Гаршин художники план урока

Обновлено: 25.06.2024

Интегрированный урок по литературе в 10 классе.
Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина.
Цель: - Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы и искусства.

Оценить 1298 0

Автор: Семенова Любовь Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Питкяранта Республики Карелия

Интегрированный урок по литературе в 10 классе. /2урока/

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина.

Цель: - Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы и искусства.

1). Совершенствовать умение анализировать и оценивать произведение; характеризовать тему и идейный смысл, выявлять значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи; ощущать связь изучаемого произведения с временем его написания.

2). Учить объяснять сходство тематики и героев в произведениях писателя и художника; развивать образное восприятие окружающего мира; обогащать словарный запас учащихся.

3). Воспитывать вкус, внутреннюю культуру; воспитывать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию.

- иллюстрации картин В.В.Верещагина;

-толкование слов: апофеоз – прославление, возвеличение кого-нибудь, чего-нибудь. Художник-баталист – художник, изображающий войну.

1.Слово учителя . Эту едва ли не самую известную картину Илья Ефимович Репин написал в 1885 году. Не спешите отвести взгляд от этого примелькавшегося полотна. Вглядитесь, сколько здесь трагизма! Тёмные покои, отброшенный в сторону жезл- орудие убийства, залитый кровью ковёр, сидящий на полу царь-безумец, только что смертельно ранивший своего сына, голову которого он прижимает к груди, словно пытаясь удержать его среди живых,- и смуглое, кроткое, кровью лицо царевича… Сквозь смертельную слабость он бессильно пытается улыбнуться убийце-отцу, успокоить его. Всмотримся внимательно и запомним, что царевича Ивана Репин писал с известного писателя. Это Всеволод Гаршин, с его жертвенностью, способностью и в самую тяжёлую минуту своей жизни сопереживать страданиям других.

Он ненавидел кровь, насилие, особенно остро не принимал Гаршин войну. Строки его рассказов о войне звучат пронзительной болью. Но тогда он ещё не знал, до какой степени его взгляды на войну, на трагедию отдельной личности на войне совпадают со взглядами русского художника Верещагина. Посетив первую выставку Туркестанских полотен, Гаршин писал:( учитель читает стихотворение)

Толпа мужчин, детей и дам нарядных

Теснятся в комнатах парадных

И, шумно проходя, болтают меж собой:

« Ах, милая, постой!

Regarde , Lili ,

Comme c , est joli !

Как это мило и реально,

«Какая техника!- толкует господин

С очками на носу и с знанием во взоре,-

Взгляните на песок: что стоит он один!

Действительно, пустыни море.

Увидел я, смотря на эту степь,

На эти лица;

Я не увидел в них эффектного эскизца,

Увидел смерть, услышал вопль людей,

Измученных убийством, тьмой лишений…

Не люди то, а только тени

Отверженников родины своей.

Ты предала их, мать! В глухой степи-

Без хлеба, без глотка воды гнилой,

Изранены врагами, все они

Готовы пасть, пожертвовать собой,

Готовы биться до последней капли крови

За родину, лишившую любви,

Пославшую на смерть своих сынов…

Кругом- песчаный ряд холмов,

У их подножия- орда свирепая кольцом

Объяла горсть героев. Нет пощады!

К ним смерть стоит лицом.

И, может быть, они ей рады;

И, может быть, не стоит

Жить-страдать!

Плачь и молись, отчизна-мать!

Молись! Стенания детей,

Погибших за тебя среди глухих степей,

Вспомянутся чрез много лет,

В день грозных бед!

? Какой человек, характер, какие взгляды открываются нам в этих стихах?

В 1876 году Верещагин попал в Туркестан и оказался свидетелем и участником жесточайшей войны.

Ученик: Историческая справка о войне в Туркестане.

Учитель: С тех пор человек на войне становитсяглавным персонажем его картин, принесших их создателю всероссийский успех и мировое признание.

Заметим, что они, как главы романа о войне: Залитая кровью Средняя Азия.

---Небо, помутневшее от взвихренного копытами песка…

---Отрубленные головы на частоколе вокруг гробниц и минаретов…

?Какой же видит Верещагин войну? Он изображает войну как страшное зло. Такой же видит войну и Всеволод Гаршин. Оба эти художника- художник кисти и художник слова- были гуманистами и обличали войну как явление.

Тема войны станет одной из главных и в творчестве Гаршина. Впервые, как мы уже знаем, он увидел войну на полотне Верещагина и увидел глазами этого художника. Три года спустя им обоим суждено было оказаться на полях сражений одной войны и пролить свою кровь.

Покажите, что это так, и подумайте, какую смысловую нагрузку они несут.

Герой задаёт более 50 вопросов на протяжении всего рассказа. Остановимся на более значительных.

Какие вопросы мучают героя?

---- Давайте поразмышляем о том, как характеризуют героя его мысли, как служат ни осуществлению авторского замысла?

? Виноват ли в чём-то убитый им турок?

Вывод: Итак, никто из них не виноват. И только теперь, почувствовав физическую боль в перебитых ногах, герой начинает думать, задавать вопросы, вспоминать о доме и своих близких.

Иначе герой начинает смотреть и на убитого им врага. Проследим за тем, как меняется отношение героя к турку на протяжении рассказа.

Вывод: Приходим к выводу о том, что оба они- жертвы войны.

? Кто же истинный виновник? Гаршин не говорит. Почему?

Главное для него- показать противоестественность войны, её страшное лицо.

? Каким же увидел Гаршин лицо войны?

? Каков, по-вашему, смысл такого посвящения?

Учитель:Война предстаёт на полотнах художника как страшное зло, и это объединяет его с Гаршиным.

Сейчас мы поговорим о балканской серии картин Верещагина.

Учитель: Уже в наше время появилось выражение: гибель одного человека- трагедия, гибель тысяч людей- статистика.

? Какими средствами опровергает Гаршин эту статистику? О чём предупреждает нас Гаршин?

? Прав ли он? Какие вопросы мучают героя?

( Зачем я должен умирать? Истории понадобились мои физические силы, а умственные? Совесть замучит.)

? Почему много страниц посвящено описанию ухода Кузьмы из жизни? Несколько строчек описывает смерть героя?

? Но так ли бессмысленна его смерть?

Давайте прочитаем эпиграф наших уроков. (Читаем с доски).

Поурочное планирование урока в 10 классе

участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы .

Критерии оценивания

понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

Языковая цель

Полиязычие: слова-ассоциации на русском и казахском языках

Основные термины и словосочетания: литература и живопись

Предыдущее обучение

анализироватьсодержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли;

создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм: кластер с ключевым понятием “искусство”;

Дифференциация

Результат: дети работают над одним и тем же заданием, в соответствии с поставленной общей целью, но учитель ожидает различные результаты от каждого ребенка, учитывая их предыдущий опыт.

Использование ИКТ

ИКТ и флипчарт, методическое пособие

Межпредметные связи

Привитие ценностей

Планируемые сроки

Планируемые действия

Начало урока

1. Организационный момент.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Середина урока

Литературный хронограф

Аналитическая статья

Учитель вводит в тему, рассказывает о жизни и творчестве Гаршина.В.М. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, котораяполучиларазвитиевпоследствииу А. П. Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном, строго логическом плане повествования. Композиция рассказов законченная, количество действующих лиц ограничено. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для прозы Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем (“Происшествие”, “Трус”, “Надежда Николаевна” “Художники” и др.). В творческом наследии Вс. Гаршина один из наиболее известных его рассказов — “Художники” (1879).

Конец урока

д\з: диаграмма Венна

Были ли цели обучения\урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся?

Какой была атмосфера обучения?

Успешными были ли действия по установлению различий между учащимися?

Придерживался ли я временного графика?

Какие отступления от плана я сделал и почему?

Учащиеся во время урока становятся более самостоятельны и активны, благодаря дифференцированным подходам обучения.

С помощью применения стратегий и заданий на уроке я смогла полностью реализовать все свои запланированные цели, которые дали успешный ожидаемый результат обучения.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Нажмите, чтобы узнать подробности

участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы .

Языковая цель

Полиязычие: слова-ассоциации на русском и казахском языках

Основные термины и словосочетания: литература и живопись

Привитие ценностей

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, интернет-ресурсы

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Середина урока

Литературный хронограф

Аналитическая статья

Учитель вводит в тему, рассказывает о жизни и творчестве Гаршина.В.М. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, котораяполучиларазвитиевпоследствииу А. П. Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном, строго логическом плане повествования. Композиция рассказов законченная, количество действующих лиц ограничено. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для прозы Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем (“Происшествие”, “Трус”, “Надежда Николаевна” “Художники” и др.). В творческом наследии Вс. Гаршина один из наиболее известных его рассказов — “Художники” (1879).

Конец урока

Проанализируйте позиции в искусстве Дедова и Рябинина. Как вы думаете, на чьей стороне автор произведения? Какую точку зрения разделяете вы? Аргументируйте свой ответ.

Понятие о притче

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Характерный для Блока мотив ожидания, узнавания (здесь — исторических перемен):

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И бредя о крутом полете,
как топчешься, как бьешься ты
в горячечной рубашке плоти,
в тоске телесной тесноты!

Иль, тихая, в безумье тонком
гудишь-звенишь сама с собой,
вообразив себя ребенком,
сосною, соловьем, совой.

1 Гаршин В. М. Избранное. — М.: Правда, 1985. — С. 343.
2 Ходасевич В. Ф. О Сирине // Колеблемый треножник. — М., 1991. — С. 458.
3 Бердяев Н. А. Самопознание. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 166.
4 Там же . — С. 355.

Читайте также: