Функциональная грамотность как идея трансформации школы сочетание традиций и инноваций

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Показать необходимость использовать на уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителя.

Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.

Ожидаемый результат: Участники смогут через решение заданий, понять необходимость использовать на своих уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся.

В жизни можно по - разному жить.

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой теплое солнце достать

И подарить его людям.

Сейчас предлагаю заполнить оценочные листы по нашей теме. Прошу отметить то число, которое показывает, насколько Вы владеете знаниями по данной теме. Хочу заметить, что это только для вас!

Знаком (а) с основными понятиями темы

Осознаю проблему формирования функциональной грамотности

Связываю необходимость формирования функциональной грамотности с целями своего предмета.

Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий, направленных на ее формирование.

Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

Если Вы 5 - 6 вопросов отметили число 3, это означает вашу подготовленность 70-80 %, что замечательно.

Если меньше, то не унывайте! Сегодня мы постараемся Вам помочь!

ученикам свиток Слайд 4, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение Слайд 5, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Слайд 6

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик. Слайд 7

добавил второй. Слайд 8

подхватил третий. Слайд 9

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и

напоил учителя чаем. Слайд 10

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: Слайд 11

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Слайд 12

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. Слайд 13

- самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?

Самый очевидный ответ — знаниям.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы.

Слайд 15 Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

(Участникам семинара предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своё мнение)

Слайд 16- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

Слайд 17- Работать, действовать, внедрять, применять.

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

Актуальность: Слайд 19

В Указе Президента Российской Федерации

Слайд 21 Главная задача современной школы – подготовить обучающихся к цифровой (сетевой) экономике: сформировать личность гражданина России, развить способности, креативность каждого, готовность к деятельности в условиях сложности и неопределенности.

Слайд 22 навыки компетенции 21 века

– Направленность на решение бытовых проблем;

– Основа – базовый уровень навыков чтения и письма;

– Цель – возможность решения стандартных стереотипных задач;

– Применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности

Слайд 24 Почему же функциональная грамотность стала актуальна в современной школе

Слайд 25 Показатели исследований российских школьников по программам

Слайд 26 Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.

Слайд 27 Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями.

Слайд 28Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.

Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.

В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.

Слайд 29 С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.

Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

• готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

• возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

• способностью строить социальные отношения;

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Слайд 30 Направлениями функциональной грамотности являются :

• Читательская грамотность

• Математическая грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

Слайд 31 Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Слайд 33 Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Слайд 34 Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.

Слайд 35 Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей. Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Слайд 36

Слайд 37-44 Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.




2 марта в детской городской библиотеке состоялась встреча учеников 7 "В" класса лицея (классный воспитатель Остапенко Людмила Викторовна) с настоят

Подарок для мамы сделала группа шестиклассников лицея, посетив мастер - класс. Брошь в виде птички колибри изготовили ребята.

Началась масленичная неделя. В это время принято печь блины, ходить в гости, мастерить чучело, проводить ярмарки.

22 февраля в лицее состоялся региональный семинар, посвящённый формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

22 февраля в лицее состоялся региональный семинар для учителей русского языка и литературы по теме: "«Формирование читательской грамотности на урок

В лицее 18 февраля была проведена плановая тренировочная эвакуация. Эвакуация проводилась с целью совершенствования знаний и практических навыков

Накануне праздника Дня защитника Отечества в 5 "Б" классе была проведена военно - патриотическая викторина, посвящённая 23 февраля.

15 февраля 2022 года состоялся торжественный митинг, посвящённый 33-й годовщине вывода войск из Афганистана, в котором приняли участие ученики 7 "В

17 февраля в 5 "Б" классе (классный воспитатель Наталия Владимировна Аргунова) прошёл интересный классный час, посвящённый 350 летию Петр

Продолжение серии публикаций, посвященных теме функциональной грамотности в контексте цифровизации начальной школы.

Учебно-информационные умения

В предыдущей публикации мы начали разговор о том, как дополняется понятие грамотности в процессе цифровой трансформации школы. Речь идет о том, какой набор базовых навыков и умений должен быть сформирован на начальной ступени обучения, чтобы в основной школе ученики могли успешно и результативно осваивать учебный материал в условиях обучения в цифровой образовательной среде.

В педагогической литературе понятие функциональной грамотности (ФГ) трактуется очень широко, но сейчас речь пойдет только об одном из аспектов. Мы хотим сфокусировать внимание на способности учащихся корректно и полно воспринимать учебную информацию, анализировать и использовать ее в образовательном процессе и в коммуникациях. И дальше мы будем понимать ФГ именно в таком смысле, основываясь на определении принадлежащем видному российскому филологу и педагогу А.А. Леонтьеву, который трактовал понятие ФГ на стыке педагогики, психологии и наук о языке. Согласно Леонтьеву, “Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).” В этой формулировке мы видим, что ФГ не может быть достигнута без обычной грамотности, но не сводится только к ней.

VI городская научно-практическая конференция (далее Конференция) прошла при поддержке отдела образования администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

В городской научно-практической конференции приняло участие свыше 200 педагогов и специалистов в области дошкольного и начального общего образования Санкт-Петербурга (подключение через ютуб-канал).

Направления (площадки) работы конференции:

  • Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности
  • Преемственность сопровождения участников образовательных отношений в условиях дошкольного и начального образования
  • Лучшие воспитательные практики в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования
  • Педагогические инновации в системе дополнительного образования в условиях детского сада и начальной школы.

Выделение тематики «Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности связано с актуальностью данного направления не только как методической темы Адмиралтейского района в условиях, но и позиционированием данной проблематики в рамках требований стратегических направлений развития общего образования Российской Федерации по вхождению России в 10-ку наиболее развитых экономических стран.

В работе площадок Конференции было представлено 27 докладов. Общее количество выступающих на отдельных площадках — 45 человек.

Участники конференции отметили практико-ориентированную направленность большинства из представленных докладов и высокую культуру представления материалов.

По итогам конференции был выпущен электронный сборник статей.

Читайте также: