Генезис и перспективы менеджмента как социального явления кратко
Обновлено: 06.07.2024
Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.
Поэтому управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.
В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.
Коротко остановимся на этих тенденциях.
Культура организации становится все в большей степени предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. В отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значительно измениться в течение непродолжительного времени (месяцы, годы). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют "культурной революцией" в менеджменте. Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. . Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности.
. Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг).
Содержание
Обзор литературных источников
Введение
1. Возникновение и эволюция менеджмента.
А) эпохи исторического развития
Б) Виды управленческой деятельности
В)Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.
2. Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
А) англо-американская
Б)японская
В)немецкая
3. Российская модель менеджмента.
4. Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.
А) Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент
Б) Направления развития менеджмента в 21 веке
5. Новая парадигма управления
Заключение
Работа содержит 1 файл
Генезис менеджмента. Перспективы развития менеджмента. Реферат.doc
Обзор литературных источников
А) эпохи исторического развития
Б) Виды управленческой деятельности
В)Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.
- Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
- Российская модель менеджмента.
- Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.
А) Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент
Б) Направления развития менеджмента в 21 веке
В отличие от аналогичных изданий, учебник В.И. Королева имеет ряд особенностей. Во-первых, включает в себя не только теоретическую часть, но содержит задания семинарских занятий, практические вопросы и деловые игры, позволяющие закрепить и углубить полученные знания. Во-вторых, структура изложения материала построена таким образом, чтобы получить базовые представления по основным направлениям современного менеджмента. В целях обеспечения логической связи рассматриваемых вопросов, выделены несколько разделов. В-третьих, материал изложен простым, доходчивым языком.
Учебник Казначевской Г.Б. отличается от аналогичных изданий, прежде всего, простотой изложения материала, большим количеством контрольных вопросов и заданий в конце каждой главы, что позволяет использовать его наряду с изданием под редакцией Королева В.И., как самоучитель. Так же большое внимание уделено психологическим аспектам менеджмента, отдельные главы посвящены правилам делового общения, компетенции в общении и стилям руководства. Также несомненным преимуществом книги является проектирование теоретической части материала на конкретные практические ситуации, предлагаемые для обсуждения.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
«К тому же есть еще несколько различий:
- управление возникло существенно раньше менеджмента.
- управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент – элемент рыночной экономики.
Действительно, управление существовало с древних времен. Менеджмент же является функцией управления. Ему свойственны и свойства управления и специфические черты, определяемые современными потребностями рыночной экономики.
Какова история менеджмента и его перспективы?
- Возникновение и эволюция менеджмента
предпринимателей с государственными и общественными органами.
государства и общества. При необходимости государственное обеспечение мер экономического протекционизма.
Управленческая мысль в докапиталистическое время и в древности не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники и т.д. возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска методов воздействия на работников, которые не видели результатов своего труда и, соответственно нуждались в стимулировании производительности.
«В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.
Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п.
В результате разделения менеджмента по функциям появились определенные виды управленческой деятельности:
- административное управление
- экономическое управление
- целевое управление
- управление проектом
- антикризисное управление
- корпоративное управление
- стратегический, тактический и оперативный менеджмент
- маркетинг и др.
Три рассмотренных подхода к управлению постепенно переплетались и послужили основой для разработки различных управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.
«Экономика настолько сильно влияет на общественные отношения, что выделяют периоды по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.
Тенденции развития менеджмента в контексте развития экономики
Перспективы менеджмента – это предполагаемые тенденции развития менеджмента как науки и практической деятельности.
При изучении перспектив развития менеджмента необходимо учитывать ожидаемые особенности развития экономических процессов, происходящих в объектах управления.
Общемировые тенденции экономического развития достаточно качественно описываются теорией экономических циклов, базирующейся на исследованиях российского экономиста Н.Д. Кондратьева. В соответствии с его предположением, одновременно протекают циклы хозяйственной конъюнктуры разной длительности:
Наиболее интересны исследования больших циклов. Для обоснования своих предположений Н.Д. Кондратьев изучил обширный материал – данные статистики за 140 лет в четырех ведущих странах с капиталистической экономикой:
- Великобритании,
- Франции,
- Германии,
- США.
В сферу исследования попали следующие показатели:
- динамика цен,
- процент на капитал,
- заработная плата,
- объем внешней торговли,
- объем производства ключевых видов промышленной продукции.
Это позволило обнаружить циклические волны, имеющие длительность от 48 до 55 лет. Ученый сделал вывод, что благодаря инновациям хозяйственная конъюнктура переходит на подъем со спада, и за счет этого возникают волны. Во многом характер развития менеджмента как искусства управления и науки предопределяется технологиями реализации этих инноваций. Основу гипотезы составило наблюдение, в соответствии с которым распределение нововведений на временной шкале неравномерно. Перед началом и на начальных этапах каждой из повышательных волн больших циклов в социально-экономической жизни общества происходят глубокие изменения, проявляющиеся в том числе в значительных технических изменениях. Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим изобретениями и новациям ведущую роль среди факторов, влияющих на изменение параметров социально-экономического развития. Они же определяют развитие инструментов менеджмента в рамках экономического эволюционного процесса, состоящего в трансформации производственных отношений и производительных сил.
Готовые работы на аналогичную тему
Если продолжить выявленные тенденции на будущие годы, то исходя из наличия повышательных волн в середине-конце XX века можно ожидать спада в конце первой четверти (2020-е годы) и подъема в середине XXI века. Переход к постиндустриальной экономике и информационному обществу неизбежно повлечет за собой сокращение объема производства материальной продукции. Соответственно, должно уменьшиться потребление энергии и увеличиться объем рынка интеллектуальной продукции.
Интеллектуальный продукт – это результаты интеллектуальной, мыслительной деятельности (открытия, изобретения, проекты, патенты, научные отчеты и т.д.).
Смещение акцентов с материальной на интеллектуальную продукцию трансформирует и вектор развития менеджмента. Если раньше (в эпоху индустриального развития) требовалось организовывать эффективное производство путем качественного исполнения рутинных операций, то в постиндустриальной экономике менеджерам нужно развивать интеллектуальный капитал организации, оптимально использовать интеллектуальные возможности каждого отдельного работника или их групп для того, чтобы при создании продукции максимально использовать синергетический эффект.
Значительная роль в создании интеллектуального продукта отведена информационным технологиям.
Перспективы развития менеджмента в XXI веке
Явной тенденцией начала XXI века является переход от производственного к маркетинговому подходу. Одним из явлений последних лет стал социально-этический маркетинг, требующий от менеджера увязать в рамках маркетинговой политики три фактора:
- прибыль организации,
- удовлетворенность покупателей,
- благосостояние людей (интересы общества в целом).
Начиная с 1930-х менеджмент пополнялся концепциями, отражающими все более пристальное внимание к отличиям трудовой деятельности людей от работы машин. В частности, был исследован вероятностный характер человеческой реакции на управляющие воздействия, научно-техническая и информационная революция, автоматизация и компьютеризация принятия решений. Вследствие этого в современных условиях менеджмент развивается по таким направлениям:
История возникновения и развития менеджмента насчитывает, примерно, семь тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, радикально изменявших его место и значение в жизни общества. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций.
Особое значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего всю систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое — Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, которое характеризовало прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением. Следовательно, существо данной революции в менеджменте заключено во внедрении светской манеры управления. Характерно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра развития практики менеджмента.
Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии до н. э. И поныне ее считают как наиболее совершенную формальную организацию в западном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, организация системы власти и формирование авторитета, а также специализация функций.
Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее главные особенности — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогащавшие теорию и практику менеджмента, происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции.
По мере того, как промышленность прогрессировала, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировалась система акционерного капитала; владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на увеличение прибыли.
Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника, стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отдаление управления от производства и капитала и, в конце концов, привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.
Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал как капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. Контроль же над производством перешел в руки профессионалов-управленцев. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали их полномочными представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. Методы дилетантов стали уходить в прошлое.
В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства; это время весьма далекое от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются его функции. В его рамки постепенно входит планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия — бюджетирование. В результате каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и внедряли особые инструменты координирования деятельности персонала, в том числе систему принятия решений, определение целей политики компании, внедрение философии управления.
Менеджмент имеет своей целью частный сектор, а не государственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но оформился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от неудовлетворительного управления могли быть колоссальными. Поэтому, благосостояние государства, получающего налоги от бизнеса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Менеджмент втягивал в свою орбиту лучших специалистов. Порой даже средние по своим способностям люди, пройдя горнило бизнеса, рынка, сложный путь управленца, становились выдающимися личностями в предпринимательстве.
Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров наступила эра нового радикального переворота в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.
Следовательно, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение. Остановимся на последнем подробнее. К концу XIX-началу XX вв. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента. Это явилось объективной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало массовый характер — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Читайте также: