Где учился ломоносов каких научных областей коснулись его исследования кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кто такой Ломоносов? Выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов едва ли нуждается в представлении. Он родился в эпоху, которой был необходим мыслитель, и сам стал этим мыслителем. Получив российское и европейское образование, Ломоносов написал передовые научные труды своего времени, основал Московский Университет, провел реформу русского языка и был избран почетным членом Болонской и Шведской Академий — это лишь небольшая часть его заслуг и достижений.

Детские годы

Учеба в Славяно-греко-латинской академии

Первым делом в Москве Ломоносов отправился в Сухаревскую башню, надеясь поступить в навигационную школу, что располагалась там. Но обнаружил, что учебное заведение было преобразовано: старшие классы переведены в Петербург, став Морской академией. Таким образом его судьба оказалась связана со Славяно-греко-латинской академией. Это учебное заведение появилось в 1687 году. Туда принимали детей духовенства и служилых сословий. Выпускников готовили для службы на церковном поприще и в государственных учреждениях. В петровскую эпоху в Академии появилось новое направление — педагогическое. Выпускники этого факультета становились преподавателями вновь создаваемых школ. Что изучал Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии? Во время учёбы он получил знания в области словесности, активно пользовался академической библиотекой, в его распоряжении были летописи, труды античных авторов, научные сочинения по геодезии, географии, истории, юриспруденции. Большое значение имели и философские курсы с уклоном в гуманизм и идеи Нового времени.

Учеба за границей

Учёбу Ломоносова в Германии серьезно осложняла нехватка денежных средств. Кроме того, Михаил Васильевич в это время женился на Елизавете Христине Цильх, дочери марбургского ремесленника. Семейные долги, отсутствие средств, чтобы расплатиться с кредиторами, сильно стесненные обстоятельства — все это вынудило Ломоносова вернуться на родину, спасаясь от преследования. Но по дороге назад он был завербован прусской армией, где провел несколько месяцев, после чего сумел совершить побег (для этого потребовалось выбраться из крепости, переплыть ров и добежать до границы Пруссии и Вестфалии).

Что основал Ломоносов?

Достижения в сфере естественных наук

Реформа русского языка и поэтическое творчество

Немало сделал Ломоносов и в области словесности. Все его исследования опирались на солидный литературный базис: ученый отлично разбирался в памятниках древнерусской литературы, читал летописи, хронографы, жития святых и церковные издания. Ломоносова принято называть автором новой системы стихосложения, в основе которой лежит полиметрическая теория. Учёный настаивал на необходимости использования в поэзии различных видов рифм. В своих работах ему удалось качественно расширить лексический состав русского языка, сблизить литературный язык с разговорным, гармонично сочетать различные языковые пласты — в этом заключалась основа его языковой реформы, что нашла отражение непосредственно в поэтическом творчестве Ломоносова-писателя. Его стихотворные произведения отличаются наличием многочисленных метафор, новизной словоупотребления, эмоциональной окраской эпитетов.

Любопытно, что творчество писателя было весьма популярно за рубежом, где печатались переводы его поэзии. Ломоносов писал преимущественно торжественные оды, посвященные тем или иным политическим событиям в стране. В этих произведениях он подводил итоги правления того или иного монарха, определял ключевые проблемы внутренней и внешней политики, давал им оценку, определял задачи на будущее. Образованная публика очень ценила стихотворные произведения Ломоносова, их переписывали от руки и распространяли в сборниках, а бродячие певцы использовали их как основу для своих песен.

Журналистская деятельность

Последние годы жизни

Ломоносов скоропостижно скончался в самом расцвете своих физических и творческих сил 4 апреля 1765 года от воспаления лёгких. Накануне этой роковой даты ученого лично посетила императрица Екатерина II. Вскоре после смерти Ломоносова все его рукописи и книги были изъяты по приказанию государыни и в последствии утеряны. Ученый был погребен на кладбище Александро-Невской лавры. От его брака с Елизаветой-Христиной Цильх, осталась дочь Елена. Остальные дети Ломоносовых умерли во младенчестве.

Монеты, посвященные М.В. Ломоносову

Памяти великого русского ученого и первого академика Петербургской Академии наук Михаила Васильевича Ломоносова посвящены несколько коллекционных монет:

В честь 300-летнего юбилея со дня рождения ученого также была отчеканена памятная медаль КПРФ, диаметром 32 мм и весом 33 г, изготовленная из латуни.

Михаил Ломоносов (литература) был не только гениальным стихотворцем, но и прогрессивным ученым. Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова была посвящена науке, познанию мира и самого себя.

Вопросы и задания

1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен?

Ломоносов учился в престижных заведениях своего времени. Сначала в Славяно-греко-латинской академии, а затем – в Германии. Это позволило ему получить доступ к разным научным знаниям и открыть свою гениальность.


Великий ученый изучал:

  • физику;
  • химию;
  • астрономию;
  • навигацию;
  • риторику – теорию ораторского искусства;
  • филологию;
  • изобразительное искусство;
  • право.

Таланты гениального просветителя заключались в способности быстро и глубоко проникать в суть природных явлений. Он был выдающимся художником и стихотворцем. Особенно отличился Ломоносов в химических исследованиях. Он даже получил профессорское звание – высшее звание, которое может получить ученый.

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова полна удивительных событий и фактов, которые заслуживают внимания.

Какие из его произведений Вам известны? О чем они?

Ломоносов был гениальным просветителем. Свои мысли он доносил не только через научные трактаты, но и посредством поэтических произведений.


Самые известные его произведения:

Михаил Ломоносов (литература) написал еще много произведений, с которыми обязательно стоит ознакомиться.

2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?

Ломоносов стал великим просветителем и ученым, а также признанным деятелем искусства, поскольку имел такие качества характера:

  • Воля;
  • Целеустремленность;
  • Любознательность (пытливый ум);
  • Настойчивость;
  • Дерзость ума – способность подвергать устоявшиеся принципы и законы сомнению;

Ломоносову помогало добиться успеха и способность строить необъятные замыслы – стремление постичь непостигаемое.


Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова была трудной, поскольку он понимал свое одиночество и видел зависть окружающих.

3. Что явилось целью жизни Ломоносова?

  • лексика церковнославянского и русского языка;
  • понятные и знакомые каждому церковнославянские слова;
  • слова живой речи.

Еще Ломоносов выделил слова простонародные, которые в литературном языке почти не употребляются.

Жанр определялся соотношением количества слов в произведении из разных стилей. Высокие – с преобладанием церковно-славянской лексики, средние – со словами живой речи, низкие – смешение слов живой речи и простонародных слов.

  • героические поэмы – высокий
  • оды – высокий
  • трагедии-драмы – средний
  • сатиры – средний
  • письма – средний
  • элегии – средний
  • комедии – низкий
  • эпиграммы – низкий
  • песни – низкий
  • басни — низкий

Михаил Ломоносов (литература) не боялся менять устоявшиеся модели и законы.

5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова подтверждает эти определения.

6. Прочитайте произведения Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.

При чтении произведений Ломоносова возникают такие впечатления:

  • пышности;
  • неутомимого стремления мысли к познанию;
  • великолепия русского слова;
  • пафоса.

Михаил Ломоносов (литература) был выдающимся деятелем науки и искусства. Он стал примером для последующих поколений.


Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.

Помимо всего этого развивал российскую науку, экономику и просвещение.

Детство

Родился Михаил Ломоносов 19 ноября 1711 года в селе Мишанинское под Архангельском. Сейчас эта деревня называется Ломоносово. Его отец — помор Василий Ломоносов, был достаточно зажиточным, он имел собственные суда, торговал рыбой. Он был очень добрым, но отличался крайней невежественностью. Маму Михаила звали Елена Ломоносова, она умерла, когда их единственному сыну Михаилу исполнилось девять лет.

Портрет Михаила Ломоносова в детстве

Вскоре Василий снова женился, мачеху одаренного Миши звали Феодора Ускова. Но семейного счастья не получилось, новая жена умерла в 1724 году, после трех лет супружества.

Ломоносов-старший тосковал об утрате недолго. В том же году он привел домой новую избранницу, вдову Ирину Корельскую. Она не любила пасынка, тринадцатилетний Миша ощущал на себе всю ее злобу и завистливость, которая буквально отравляла жизнь мальчику.

Из некоторых источников известно, что Миша всегда помогал отцу на рыбалке. Ему было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. На ранней зорьке они уплывали далеко в Белое море и с помощью плетеной сети всегда были с приличным уловом. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.

С ранних лет он очень любил читать. Грамоту он осилил под руководством местного дьячка С.Сабельникова, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. В возрасте четырнадцати лет он отлично читал, и практически все свое время проводил за учебниками. Он читал запоем, не успел закончить одну книгу, уже начинал новую. Он как будто хотел добавить к накопленным знаниям новые и новые познания.

Еще в школе на уроке литературы всем рассказывали, что Ломоносов пешком ушел в Москву за образованием. Может быть этого и не произошло бы, если бы мачеха терпимее относилась к пасынку. Но обстановка в родном доме накалилась настолько, что выдерживать бесконечные конфликты у Миши уже просто не было сил.

Мачеха злилась, когда заставала Михаила за книгой, а он все свободное от работы время только этим и занимался.

Помимо этого отец придумал, что сына пора женить, и даже начал искать для него подходящую партию. Узнав о намерении отца, Михаил решил схитрить, он притворился, что сильно заболел, поэтому свадьбу перенесли, пока он окончательно не поправится.

Это совершенно не входило в его планы, поэтому недолго думая, Ломоносов с нехитрыми пожитками, состоящими из двух рубах, тулупа и нескольких книжек, ночью сбежал из дома. Он не сообщил о своем решении ни отцу, ни мачехе, потому что его точно никто не отпустил бы. Пешком они прошли три дня, и только после этого наткнулся на караван. Он напросился к рыбакам и те разрешили парню путешествовать с ними. Шел декабрь 1730 года. На протяжении трех недель они пробирались через снежные сугробы, и только в январе следующего года попали в Москву. Расстояние от родного дома будущего светила науки до столицы составляет 1160 км.

Первая работа Ломоносова

Удивление вызывает и тот факт, что все результаты, которых он добивался физическими и химическими опытами, были очень точными, никогда не было ни одной погрешности в расчетах. Благодаря его научным трудам, современники оставили натурфилософию и алхимию, начали применять методики естествознания. Именно Ломоносов открыл кинетическую теорию газов, впервые заговорил о законе сохранения энергии, объяснил как происходит гроза и в результате чего получается северное сияние. Ломоносов занимался изготовлением красок и цветных зеркал, провел химический анализ руды. Именно ему принадлежит авторство основ физической химии.

Прочитав когда-то научные работы Коперника, Ломоносов серьезно заинтересовался астрономией. Именно ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера, он усовершенствовал светоотражающий телескоп, который потом назвали системой Ломоносова-Гершеля. Михаил был одним из тех, кто первыми понял природу Солнца. Он писал, что эта звезда в виде огромного огненного шара, потому что там вьются огненные валы, крутятся пламенные вихри и кипят камни, подобно воде.

Кроме серьезных научных изысканий, ученый занимался и развитием родного языка. Это благодаря ему мы сейчас знаем, что такое горизонт, атом, преломление лучей, температура, молекула, потому что именно Ломоносов ввел эти понятия в русский язык. До этого все термины, касающиеся техники, писались на латыни, и понять их простому народу было не под силу. Он был настолько прогрессивным ученым, что его труды казались фантастикой, опережающей время. Некоторые из его разработок были напечатаны только после его смерти, до этого они были засекречены и не издавались на протяжении столетий.

Однажды Алексей Шувалов — доверенное лицо Елизаветы и фаворит Петра Третьего, получил от Ломоносова письмо. Нужно сказать, что они были хорошими приятелями, и ученый отправил ему свою рукопись с рассуждениями о том, как сохранить и размножить русский народ. Шувалов был образованным человеком, но даже он не рискнул предать огласке эти умозаключения Ломоносова, и спрятал их подальше от общественности.

В конце 1730 года от­пра­вил­ся в Мо­ск­ву, где по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию. В но­яб­ре 1735 года в чис­ле луч­ших уча­щих­ся был на­прав­лен в Санкт-Пе­тер­бург, в университет при Пе­тербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его от­пра­вили в университет Мар­бур­га, где Ломоносов под руководством Х. фон Воль­фа изу­чал ес­тественные нау­ки и са­мо­стоя­тель­но зна­ко­мил­ся с тео­рия­ми сти­хо­сло­же­ния, бы­тую­щи­ми в Гер­ма­нии. В 1739-1740 годах Ломоносов обу­чал­ся гор­но­му де­лу, ме­тал­лур­гии и хи­мии в городе Фрай­берг (Сак­со­ния)

В 1757 году Ломоносов по­стро­ил соб­ст­вен­ный дом, ря­дом с ко­то­рым на­хо­ди­лись его до­маш­няя об­сер­ва­то­рия и ещё два не­боль­ших до­ма: для на­бо­ра мо­за­ич­ных кар­тин и про­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков. Во фли­ге­ле до­ма Ломоносов обо­ру­до­вал до­маш­нюю хи­мическую ла­бо­ра­то­рию, в ко­то­рой впо­след­ст­вии вёл опы­ты по из­го­тов­ле­нию со­ста­вов для по­лу­че­ния зер­каль­ной по­верх­но­сти соз­да­вае­мых им от­ра­жа­тель­ных ас­тро­но­мических труб.

В 1760 году Ломоносова из­бра­ли почетным членом Шведской ко­ро­лев­ской академии наук, за­тем - почетный член Академии наук Бо­лон­ско­го института.

В апреле 1765 года Ломоносов скон­чал­ся у се­бя до­ма на Мой­ке. По­хо­ро­нен на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

На­учное твор­че­ст­во Ломоносова и его жиз­нен­ный путь - пред­мет ис­сле­до­ва­ний многих отечественных и за­ру­беж­ных учё­ных. Ве­ду­щее уч­ре­ж­де­ние Рос­сии, в ко­то­ром с 1949 года ве­дёт­ся та­кая ра­бо­та, - Му­зей Ломоносова в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1956 году Академия наук СССР уч­ре­ди­ла Боль­шую зо­ло­тую ме­даль им. Ло­мо­но­со­ва, при­суж­дае­мую за вы­даю­щие­ся дос­ти­же­ния в об­лас­ти ес­тественных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук. Имя Ломоносова но­сят МГУ и Московская государственная ака­де­мия тон­кой хи­мической тех­но­ло­гии. Име­нем Ломоносаова на­зва­ны го­род в Ле­нин­град­ской области, под­вод­ный хре­бет в Северном Ле­до­ви­том океане, воз­вы­шен­ность на острове Западный Шпиц­бер­ген, кра­тер на об­рат­ной сто­ро­не Лу­ны и др.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных на­ук

Ес­тественно-на­учное ми­ро­воз­зре­ние Ломоносова сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем Х. фон Воль­фа, ко­то­рый, в свою оче­редь, был по­сле­до­ва­те­лем Р. Де­кар­та и Г.В. Лейб­ни­ца. Ломоносов счи­тал, что Бог-Тво­рец соз­дал мель­чай­шие ма­те­ри­аль­ные час­ти­цы, ко­то­рые при­вёл в дви­же­ние, пре­до­пре­де­лив за­ко­ны их взаи­мо­дей­ст­вия и пре­дос­та­вив ко­неч­но­му чис­лу час­тиц груп­пи­ро­вать­ся без его вме­ша­тель­ст­ва так, что в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­лась Все­лен­ная со мно­же­ст­вом ми­ров. Од­ним из этих ми­ров, при­чём не са­мым боль­шим, ста­ла Зем­ля. Ко­ли­че­ст­во дви­же­ния, со­об­щён­но­го час­ти­цам Бо­гом-Пер­во­дви­га­те­лем, так­же бы­ло ог­ра­ни­че­но, по­это­му в ми­ре дей­ст­ву­ет за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии и дви­же­ния, а его на­ру­ше­ние яв­ля­ет­ся чу­дом. Ломоносов внёс в тео­рию час­тиц (кор­пус­кул) пред­став­ле­ние о том, что они со­сто­ят из аб­со­лют­но твёр­дой не­раз­ру­шае­мой ма­те­рии и име­ют ша­ро­об­раз­ную фор­му различного диа­мет­ра. Эти час­ти­цы мо­гут со­вер­шать три ви­да дви­же­ния - вра­ща­тель­ное, ко­ле­ба­тель­ное и по­сту­па­тель­ное. Взаи­мо­дей­ст­вие час­тиц осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ви­де уда­ра, толч­ка или, при вра­ще­нии час­тиц, вза­им­но­го за­це­п­ле­ния вы­сту­пов и впа­дин, ре­гу­ляр­но рас­пре­де­лён­ных по их по­верх­но­сти. Пус­то­ты в ми­ре нет: ми­ро­вое про­стран­ст­во за­пол­не­но эфи­ром, час­ти­цам ко­то­ро­го Ломоносов так­же при­пи­сал ша­ро­об­раз­ную фор­му и три воз­мож­ных раз­ме­ра.

Ломоносов внёс в нау­ку ма­те­риа­ли­стический под­ход к изу­че­нию яв­ле­ний при­ро­ды, до­верие к экс­пе­ри­мен­ту как выс­ше­му кри­те­рию ис­ти­ны, ра­цио­на­лизм мыш­ле­ния и многое другое. Его про­све­ти­тель­ская, по­пу­ля­ри­за­тор­ская дея­тель­ность вы­зва­ла в об­ще­ст­ве но­вое от­но­ше­ние к нау­ке, не толь­ко как к по­лез­но­му для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва и промышленности яв­ле­нию, но и как к ду­хов­ной цен­но­сти.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­ло­гии и ис­кус­ст­ва

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1986. Т. 1-2.

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка;

3. Фото А.В. Андреева. Па­мят­ник М.В. Ло­мо­но­со­ву пе­ред зда­ни­ем Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та на Во­робь­ё­вых го­рах. Скульп­тор Н.В. Том­ский;

4. По­рт­рет им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Мо­заи­ка. 1754. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

Один из 48 видов северных сияний, награвированных в 1764 г. по рисункам Ломоносова гравером Штомглином.

19 ноября 1936 г. исполняется 225 лет со дня рождения величайшего русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Гениальный ум, блестяще сочетавшейся с исключительной глубиной мысли, дал Ломоносову возможность не только широко охватить и разработать все достижения науки своего времени, но и далеко предвосхитить их дальнейшее развитие.

Ломоносов был одновременно физиком, химиком, астрономом, географом, метеорологом, минералогом, металлургом, филологом, историком, философом, педагогом, поэтом, художником, экспериментатором и изобретателем. Во всех областях науки он оставил богатое наследство, к сожалению, далеко еще не оцененное и не изученное. Такие важнейшее разделы современной науки, как физическая химия, кинетическая теория материи, молекулярная физика и др., берут начало от работ Ломоносова.

Время деятельности Ломоносова — это время господства крепостного права. Отсталая Россия, конечно, не могла реализовать практически результатов работ этого крупнейшего ученого. Современники не поняли и не оценили его работ, и только теперь мы приступаем к реставрации этого ценнейшего наследия научной мысли ХVIII в.

Детство, юность и учеба

М. В. Ломоносов родился на далеком севере, в деревне Денисовка Архангельской губ., в 1711 г. Денисовка лежала на Северной Двине, против г. Холмогор, недалеко от Архангельска.

Отец Ломоносова был. зажиточным помором и занимался, главным образом, рыбными промыслами в Северной Двине и Белом море.

До 10 лет Ломоносов воспитывался в деревне.

Позже отец стал брать его с собой на рыбные промыслы. Много узнал впечатлительный мальчик во время своих странствований по морю. Ездил он до 19-летнего возраста. Зимой в связи с делами отца Ломоносов ознакомился с рядом ремесел на верфях Северной Двины и изучил соляное дело на поморских солеварнях Белого моря. Осенью возвращаясь с промыслов, все свободное время он отдавал книгам. Грамоте он научился рано.

Большую радость испытал Ломоносов, когда получил у соседа славянскую грамматику Смотрицкого и известную тогда арифметику Магницкого, которая представляла собой целую энциклопедию. Кроме арифметики, она давала сведения по физике, астрономии, географии, навигации и т. д., изложенные так, что читатель мог усваивать все без учителя. Эта книга прочитанная Ломоносовым несколько раз, ввела его в науку.

Горячее желание продолжать учебу окончательно определило решение Ломоносова уехать в Москву, где он поступил в единственное в это время в Москве учебное заведение — славяно-греко-латинскую академию при Заиконо-спасском монастыре.

Несмотря на тяжелое материальное положение, Ломоносов, занимаясь главным образом латынью, в один год прошел три низших класса. Однако успехи в учебе не доставляли Ломоносову удовлетворения, так как точные науки в этой академии не изучались. Окончив лучшим ученикам три следующих класса, Ломоносов в 1736 г. неожиданно для себя попал в Петербургский университет.

Для Ломоносова неожиданно открылся совершенно новый путь к дальнейшему изучению наук. С этого времени до самой смерти его научная и общественная деятельность неразрывно связаны с Академией наук, в состав которой входил и университет.

В первом же году пребывания в университете Ломоносову чрезвычайно посчастливилось.

Освоение и изучение Сибири требовало для академических экспедиция вполне подготовленных специалистов, главным образом химиков, знающих и горное дело и металлургию. Известный саксонский металлург Генкель в ответ на просьбу начальника о присылке химика предложил Академии выделить для изучения этой специальности нескольких молодых людей. Выбор пал на Ломоносова, Виноградова и Райзера, которые в конце сентября 1736 г. и отправились в Марбургский университет для прохождения точных наук и изучения языков.

За два с половиной года Ломоносов прекрасно усвоил математику, механику, физику, химию, философию и мог уже свободно говорить и писать по-немецки. Латынь была им в совершенстве изучена еще в Заиконоспасской академии.

Пребывание в Фрейбурге, где отправленные академией студенты занимались у Генкеля металлургией и горным делом, было не особенно продолжительным.

Научная работа

Вскоре Ломоносов подал в Академию заявление, в котором, ссылаясь на свои научные труды, просил произвести его в экстраординарные профессора.

В 1742 г. его назначили адъюнктом Академии по физическому классу с жалованьем в 360 руб. в год.

С самого приезда в Петербург молодой ученый настойчиво требовал для упражнения в своей химической науке создания при Академии химической лаборатории. Но его заявление осталось без результата. Причину этого, и не без основания, Ломоносов видел во враждебном отношении к нему правителя академической канцелярии Шумахера. Через год Ломоносов подал второе прошение, указывая на необходимость производства химических опытов, без которых дальнейшая разработка химии не может продвинуться вперед, и на это прошение последовал отказ.

В 1745 г. он в третий раз подал обстоятельно мотированное прошение с приложением тщательно разработанного проекта химической лаборатории. Это прошение тоже осталось без результата. Но твердо преследуя раз поставленную цель, Ломоносов в том же году подал прошение, на этот раз подписанное несколькими академиками, уже в Сенат и добился положительного разрешения вопроса.

В начале 1741 г. Ломоносов подал прошение о производстве его в профессора химии. К этому времени он имел уже ряд крупнейших работ, на оценке которых мы остановимся позднее.

Не удовлетворившись представленными работами, академическое собрание предложило Ломоносову нависать диссертацию по металлургии. Для Ломоносова это не представило труда, и в 1745 г. он и поэт Тредьяковский были назначены профессорами; это были первые русские академики.

Осенью 1748 г. после большой канцелярской волокиты были, наконец, отпущены деньги на постройку химической лаборатории, и лаборатория была выстроена в соответствии с проектом Ломоносова.

Экспериментальные работы Ломоносова выходили далеко за пределы его лаборатории. В организованной им мозаичной мастерской он сделал ряд ценнейших по художественному мастерству картин. Он основал стеклянную фабрику, одну из первых в России, где занимался производством и окрашиванием стекла.

Географические и химические работы

Велика роль Ломоносова и в области географии.

Деятельность Ломоносова, как крупнейшего химика XVIII в., далеко еще не исследована. Наиболее ценный материал по этому вопросу дают известные работы проф. Б. Н. Меншуткина.

Ломоносов хорошо был знаком с грудами Ньютона, Лейбница и других крупнейших ученых XVI, XVII и начала XVIII вв. В своих экспериментальных работах он неизменно пользовался строго количественным методом, что для химии того времени, было редким и даже новым явлением.

Разложение сложного тела на простые и соединение простых тел в сложные перед химиком того времени ставило вопрос: имеются ли в сложном теле простые тела, которые из него получаются при разложении, или не имеются?

Применение количественного метода в химических работах позволило Ломоносову сделать крупнейшие научные обобщения. Он нашел и научно обосновал, что общий вес вещества при любых химических превращениях не изменяется. Это великое открытие впоследствии легло в основу всей научной химии, автор же его Ломоносов историками химии был забыт.

Учение Ломоносова не оказало никакого влияния на развитие химии. Записи его по этому вопросу впервые были опубликованы проф. Меншуткиным только в 1904 г. Полное же собрание физико-химических работ Ломоносова вышло лишь в 1934 г.

Исключительное значение имеют труды Ломоносова в деле создания физической химии. Он по праву может считаться одним из основателей этой важнейшей дисциплины. Новатором он может считаться и в области учения о растворах.

Интересно отменить борьбу Ломоносова с господствовавшей тогда в химии теорией флогистона. Уже в своих ранних диссертациях Ломоносов доказывал, что при горение тело становится тяжелее, так как оно присоединяет частицы воздуха.

Работы по физике и астрономии

В области физики Ломоносов тоже оставил ряд интереснейших работ. Физику он не отделял от химии и разрабатывал ее и теоретически и экспериментально.

Вся работа Ломоносова в области физики и химии проникнута единой молекулярной теорией, которая им тщательно разрабатывалась. У Ломоносова находим и мысли о законе сохранения и превращения энергии, открытом в середине XIX в. Робертом Майером.

Принятое учеными XVIII в. толкование теплоты как жидкости (теплорода) Ломоносов отвергал. И здесь, как и в других областях, он опередил науку своего времени на 100 лет.

Забытыми оказались также исключительные по своей научной значимости предвидения Ломоносова о втором принципе термодинамики. В цитированной выше работе о теплоте он развивал мысль, что теплота не может сама собой перейти от холодного тела к теплому, а это по существу и есть одно из выражений второго принципа термодинамики.

Изучая газы и занимаясь разработкой кинетической теории, Ломоносов обнаружил неточность закона Мариотта о соотношении объема и давления и высказал мысль, которая, спустя целое столетие, получила разработку в специальных исследованиях Ван-дер-Ваальса.

В области астрономии Ломоносов оставил ряд работ и несколько остроумных изобретений. Он усовершенствовал зеркальный телескоп Ньютона, сделав то приспособление, которое спустя 24 года после его смерти осуществил крупнейший астроном Гершель.

Без рассмотрения оставляем мы деятельность Ломоносова в области литературы и истории русского языка, что тоже представляет несомненный интерес.

Умер Ломоносов 4 апреля 1765 г. Выходец из народа, глубоко веривший в творческие силы его, Ломоносов писал:

Читайте также: