Гендерное воспитание в детском саду план

Обновлено: 05.07.2024

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Цель: повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Гендерное воспитание в детском саду

Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте

Девочка и мальчик сидят на скамейке

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Мальчики и девочки в ряд

Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Детям читают книжку

Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе

К развивающему полю можно отнести:

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Интересно в игре отрабатывать простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Психологические аспекты гендерного воспитания

Нюансы воспитания мальчиков и девочек обусловлены особенностями их развития, рекомендации психолога помогут воспитателям и родителям. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

Таблица: психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики Девочки
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Методы формирования гендерной принадлежности у дошкольников

Решение задачи подразумевает выбор оптимальных педагогических методов.

Как подготовить занятие по гендерному воспитанию

Прежде чем проводить занятие по гендерному воспитанию с дошкольниками, нужно:

  1. Выбрать тему.
  2. Определить цель и методы, а также задачи.
  3. Составить конспект, где излагается краткое содержание занятия.

При помощи конспекта воспитатель формирует структуру всего занятия, определяет, сколько времени отвести на ту или иную смысловую часть. Обычно занятия по гендерному воспитанию ориентируются на временные рамки творческих занятий. По санитарным нормам они такие:

  • В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.
  • В средней группе уже 25–30 минут, с перерывом.
  • В старшей и подготовительной 30–35 минут почти как в школе.

Многие воспитатели уже разработали и внедрили в свою практику темы занятий по гендерному воспитанию, с ними можно ознакомиться в таблице. В составлении собственного конспекта воспитателю, в зависимости от выбранной темы занятия, нужно обдумать варианты формулировок цели занятия (развить у детей гендерные представления, знания детей о своей гендерной принадлежности и т. д.) и, в зависимости от этого, определить задачи, требующие решения методом занятия. В конспекте должны быть краткие описания используемых на занятии игр, упражнений, заданий по творческому труду, тексты загадок, стихов, считалок и т. п. Также воспитатель указывает, какое используется музыкальное сопровождение.

Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе;

Развивать у девочек предпосылки женственности, у мальчиков – мужественности;

Воспитывать уважение друг к другу.

Внести иллюстрации с изображением детей для последующего самостоятельного рассматривания цель: способствовать проявлению интереса к сверстниках и о себе.

Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку.

Предложить детям атрибуты для выполнения физических упражнений: гантели, ленты, гимнастические палки, скакалки. Цель: развитие двигательной активности, обращать внимание девочек на пластичность, осанку, выразительность движений, мальчиков – на количество движений, качество выполнения, силовую сторону.

Внести музыкальный центр. Предложить детям двигаться под музыку разных жанров. Цель: способствовать эстетическому развитию детей.

Оказание помощи в организации совместной экскурсии на швейную фабрику цель: развивать интерес родителей к формам педагогической работы, совместным мероприятиям.

Воспитывать положительные взаимоотношения, интерес к представителям противоположного пола.

Предложить детям материалы для продуктивной деятельности для самостоятельного изображения людей. Обратить внимание на одежду человека. Цель: формировать умение изображать людей различного пола с элементами одежды, присущими данному полу. Формировать навык идентификации человека по половому признаку.

Прослушивание музыкальных произведений о дружбе, друзьях.

Предложить детям материалы для продуктивной деятельности, альбомы с женскими прическами, нарядами для девочек, с моделями машин, самолетов. Предложить детям самим определить кто что будет изображать. Цель: развитие творческих способностей, гендерное воспитание.

Предложить детям рассмотреть карточки с изображением ситуаций нравственно-эстетического характера. Цель: закрепить умения детей отвечать на поисковые вопросы, развивать умение высказывать предположения, выбирать правильное решение.

Июнь – июль - август

Чтение детям литературных произведений цель: подбор таких произведений, в которых герои самостоятельно разбираются с возникающими трудностями и извлекают некий урок для себя, прослеживаются яркие мужские и женские образы.

Подвижные игры с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам.

1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с

Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка, как со сверстниками, так и с взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Введение в проект

Актуальность проекта.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи проекта:

  • Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.
  • Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.
  • Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
  • Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

Гипотеза реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта

У детей:

У родителей:

  • Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности.
  • Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов:

Основные принципы:

Этапы реализации проекта

Этапы: Вводный

Цели этапа:

2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.

Предполагаемый результат:

1. Подготовка к жизни счастливого, эмоционально-благополучного ребенка.

2. Накопление и систематизация информации по проблеме.

Содержание:

1. Анкетирование для родителей:

Основной:

2. Активизировать свой поиск своего места в мире по теме.

Предполагаемый результат:

2.Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.

10. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ.

Итоговый: Презентация проекта.

Подведение итогов:

Реализация содержания проекта:

Цель: Формирование представления о различии между мальчиками и девочками.

Задачи:

  • Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
  • Формировать умение пользоваться элементами речи-доказательства.
  • Воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Активизация словаря: очаровательная, плечистый, элегантные, грациозные, обаятельные, симпатичные, юноша, мускулистый, рослый и т.д.

Оборудование:

Ход занятия

Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.

Арины, Ромы, Дашеньки –
Это же не вишенки!
Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?

Мы ведь не листочки,
Мы ведь не цветочки,
Голубые, аленькие –
Мы ребята маленькие!

Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?
Потому что дружно в нём
Мы одной семьёй растём!

Оттого и говорят:
В этом доме детский сад!

Воспитатель: О ком вы только что прослушали стихотворение?

Дети: О нас, о детях, которые ходят в детский сад.

Дети: Я мальчик, я человек, я девочка, я Илья, я Арина Олеговна, я родственник, я внук, я сестра (брат), я дочь (сын) и т.д.

Воспитатель: Вот видите, оказывается, я не всё про вас знаю, вы у меня все такие разные, не похожие друг на друга. Но знаю я одно точно, что вы у меня очень дружные, можете придти друг другу на помощь, не обижаете других. Я хочу, чтобы вы всегда были такими разными, оставались самими собой, и только дружба могла бы вас объединять. Давайте покажем всем, какие мы дружные.

Воспитатель: Спасибо вам за чтение таких стихотворений и я предлагаю вас присесть на подушечки для дальнейшей беседы, но кто, на какую подушечку сядет, вы выберите сами, но при этом вы не должны забывать, что вы дружные и умеете договариваться при помощи слов. (Возле каждой подушечки лежат атрибуты для девочки и мальчика, ребёнок должен сам определить, кто в какие игры играет, уметь договориться (по необходимости) и сесть на ту подушечку, рядом с которой лежит игрушка, соответствующая его игровой деятельности).

Воспитатель: Даша, почему ты села именно на эту подушечку?

Даша: Потому что рядом с ней лежит кукла, а с куклой играют девочки, а мальчики играют в другие игры и т.д.

Воспитатель: Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга? Ну, тогда чем?

Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т.д.), физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т.д.), игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).

Воспитатель: А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали? (Определение возрастной последовательности).

  • Девочка – девушка – женщина – бабушка.
  • Мальчик – юноша – мужчина – дедушка.

Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто, каким будет.

Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений: парики, одежда, очки, сумки, украшения, обувь, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д. Воспитатель назначает, кто кем будет из девочек, и кто кем будет из мальчиков, и дети переодеваются в соответствии со своей ролью. После переодевания воспитатель спрашивает у детей, кого как зовут, и почему он именно так оделся.

  • Наташа – Наталья – Наталья Сергеевна – баба Наташа.
  • Ваня – Иван – Иван Александрович – дед Ваня.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком и о чём это стихотворение? А с кем дружите вы? И почему вы дружите именно с тем или иным другом? Почему происходят ссоры? Как вы миритесь? Как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?

Дети: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не должен обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, наоборот, они должны их защищать, помогать им, уступать им игрушки. Мальчик не должен быть слабым, ленивым, неловким, трусливым.

Воспитатель: А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?

Дети: Девочка должна быть доброй, аккуратной, много уметь делать. Не должна быть лживой, злой, ленивой, болтливой, неряшливой.

Воспитатель: А теперь девочки, предоставьте мальчикам возможность проявить смелость, ловкость.

(Мальчики встают напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга по ладоням). Тот, кто не устоял на одной ноге, считается проигравшим. Используется музыкальное сопровождение. Победителей поздравляют аплодисментами.

Воспитатель: А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, а мальчики им в этом помогут.

Воспитатель: Большое спасибо нашим кавалерам, без их помощи наши дамы не были бы такими изящными, грациозными. Мы с вами побывали в будущем, а теперь я предлагаю вам пофантазировать и оказаться в прошлом. (Воспитатель предлагает детям пройти с ней и послушать одну легенду).

Воспитатель: Много-много лет тому назад существовали рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны, благородны. Рыцари понимали, что они сильнее, выносливее, и поэтому и могут, и должны защищать слабых. А кто был слабым? Женщины, дети, старики. Вот почему с давних времён и остался этот рыцарский обычай – помогать, оберегать и заботиться о них. Поэтому мужчина всегда идёт рядом с женщиной, готовый её поддержать. В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит. Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку. Он несёт ей тяжёлые сумки. Только маленькую дамскую сумочку несёт женщина сама. Ещё она поддерживает чистоту и порядок в доме, создаёт уют.
Наверняка это будете делать и вы, когда вырастете. Но кое-что друг для друга, мальчики и девочки, вы можете сделать уже сейчас.

Воспитатель: Как вы думаете, что мальчик может сделать для девочки?

Дети: Подать куртку, пальто; пропускать впереди себя в дверях; уступать стул; помогать перейти лужу, собирать игрушки; защищать, если кто-то обидит девочку.

Воспитатель: А как должна вести себя девочка?

Воспитатель: Все мальчики молодцы, разбудили своих красавиц и нам пора возвращаться в настоящее время.

Воспитатель: Мы сегодня с вами танцевали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. И вы знаете про это стих.

Мальчики и девочки –
Все у нас равны, (читает мальчик)
Только помнить (читают девочки)
Мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.

Воспитатель: А как это – защищать?

Дети: Помочь подняться девочке, если она упала. Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки. Пропустить вперёд в дверях и многое другое.

Воспитатель: Многое сегодня на занятии узнала я от вас, много нового узнали вы от меня, но объясните мне, пожалуйста, из чего же сделаны такие красивые девочки и такие симпатичные мальчики.

Дети: Девочки сделаны из помады, бантиков, косметики т.д. Мальчики сделаны из самолётиков, танков, пистолетов и т.д.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям подарить свои рисунки и подарки, которые они приготовили вместе с родителями друг другу.

Читайте также: