех.
  3. Даже если ребёнок прошёл все необходимые экзамены, психологические тесты, не исключено, что он будет тосковать по дому. Конечно, по выходным школьника могут посещать родители, но если школа находится в другом городе, посещения не будут слишком частыми.
  4. Если решение поступить в кадетскую школу всё же принималось родителями (ведь это престижно), то у самого ребёнка нет высокой мотивации к учёбе (ведь, возможно, он вовсе не мечтает посвятить свою жизни карьере военного).
  5. Не каждый ученик выдерживает довольно жёсткие условия, высокий уровень подготовки. Поэтому школьника могут отчислить из кадетской школы за неуспеваемость, невыполнение нормативов, или его родители сами примут такое решение (и ребёнок пойдёт учиться дальше в обычную школу).
  6. Ограничение кругозора, нет свободы действий: так, ребёнок не может после уроков пойти в кино, купить мороженое и пр. (это допускается только в старших классах). Отсюда снижается настроение.
  7. Изолированность от прежних друзей также может ухудшить эмоциональное состояние.
  8. По отзывам родителей, в кадетских корпусах не обходится без дедовщины.
  9. Однополое образование. Отсюда неумение общаться с противоположным полом, возможные проблемы в личной жизни в будущем.

Ученики на уроке в обычной школе и кадетской

Однополое образование в кадетской школе может провоцировать проблемы с общением с противоположным полом

Видео: один день из жизни кадетов

Видео: будни кадетского корпуса

Это амурский кадетский корпус, единственное подобное учебное заведение на Дальнем Востоке. Уже 3 года подряд оно получает самые высокие оценки со стороны минобороны и образования. Воспитанники являются победителями в смотре курсантов кадетских учреждений нашей страны.

Видео: кадетский корпус для девочек (Кузбасс)

Кадетская школа — это, конечно, интересно и престижно. Но не стоит спешить определять туда своё чадо, ведь все дети разные. Даже если школьник подходит для кадетского корпуса по всем параметрам (состояние здоровья, успеваемость и пр.), нужно взвесить все плюсы и минусы этого учебного заведения и обязательно психологически готовить к нему ребёнка (при условии, что он сам хочет стать кадетом).

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Дети полка с медалями

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

На уроке ОБЖ в противогазах

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Детские военные сборы

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

Девочка целится из автомата

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

Парень подтягивается на перекладине

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Читайте также: