Функции педагогического сопровождения в начальной школе

Обновлено: 07.05.2024

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в начальной школе.

Цель деятельности : создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения учащихся.

2. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Основные направления работы в период адаптации в школе.

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей развития ребёнка.

Развивающая психологическая и педагогическая работа.

Консультативная работа с педагогами и родителями.

Методическая работа.

Психопрофилактика и психокоррекция.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения.

I. Поступление ребёнка в школу.

1. Проведение групповых (родительское собрание) и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

2. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников.

II. Первичная адаптация детей в школе.

1. Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Система занятий с фиксированной мини-группой школьников.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными учениками и детьми данного возраста в целом.

4. Организация психокоррекционной работы и педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.

Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников

1.Наблюдение за процессом адаптации учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе).

Целевое посещение уроков, наблюдение.

Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном и вторичном этапах.

2.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.

1.Экспертный опрос педагогов.

Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапах) путём диагностики

2.Экспертный опрос родителей первоклассников.

3.Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований.

4.Углублённое психологическое обследование учащихся

3.Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации

1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые)

Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.

4.Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.

Повышение психологической компетентности в вопросах

переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций

5.Консультационная и просветительская работа с педагогами

Повышение психологической компетентности в вопросах

переживаемого детьми периода.

2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.

3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.

6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников.

1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы.

Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе.

7.Методическая и аналитическая работа.

1. Подготовка опросников, анкет, тестов, материалов для проведения групповых занятий.

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.

Осмысление результатов проведённой работы.

2. Подготовка к собраниям, консультациям, коррекционно-развивающим занятиям.

3.Обработка диагностики. Анализ деятельности.

Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде уже сформирована – создание социально – психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в канун перехода в среднее звено обучения.

Цель: создание социально-психологических и педагогических предпосылок для успешного перехода в среднее звено.

Задачи:

Выявление уровня психологической готовности учащихся 4-ых классов к обучению в среднем звене школы.

Создание педагогических условий для формирования интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Создание психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу

1. Наблюдение учащихся.

Целевое посещение уроков в 4 классах.

испытывающих
проблемы в мотивационно-личностной, интеллектуальной

сферах, в межличностном

общении путём наблюдения.

2. Психолого-педагогическая диагностика.

1. Экспертный опрос педагогов.

Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики.

2. Диагностика интеллектуальной сферы.

3. Диагностика мотивации учения.

4.Диагностика межличностных отношений в коллективе.

5. Классные часы.

3.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов.

Повышение психологической компетентности в вопросах

подготовки учащихся к

переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой

ответственности за ребёнка.

2. Индивидуальное консультирование.

3. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.

готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

5. Методическая и аналитическая работа.

1.Подготовка опросников, тестов.

Осмысление результатов проведённой работы.

2. Подготовка к собраниям, классным часам.

Похожие документы:

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях перехода на фгос

. психолого-педагогического сопровождения. Рассмотрим подробно психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода учащихся при переходе в 5-й класс. В современной школе . характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю, и силе ее .

Правила внутреннего распорядка учащихся средней общеобразовательной школы

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ноо составитель

Психолого-педагогическое сопровождение фгос (начальная школа)

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (начальная школа) Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе. Определяя .

. психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых. Пристальное . процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа .

В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.

ВложениеРазмер
avgust_prezen.pptx 225.86 КБ
doklad.docx 101.11 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения младших школьников Выполнила: учитель начальных классов МОУСОШ№3 с.Дивное Глущенко Татьяна Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Задачи сопровождения Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Этапы сопровождения : Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации. Изучение динамики развития учащихся начальной школы. Диагностика готовности к переходу в среднюю школу. Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации месяц тема цель методика участники сентябрь Диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности Выявление эмоционального восприятия школы Интервью Психолог, педагог Диагностика самочувствия,работоспособности Выявление физиологической адаптации Цветовой тест Люшера Психолог

Психолого-педагогическая диагностика учащихся 1-х классов месяц тема цель методика участники сентябрь Диагностика зрительно- моторной координации Прогноз трудностей на письме Гештальт-тест Л.Бендер Психолог, педагог Диагностика общеучебных умений на письме Наблюдение Педагог октябрь Диагностика внимания Выявление детей с СДВГ Корректурная проба тест Тулуз-Пьерона Психолог, педагог Диагностика слуховой и зрительной памяти Выявление ведущего вида памяти Тест Л.Ясюковой Психолог, педагог

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-х классов месяц тема цель методика участники Декабрь Диагностика коммуникативных способностей Выявление детей с низким уровнем Методика социометрия Психолог, педагог Январь Диагностика умения применять изученные нормы орфографии и пунктуации Выявление детей с трудностями усвоения правописания Тематические срезы по изученному материалу Завуч, педагог Диагностика пространственного мышления Прогноз трудностей усвоения табличного умножения Прогрес-сивные матрицы Д. Равена Психолог, педагог

Психолого-педагогическая диагностика навыка чтения учащихся 3-4-х классов месяц класс тема цель методика участники ноябрь 3 класс Диагностика понимания прочитанного Определение читательских возможностей Тест Эббингауза Реконструкция предложений (в интерпретацииЛ.А.Ясюковой ) Психолог, педагог 4класс Диагностика понимания прочитанного Определение читательских возможностей Психолог, педагог

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3-х классов месяц тема цель методика участники февраль Диагностика пространствен-ного мышления Анализ динамики Тест Прогрессивные матрицы Д.Равена Психолог, педагог Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления Проведение тематических срезов Завуч, педагог

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов месяц тема цель методика участники февраль Диагностика коммуникативных способностей Анализ динамики Метод ДКИШ Психолог, педагог март Диагностика памяти Диагностика внимания Анализ динамики Тест Тулуз - Пьерона Психолог апрель Диагностика математических, лингвистических, гуманитарных способностей Прогноз обучения в средней школе Методика Амтхауэра Педагог, психолог май Диагностика школьной мотивации Анализ динамики Методика Лускановой Педагог, психолог май Диагностика усвоения базовых знаний Анализ готовности к обучению в основной школе Проведение контрольных работ Завуч, педагог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, которые разработаны и основаны на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

– изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
– формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
– разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

– разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
– выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
– предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом или педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации. Цель программы: психологическая помощь и поддержка детей в период адаптации.

5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Педагог-психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов.
Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Организация групповой психологической коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия;

- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (отражено в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);

- психологическое сопровождение одаренных детей. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей).

- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей, педагогов)в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей), оформляется в форме "Договора" с подписью обеих сторон.

Читайте также: