Фрактал что это в искусстве кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Картины, которые снимут стресс: фракталы в живописи

Лечение Поллоком

Ричард Тейлор из Орегонского университета занимается изучением фрактальных структур в целом и конкретно в живописи начиная с 1999 года. В частности , на примере полотен его соотечественника Джексона Поллока. При помощи компьютерного анализа узоров , из которых сотканы картины , ученый установил , что они обладают качествами , присущими природным фрактальным явлениям — таким , как береговые линии , например. Именно этому фактору исследователь склонен приписывать непостижимую для многих популярность работ американского абстракциониста.

Джексон Поллок. Фреска

Со свойственной ученым дотошностью Ричард Тейлор принялся вычислять фрактальную размерность картин Поллока. Так он установил , что эта величина менялась от значения , близкого к единице , в 1943 году до коэффициента 1,72 в 1954-м. Физик предлагает использовать этот показатель для датировки и подтверждения подлинности работ , ведь , согласно его данным , а также исследованиям других ученых , фрактальный анализ может помочь определить подделку с гарантией до 93 процентов.

Джексон Поллок. Конвергенция

Для более точного изучения влияния фрактального искусства на человека Тэйлор использовал метод электроэнцефалографии ( ЭЭГ), позволяющий фиксировать малейшие изменения функции коры головного мозга и глубинных мозговых систем. Он показал , что созерцание фрактальных паттернов сопровождается значительным снижением уровня стресса и даже ускоряет восстановление организма после хирургического вмешательства.

Эволюция фракталов

Ван Фу. Без названия

Фракталы давно и прочно обосновались в изобразительном искусстве , начиная с канувших в лету цивилизаций ацтеков , инков и майя , древнеегипетской и древнеримской. Во-первых , их достаточно сложно избежать при изображении живой природы , где фракталоподобные формы встречаются сплошь и рядом.

Шен Чжоу. Прощание на реке

Одни из наиболее ранних и ярко выраженных образцов фрактальной живописи — пейзажные традиции древнего и средневекового Китая.

Оп-арт (или оптическое искусство) – одно из ответвлений геометрического абстрактного искусства середины ХХ века, основой которого являются оптические иллюзии. Представители этого стиля стремились к созданию на плоской поверхности эффекта движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров. Самые яркие представители оп-арта – Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Джулиан Станчак и Карлос Крус-Диес. Читать дальше

( оптическое искусство) и имп­-арт ( от слова impossible — невозможный). Первое из них выросло в 1950-е годы из абстракционизма , точнее говоря , отпочковалось от геометрической абстракции. Одним из первопроходцев оп-арта был Виктор Вазарели — французский художник с венгерскими корнями.

Специально для BURO. Джулиус Хорстуис ответил на вопросы, которые позволят разобраться в фрактальном искусстве.

Концепция

Что такое фрактальное искусство? Рассказывает диджитал-художник Джулиус Хорстуис (фото 1)

В основе фрактального искусства лежит исследование геометрии определенной математической формулы или набора формул. Так же, как фотограф-пейзажист отражает в своих работах красоту природы, я, как художник фрактального рисунка, демонстрирую изящность математической закономерности. С помощью повторяющихся мотивов я пытаюсь показать в интересном свете эстетику алгоритмов.

История

Что такое фрактальное искусство? Рассказывает диджитал-художник Джулиус Хорстуис (фото 2)

Первым практиком фрактального искусства был Бенуа Мандельброт — польский ученый французского происхождения, который в 1970-х годах переехал в США, чтобы работать в IBM. Именно там он открыл геометрию фрактала как новую ветвь математики, а также написал несколько первых компьютерных графических программ для создания фрактальных изображений с помощью новой абстрактной формы геометрии.

Что такое фрактальное искусство? Рассказывает диджитал-художник Джулиус Хорстуис (фото 3)

Образы фрактальной математики были тесно связаны с развитием компьютеров, поэтому в начале 1980-х первыми художниками-фракталистами стали гики. Чуть позже в крупнейшем интернет-сообществе CompuServe можно было найти выставленные на продажу фрактальные рисунки. В 1994 году американец Дон Арчер почувствовал золотую жилу цифрового искусства и основал Музей компьютерного искусства (MoCA), который дал толчок развитию и популяризации диджитал-арта моим предшественникам.

Техника

Что такое фрактальное искусство? Рассказывает диджитал-художник Джулиус Хорстуис (фото 4)

Видеоряд создается с помощью компьютерной программы, генерирующей фракталы, но ни один цифровой арт-объект не обходится без художественного чутья. Результатом может стать как статичное изображение, так и анимация. Я успел поработать с разными форматами фиксации фракталов. Сложность создания фрактальной работы заключается в том, что все процессы происходят на цифровом уровне, внутри компьютера, поэтому контролировать и предопределять творческую составляющую крайне сложно. Чтобы создать иллюзию полного погружения в атмосферу вымышленного мира, я привлекаю композиторов к созданию саундтреков или накладываю на видео уже готовую музыку, подходящую по ритму.

Что посмотреть

Фрактальная фантазия кораллов, посвященная проблеме их вымирания. С 2016 года пятая часть всех кораллов в мире погибла. Если эта тенденция сохранится, все оставшиеся рифы исчезнут в течение следующих 40 лет.

Фракталы глубоко резонируют с чувственным миром электронной музыки. Видео создано под одноименный трек одного из моих любимых музыкантов, британца Ott. В начале фильма вы можете увидеть реальные фрагменты с музыкального фестиваля Boom, снятые на мой телефон. С помощью различных фильтров я попытался передать ощущение жаркого летнего праздника.

Фестиваль фрактального искусства пройдет в Москве 13–14 декабря

Купить билеты


Относительно молодой и оригинальный вид искусства, создаваемый математическими формулами, завоевывает все больше поклонников. Для его создания не нужны ни рисунки ни фотографии, все проще и сложнее одновременно.

PUBLISHED by catsmob.com

Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает состоящий из фрагментов. Оно было предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной геометрии принято связывать с выходом в 1977 году книги Мандельброта `The Fractal Geometry of Nature'. В его работах использованы научные результаты других ученых, работавших в период 1875-1925 годов в той же области (Пуанкаре, Фату, Жюлиа, Кантор, Хаусдорф). Но только в наше время удалось объединить их работы в единую систему.


Роль фракталов в машинной графике сегодня достаточно велика. Они приходят на помощь, например, когда требуется, с помощью нескольких коэффициентов, задать линии и поверхности очень сложной формы. С точки зрения машинной графики, фрактальная геометрия незаменима при генерации искусственных облаков, гор, поверхности моря. Фактически найден способ легкого представления сложных неевклидовых объектов, образы которых весьма похожи на природные.

Одним из основных свойств фракталов является самоподобие. В самом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале.

Определение фрактала, данное Мандельбротом, звучит так: "Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому"


ФРАКТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В эпоху гуманитарного синтеза, при создании концептов и программ нового поколения, интегрированных подходов к художественному развитию личности, в системе образовательных структур возник целый ряд методологических проблем. Авторы данной статьи, размышляя над сложившейся ситуацией, обнаружили концептуальную ограниченность и консерватизм традиционных методов преподавания изобразительного искусства на всех ступенях обучения. Позиция наша заключается в том, чтобы, вместо поступательного усовершенствования системной методологии, пойти по пути её интенсивного развития на новых мировоззренческих принципах, включающих новые типы мышления.

Производными инновационного подхода является доступное раскрытие таких проблем как тайна пирамид, фрактальное структурирование, композиционное построение различных мерностей, что требует соответствующих проблематике кругозора напряженных усилий на фоне определённого разочарования в возможностях известных научных методов.

В данной статье мы рассматривает природу фрактальной геометрии на методологической базе синергетического мировидения в контексте теории художественного Синтеза. Предметом исследования для нас является целостный мир как развивающаяся система. Не случайно, принимая бессознательный механизм анализа-синтеза в качестве фундаментального для мышления, и отрицая в качестве основного механизм сознательной целевой детерминации в качестве такового, А.В. Брушлинский (вслед за С.Л.Рубинштейном), в частности, естественным образом приходит к выводу о том, что всякое человеческое мышление - творческое.

Диапазон приложимости данного подхода довольно широк, а цель одна - инициировать проявление способности к художественно-образному мышлению будущих педагогов искусства, так необходимому в эпоху модернизации художественного образования высшей школы.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь,

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь финал стихотворения является почти идентичным его начальной строфе. И охарактеризовать его можно тождественной схемой, приведенной выше.

Стоит признать, что фрагменты фракталов Мандельброта все же не тождественны, а подобны друг другу. Именно это качество придаёт им завораживающее очарование. Поэтому в изучении литературных фракталов встаёт задача поиска подобности, сходства (а не тождественности) элементов текста.

Список литературы


1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 666 с.

2. Степанов Ю.С. Протей: Очерки хаотической эволюции. М.: Языки Славянской культуры, 2004. - 272 с.

3. Бонч-Осмоловcкая Т. Фракталы в литературе: в поисках утраченного оригинала. - TextOnly, 2006, № 16 .

4. Федер Е. Фракталы. Пер. с англ. - М.: Мир, 1991. - 254 с.

5. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1993.

6. Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 102.

Читайте также: