Пушкин как сказочник кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пушкин не мог не знать сказок братьев Гримм. К публикации эта история была подготовлена еще в 1810 году. А к 1840-му выдержала уже пять переизданий. Сюжет был талантливо перенесен на русскую почву, и читающим сказку в голову не придет, что это заимствованный сюжет.

Параллели, конечно, узнаваемы. У обеих злых королев есть в распоряжении волшебное зеркало. Белоснежку и царевну одинаково отводят в лес, после чего каждая находит прибежище у семи братьев. Только Белоснежка вела хозяйство у гномов, а царевна – у богатырей. Отравленное яблоко тоже фигурирует в двух сказках, но по-разному описано спасение. Хотя и у Гримм, и у Пушкина, при этом присутствует влюбленный принц.

Пушкин – гениальный русский поэт и прозаик, сделавший для отечественной литературы практически невозможное.

Он сумел вывести ее на новый уровень, максимально приблизить к народу и создать четкую, красивую систему.

Только после Пушкина проза стала восприниматься как полноценное литературное явление, тексты приобрели лаконичность и реалистичность, оторвавшись от традиций романтизма.

Большинство из нас знает Пушкина как достаточно серьезного автора.

Безусловно, это очень глубокие, серьезные тексты, созданные гением великого поэта. Почему же он решил писать детские сказки, основанные на традициях нашего народа?

Прежде всего, Александр Сергеевич Пушкин искренне и очень сильно любил родной фольклор.

Воспитанный крепостной крестьянкой, он с детства с головой погружался в удивительные сюжеты.

Маленького мальчика, уже тогда отличающегося невероятно живым воображением, завораживали волшебные сюжеты, созданные народной фантазией.

Он восхищался развитием действий, поворотами, поступками героев – и запоминал каждую деталь.

Став взрослым, Пушкин не утратил этой любви. Более того, его современники не раз подчеркивали, как по-детски искренне он восхищался метким языком фольклорных сказок, как восторгался их внутреннему устройству, композиции, форме.

Такая невероятная любовь и искренний восторг подготовили добрую почву. К 30-м годам XIX столетия в воображении Пушкина уже вились разнообразные волшебные сюжеты, которые только и ждали, когда же их перенесут на бумагу.

Пушкин написал сказку в 1830 году, находясь в Болдино. Публиковать произведение он не решился из-за цензуры.

Считается, что оно было написано не только под влиянием услышанного в детстве от любимой няни, но и как ответ Жуковскому – еще одному автору, бравшему за основу народные сюжеты.

Правда, Жуковский творил больше в мистическом направлении, перелагая более мрачные сказания (о лесном царе, о мертвых женихах, о святочных гаданиях).

У Пушкина получилось более светлое, волшебное творение.

В основу некоторых своих сказок великий поэт клал европейские.

Этот текст гениальный автор подарил Далю – еще одному сказочнику-современнику, с любовью относившемуся к народному творчеству.

Это известный европейский сюжет, опять же переосмысленный Пушкиным в исконно русской традиции. Он воспевает силу настоящей любви и преданности, которые способны преодолеть любые козни!

Однако и тут Пушкин отошел от европейского сюжета, наделив свое произведение исконно русскими чертами.

Почему же поэт решил писать сказки? Наверное, потому что не мог иначе, сюжеты сложились и требовали творческого воплощения.

Кроме того, в 1832 году Пушкин впервые стал отцом, у него родилась первая дочка Мария.

Возможно, это тоже стало своеобразным толчком к написанию волшебных историй. Ведь сказки – лучший способ донести до детей то самое разумное, доброе и вечное, и правильно воспитать их.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные романы с политическим подтекстом, так и лёгкие для чтения рассказы, сказки. Именно о последних сегодня и пойдёт речь.

Одной из главных тем творчества Пушкина была тема народа и всего, что с ним связано, и в раскрытии этой темы огромную роль сыграли именно сказки. А всё началось в Михайловском, где Пушкин довольно близко общался с простыми людьми и смог очень четко нарисовать у себя в голове все проблемы и тревоги крестьян. Именно в Михайловском Пушкин начинает учиться писать сказки, народные песни именно так, как это делали в народе, ведь сказки изначально были частью устного народного творчества.

Сказки Пушкина отличаются необычностью стиля написания: в них гармонично сочетаются реальные предметы быта и выдуманные картины волшебного окружающего мира, великолепно описанного поэтом. В сказках очень часто встречаются превращения героев в предметы их желаний, что делается для лучшего раскрытия идей сказки. Например, превращение старухи-крестьянки сначала в царевну, а потом обратно в простолюдину связано с огромной алчностью старухи. Таким образом, подобные превращения не только являются увлекательными, но и содержат под собой подтекст социальных проблем.

Пушкин в своих сказках использует простые рифмы и лёгкий язык и, как правило, пишет беглым четырёхстопным хореем, делая свои сказки ещё более лёгкими для прочтения. Таким способом Пушкину удаётся сконцентрировать внимание на героях и их антиподах. Именно такие сказки и нужны детям. Как писал Гоголь, ему стоило несколько раз прочитать перед сном сказу Александра Сергеевича и он бормотал их по памяти до тех пор, пока не уснёт. К слову, Гоголь одним из первых оценил талант Пушкина в сказках.

Таким образом, сказки являются неотъемлемой частью творчества известного всем нам писателя и поэта А. С. Пушкина, ведь в них он поднимает темы, которые недостойны крупных произведений, но имеют место быть.

Сказки Пушкина

Популярные сегодня темы

Игорь Эммануилович Грабаль — живописец, теоретик искусства, который родился в семидесятых годах прошлого века в Венгрии. Его отец был Эммануил Грабарь, который прославился на посту общественн

Гидросфера – водная оболочка Земли. В её состав входят воды морей и океанов, подземных и ледовых источников, болот, рек и водоёмов. Она занимает около 70% Земли.

Один из видов грызунов, которые обитают в большинстве мест нашего мира. Суслик – небольшой зверёк, который может причинять вред сельскому хозяйству, также может переносить некоторые заболеван

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Велосипед – это не только средство передвижение. Катание на велосипеде является отличным досугом для детей и взрослых. Необходимо помнить, что езда на двухколесном транспорте может быть небез

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отм

dgw45yry

Пушкинское Лукоморье

Расцвет русской литературной сказки

Грета Ионкис

Автор Грета Ионкис

Первая сказка Пушкина

Чудес в сказке не счесть. Трижды Гвидон, благодаря волшебству Лебеди обращается в комара, муху и шмеля, и в таком виде посещает своего отца, пребывающего в грусти и печали, при этом убеждается в зломыслии своих тёток и бабки. Чародей принимает облик коршуна. Сама Лебедь оборачивается Царь-девицей. Мотив оборотничества – один из древнейших в мировом фольклоре.

В союзе с братьями Гримм

Пушкин иноязычную сказку превратил и по слогу, и по духу в чисто русскую. У бр. Гримм жена рыбака требовала у пойманной камбалы (рыба оказалась заколдованным принцем) новый дом, замок, затем взяла выше: стала царицей, римским Папой, но когда возжелала стать самим Богом, вернулась вместе с мужем к в ветхий домишко.

Пушкин ввёл мотив верной собаки, почуявшей беду, не пускающей в дом Чернавку, подосланную мачехой. У бр. Гримм заимствован хрустальный гроб. А в целом это сказка о торжестве любви, способной победить смерть. По крупицам собирается материал и переплавляется в поэтическом тигле в чистое золото.

Анна Ахматова о последней сказке Пушкина

Сюжет Ирвинга сложен и запутан, со всеми атрибутами псевдоарабской фантастики. Суть же такова: на старого мавританского короля со всех сторон нападают враги. Старый звездочёт вручает ему талисман – медную фигурку всадника, предупреждающего об опасности. С его помощью войско короля упреждает врагов и наголову разбивает. Однажды разведчики находят в горах готскую принцессу, в которую король влюбляется. Звездочёт неожиданно требует отдать ему красавицу. Король отказывается, нарущив обещание наградить благодетеля. Происходит ссора. Звездочёт с принцессой исчезают. Медный всадник утрачивает волшебную силу, превращается в простой флюгер.

Читайте также: