Г а цукерман что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников кратко

Обновлено: 04.07.2024

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У ШЕСТИЛЕТОК 1

Столь же мало нуждается в специальной организации рефлексивной процедуры значительная часть навыкового, тренировочного содержания обучения чтению, письму, счету (разумеется, речь идет о фазе реализации навыка, а не о фазе построения его ориентировочной основы). Для того чтобы палочки в прописях стали ровными, едва ли нужно ставить перед ребенком теоретическую задачу и организовывать рефлексивный разрыв плавно каллиграфического действия. Более того, рефлексия, критичность, необходимость остановиться, усомниться, выбрать одну из возможностей противопоказаны многим школьным навыкам, требующим непрерывности, быстроты, единообразия, уверенности [6].

Итак, содержание взаимодействия учителя с учениками на уроке в принципе неоднородно, оно шире содержания учебной деятельности в строгом смысле этого термина. Соответственно, неоднородны и типы взаимодействия сотрудничества ребенка со взрослым необходимые для усвоения того или иного содержания.

Итак, учебное содержание, учебное взаимодействие со взрослым, учебное сотрудничество со сверстниками — вот три ключа к проблеме развивающей учебной деятельности, которая уже 30 лет экспериментально изучается научным коллективом Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Эти фактически подтвержденные положения теории учебной деятельности были доказаны применительно к обучению детей 7 лет. При смещении начала школьного обучения на шестилетний возраст заново встал вопрос, с которого началось изучение учебной деятельности,— о возрастных возможностях шестилеток и, в частности, о возможности формирования у них начал определяющей рефлексии. Известно, что ученики с нулевым уровнем определяющей рефлексии всякую учебную задачу переформулируют в задачу конкретно-практическую, исполнительскую, требующую точного воспроизведения уже известных образцов. Следовательно, вопрос о рефлексивных возможностях шестилеток есть по сути дела вопрос о возможности начинать обучение сразу форме учебной деятельности.

Для решения этого вопроса был задуман эксперимент, позволяющий а) уловить эффекты развития, критерием которого служит появление у ребенка способности к определяющей рефлексии, б) отличить эффекты развиваю­щего и совершенствующего обучения. Мы полагали, что если обучение сред­ствами учебной деятельности не приве­дет к появлению у детей определяю­щей рефлексии, то следует считать, что психические новообразования младше­го школьного возраста не входят в зону ближайшего развития шестилеток, следовательно, учебная деятельность не является адекватной формой их обуче­ния. Если же обучение шестилеток, построенное по основным требованиям учебной деятельности, приведет к появ­лению у детей способности к опреде­ляющей рефлексии, это будет свиде­тельством того, что развитие шести­леток целесообразно строить в форме учебной деятельности.

Для выбора между этими альтерна­тивными гипотезами была построена исследовательская методика, позволяю­щая измерить уровень рефлексивности действий ребенка с материалом, изучавшимся на уроках грамоты. Такой материал выбран потому, что именно на уроках грамоты по букварю Д.Б.Эльконина [3] нам удалось последовательно реализовать требова­ния учебной деятельности. Кроме того, трудно предположить у шестилеток пос­ле трех месяцев школьного обучения общую способность к рефлексии во всех сферах самосознания; вероятнее всего обнаружить определяющую реф­лексию там, где для ее возникнове­ния создавались специальные условия: в словесном материале.


Во второй части эксперимен­та ребенку предлагалось различить сло­ва ДРУГ и ВРАГ, экспериментальная процедура оставалась той же, менялся лишь материала: картинки и карточки со словами. В протоколе фиксирова­лось, куда ребенок отнес ту или иную надпись и как объяснил свои действия.

В I серии выяснялись возможности формирования у шестилеток опреде­ляющей рефлексии под влиянием таких факторов учебной деятельности, как учебное содержание и учебная форма сотрудничества учителя с классом. Для этого в индивидуальном эксперименте были обследованы 64 ребенка, проучив­шиеся 1-е полугодие в трех разных классах 661-й и 26-й школ Москвы. В одном из классов (20 детей) обуче­ние грамоте велось по букварю Д.Б.Эльконина [3]. Здесь были представлены два условия развивающе­го обучения: учебное содержание и учебные формы сотрудничества учителя с классом. В другом классе (25 детей) обучение грамоте велось по обычной азбуке [4], содержание которой явля­ется главным образом навыковым, но в этом классе преподавала Г.Г.Микулина, мастерски владеющая учебны­ми формами сотрудничества с классом, т.е. в ее классе было обеспечено одно условие развивающего обуче­ния — форма учебного сотрудниче­ства. И, наконец, в третьем классе (19 детей) навыковое содержание вво­дилось в имитационных формах, учеб­ная деятельность не строилась вообще.

Приведенные в табл. 1 результаты I серии эксперимента говорят о том, что при равной обученности три срав­ниваемых класса значимо различаются по уровню рефлексивного развития. При этом и учебное сотрудничество, и учебное содержание являются равно-необходимыми условиями развития рефлексии у шестилеток, и в этом от­ношении дети 6 и 7 лет не разли­чаются. Роль еще одного фактора развивающего обучения — учебного сотрудничества со сверстниками, прак­тически отсутствующего в существую­щей системе начального обучения, мы выясняли во II групповой серии экс­периментов.

Цукерман Г.А. Статьи

Галина Анатольевна Цукерман - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.
Подборка статей:
Поведение младших школьников в коллективной учебной работе (1983).
Предметность совместной учебной деятельности (1988).
Условия развития рефлексии у шестилеток (1989).
Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте (1990).
О чем мы спорим? (1990).
Обучение учебному сотрудничеству (1993).
От умения сотрудничать к умению учить себя (1996).
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников (1998).
Две фазы младшего школьного возраста (2000).
Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (2000)
Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема (2001).
Становление субъекта учебной деятельности (2003).
Урок как инструмент психолого -педагогической диагностики (2005).
Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования (2010).
Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Школьные трудности благополучных детей

  • формат pdf
  • размер 16.64 МБ
  • добавлен 04 мая 2011 г.

М.: Знание, 1994. - 160 с. Научить ребенка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Игровая методика, содержащаяся в этой книге и не вступающая в противоречие с задачами и методами школьного обучения, поможет вам. В книге рассказано как научить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школьного обучения.

Гильманова Ю.Б., Лысенко М.И. (сост.). Проект Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся

  • формат pdf
  • размер 1.41 МБ
  • добавлен 18 октября 2011 г.

Казань, 2010. - 180 с. Аннотация: Составители: педагог-психолог гимназии №122 Московского р-на г. Казани Ю.Б. Гильманова и М.И. Лысенко. Проект состоит из пояснительной записки, 6 разделов, заключения и 13 приложений. Содержание Пояснительная записка Раздел I. Основные теоретические подходы к совершенствованию системы предшкольного и начального образования Раздел II. Оценка сформированности универсальных учебных действий 2.1. Оценка сфор.

Давыдов В.В., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности

  • формат doc
  • размер 18.1 КБ
  • добавлен 23 мая 2009 г.

Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности, 1997 - 9 с. Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способност.

Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых

  • формат pdf
  • размер 3.03 МБ
  • добавлен 08 июля 2011 г.

Подшивалова Е.Л. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению

  • формат pdf
  • размер 1.08 МБ
  • добавлен 15 ноября 2010 г.

- М.: - 2005., - 188 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность - 19.00.07. – педагогическая психология. На правах рукописи. Научный руководитель: доктор психологических наук, Цукерман Г. А. Объект исследования: практика формирования учебной деятельности у младших школьников. Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности включения в учебную деятельность младших школьников с разным.

Подшивалова Е.Л. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению

  • формат doc
  • размер 1.55 МБ
  • добавлен 15 ноября 2010 г.

- М.: - 2005., - 188 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность - 19.00.07. – педагогическая психология. На правах рукописи. Научный руководитель: доктор психологических наук, Цукерман Г. А. Объект исследования: практика формирования учебной деятельности у младших школьников. Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности включения в учебную деятельность младших школьников с разным.

Сборник научных статей - Психолого-педагогическая наука в практике современного образования

  • формат pdf
  • размер 646.01 КБ
  • добавлен 07 августа 2010 г.

Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 27 по 29 мая 2004 г. В 2-х ч. Ч. 1 /Под общей ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — 244 с. В сборнике представлены статьи, подготовленные на основе докладов преподавателей, аспирантов, научных сотрудников вузов и научно-исследовательских институтов, практических психоло.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении

  • формат pdf
  • размер 54.83 МБ
  • добавлен 08 ноября 2010 г.

Томск: Пеленг, 1993. - 268 с. Общение и обобщение. Учебная самостоятельность младших школьников. Рефлексивные возможности младших школьников. Взрослый: открывает или закрывает путь к самостоятельности? Роль сверстников в психическом развитии ребенка. Учебное сотрудничество младших школьников. Развивающие эффекты учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество на границе младшего школьного и подросткового возраста.

Цукерман Г.А. О поддержке детской инициативы

  • формат pdf
  • размер 318.34 КБ
  • добавлен 29 октября 2010 г.

Поддержка инициативы ученика, направленной на поиск новых способов действия, необходима для выращивания людей, инициативных в самообучении. Для решения этой задачи школа должна совершить переход от схем односторонне активного взаимодействия, строящегося по замыслу одного из партнеров, к взаимно-активному сотрудничеству, строящемуся по двум замыслам. При этом отпадает вопрос о том, кто среди двух равных равнее — учитель или ученик, но злободневным.

Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь

  • формат pdf
  • размер 18.52 МБ
  • добавлен 08 ноября 2010 г.

Томск: Пеленг, 1992. - 133 с. Занятия по адаптации первоклассников к школе. Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь? На перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Кого мы вводим в школьную жизнь? Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка. Школьная готовность. Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества. Как учить себя с помощью взрослого. Сотрудничество со сверстниками. Отношение ребенка с самим собой. Содержание.

Цукерман Г.А. Статьи

Галина Анатольевна Цукерман - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.
Подборка статей:
Поведение младших школьников в коллективной учебной работе (1983).
Предметность совместной учебной деятельности (1988).
Условия развития рефлексии у шестилеток (1989).
Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте (1990).
О чем мы спорим? (1990).
Обучение учебному сотрудничеству (1993).
От умения сотрудничать к умению учить себя (1996).
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников (1998).
Две фазы младшего школьного возраста (2000).
Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (2000)
Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема (2001).
Становление субъекта учебной деятельности (2003).
Урок как инструмент психолого -педагогической диагностики (2005).
Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования (2010).
Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?

Смотри также

Асмолов А.Г. (ред.) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли

  • 3,17 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 27.12.2010 15:37

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Школьные трудности благополучных детей

М.: Знание, 1994. — 160 с. Научить ребенка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Игровая методика, содержащаяся в этой книге и не вступающая в противоречие с задачами и методами школьного обучения, поможет вам. В книге рассказано как научить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школьного обучения.

  • 16,64 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.12.2015 04:04

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения

М.: ИНТОР, 1996 г. , 544 стр. Для специалистов в области педагогики и психологии. Изложены фундаментальные понятия, лежащие в основе теории развивающего обучения (понятия деятельности, идеального и сознания, личности), логико-психологические основания, различия эмпирического и теоретического мышления; освещены периоды психического развития детей; дано описание учебной.

  • 29,03 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 29.07.2010 20:17

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст

М.: Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские.

  • 73,34 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.01.2019 03:26

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении

Томск: Пеленг, 1993. - 268 с. Общение и обобщение. Учебная самостоятельность младших школьников. Рефлексивные возможности младших школьников. Взрослый: открывает или закрывает путь к самостоятельности? Роль сверстников в психическом развитии ребенка. Учебное сотрудничество младших школьников. Развивающие эффекты учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество на границе.

  • 54,83 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 08.11.2010 04:25

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности

М., ОИРО, 2010. – 432 с. Какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы научиться учиться самостоятельно, быть инициативным в постановке и решении новых задач, независимым в контроле и оценке своих учебных достижений? На основе данных десятилетнего лонгитюдного исследования доказано, что источником учебной самостоятельности школьника является совместный поиск способов.

Книги по детской психологии и воспитанию детей.

Книги по детской психологии и воспитанию детей.

Книги по детской психологии и воспитанию детей. запись закреплена
Детская патопсихология и нейропсихология

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. - Развитие учебной самостоятельности

Какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы научиться учиться самостоятельно, быть инициативным в постановке и решении новых задач, независимым в контроле и оценке своих учебных достижений?

На основе данных десятилетнего лонгитюдного исследования доказано, что источником учебной самостоятельности школьника является совместный поиск способов решения новых задач. Показано, как педагог может управлять детским поиском. Описаны характеристики умения учиться на разных ступенях школьного обучения и индивидуальные траектории становления учебной самостоятельности младших школьников и подростков.

Книга адресована всем тем, кого интересуют проблемы связи обучения и развития детской самостоятельности, кто занят оценкой и диагностикой развивающих эффектов образования, кто проектирует и строит образование, развивающее умение учиться самостоятельно.

Читайте также: