Фридрих лист как представитель немецкой исторической школы считал

Обновлено: 07.07.2024

Характерные особенности исторической школы Германии. Основные экономические идеи, вытекающие из сочинений А. Мюллера и Ф. Листа. Методологические принципы немецкой исторической школы. Ф. Лист и его теория: потребности немецкой экономики и способы решения.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2012
Размер файла 14,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПО Истории экономических учений

Возникновение исторической школы Германии и характеристика теории Фридриха Листа

Историческая школа Германии

Фридрих Лист и его теория

Список используемой литературы

Историческая школа Германии

Эта школа, по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии (предмет изучения) наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.

· особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;

· характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;

· учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;

· признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

В самом деле, немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода экономического исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политической экономии новые позитивные элементы, которые легли в основу методологических особенностей зародившегося благодаря им социально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим трем положениям:

2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий;

3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов.

В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков противопоставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя, прежде всего, через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.

1. период дикости,

Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому -- не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным социально-экономическим проблемам.

Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигнутых в ту пору научных основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политической экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX--XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институционалистов.

Фридрих Лист и его теория

немецкая историческая школа экономическая

Германская историческая школа, по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление. В свою очередь Ф. Лист принимает некоторые теоретические положения классиков, особенно в части поступательного развития общества и целесообразности ускорения научно-технического прогресса. Однако подход классиков к экономической науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль государства в национальной экономике, а также влияние на хозяйство исторических корней нации и ее культуры.

В заключение следует подчеркнуть, что главная заслуга Листа лежит не в научной, а в политической, практической области. А то, насколько верны были его политические требования и взгляды, показывает все развитие немецкой государственно-экономической жизни в XIX веке. Поэтому можно смело назвать Листа выдающимся практиком народного хозяйства. Вряд ли существовал в то время другой человек, который столь же глубоко понимал потребности немецкой экономики и способы решения ее самых острых проблем, как Фридрих Лист.

Список используемой литературы

1. Антология мировой экономической мысли. - М.: Проспект, 1998. - 726 с.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480 с.

3. Роббинс Л. Теория экономического развития в истории экономической мысли. - Спб: Питер, 1999. - 531 с.

4. Марк К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 13.

5. Ницше Ф. Избранные сочинения. - М.: Терра, 2000. - 684 с.

6. Оггер Г. Магнаты… Начало биографии. - М.: Прогресс, 1985. - 346 с.

7. Афанасьев Ю.Н. Теневая экономика в России: прошлое и настоящее. - М.: Изд-во РГУ, 1999. - 208 с.

Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала историческая школа Германии.
Экономика и экономическая наука. В 19 веке наиболее развитой страной была Англия. В ней произошла промышленная революция, и ее промышленность стала наиболее развитой. Для успеха этой промышленности нужен был свободный доступ на мировой рынок. В связи с этим Англия ратовала за либерализм, зная о том, что в этих условиях ее промышленность уничтожить промышленность конкурентов из других стран. Все это нашло отражение в парадигме английской политэкономии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 2
Основоположник исторической школы…………………………………………3
Основные этапы исторической школы Германии………………………………4
Главные идеи исторической школы……………………………………………..5
Методологические особенности…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Реферат на тему:

«Национальная идея Фридриха Листа.

Выполнил: студент 1 курса (103 группа)

Основоположник исторической школы…………………………………………3

Основные этапы исторической школы Германии………………………………4

Главные идеи исторической школы……………………………………………..5

Методологические особенности………………………………………………… 8

Список использованной литературы…………………………………………..12

Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала историческая школа Германии.

Экономика и экономическая наука. В 19 веке наиболее развитой страной была Англия. В ней произошла промышленная революция, и ее промышленность стала наиболее развитой. Для успеха этой промышленности нужен был свободный доступ на мировой рынок. В связи с этим Англия ратовала за либерализм, зная о том, что в этих условиях ее промышленность уничтожить промышленность конкурентов из других стран. Все это нашло отражение в парадигме английской политэкономии.

Германия не была передовой страной средневековья. Она оказалась феодально раздробленной. На ее территории существовало несколько сот самостоятельных княжеств с собственным денежными системами, таможнями и т. п. В ней слабо была развита промышленность и капитализм вообще. У не были другие социально-экономические проблемы по сравнению с Англией. А поэтому надо было добиться объединения страны как основу для экономического, промышленного прогресса.

Экономическая отсталость Германии была причиной отсутствия у нее корифеев политэкономии. Политическая экономия есть теоретический анализ развитого экономического строя, чего в Германии тогда не было. Поэтому запоздало развитие экономической мысли в Германии. Одновременно это объясняет специфику германской экономической школы ориентацию на экономические проблемы страны, их защиту он конкурентов других стран. Эту функцию и взяла на себя историческая школа Германии.

От 18 века немецкая политэкономия унаследовала определенный метод познания – описательное изложение всей суммы общественных наук с упором на теорию и практику управления государством. Официальной экономической доктриной был меркантилизм даже тогда, когда от него отказались развитые страны. А в начале 19 века постепенно происходило

внедрение идей А. Смита. И многие экономисты Германии увидели в этом опасность для своей страны, выступили против некоторых идей классической школы политэкономии. В результате и возникла историческая школа Германии.

Основоположник исторической школы

Начало экономической науке в Германии положил Фридрих Лист— выдающийся ученый и большой патриот. Его идея - путь к процветанию и объединению Германии через рост промышленности, которая нуждается в защите от сильной иностранной конкуренции. Ф. Лист стал основоположником исторической школы — первого серьезного оппонента классической политэкономии.

Учение своих предшественников он назвал школой космополитической экономии. По его мнению, политэкономия должна быть идеологией страны для достижения экономического прогресса.

Он выступил против полной свободы частного интереса бизнеса. Он считал приоритетными интересы страны, а не отдельных граждан.

Он выделял пять этапов: дикость, пастушество, земледелие, мануфактурное

коммерческое состояния экономики страны. На высшем уровне из них находилась по Листу только Англия. Уровень Германии был значительно ниже.

Проникновение более развитых стран через свободу предпринимательства и торговли в экономику менеее развитых стран целесообразно на более низких этапах развития. Тогда менее развитая страна получает преимущества цивилизации. На пятом же уровне нации свойственно стремление к мировому господству. Ее внедрение в экономику менее развитых стран сначала ведет к росту потребления в последней стране, а затем к разорению и нищете вследствие упадка собственной промышленности.

Основные этапы исторической школы

Главные идеи исторической школы

В данной позиции сторонников исторической школы имеется важная идея: уровень развития экономики страны имеет значение, и его не следует игнорировать. В этом они правы, но они ошибочно — чрезмерно отрицали важность универсальных законов развития, как и значение опыта более развитых стран для определения стратегии развития менее развитых стран.

систем. Сейчас эту версию разрабатывает особая экономическая школа — сравнительных исследований (компаративистика). Одновременно их достоинство — показ зависимости экономических систем от стадий экономического развития общества (от времени или истории). Достоинством этой школы следует также считать учет исторических фактов, их описание и накопление при оценке экономического развития. Все это не отрицает и ошибочности гипертрофирования ими национальных различий, нигилизма к теоретическим обобщениям.

Историческая школа исследовала многие аспекты, упущенные в классической политэкономии

3.Противоположна классической политэкономии их позиция и по вопросу роли государства в экономике. Первая в целом стояла на позиции либерализма невмешательства государства в экономику. Это вытекало из сравнительных преимуществ этих стран в историческом развитии. Что же касается Германии, то её отсталость от других стран требовала использования возможностей государства для защиты своей экономики и содействия е развитию. Поэтому представители германской исторической школы считали необходимым условием активную государственную политику — вмешательство государства в экономику, проведение политики протекционизма. В Германии государство активно вмешивалась в экономику, и это защищала историческая школа Германии.

5.Историческая школа Германии является фактом того, что экономическая наука представляет собой ядро идеологии. Идеологическая функция экономической науки закономерна. В обществе имеются разные сословия,

классы и их интересы противоположны. Для их защиты разрабатывают теории, которые становятся идеологией соответствующих групп населения. В тот период времени историческая школа Германии выступила против англо-американской экономической школы, которая была пагубна для Германии. Свою парадигму экономической науки они превратили в оружие защиты интересов своей страны.

6.Они уделили существенное внимание методологии экономической науки, особенно Менгер и Шмоллер.

Историческая школа Германии и её представители [04.03.09]

1 Родоначальники исторической школы Германии.

Родоначальниками немецкой исторической школы заслуженно считают Адам Мюллер и Фридрих Лист.

Обычно различают старую и молодую историческую школу. Старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817 – 1894), Бруно Гильдебранд и Карл Книлс.

Эта школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840-1860 гг. Представители этой школы считали, что прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты.

Ф.Лист опубликовал свой труд будучи широко известным и авторитетным экономистом, к мнению которого прислушивались не только в Германии. Листа интересовала в первую очередь организация и система внешнеэкономических связей, но не сами по себе, а как средство поддержки и защиты молодой германской промышленности.

Первое – теория производительных сил. Считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.

Третье – обоснование активной политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Ф.Лист считается основоположником исторической школы, одним из разработчиков исторического метода в политической экономии.

3. Молодая (новая) историческая школа и ее представители.

Они выступали прежде всего против марксизма, одержавшего теоретическую победу в рабочем движении. Антимарксистская направленность составляла главное отличие новой исторической школы от старой, поскольку представители последней полемизировали с английскими классиками и утопическими социалистами.

Шмоллер, Вагнер и Бюхер утверждали, что задачей экономистов является исследование не теоретических построений, а практических проблем развития народного хозяйства страны, изучение влияния на экономические отношения этических, психологических, правовых и политических факторов, выработка конкретных рекомендаций по управлению экономикой страны в соответствии с интересами и потребностями практики.

Заслугой экономистов исторической школы являлось обоснование взаимосвязи между экономическими и социальными отношениями, внимание к количественному анализу экономических процессов, постановка вопроса о необходимости прикладных исследований с выходом на хозяйственную практику.

Если старая школа выступала против классической политической экономии и утопического социализма, то молодая историческая школа сложилась в борьбе против научного социализма.

Г.Шмоллер считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.ё

Заключение.

Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.

Список литературы:

  1. История экономических учений: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.С. Адвадзе.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. История экономических учений в вопросах и ответах. С.А. Бартенев.Учебно-методическое пособие.- М.: Юристъ, 2000.
  3. Экономическая теория. Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. –М.: Юрайт-Издат, 2006.
  4. История экономических учений: Учебник для вузов, Я.С. Ядгаров-М.: ИНФРА-М,2000.
  5. История экономических учений. Учебное пособие/ под ред. В.А. Жамина. -М.: Издательство МГУ, 1999
  6. История экономических учений. Учебник/ под ред. С.А. Бартенев.-М.: Экономистъ, 2005.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Историческая школа. Ф. Лист "Национальная экономия".Стадии экономического раз.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Историческая школа. Ф. Лист "Национальная экономия".Стадии экономического раз.

Историческая школа. Ф. Лист
"Национальная экономия".
Стадии экономического развития нации.
Группа 7043
Выполнили:
Белобородова Алина
Страхов Дима

Историческая школа. Ф. Лист………. Стадии экономического развития нации……………………….

Историческая школа. Ф. Лист……….
Стадии экономического развития нации……………………………

Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке.

Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.
историческая школа

Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь.

немецкая историческая школа

В своем развитии нормальная нация, считает Лист, проходит ряд стадий, начина.

В своем развитии нормальная нация, считает Лист, проходит ряд стадий, начиная с "состояния дикости". За ним следуют состояния "пастушеское" и "земледельческое". На смену последнему приходит стадия "земледельческо-промышленная", после которой наступает стадия равномерного развития всех трех секторов. Не исключено, что Лист самостоятельно разработал свою доктрину о стадиях. Хотя эти вопросы задолго до него были развиты шотландцами — Адамом Фергюссоном и Адамом Смитом. На каждой из стадий развития государство должно проводить экономическую политику, наиболее отвечающую главной цели — развитию производительных сил. На чисто земледельческой стадии это политика полной свободы иностранной торговли. Ввозятся продукты промышленной обработки в обмен на вывоз сырья. Земледелие совершенствуется и укрепляется, постепенно налаживается собственная промышленность. Когда она достигает определенной степени развития, становится необходимой смена политики. Вводится покровительственная система для отечественной промышленности, защищающая ее от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. И лишь после того как национальная промышленность достигнет полного развития и окончательно окрепнет, снова становится возможной свобода внешней торговли.

Несомненной научной заслугой Листа можно признать явно сформулированное поло.

Несомненной научной заслугой Листа можно признать явно сформулированное положение о неравномерности развития различных стран в одну и ту же эпоху. Хотя Смит, несомненно, это понимал, он не уделил этому обстоятельству особенного внимания. Его мысль была занята поиском именно общих закономерностей — мысль же Листа двигалась с противоположного конца в поисках национальных различий. Он считал, что в те времена Испания, Португалия и Италия были странами чисто земледельческими, Германия и США находились на пути к земледельческо-промышленной стадии, Франция была близка к наивысшей, промышленной, каковой достигла вполне лишь одна Англия. Для последней только и годилась тогда, по мнению Листа, система свободы торговли. Книга Листа имела в Германии огромный успех. Как в свое время Смит и позже Маркс, Лист тоже сформулировал то, что должно было стать общественным мнением своего времени (и в своей стране). Его идеи, вероятно, сохранили немалое значение и сегодня — для развивающихся стран.

Фридрих Лист сделал очень многое для экономической науки в своё время, некото.

Фридрих Лист сделал очень многое для экономической науки в своё время, некоторые аспекты его деятельности актуальны и сегодня.

Список литературыМайбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От прор.

Читайте также: