Французские педагогические мастерские в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Авторы технологии педагогических мастерских

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Педагогические мастерские - это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

Методы активного обучения и развития личности:

а) отношение учителя к ученику как к себе равному;

в) плюрализм мнений, уважительное отношение к позиции каждого.

Структура педагогической мастерской

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

Типы мастерских:

мастерские творческого письма;

мастерские построения знаний;

мастерские по самопознанию;

мастерские отношений и ценностных ориентации и т.д.

Описание порядка использования технологии педагогических мастерских в практической и профессиональной деятельности

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.

Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.

Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как "вместилище красоты и смысла" (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.

Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. "Не навреди"-общий ограничительный принцип медика и педагога.

Технология педагогических мастерских

Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности учащихся. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.

Мастер:

Структура традиционного урока

Структура педагогической мастерской ценностной ориентации и творческого письма

-введение в тему, побуждение, создание эмоционального настроя

II. САМОКОНСТРУКЦИЯ И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…

-построение этих элементов группой,

-сверка с научным источником.

III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

-новые понятия и способы действий;

- основные и второстепенные проблемы, самостоятельная работа

открытия, новое видение предмета.

(формирование умений и навыков)

-типы самостоятельных работ;

IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ

  • промежуточная рефлексия;
  • осознание, построение нового знания.

- типы самостоятельных работ

-осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения

-социализация (обнародование, представление знаний)

Итак, мастерская – это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру.

Примеры индукторов:

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивали собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходило после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начиналось с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагался художественный текст, где использовалось данное слово. Учащиеся заново формулировали определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционировало данное слово. Затем мастер предлагал разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки оставались в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним "Я". Последовательность действий: ученик получал задание: записать к предложенному слову или словам список слов-ассоциаций. Далее, учитель помогал учащимся дать определение исходному слову-понятию, используя полученный поток ассоциаций. Например: запишите в два столбика 6 – 8 ассоциаций к слову гроза, выберите из них ключевое для вас слово; соедините два любых слова из обоих столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру.

8. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: нарисуйте счастье; дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту и т.д.

9. Прием "чтение с пометками". На уроках чтения учащиеся учились читать изучаемый текст с карандашом в руках, по ходу чтения делая на полях пометки: "+" - согласен; "-" - не согласен; "?" - есть вопросы, непонятно; "!" - это интересно; "?!" - надо подумать и т.д. Этот метод предполагает "живой" диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы.

10. Прием "Толстый" и "тонкий" вопрос. Направлен на формирование у учеников умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Технология: а) учащимся предлагалось составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; б) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них "толстые" (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и "тонкие" (вопросы, требующие однозначного ответа "да" - "нет" или простого привлечения фактов); в) каждая группа представляла свой набор "толстых" вопросов всему классу. Таким образом, формировалась мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).

Приёмы рефлексии

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Рефлексия бывает:

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Рефлексия деятельности

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Феномен технологии педагогических мастерских — это под­ход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодей­ствия с миром, людьми. Мастерская выступает как сово­купность пространств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно- творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает соб­ственные знания, формирует ценности, культуру.

Главным условием мастерской является свободное само­выражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.

Ценность новой технологии состоит в наличии разных то­чек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, со­здании собственного продукта творчества.

создает атмосферу открытости, доброжелательности, со­

включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к

работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;

не торопится отвечать на вопросы;

необходимую информацию подает малыми дозами, обна­ружив потребность в ней у ребят;..

исключает официальное оценивание работы ученика (не

продумывает чередование индивидуальной и коллектив­туры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен не столько результат, сколько сам процесс, в кото­ром реализуются законы проблемного обучения.

Один из главных принципов мастерской — принцип выбо­ра вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.

Сравнительная характеристика структур традиционного урока и педагогической мастерской

Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.

Представьте, что вас попросили разработать правила поведения в школе. Объясните, почему другие ученики должны выполнять эти правила?

    – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

5. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

6. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

7. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

9. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских:

овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;

развитие способности к рефлексии;

сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.

Материал лишён логического построения: дети вольны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей.

Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.

Ученик движется к истине своим путём.

Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.

Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.


Истоки и кумиры

Преемницей Френе-школы в современном образовании является технология творческих мастерских, получивших в России наименование "французских".

Центральный тезис системы С.Френе можно было бы сформулировать таким образом: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создавать и широко использовать новые средства обучения и воспитания. Эксперименты самого Френе начались с типографии, и долгое время типография являлась непременной принадлежностью Френе-школы. Причем в данной методике типография самым тесным образом связана с понятием свободного текста. Это небольшое "сочинение", в котором ребенок описывает свою жизнь, делится планами на будущее, рассказывает о впечатлениях. Школьная типография и свободные тексты являются практическим воплощением идей активизации учебно-воспитательного процесса. Свободный текст имеет двойное значение: это и социально-психологическая диагностическая методика; позволяющая лучше прочувствовать позицию ребенка в окружающем мире, и оригинальная концепция обучения родному языку. В отличие от традиционных методов, вынуждающих ребенка имитировать речь взрослых и сопровождаемых беспрерывными однообразными упражнениями, свободный текст возвращает в школу родной язык как средство живого общения.

С. Френе был принципиальным противником систематического использования учебников, особенно в начальной школе, так как они "подавляют органические интересы ребенка, навязывая ему непосильную логику взрослого, исключают возможность индивидуального творчества и прививают слепую веру в печатное слово". Однако понятно, что невозможно строить всё обучение на свободных текстах и рассказах учителя, необходим систематический материал. В качестве такого материала Френе предлагает особые карточки, каждая из которых содержит либо какую-то часть учебного курса, либо конкретное задание (текст для пересказа, задачу по математике и т.п.). Карточки систематизируются по предметам и темам и располагаются в специальных картотеках. Каждый ученик с помощью учителя составляет для себя индивидуальный рабочий набор карточек, содержание которых регулярно пересматривается с точки зрения новейших научных данных. Конечно, в этой ситуации существует опасность получения учащимися отрывочных, фрагментарных знаний, но зато имеется возможность изучать материал в свойственном именно этому ребенку темпе. Преимущества такой системы особенно очевидны в условиях малокомплектной школы: во время работы старших по карточкам учитель может уделить больше внимания малышам и отстающим.

Система Френе подразумевает чёткое планирование учебного процесса и предусматривает следующие виды планов:

1. Общий план на год, который почти соответствует традиционной учебной программе.

2. Общий план на месяц - он, как и годовой, составляется учителем

3. Индивидуальный план на неделю, который ребенок составляет сам в соответствии с годовым и месячным планом. Выполнение его строго обязательно, но при этом ребенок самостоятельно распоряжается своим временем. На практике это означает, что, если он выполнил свой недельный план в четверг, у него образуется три выходных, если же он поленился в первые дни недели, вполне возможно, что придётся работать даже в воскресенье.

Педагогическая мастерская как форма, метод и тех­нология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов — последователей теории познания Гастона Вашляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.


Технология и необходимые этапы

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях мастерской:

Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания,

Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы

Для облегчения понимания процесса организации и ведения мастерской необходимо пояснить некоторые термины и понятия, которыми мы будем в дальнейшем пользоваться.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. Рефлексия

Этапы творческой мастерской

Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:

Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.

Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.


Особенности взаимодействия мастер – ученик

Одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, назидателем, лектором и урокодателем. Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.

По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.

Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.

Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.

В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой

. Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Даже в рамках классно-урочной системы и необходимости реализации на занятии образовательного стандарта (на его содержание, по мнению представителей GFEN, также следует посмотреть по-новому) может быть создана эвристическая среда, одной из основных характеристик которой является свобода выбора для школьника характера, форм, способов включения в учебную деятельность. Хотя в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Вышесказанное обеспечивает введение ребенка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Очевидно, что процесс познания индивидуален, поэтому нет единых требований к результатам и темпу решения учебных и творческих задач. В мастерской все могут проявить свои таланты, мастер предоставляет возможность ученику продвинуться к истине своим путем, ведь каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительному искусству, музыке и т.д.

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку. В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика (мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.


Принципы и правила ведения

• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

• Право каждого на ошибку : самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.

• Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание


Виды творческих мастерских и алгоритм организации

В настоящий момент разработано несколько типов мастерских. Вот их примерная классификация:

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены учителем? (Ответы)

Поэтому развитие современного образования требует внедрения технологий, которые способны культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе различных педагогических технологий как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Не спор, даже не дискуссии. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.

В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.

Министерством образования Франции с 1984 года. России с ней познакомились в 1990 году на семинаре в Петербурге.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Развития личности.

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает и строит сам.

Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества.

В мастерской реализуются следующие принципы:

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность.
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
  5. Разнообразие используемого материала.

Выделяют этапы мастерской

Эти этапы являются основными:

Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.

Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала. Индивидуальное творчество размещается на общий лист бумаги.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Работы групп оформляются в единый коллаж, тем самым расширяются ощущения, представления, знания.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением) (где мы это можем применить?). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Цель мастерской – разработка и внедрение в практику образования интенсивных метотов и развития ребёнка как личности. Меняется роль учителя: он не передаёт готовые знания, а даёт возможность через постоянный алгоритм действий создать творческий процесс для формирования у учеников собственного представления о мире.

Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик? (Ответы)

Вывод: Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.

Оценить 2420 0

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новомузнаниюи новому опытупутем самостоятельного или коллективного открытия.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалогаво всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сампроцесспостижения истины и создание творческого продукта.

Этапы работы мастерской:

Этапы Традиционный урок

Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках

Объяснение учителем нового материала

Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента)

Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации.

Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу

Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задач

Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение.

Каждый ученик получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу.

Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы

Групповая или фронтальная рефлексия Возможно выполнение контрольных заданий

Домашнее задание, обычно безальтернативное : параграфы, задачи.

Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Я рада приветствовать вас в своей мастерской!

Я просто гулял, когда заметил ярко освещенный вход в танцевальный зал. Я сразу понял, что она МОЖЕТ танцевать. Мы двигались, прижавшись друг к другу, ровно и слаженно, как будто ощущая все потаенные мысли партнера. Мои ноги перемещались с ее ногами, в некотором сложно аранжированном ритме.

Мы кружились, в танце молча, нам незачем было что-либо говорить друг другу. Она просто была моей тенью. И как человек не разговаривает с тенями, так и мы молча, скользили в фигурах среди других теней.

Прощай моя неожиданная любовь. Возможно, где-нибудь и когда-нибудь мы еще станцуем с тобою, но это уже будет совершенно иная мелодия в симфонии нашей жизни.

Задание группам: дорисуйте танец, который описан в фрагменте.

Мы, хорошо поработали. Давайте про афишируем свои работы друг другу.

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Яркий, волнительный.
Двигаться, чувствовать, прикасаться.
Сколько в нем страсти.
Танец

Доставлять, наслаждаться, властвовать

Кто познал горечь утрат и мед наслаждений

Рефлексия. Если бы это был традиционный урок, мы с ребятами посмотрели видеофрагмент, но сегодня мне бы хотелось показать танго в исполнении призеры региональных и всероссийских соревнований по бальным танцам Незванов Александр и Бессчетнова Серафима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс проводиться с целью познакомить с технологией "Французская мастерская", показать применение данной технологии ФГОС, заинтересовать данной технологией и показать как воплощается на практике и какие УУД формирует.

Формы работы: беседа, упражнения, анализ ситуации,освоение и отработка конкретных навыков. В работе использованы компьютерная презентация и раздаточные материалы.

По окончании мастер - класса:1. получат знания и навыки по технологии "Французская мастреская", ссмогут создавать проекты,научаться использовать новые приемы.

смогут создавать проекты уроков по новой технологии;

научатся использовать новые приемы в своей педагогической практике.

- Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены учителем? (Ответы)

И поэтому развитие современного образования требует внедрения технологий, которые способны культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя. Необходимо создать условия для выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе различных педагогических технологий как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. И поэтому сегодня стали актуальны такие технологии как проектная технология, технология личностно ориентированного обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология развивающего обучения, технология исследовательских методов обучения. Эти технологии применимы ко всем предметам, и поэтому понятно, почему нашли место в новых стандартах.

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В работе академика К. Селевко (руководитель Центра развития и саморазвития личности МАНПО) их описано свыше 50.

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.

Моя цель – не просто познакомить вас с технологией французских мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка, а показать, что данная технология применима на уроках ФГОС, заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

· Равенство всех участников, включая мастера;

· Все способны к творчеству;

· Создание личностной мотивации;

· Отсутствие оценки, соперничества;

· Чередование индивидуальной и коллективной работы;

· Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;

· Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Выделяют этапы мастерской

Формирование информационного запроса(выстраивание новых проблем)

Индуктор. Хорошим мотивационным началом являются изображения, фотографии, притчи, которые способны подтолкнуть к работе и принятию правильных решений. Я предлагаю Вам посмотреть мультфильм.

Лучшая мотивация всегда приходит изнутри! — Майкл Джонсон

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер - классе?

С чего предлагаете начать?

Главный наш постулат: каждое произведение - это загадка. Оно должно удивлять, вызывать вопросы.

Я предлагаю Вам познакомиться с рассказом, который имеет очень красивое название.

В основе - имя главного героя произведения "Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева

В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения "Шинель" Н. В. Гоголя

Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения "Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский

В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова

О чем, по вашему мнению, говорит название текста? Что лежит в основе данного названия?

Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения.

По ходу чтения выпишите из отрывка текста ключевые слова, слова, которые вас поразили, удивили. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию.

(Мама, домик, душа, ладони)

Изменилось ли Ваше восприятие после прочтения текста?

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.

Когда мы читаем книги, мы запоминаем не только сюжет самого произведения, но и те глубокие и потрясающие нас своим смыслом фразы, а также стараемся ответить на волнующие нас вопросы.

Обсудите в парах и запишите, какие вопросы к рассказу требуют обдумывания. Выпишите самые спорные и интересующие Вас вопросы. Как вы можете их объяснить?

- Почему не мама, а курица?

- Почему утиных яиц подложили, а утенок один?

- Почему домик в виде перевернутой корзины? И др.

Посмотрите, какой маленький рассказ по объему, но какие глобальные проблемы он ставит

Новая информация и ее обработка

А каким человеком представляется вам автор данного рассказа? Почему?

Александр Исаевич Солженицын - замечательный русский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, его творчество известно во всем мире. Судьба необыкновенна, захватывающа и драматична, как книга.

Родился в 1918 году, а ушел из жизни в 2008 году в возрасте почти девяноста лет. Солженицыну было отпущено столько испытаний, что хватило бы на несколько человеческих судеб.

До Великой Отечественной войны он был учителем, преподавал в школе математику и физику. На фронте был офицером-артиллеристом, за боевые заслуги награжден двумя орденами. В 1944 году был арестован - в письмах другу критически отзывался о власти Сталина. Его лишили свободы, и восемь лет Солженицын провел в неволе в сталинских лагерях. После освобождения из лагеря он был отправлен в ссылку, где у него обнаружилась смертельная болезнь, рак. Но сила духа Александра Исаевича была столь велика, что произошло чудо - он излечился.

Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы

Участникам мастер – класса предлагается предложить свой вариант текста. Чем бы мог закончится предлагаемый текст?

Не бойтесь пробовать, иначе вы никогда не узнаете того, что смогли бы сделать

Получив начало текста, придумав свое продолжение, прослушайте, как закончен рассказ.(Чтение последнего абзаца)

Рефлексия. Проводится устно.

-Опишите своё состояние во время работы.

Было трудно…Было легко…Я удивился…Какое открытие сделал…

Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик? (Ответы)

Как все эти этапы связаны с уроком ФГОС, какие УУД формируют? Давайте попробуем разобраться

Работа с таблицей.

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях благоприятную атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Проведение уроков - мастерских способствует расширению кругозора школьников, обогащению их представлений о мире, человеке, литературе, формированию общекультурной эрудиции. Такие уроки помогают мне развивать метапредметные способности — умение нестандартно мыслить, применять свои знания в новых ситуациях, выдвигать новые идеи, гипотезы, умение выделять существенное в явлениях, создавать модель для решения проблемных ситуаций и т. д.

Читайте также: