География к какому профилю относится в школе

Обновлено: 16.05.2024

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и косвенные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

ВложениеРазмер
profilnoe_obuchenie.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и косвенные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства.

Структура данной программы на базовом уровне ориентируется на формирование культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический материал географии как науки и учебного предмета, помогает выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на

достижение следующих целей:

- Освоение системы знаний для понимания предмета и задач современной

географии, ее методов, структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области.

- Овладение умениями решать задачи, требующие комплексного поиска, анализа и отбора географической информации, учета географической ситуации на конкретной территории, геоинформационного моделирования явлений и процессов с учетом пространственно – временных условий и факторов.

- Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально ориентированных задач.

- Воспитание геоинформационной культуры, формирование патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально- ответственного отношения к окружающей среде.

- Приобретение компетентности в сфере географического моделирования и

прогнозирования, использования разнообразных знаний и умений в быту, обеспечения личной безопасности, адаптации к условиям среды.

- Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, Интернет, геоинформационные системы для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

- Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, дело-

и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

- Применение здоровьесберегающих методик, внедрение личностно - ориентированного подхода.

Программа включает межпредметные связи с историей, обществознанием, математикой.

Требования к уровню подготовки :

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

Знать / уметь / понимать:

- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов.

- Выполнение в повседневной жизни и в практической деятельности экологи-

ческих требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

- Конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей.

- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований.

- Особенности населения регионов мира ,их численность и динамику, этногеографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, специфику экономики отдельных стран и

регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда.

- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

- Читать карты и владеть приемами работы с ними.

- Составлять комплексную географическую характеристику стран, регионов мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные закономерности.

- Оценивать ЭГП, природно – ресурсный потенциал регионов и отдельных стран, объяснять их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и

территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

- Сопоставлять карты различной тематики.

- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические

тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических

процессов, объектов и явлений.

- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими процессами, объектами и явлениями, под влиянием разнообразных факторов.

- Составлять карты различной тематики.

Использовать приобретенные ЗУН на практике и в повседневной жизни :

- Понимания географической специфики регионов мира и отдельных стран в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха,

деловых и образовательных программ, различных видов человеческого обще

- Для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

- Нахождения и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, Интернет, геоинформационные системы для прави-

ной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной

жизни геополитической и геоэкономической ситуации в России, других стра-

нах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

Требования стандарта к уровню подготовки обучающихся относятся к трем основным видам деятельности:

- Воспроизведение знаний и умений,

- Применение знаний и умений в знакомой ситуации,

- Применение знаний и умений в измененной или новой ситуации.

Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений; показывать и описывать положение важнейших географических объектов.

Применение знаний и умений в знакомой ситуации предполагает владение умениями определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации.

Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии; объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний; давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.

Формы и методы контроля Контроль знаний, умений и навыков является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Используемые методы и формы контроля выбираются с учетом уровня подготовки учащихся, уровня их мотивации к изучению предмета. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи
с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. . Предполагается применение тестового контроля, выполнение практических и самостоятельных работ, проектной деятельности. В общем смысл заданий можно свести к

- знать основные понятия и термины

- называть или показывать

Самостоятельные работы позволяют проконтролировать знание терминов, основных понятий и ведущих положений темы.

Материал для разноуровневых заданий учитывает личностно – ориетированный

подход в обучении.

Практические работы являются тренировочными, итоговыми и пронизывают весь курс географии. Задача практических работ – обеспечить формирование практических умений и навыков, развитие творческой самостоятельности.

Часть практических работ выполняется с целью закрепления нового материала,

как в условиях урока, так и при выполнении домашнего задания, а также с целью проверки знаний и умений.

Преподавание географии на профильном уровне осуществляется мной в 10 Б классе (социально - экономический профиль).

За период обучения я выделила некоторые преимущества и недостатки преподавания географии на профильном уровне:

К числу преимуществ можно отнести:

1. Преподавание ведется 3 раза в неделю, что дает возможность учителю и ученикам изучать не только теоретический материал, но и вести на практике его отработку.

2. Содержание программы устроено таким образом, что материал, изученный с 6 по 9 класс можно повторить, закрепить.

3. Это же дает возможность подготовить учащихся к ЕГЭ.

4. Полученные знания на уроках географии дополняются знаниями из экономики, которая

изучается в профильном классе 2 часа в неделю.

К числу недостатков относится:

1. Отсутствие учебников и атласа для профильного класса, что осложняет работу учителя

и подготовку учащихся к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся".


Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения


Профильное образование: проблемы и перспективы. Роль гуманитарного профильного обучения в системе общего образования.
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф.


Индивидуальные профильные маршруты как одна из форм профильного обучения.

Свобода означает - ответственность.


Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви.

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.


Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.



У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.


Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.


Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.


Цель классов: создание и реализация условий, обеспечивающих подготовку научного потенциала страны, воспитание патриотов России, развитие практических навыков школьников, позволяющих осуществлять научно-практическую и научно-образовательную деятельность в области рационального природопользования, инженерно-экологических исследований и территориального проектирования.

Особенности образовательной программы:

1. Преподавание профильных общеобразовательных предметов на повышенном уровне для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по географии, математике и русскому языку, результативному участию в предметных олимпиадах и предпрофессиональном экзамене в рамках програмы "Академический класс".

2. Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности, участие в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

3 Осуществление осознанного выбора будущей специальности, построение индивидуальной образовательной траектории благодаря выбору элективных курсов, дополнительного образования и профориентации.

4. Приобщение к экспедиционной деятельности, формирование умений и навыков адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничества, укрепление физического и психологического здоровья, организация активного отдыха, повышение экологической культуры, воспитание нравственных и волевых качеств.

В рамках географического профиля предполагается углубленное изучение географии , экономики. Увеличено количество часов на изучение русского языка и математики. Отдельным курсом изучается экология .

Дополнительное профильное географическое образование проводится в форме кружков и секций по различным направлениям:

1. биогеография и геоэкология;

2. социально-экономическая география;

3. страноведение (на иностранном языке).

4. ландшафтоведение и рациональное природопользование

В период школьных каникул и в выходные дни проводятся образовательные программы, практические занятия на местности, географические школы и экспедиции как по территории России, экскурсии в музеи Москвы и Подмосковья, создающие дополнительные возможности для получения знаний учащимися, формирования коллектива, развития способностей и личностного роста старшеклассников.

Обучающиеся классов принимают участие в образовательно-просветительских мероприятиях в рамках программы "Академический класс":

  • проектно-исследовательская деятельность;
  • научно-практические конференции;
  • учебные практики и мастер-классы;
  • экскурсии на факультеты и лаборатории ВУЗов;
  • географические турниры, олимпиады, дебаты;
  • олимпиада Ломоносова по географии;
  • фестиваль науки и университетские субботы;
  • географические школы и экспедиции.

В работе географических классов принимают участие:

  • Учителя и педагоги ГБОУ Школа № 171.
  • Преподаватели, студенты и аспиранты географического факультетов, факультета почывоведения МГУ имени М.В. Ломоносова.

Школьный корпус № 3 ГБОУ Школа № 171 находится в 5 минутах ходьбы от ст. м. Спортивная по адресу: ул. Усачёва, 66.

Телефон для справок: 8 (499) 246-87-09 (канцелярия)

Руководитель Школьного корпуса №3: Дерябкина Елена Сергеевна, тел.: 8 (499) 246 09 13

Куратор географических классов Романов Михаил Сергеевич, тел. 8 (926) 719 22 19

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования в настоящее время поддерживается подавляющим большинством педагогической общественности и органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Этот разрыв в настоящее время достиг ужасающих размеров. Требования, предъявляемые на географическом факультете МГУ, в Финансовой академии, в Академии внешней торговли и т. д. к географическим знаниям учащихся, намного выше базового уровня знаний учащихся, заложенного в действующий обязательный минимум содержания географического образования.

Введение профильного обучения не предусматривает каких-либо резких революционных изменений существующей системы общего образования. Предполагается длительный по времени эволюционный процесс модернизации содержания и структуры образования, учитывающий реальность утверждения новых государственных образовательных стандартов в конце 2002 г. Проект образовательного стандарта по географии подготовлен как для основного, так и для профильного обучения, опубликован в периодической печати и разослан во все субъекты федерации для обсуждения, внесения замечаний и предложений.

Экспериментальная проверка утвержденной приказом Минобразования России Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ № 2783 от 18.07.02) пройдет в рамках общего широкого эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. При этом будет задействована система уже созданных экспериментальных площадок.

Для обеспечения последовательности работы по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования специальным распоряжением министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова был определен состав рабочей группы и проект плана-графика мероприятий по введению профильного обучения на период с 2003 по 2005 г. В проекте плана-графика предусматривается проведение комплекса мер по повышению квалификации и переподготовке работников для системы профильного обучения, подготовка рекомендаций по предпрофильному обучению в основной школе, разработка примерных учебных планов и программ базового и профильного обучения для образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение.

Планируется объявление в начале 2003 г. специального конкурса по созданию принципиально новых учебников для системы профильного обучения. Будут подготовлены рекомендации для органов управления образованием субъектов федерации по разработке региональных программ перехода на профильное обучение. Предполагается подготовка пакета нормативной документации по новой системе итоговой аттестации выпускников основной школы, сетевой организации профильного обучения в сельских районах. Будут подготовлены предложения в Правительство Российской Федерации об изменении оплаты труда работников образования, работающих в системе профильного обучения, и о внесении дополнений и изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении, внесены изменения в стандарт высшего педагогического образования.

В утвержденной Концепции география включена в качестве одного из профильных общеобразовательных предметов в естественно-математический профиль и социально-экономический профиль (Приложение к Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования). При этом как в естественно-математическом профиле на географию, так и в социально-экономическом профиле на экономическую и социальную географию выделяется по 4 часа учебного времени. Возникает вопрос, какую географию имеют в виду авторы Концепции в естественно-математическом профиле. Можно предположить профильный курс физической географии, тем более что содержание курса физической географии просматривается и в проекте нового Стандарта общего образования для средней школы. Такие профили, как гуманитарный и технологический, вообще не предусматривают изучение географии в профильных предметах. С этим нельзя согласиться. В эти профили логично включить курсы по глобальной географии (гуманитарный профиль) и конструктивной географии (технологический профиль).

В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т. д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы, учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях. Важно уже сейчас определить место географии в профильном обучении. Считаем необходимым вновь вернуться к Концепции школьного географического образования. Нужно более тщательно проработать содержание географического образования в профильном обучении, доработать проект Стандарта с учетом общепринятой Концепции и готовить программы и учебники для профильного обучения.

Читайте также: