В чем заключается символичность названия пьесы г ибсена кукольный дом кратко

Обновлено: 28.06.2024

Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. Стремился выразить проблемы современной действительности, облачив их в классическую форму трагедии, Ибсен.

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:


  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

Оказывается, она во время болезни горячо любимого мужа взяла деньги в долг без его ведома. Для этого ей даже пришлось подделывать подпись отца, который находился при смерти. Он якобы выступал в роли поручителя.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

Нора обращается с просьбой к Торвальду устроить приятельницу в свой банк, тот обещает подыскать местечко.

История Норы

Настает черед Норы рассказывать о своей жизни. Еще в первый год супружества Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Тогда Нора взяла деньги под расписку у одного господина, а мужу сказала, что на поездку дал отец. Теперь она постоянно выплачивает проценты, а деньги для этого тайком берет у Хельмера.

Норма предлагает фру Линде помощь – муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада, а значит, место освобождается. Оказывается, фру Линде немного знакома с этим человеком.

Развитие событий

Накануне праздников в дом Хельмеров заявляется Крогстад — человек, который когда-то дал хозяйке дома деньги. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда.

Девушка пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Он, отправляет работнику письмо, в котором напоминает о ближайшем увольнении.

Клерк вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он исполняет свою угрозу, отправляет Хельмеру записку, в которой разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге, зная, что заемщик когда-то питал к ней теплые чувства. Девушка обещает поговорить с ним, она сразу же отправляется к нему домой. После беседы Кристина и Крогстад решают жить вместе, но оставляют письмо, чтобы супруга сама во всем призналась мужу.

Нора тянет время, она боится признания, не зная, как строгий и педантичный Торвальд отреагирует на ее обман. Но все-таки девушка решается и кается. Хельмер сильно злится, считает поступок жены недостойным и отвратительным, опасается за собственную репутацию. В конце принимает решение отстранить женщину от воспитания собственных детей.

Но позднее, заполучив заемную записку и расписку об отсутствии претензий от Крогстада, мужчина смягчается, вновь становится ласков с супругой. Сама же Нора осознает, что является своеобразной игрушкой для него, она отказывается жить в построенном им кукольном домике, поэтому собирает вещи и уходит навсегда.

Подлог

Итак, Торвальд увольняет своего поверенного. Причина – когда-то совершенный им подлог, связанный с денежными бумагами. Суд оправдал Крогстада, но Хельмер не желает иметь ничего общего с таким человеком.

Нора выполняет просьбу, но на мужа это никак не действует. Хельмер ей отказывает, так как совершенно не воспринимает всерьез. Узнав это, Крогстад угрожает разоблачением. Но не только Нора оказывается жертвой его шантажа, бывший поверенный посылает Торвальду письмо, где угрожает рассказать всем о проступке его жены, тогда банковской карьере придет конец. Нора не знает, как ей теперь поступить.

Решение проблемы

Решение оказывается неожиданным, выясняется, что фру Линде и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема – письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе.

Краткое содержание

Так, в частности, рассказывается о судьбе поверенного Крогстада, который, по независящим от него причинам, оказался под угрозой увольнения. В прошлом, ещё до назначения на высокий пост, адвокат Торвальд много болел, у семьи не было денег на врачей, поэтому его супруге пришлось обратиться за ссудой в банк. Получить необходимые средства она смогла лишь под личные обязательства, одолжив нужную ей сумму у поверенного Крогстада.

В последующем в банке вскрылись махинации, и, не разобравшись во всей сложившейся ситуацией, адвокат Торвальд, который являлся также управляющим в этом отделении, решает уволить Крогстада. Поверенный, не желая потерять свою работу, обращается за помощью к Норе, прося её заступиться перед супругом. Но Торвальд несерьезно отнесся к просьбе жены. Крогстад, оказавшись в такой ужасной ситуации, угрожает Норе разоблачением, шантажируя ее расписками, что может повредить банковской карьере ее мужа адвоката.

Нора, на которую выпали все такие страдания, даже думает о самоубийстве, однако она не решилась оставить без матери своих троих детей. В скором времени оказывается, что бывшая возлюбленная Крогстада фру Линне наконец стала свободной, и теперь ничто не мешает им быть вместе. Проверенный отказывается от своего шантажа, возвращает все долговые расписки, что приносит спокойствие и мир сразу в несколько семей.

Адвокат Хельмер после случившейся истории ещё больше полюбил свою жену, обещая ей впредь всегда серьёзно относиться к её просьбам и сложностям.

Письмо

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Хельман тут же приходит в восторг: все теперь будет как прежде. Но Нора с этим не соглашается, она собирается уйти из дома. Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает.

Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию

I. Мотивация учебной деятельности

II. Объявление темы и цели урока

III. Повторение, систематизация и обобщение изученного

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу — это ее сознательное решение.

? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?

3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий

4. Проблемные вопросы и задачи

Беседа с учениками вопросам учителя:

-Что нужно Крогстаду?

(Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы

и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).

-Как эта сцена дополняет характеристику Норы?

(Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).

-В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?

(В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «…для него было бы

мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).

-Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?

(Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно — это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

8. Анализ сюжета и композиции произведения.

Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд

— брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.

б/ Кристина Линне

— все потеряла в жизни, понимает, что счастье — жить хотя
бы
ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.

в/ Нильс Крогстад

— мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.

г/ Доктор Ранк

— всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.

Например, Нора живет в придуманном мире, потом — прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь — пробуждение совести — стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях — моральное испытание — измена любви и семьи.

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ

1.Экспозиция

— канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров.
2.Завязка
— появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.

3.Развитие действия

— Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,

4.Кульминация

— письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.

— распад семьи. Нора уходит из дома.

9.Чтение по ролям или инсценирование.

10.Беседа по вопросам учителя:

1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?

2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?

(Для Торвальда карьера, личный престиж — самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все — это определяет его поведение/.

3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?

4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?

/ Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора — Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад — Торвальд.

XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ

: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.

11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.

12. Итоговая беседа по вопросам учителя:

1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.

2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?

З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.

4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?

ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ

— духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.

ПРОБЛЕМАТИКА

— проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

— призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей — правды, совести, любви, чести.

— драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ

— драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего — законами моральными. Особенность пьесы — ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом — своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы — как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Анализ

Феминизм

Образ кукольного дома

Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

В самом начале произведения зритель знакомится с образцовой семьей Хельмеров. Возникает ощущение идиллии, спокойствия, уюта и тишины. Но если внимательно присмотреться к деталям, можно заметить фальшивость ситуации. Нора прячет миндальное печенье, которое запрещает есть муж. Для него важно, чтобы жена выглядела красиво. Испорченные зубы не позволят ему выводить женщину в свет.

Название пьесы раскрывает главную мысль произведения. Нора с детства жила в созданном мире. Сначала это был дом отца. Там девочка выполняла всё, что хотел папа. Она была для него игрушкой, своего мнения у нее не было, а родной человек не хотел понять ее. Это отчетливо видно в ситуации, когда отец не дал ей денег на лечение мужа.

Мы видим, что мужчина совершенно не интересуется личностью супруги. Он не выслушивает её, ничего не знает о подруге, не замечает ее внутреннего мира, не хочет понять ее поступка. Но заставляет красиво одеваться и танцевать.

Нора, поддавшись этой игре, подчиняется правилам и выполняет все требования. Женщина играет со своими детьми, как с куклами. Она, как непослушный ребенок, иногда обманывает, хулиганит и пытается протестовать. В результате перед нами семья, которая является иллюзией благополучия. Здесь всё наиграно, фальшь сквозит в поступках и словах.

Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора. Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую составную его спокойной семейной жизни. Для него она была его "куколкой", "белочкой", "птичкой", но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, в любовь, и даже в человеческое достоинство и честь.

Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол. Символ "кукольный дом" указывает на главную идею драмы - на запустение человеческого в человеке.

Г. Ибсен, известный норвежский драматург, создал “новую драму”. В этих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы.

Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок, и потому она поражает не одного читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме

чрезвычайно острую проблему, из-за которой, возможно, разбилась не одна мечта, и разрушилась не одно жизнь.

В центре пьесы – трагедия семьи Хельмеров: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужу и детям.

Чего, казалось бы, еще надо этой семье для счастья?

И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: “Между печкой и дверью столик. Скатерть с фарфоровыми и другими пустячками, книжный

Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора, с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами – там все такое же опрятное и уютное.

Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.

Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую часть его спокойной семейной жизни. Для него она была его “куколкой”, “белочкой”, “птичкой”, но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играют в брак, в благосостояние, в любовь и даже в человеческое достоинство и честь.

Здесь нет ничего настоящего. Это дом кукол.

Главная героиня, Нора, одолжив деньги и припрятав это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать.

Но Торвальд получает письма от Крогстада и произносит “справедливейшую” речь, в которой почему-то преобладает местоимение “мое”: “Ты разрушила все мое счастье, загубила все мое будущее”, а когда долговое обязательство возвращает, мы снова слышим его сладенькие слова: “…здесь я буду голубить тебя, как загнанную птичку, которую спас неповрежденной из когтей ястреба”. Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм.

Она не может больше жить в этом духовно пустом доме и идет, чтобы отыскать себя как человека: “Я думаю, что, прежде всего, я человек, так же, как и ты, – или, по крайней мере, должна стать человеком”. Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.

Итак, в произведении “Кукольный дом” изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется “Кукольный дом”. Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы “живут” вблизи.

От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то изменять, пробуждать и в нашем микроклимате – семьях, и в макроклимате – обществе.

Генрих ибсен, известный норвежский драматург, создал "новую драму". В своих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединения в пьесе "Кукольный дом" имеет странный оттенок, и потому пьеса поражает ее читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и представить нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через нерешение которой разрушилась не одна жизнь. В центре пъеcи - трагедия семьи Хельмерив: Нори и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, в них трое детей, уютный дом, благосостояние. Нора горячо отдана своему мужчине и детям. Чего казалось бы, еще надо для счастья этой семьи?
И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесы сердцем, то услышим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: " Между печкой и дверями столик. Скатерка с фарфоровыми и другим пустячками, книжный шкаф с книгами в роскошных обложках". Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не добрая жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора из детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была самая Нора, сначала для своего отца, а потом для мужчины. Такими куклами стали ее деть, с которыми теперь играется самая Нора
Ее мужчина также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он учитывал Нору не как на отдельный человека, а как неотъемлемую слоговую его спокойного семейного жизни. Для него она была его "куколкой", "билочкою", "пташечкою", но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, у любовь, и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь ничего нет истинного. Это димляльок.
Главная героиня Нора, одолжив деньги и припрятавши это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом и совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужчины и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и произносит "найсправедливишу" речь, в которой чему-то преобладает местоимение "мое": "Ты разрушила все мое счастье, извела все мое будущее", а когда долговое обязательство поворачивается, мы снова слышим его сладенькие слова: ". здесь я буду голубить тебя, как загнанную горличку, которую спас неповрежденной из когтей ястреба". Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, итак идет, чтобы отыскать себя как человека: "Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты, или по крайней мере должна стать человеком". Потому что только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей
Итак, в произведении "Кукольный дом" изображенный весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, по которым кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется "Кукольный дом".
Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы "живут" вблизи. От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то возбуждаться, возбуждать, менять и в микроклимате наших семей, и в микроклимате общества

Читайте также: