Типовой учебный план школы искусств

Обновлено: 19.05.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ СИСТЕМЫ
КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ И ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРИМЕРНЫМИ
УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

13 мая 1999 г.
N 219

В целях организации образовательного процесса в детских
музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета
по культуре, руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Закона Российской
Федерации "Об образовании", на основании пунктов 5 и 13 Положения о
Комитете по культуре, утвержденного постановлением Правительства
Москвы от 18 ноября 1997 г. N 805, приказываю:
1. Утвердить примерные учебные планы для детских музыкальных,
художественных школ и школ искусств системы Комитета по культуре
(приложение 1) и примерные образовательные программы дисциплин,
предусмотренных примерными учебными планами для детских музыкальных,
художественных школ и школ искусств системы Комитета по культуре
(приложение 2).
Установить срок действия примерных учебных планов и примерных
образовательных программ дисциплин, утвержденных настоящим приказом,
до введения в действие в установленном порядке государственных
образовательных стандартов дополнительного образования детей для
детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.
2. Руководителям детских музыкальных, художественных школ и школ
искусств системы Комитета по культуре обеспечить:
2.1. Разработку и утверждение учебных планов и образовательных
программ дисциплин соответствующими образовательными учреждениями на
основании примерных учебных планов и примерных образовательных
программ дисциплин, утвержденных настоящим приказом.
2.2. Реализацию учебных планов и образовательных программ
дисциплин в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых в
установленном порядке на содержание соответствующих образовательных
учреждений.
2.3. Определение учебной нагрузки педагогических работников и
составление тарификационных списков в строгом соответствии с
утвержденными учебными планами и образовательными программами
дисциплин.
3. Управлениям культуры и досуга административных округов города
Москвы при планировании в установленном порядке показателей бюджетного
финансирования деятельности подведомственных детских музыкальных,
художественных школ и школ искусств осуществлять строгий контроль за
соответствием учебных планов и образовательных программ дисциплин,
разработанных и утвержденных образовательными учреждениями
самостоятельно, примерным учебным планам и примерным образовательным
программам дисциплин, утвержденным настоящим приказом.
4. Установить, что в 1999 году детские музыкальные,
художественные школы и школы искусств системы Комитета по культуре
разрабатывают и утверждают учебные планы и образовательные программы
дисциплин в соответствии с настоящим приказом в пределах бюджетных
ассигнований, выделенных на их содержание в текущем году.
5. Возложить ответственность за выполнение установленных правил
разработки и утверждения учебных планов и образовательных программ
дисциплин детскими музыкальными, художественными школами и школами
искусств системы Комитета по культуре на их руководителей.
6. Отделу правового обеспечения, кадров и учебных заведений
обеспечить проведение необходимых организационных мероприятий по
реализации настоящего приказа.
7. Методическому кабинету по учебным заведениям искусств и
культуры оказывать образовательным учреждениям методическую помощь при
разработке учебных планов и образовательных программ дисциплин,
осуществлять контроль за реализацией образовательными учреждениями
учебных планов и образовательных программ дисциплин и выполнением ими
установленных требований к организации образовательного процесса.
8. Считать утратившим силу приказ Московского городского комитета
по вопросам культуры от 11.01.1991 N 8 "Об утверждении обязательных
требований к результатам деятельности учебных заведений".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя Комитета А.Е. Порватова.

Председатель Комитета
И.Б. Бугаев
13 мая 1999 г.
N 219

Приложение 1

к приказу Комитета по культуре
от 13 мая 1999 года
N 219

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ
ИСКУССТВ СИСТЕМЫ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ

1. Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств) Министерства культуры СССР от 28.05.87 N 242
2. Учебный план инструментальных классов эстрадного оркестра ДМШ и музыкального отделения ДШИ, срок обучения 3 года
Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)
3. Типовые учебные планы детской художественной школы и художественного отделения школы искусств Утверждены приказом Министерства культуры СССР от 11.10.88 N 390
4. Типовые учебные планы детской школы искусств Одобрены коллегией Министерства культуры протокол N 19
5. Учебный план хореографического отделения школы искусств
Рекомендован приказом Главного управления культуры исполкома Моссовета от 04.05.90 N 152
6. Типовой учебный план детской хореографической школы (хореографического отделения и научных учреждений школы искусств)
Утвержден Управлением кадров учебных заведений | Министерства культуры СССР 25 июля 1989 г.
7. Индивидуальные учебные планы отдельных учебных заведений
Рекомендованы Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо N 01-185/16-15 от 05.07.89)
8. Типовой учебный план отделения театрального искусства детской школы искусств (вариант 1), срок обучения 8 лет Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)
9. Типовой учебный план отделения театрального искусства детской школы искусств (вариант 2),
срок обучения 4 года
Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)


Приложение 2

к приказу Комитета по культуре
от 13 мая 1999 г. N 219

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ ДЛЯ ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
СИСТЕМЫ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ

На основании статьи 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство культуры Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить типовые учебные планы детских школ искусств согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

Приложение
к постановлению
Министерства культуры
Республики Беларусь
21.07.2011 N 32

ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

1. Направление деятельности "Музыкальное":

1.1. Инструментальное отделение:

1.1.1. Семилетний срок обучения

1.1.2. Пятилетний срок обучения

1.2. Хоровое отделение:

1.2.1. Семилетний срок обучения

1.2.2. Пятилетний срок обучения

1.3. Эстрадное отделение (инструментальное, вокальное):

1.3.1. Семилетний срок обучения

1.3.2. Пятилетний срок обучения

2. Направление деятельности "Театральное":

2.1. Семилетний срок обучения

2.2. Пятилетний срок обучения

3. Направление деятельности "Хореографическое":

3.1. Семилетний срок обучения

3.2. Пятилетний срок обучения

4. Направление деятельности "Изобразительное":

4.1. Семилетний срок обучения

4.2. Пятилетний срок обучения

5. Направление деятельности "Народное творчество":

5.1. Семилетний срок обучения

5.2. Пятилетний срок обучения

6. Направление деятельности "Народное декоративно-прикладное":

6.1. Семилетний срок обучения

6.2. Пятилетний срок обучения

7. Направление деятельности "Художественно-эстетическое":

Семилетний срок обучения

1. Типовые учебные планы детских школ искусств (далее - типовые учебные планы) разработаны по направлениям деятельности детских школ искусств на 7-летний и 5-летний сроки обучения.

2. По типовому учебному плану с 7-летним сроком обучения, как правило, обучаются дети, поступающие в детскую школу искусств в возрасте от 6 до 9 лет, по типовому учебном плану с 5-летним сроком обучения - от 9 до 11 лет.

Выбор сроков обучения учащихся определяется детской школой искусств по согласованию с учредителем.

3. Продолжительность учебного года, каникул в детских школах искусств определяется с учетом их продолжительности, установленной для учреждений общего среднего образования.

Образовательный процесс в детской школе искусств осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.

4. В детской школе искусств могут вводиться учебные предметы по выбору.

Учебные предметы по выбору должны быть направлены на обеспечение вариативности, личностных потребностей и профессиональную ориентацию учащихся и могут быть использованы как для расширения содержания учебного предмета, так и для изучения других дополнительных учебных предметов.

Перечень учебных предметов по выбору определяется до начала учебного года с учетом возможностей детской школы искусств и рекомендаций педагогического совета.

Изучение учебных предметов по выбору по всем направлениям деятельности может осуществляться в групповой и индивидуальной формах.

Директор детской школы искусств имеет право освобождать учащихся от изучения учебных предметов по выбору по желанию учащихся (их законных представителей).

Освободившиеся учебные часы могут использоваться для подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам, фестивалям, выставкам и другим мероприятиям.

5. Направление деятельности "Музыкальное" включает в себя:

6. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на инструментальном отделении, дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы для проведения занятий в двух и более группах одновременно (далее - сводные занятия) по учебному предмету "Коллективное музицирование" (хор, оркестр, ансамбль) - до 3 учебных часов в неделю;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий в группе и сводных занятий по учебному предмету "Коллективное музицирование" - до 100% учебного времени;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары) и учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на инструментальном отделении, могут изучаться:

чтение нот с листа;

импровизация и сочинение;

элементарная теория музыки;

дополнительный музыкальный инструмент и другие учебные предметы.

7. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на хоровом отделении, дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы для проведения сводных занятий по хору - до 3 учебных часов в неделю;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения сводных занятий по учебному предмету "Хоровой класс" и по "Профильным учебным дисциплинам" - до 100% учебного времени;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий по учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на хоровом отделении, могут изучаться:

чтение нот с листа;

импровизация и сочинение;

элементарная теория музыки;

дополнительный музыкальный инструмент;

сценическое движение и другие учебные предметы.

8. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на эстрадном отделении, дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы для проведения сводных занятий по учебному предмету "Ансамблевое музицирование" - до 3 учебных часов в неделю;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий:

по учебным предметам "Сольное пение", "Ансамблевое музицирование" (вокальный ансамбль) - до 100% учебного времени;

по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (кроме фортепиано, гитары) и учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Музыкальное" на эстрадном отделении, могут изучаться:

импровизация и сочинение;

элементарная теория музыки;

основы мастерства актера и другие учебные предметы.

9. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Театральное", дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы для постановки спектаклей - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка спектакля);

учебные концертмейстерские часы для постановки спектаклей - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка спектакля);

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий:

по учебным предметам "Театральная игра", "Ритмика и танец", "Вокал" или "Музыкальный инструмент", "Основы сценического движения" - до 100% учебного времени;

по учебным предметам "Основы сценической речи", "Основы актерского мастерства", учебной практике (подготовка спектакля) и учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Театральное", могут изучаться:

изготовление и вождение кукол;

вокальный ансамбль и другие учебные предметы.

10. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Хореографическое", дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы для постановки хореографических композиций - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка концертных номеров);

учебные концертмейстерские часы для постановки хореографических композиций - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка концертных номеров);

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий:

по учебным предметам "Основы классического танца", "Народно-сценический танец", "Историко-бытовой танец, современные направления хореографии", "Ритмика и танец", "Партерная гимнастика", учебной практике (подготовка концертных номеров) - до 100% учебного времени;

по учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Хореографическое", могут изучаться:

основы балетмейстерского искусства;

музыкальный инструмент и другие учебные предметы.

11. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Изобразительное", дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы по учебному предмету "Композиция" - по 1 учебному часу в неделю;

учебные часы для выполнения работ с участием натурщиков по учебным предметам "Рисунок", "Живопись" в III, IV, V классах (5-летнего срока обучения), V, VI, VII (7-летнего срока обучения) - до 30% учебного времени;

учебные часы по учебной практике (пленэр и творческая работа) - 54 учебных часа на группу ежегодно.

В V (VII) классе учебные часы по учебной практике могут быть использованы для подготовки выпускной работы (проекта).

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Изобразительное", могут изучаться:

композиция (станковая или прикладная);

дизайн и другие учебные предметы.

12. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Народное творчество", дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы по учебному предмету "Фольклорный ансамбль" - до 3 учебных часов в неделю;

учебные педагогические часы для постановки хореографических композиций - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка концертных номеров);

учебные концертмейстерские часы для постановки хореографических композиций - до 25% учебного времени, предусмотренного по учебной практике (подготовка концертных номеров);

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий:

по учебным предметам "Сольное пение", "Основы народной хореографии", "Фольклорный ансамбль (вокальный)" и учебной практике (подготовка концертных номеров) - до 100% учебного времени;

по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (кроме фортепиано, баяна, аккордеона) и учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Народное творчество", могут изучаться:

народные игры и хороводы;

импровизация и сочинение;

устное народное творчество;

прикладное искусство и другие.

13. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Народное декоративно-прикладное", дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы на выполнение программных заданий по учебному предмету "Композиция" - по 1 учебному часу в неделю;

учебные часы для выполнения работ с участием натурщиков по предметам "Рисунок", "Живопись" в III, IV, V классах (5-летнего срока обучения), V, VI, VII (7-летнего срока обучения) - до 30% учебного времени;

учебные часы по учебной практике (пленэр и творческая работа) - 54 учебных часа на группу ежегодно.

В V (VII) классе учебные часы по учебной практике могут быть использованы для подготовки выпускной работы (проекта).

В рамках учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Народное декоративно-прикладное", могут изучаться:

история народного костюма;

черчение и перспектива;

лепка и другие учебные предметы.

По учебному предмету "Работа в материале" обучение может проводиться:

по определенному виду декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ) или комплексно, по нескольким видам ДПИ:

роспись (по дереву, по стеклу, по ткани);

работа с текстильными материалами (ткачество, гобелен, вышивка, вязание, кружевоплетение, валяние);

керамика (мелкая пластика, гончарство);

работа с соломкой и лозой (плетение, инкрустация);

работа с бумагой (вытинанка, вырезанка);

деревообработка (резьба, бондарство);

Выбор вида ДПИ осуществляется с учетом локальных традиций, сложившихся в районе размещения детской школы искусств.

14. Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Художественно-эстетическое" для I - III классов, дополнительно предусматриваются учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий:

по учебным предметам "Ритмика, танец", "Театральная игра" - до 100% учебного времени;

по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары) и учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени.

В зависимости от проявленных способностей и по результатам экзаменов в III классе с учетом пожеланий учащихся (их законных представителей) обучение может быть продолжено по другому направлению деятельности художественного профиля в сфере культуры.

Учащиеся IV классов, избравшие другое направление деятельности художественного профиля в сфере культуры, обучаются по типовому учебному плану этого направления.

Кроме учебных часов, указанных в табличной части типового учебного плана по направлению деятельности "Художественно-эстетическое" в IV - VII классах, дополнительно предусматриваются:

учебные педагогические часы по учебному предмету по выбору "Коллективное музицирование" до 2 учебных часов в неделю;

учебные концертмейстерские часы для музыкального сопровождения занятий по учебным предметам по выбору "Музыкальный инструмент" (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары), "Сольное пение", "Коллективное музицирование", "Танец" и другим учебным предметам по выбору - до 50% учебного времени;

учебные часы по учебной практике (пленэр и творческая работа) - 36 учебных часов на группу ежегодно.

В рамках объема учебных часов, предусмотренных для изучения учебных предметов по выбору типового учебного плана по направлению деятельности "Художественно-эстетическое", начиная с IV класса, могут изучаться:

в индивидуальной форме обучения:

художественное слово и другие учебные предметы;

в групповой форме обучения:

музыкальная грамота и слушание музыки;

коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль);

изготовление и вождение кукол и другие учебные предметы.

В III и VII классах экзамены по учебным предметам по выбору проводятся не более чем по двум учебным предметам по выбору.

* Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

** По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

*** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей утверждаются дирекцией (педсоветом).

Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 7(8) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Помимо регулярных занятий оркестра к хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего).

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору.

Срок обучения: 5(6) лет

Количество учебных часов в неделю

Экзамены проводятся в классах

Хор, оркестр, ансамбли

Предмет по выбору***

* Выпускники V класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VI класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

** По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

*** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 5(6) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 6 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с III класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 3 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего).

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору.

Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств)

Срок обучения: 7(8) лет

Количество учебных часов в неделю

Экзамены проводятся в классах

Предмет по выбору**

* Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

Примечания к учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения - 7(8) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Время, отведенное по учебному плану на хор, может быть использовано как на групповые, так и на сводные занятия в соответствии с планом работы хорового отдела.

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:

для проведения групповых занятий с хорами по группам и на сводные занятия;

для проведения занятий по предметам по выбору.

Типовой учебный план детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств

Количество учебных часов в неделю

История изобразительного искусства

Предмет по выбору

Учебная практика: (2 недели ежегодно, на группу)

* По желанию учащихся в V классе разрешается заменить предмет "живопись на "скульптуру".

** По решению дирекции и педсовета часы станковой и прикладной композиции могут быть переставлены. По желанию учащихся в классе могут проводиться занятия только по станковой или прикладной композиции.

Пояснительная записка к типовому учебному плану детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств

1. В 1 класс детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств принимаются дети 10-12 лет. Срок обучения в школе - 4 (5) лет. Первые 4 года - основной курс обучения, 5 год - класс профориентации. В него зачисляются учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению художественного образования по решению руководства школы и педагогического совета.

Количественный состав групп в 1-4 классах - 10-15 человек, в малонаселенных пунктах - от 8 до 15 человек. Количественный состав групп в 5 классе 6-9 человек, в малонаселенных пунктах - от 4 до 7 человек.

2. Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации) определяется администрацией школы и педсоветом и утверждается до начала учебного года. В 5 классе разрешается распределение времени, отведенного на предмет по выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным планом.

По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от занятий предметом по выбору, однако без изменения размера платы за обучение.

3. Учебная практика проводится в форме пленэра в течение 2 недель в летний или осенний период. Она может быть рассредоточена на протяжении всего учебного года. В школах, ориентированных на преподавание прикладного искусства, в особенности - расположенных в центрах народных художественных промыслов, часть учебной практики (пленэра) может быть заменена на практические занятия по прикладному искусству - на производстве, в мастерских школы и т.д.

4. Для учащихся второй смены общеобразовательной школы количественный состав групп определяется школой (не менее 4-х человек), при сохранении количества групп по школе в целом.

5. При ДХШ и ДШИ, по решению администрации, могут быть организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости со сроком обучения 1-4 года (см. ниже!).

Для учащихся, желающих продолжить занятия после окончания основного курса обучения или класса профориентации, при ДХШ и ДШИ могут создаваться вечерние классы со сроком обучения 1-3 года на основе самоокупаемости (см. ниже).

6. Сроки начала и окончания учебного года, каникул должны совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных школ (следует также учитывать время проведения учебной практики).

7. Текущий просмотр учебных работ проводится по итогам каждого полугодия, итоговый - в конце учебного года и экзаменационный просмотр - по итогам 4 и 5 классов.

8. Количество часов на оплату натуры определяется учебными программами (не более 30% от учебного времени, отведенного на каждый предмет).

Задачами класса профориентации являются:

целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в художественные и художественно-промышленные училища;

подготовка к работе на предприятиях, требующей соответствующей художественной грамотности.

Учащимся, успешно завершившим занятия на основном курсе обучения (1-4 классы), выдается свидетельство об окончании школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим экзамены, в свидетельство вносится соответствующая запись об окончании класса профориентации.

Типовой учебный план
детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств (подготовительное отделение)

Срок обучения 1-4 года

Количество часов в неделю

Предмет по выбору**

* Срок обучения определяется администрацией школы (в пределах 1-4 лет).

** Предмет по выбору определяется администрацией школы и педсоветом (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации и др.) и утверждается до начала учебного года.

Типовой учебный план
детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств (вечерние классы)*(1)

Срок обучения 1-3 года

Количество часов в неделю

Композиция*(3) (станковая/ прикладная)

Предмет по выбору*(4)

*(1) срок обучения определяется администрацией школы (в пределах 1-3 лет)

*(2) по желанию учащихся разрешается заменять предмет живопись на скульптуру

*(3) администрация школы имеет право проводить занятия только по станковой или только по прикладной композиции

*(4) предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации и др.) определяется администрацией и педсоветом школы и утверждается до начала учебного года.

Учебные планы детской музыкальной, хоровой, художественной школы и школы искусств

Срок обучения - 8 лет.

1) Первый класс (подготовительный цикл):

Вариант первый - для музыкальной школы:

по 2 часа в неделю на каждый предмет (всего 6 часов в неделю)

Сольфеджио и слушание музыки

вариант второй - для школы искусств:

по 2 часа в неделю на каждый предмет (всего 6 часов в неделю)

Ритмика и танец

Рисование и лепка

2) II-VIII классы - (основные циклы):

Музыкальное отделение школы искусств или музыкальная школа

Факультативные дисциплины по выбору:

Фортепьяно или другой инструмент

Ансамбль и аккомпанемент

Коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль)

Дополнительный муз. инструмент

Оркестровые инструменты (народные, духовые, смычковые)

Факультативные дисциплины по выбору:

Общее фортепьяно (или другой муз. инструмент)

Хореографическое отделение школы искусств или хореографическая школа

Историко-бытовой и соврем. бальный танец

Беседы о хореографическом искусстве

Ритмика (и танец)

Музыкальная грамота и слушание музыки

Индивидуальные занятия по танцу

Факультативные дисциплины по выбору:

Изобразительное отделение школы искусств или художественная школа

Основы изобразительной грамоты

Беседы по искусству

Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства

История изобразительного искусства

Предметы по выбору

Летняя учебная практика (2 недели ежегодно на группу)

Предметы по выбору:

Композиция (станковая или декоративно-прикладная)

Композиция декор. -прикладного и оформительского искусства

Отделение общего эстетического образования школы искусств

Музыка (хоровое пение, сольфеджио, слушание)

Предметы по выбору*

* Предметы по выбору (примерный перечень дисциплин):

Хоровой или оркестровый класс

Ансамбль и аккомпанемент

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы о хореографическом искусстве

Беседы о театральном искусстве

Примечание к учебному плану отделения общего эстетического образования:

С V по VIII классы за счет часов, предусмотренных учебным планом для предметов по выбору, администрация школы может формировать различные общеэстетические циклы (направления по видам искусства), используя приведенный выше перечень дисциплин с учетом пожеланий и склонностей учащихся.

Общие примечания к учебным планам музыкальной, хоровой школы и школы искусств

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел. , по оркестру и ансамблям в среднем 5 чел.

2. 0,5 часа по классам ансамбля и аккомпанемента (состав ансамбля от 2-х до 4-х человек) даны на каждого ученика.

3. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего).

4. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

для проведения занятий по предметам факультативного цикла (в соответствии с учебным планом);

для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц):

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору.

для проведения занятий по основам дирижирования (в соответствии с учебным планом);

для проведения занятий по ритмике и всем танцевальным дисциплинам (в соответствии с учебным планом).

5. Факультативные занятия по обучению игре на инструменте рекомендуется проводить со всеми желающими учащимися. Выбор того или иного инструмента осуществляется по рекомендации преподавателей с учетом пожеланий учащихся.

6. В школе искусств помимо занятий по предметам, указанным в учебном плане, могут проводиться групповые занятия по смежным видам искусств. Такие группы могут организовываться за счет часов, предусмотренных в целом для предметов факультативного цикла (без превышения общего количества часов).

Учебный план детской хореографической школы (отделения)

Срок обучения - 5 лет

Количество учебных часов в неделю

Экзамены в классах

Историко-бытовой и современный бальный танец

Беседы по истории хореографического искусства

Музыкальная грамота и слушание музыки

Подготовка отдельных концертных номеров (практика)

Музыкальный инструмент (по выбору)

* Примечание : 0,5 индивидуальных занятий на каждого учащегося.

Примечания к учебному плану детской хореографической школы (отделения)

Детская хореографическая школа (отделение школы искусств) ставит своей целью дать детям общую хореографическую подготовку, способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. Школа призвана развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства.

В хореографическую школу принимаются дети в возрасте 9-10 лет. Срок обучения - 5 лет.

Класс состоит из 26-28 учащихся.

Занятия по классическому танцу во всех классах и по народно-сценическому во II и III классах могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками. Наполняемость групп по этим дисциплинам 12-14 человек, что должно учитываться, как соответственное увеличение педагогической нагрузки преподавателя. Наполняемость групп на занятиях по историко-бытовому и современному бальному танцу во всех классах и народно-сценическому в IV и V классах - 6-7 пар.

Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

Концертмейстерские часы - для проведения занятий по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному бальному танцам, ритмике и подготовке концертных номеров (практике) - в соответствии с учебным планом (100% учебного времени).

Индивидуальные часы, предусмотренные на предмет "Подготовка отдельных концертных номеров (практика)", разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой и современный бальный танец).

Теоретические занятия ("Беседы по истории хореографического искусства проводятся для всей группы (класса). Занятия по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группами 12-14 человек.

В классах, где учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года рекомендуется проводить отчетные концерты, в которых принимают участие по возможности все учащиеся хореографической школы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: