Г с швайко занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя группа

Обновлено: 04.07.2024

7 ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью: 2) формировать сенсорные способности; 3) формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие 4) формировать обобщенное представление 5) обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности; 6) формировать способность оперировать преобразовывать 2. Развивать познавательную активность детей. С этой целью: 1) воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели; 2) поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром; 3) в подготовку к занятиям изобразительной деятельностью включать помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовать дидактические игры. 3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого: 1) создавать благоприятный эмоциональный климат в группе; 2) организовывать процесс обучения по подгруппам, с тем чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком; 3) вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни; 4) создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты; 5) воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь. 7

8 ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ В средней группе на учебный год запланировано 7 циклов изобразительных занятий: I цикл. ПРЕДМЕТЫ ОВАЛЬНОЙ И КРУГЛОЙ ФОРМЫ. II цикл. ДЕРЕВЬЯ. III цикл. ПРЕДМЕТЫ КВАДРАТНОЙ И ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ. IV цикл. ЖИВОТНЫЕ. V цикл. ЗИМА, НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА. VI цикл. ЧЕЛОВЕК. VII цикл. ВЫРЕЗЫВАНИЕ КРУГОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ НИХ ПРЕДМЕТОВ. 8

16 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ 16

17 I ЦИКЛ. ПРЕДМЕТЫ ОВАЛЬНОЙ И КРУГЛОЙ ФОРМЫ 17

34 попросить одного из детей поместить все карточки в коробку и поставить ее на полку к другим настольным играм. 34

38 II ЦИКЛ. ДЕРЕВЬЯ 38

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений Швайко Г.С., 2006.

Настоящая книга открывает комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми четырех пяти лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРОГРАММА.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
I ЦИКЛ. ПРЕДМЕТЫ ОВАЛЬНОЙ И КРУГЛОЙ ФОРМЫ.
II ЦИКЛ. Деревья.
III ЦИКЛ. ПРЕДМЕТЫ КВАДРАТНОЙ И ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ.
IV ЦИКЛ. ЖИВОТНЫЕ.
V ЦИКЛ. ЗИМА.
VI ЦИКЛ. ЧЕЛОВЕК.
VII ЦИКЛ. ВЫРЕЗАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОКРУГЛОЙ ФОРМЫ.


Особенностью предлагаемой автором методики работы с детьми является объединение изобразительных занятий в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно-прикладного искусства.

В одни циклы входят занятия всех видов изобразительной деятельности (лепка, рисование и аппликация), в другие – занятия каких-то двух видов, третьи состоят из занятий только по лепке, рисованию или аппликации. Различаются циклы и по количеству занятий (от 5–6 до 10–12).

Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами вышеназванных занятий.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, лепки или аппликации. Таким образом создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер. Дошкольники на новом содержании применяют знания и умения, полученные ранее.

Почему занятия объединены в циклы?

Многолетние наблюдения и анализ педагогической работы показали, что, несмотря на регулярное проведение занятий изобразительной деятельностью, их результаты не соответствовали полностью программным требованиям. Особенно слабо развивались творческие способности детей.

Причина такого положения заключалась в том, что между занятиями одной тематики проходило много времени (например, две недели между занятиями по аппликации или неделя между занятиями по лепке), и дети успевали забыть все, что освоили. Из-за этого воспитателю каждый раз приходилось возвращаться к прямому обучению. А приемы, направленные на формирование творческих способностей, не срабатывали, так как у детей не хватало ни прочных навыков, ни достаточных знаний, ни опыта, чтобы на их основе, самостоятельно комбинируя и видоизменяя, решать те или иные изобразительные задачи.

Преимущество данной методики в том, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. Кроме того, каждое новое занятие цикла требует от ребенка несколько по-другому изобразить предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т. п.). Поэтому у ребенка не закрепляется определенный шаблон в изображении.

Занятия познавательного характера и дидактические игры, кроме того, что обогащают ребенка представлениями и знаниями, служат подготовкой детей к изобразительным занятиям. Они включают в себя отдельные программные задачи, которые дошкольники будут решать в дальнейшем (научиться размещать предметы на плоскости листа бумаги, располагать персонажи друг относительно друга, подбирать цвета и оттенки к определенным предметам и др.).

ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью:

2) формировать сенсорные способности;

3) формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;

4) формировать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;

5) обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности;

6) формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.

2. Развивать познавательную активность детей. С этой целью:

1) воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

2) поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

3) в подготовку к занятиям изобразительной деятельностью включать помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовать дидактические игры.

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого:

1) создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

2) организовывать процесс обучения по подгруппам, с тем чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;

3) вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;

4) создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;

5) воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ

В средней группе на учебный год запланировано 7 циклов изобразительных занятий:

I цикл. ПРЕДМЕТЫ ОВАЛЬНОЙ И КРУГЛОЙ ФОРМЫ.

II цикл. ДЕРЕВЬЯ.

III цикл. ПРЕДМЕТЫ КВАДРАТНОЙ И ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ.

IV цикл. ЖИВОТНЫЕ.

V цикл. ЗИМА, НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА.

VI цикл. ЧЕЛОВЕК.

VII цикл. ВЫРЕЗЫВАНИЕ КРУГОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ НИХ ПРЕДМЕТОВ.

ЗАДАЧИ I ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

3. Изображать в лепке, рисунке и аппликации из готовых частей предметы, состоящие из частей овальной и круглой формы (утята, цыплята, игрушечный мишка).

4. Формировать композиционные умения:

ЗАДАЧИ II ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

5. Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (тонкие ветки дерева), наклонных линий с постепенным их удлинением (ветки); закреплять прием вертикального мазка (листва деревьев).

6. Формировать умение различать близкие цвета: красный и оранжевый, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного осеннего дня и пасмурного.

ЗАДАЧИ III ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Учить различать и изображать предметы прямоугольной и квадратной формы в рисунках и аппликации.

4. Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в одном направлении, не выходя за контур, сформировать умение различать способы закрашивания красками и карандашами (отрывный и безотрывный).

5. Формировать умения различать и использовать в изобразительных работах два оттенка одного цвета.

ЗАДАЧИ IV ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой малой формы, учить понимать ее содержание и выразительные средства.

2. Помочь освоить в лепке и рисовании форму овоида в изображении животных.

ЗАДАЧИ V ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

2. Научить способам изображения треугольных форм в аппликации и рисовании.

ЗАДАЧИ VI ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Оказать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о сказочных персонажах путем ознакомления с иллюстрациями к русским народным сказкам и прикладной графикой.

2. Научить изображать человека в разной длинной одежде: зимней шубке, наряде Снегурочки, в сарафане.

6. Продолжать формировать у детей представления о цвете красок, которые можно объединить в одну группу – холодные цвета.

ЗАДАЧИ VII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Помочь детям овладеть приемами вырезания округлых форм: полукругов из прямоугольников и кругов из квадратов.

4. Развивать воображение детей – учить самостоятельно составлять из кругов и полукругов фигурки животных, передавать в них характерные особенности того или иного реального животного.

I ЦИКЛ. ПРЕДМЕТЫ ОВАЛЬНОЙ И КРУГЛОЙ ФОРМЫ

5 занятий по рисованию,

2 занятия по лепке,

1 занятие по аппликации,

3 дидактические игры.

Учить различать в предметах детали овальной и круглой формы; находить различия в частях двух одинаковых предметов (парные картинки); выкладывать предметы точно по образцу с учетом формы и величины их частей.

Раздать каждому ребенку по карточке, а на середину стола поставить низкую коробку или поднос с кружками и овалами разной величины и цвета.


1. Подобрать точно такие же по форме и величине детали и наложить их на детали нарисованных предметов.

2. Выложить из овалов и кругов на свободных клетках карточки такие же предметы.

Учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги; закреплять приемы закрашивания предметов красками.

У воспитателя одноцветные геометрические формы: овал и круг, корзиночка с огурцом и помидором (муляжи), лист бумаги для показа рисования огурцов. У детей листы бумаги в 1/2 альбомного листа, мягкие кисточки, краски гуашь.

Показать и объяснить приемы рисования огурца: «Чтобы нарисовать овальный огурец, нужно начать рисовать его как круг.

Сказать детям, что рисовать круглый помидор и овальный огурец надо так, чтобы оба они поместились на листе бумаги.

В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную формы, правильно ли пользуются красками при закрашивании и т. п.

Предложить детям нарисовать мелкие детали у овощей: у огурца хвостик, у помидора маленькие листики (чашелистики) и черешок.

Продолжать формирование умений изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых; учить закрашивать округлые предметы закругленными линиями; располагать равномерно несколько предметов на листе бумаги; самостоятельно рисовать черешки и листики у фруктов.

У воспитателя натюрморт, где среди фруктов есть яблоко и сливы, геометрические формы: круг и овал, лист бумаги, на котором нарисованы яблоко и сливы контурно, не закрашенными, игрушечный мишка-повар в белом фартуке и колпаке. У детей листы бумаги в форме круга, краски гуашь и мягкие кисти.

Поместить перед детьми натюрморт. С помощью игровой ситуации с мишкой пояснить цель занятия и способы выполнения задания.

Воспитатель. Дети! К нам пришел мишка-повар. Здравствуй, мишка. Ты почему такой озабоченный?

Мишка. Куклы заказали мне сварить компот из фруктов, но пока я шел в магазин, забыл, как называются эти фрукты. Помню лишь, что одни фрукты круглые, а другие овальные.

Воспитатель. Посмотри, мишка, на эту картинку. Может быть, на ней нарисованы нужные тебе фрукты.

Воспитатель. Мишка, подожди называть эти фрукты. Пусть дети отгадают их. Как вы думаете, дети, какие круглые и овальные фрукты нужны мишке для компота?

Воспитатель. Мишка! Пока ты дойдешь до магазина, снова забудешь, какие фрукты для компота заказали куклы. Дети, что нам сделать, чтобы мишка не забыл снова? Правильно, мы нарисуем яблоко и сливы, а мишка возьмет с собой один рисунок, посмотрит на него в магазине и купит то, что надо.

Дети, что крупнее – яблоко или слива? Значит, сначала надо нарисовать крупный предмет – яблоко, но так, чтобы на листке осталось место для двух-трех слив.

Дети, посмотрите на этот лист бумаги. Я нарисовала на нем круглое яблоко и овальную сливу, но не закрасила. Знаете почему? Сегодня я хочу вам показать, как можно по-другому закрашивать округлые предметы – не прямыми линиями, а округлыми, по форме предмета.

Показать приемы закрашивания по форме и пояснить: «Яблоко круглое, и его закрашиваем полукруглыми линиями с одной и другой стороны. А слива овальная, ее закрашиваем полуовальными дугами.

Предложить детям приступить к рисованию круглого желтого яблока и рядом с ним двух-трех синих слив овальной формы.

В ходе занятия напомнить детям от лица игрового персонажа о форме фруктов (можно показать геометрические фигуры: круг и овал), о новом способе закрашивания, о размещении предметов по всему листу бумаги, посоветовать нарисовать там, где на бумаге осталось свободное место, листочки у фруктов.

В конце занятия рисунки детей выставляют на стенд. Мишка смотрит на геометрические формы – круг и овал – и выбирает рисунок, на котором правильно изображены круглое яблоко и овальные сливы.

Галина Швайко - Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты обложка книги

Аннотация к книге "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты"

Настоящая книга открывает комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми четырех-пяти лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Иллюстрации к книге Галина Швайко - Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: