Формы учебной деятельности учащегося кратко

Обновлено: 30.06.2024

Учебная деятельность– деятельность, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками.

Формы учебной деятельности учащихся – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов (фронтальная работа).

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально – обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы –пример такой формы учебной деятельности.

Каждая организационная форма учебной деятельности преподавателя должна включать в себя следующие структурные элементы: изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала. Часть из общего объема консультаций и контрольных мероприятий выносится в самостоятельные организационные формы для оценки степени профессионального и личностного развития.

Традиционные формыорганизации учебного процесса (виды учебных занятий)

Формы обучения, преимущественно направленные на подготовку Формы контроля
теоретическую практическую
Лекция Семинар Экскурсия Самостоятельная ра­бота Самостоятельная внеаудиторная ра­бота Конференция Консультация Практическое занятие Курсовое проекти­рование Дипломное проек­тирование Все виды практики Дидактическая игра Контрольная работа Индивидуальное собеседование Коллоквиум Зачет Переводные и семестровые экзамены Защита курсового проекта Квалификационные испытания Государственные экзамены Защита дипломного проекта Комплексный экзамен по специ­альности.

Основным недостатком традиционного обучения остается отсутствие дифференциации образования, т.е. недостаточное применение индивидуального обучения.

Решение образовательных задач, согласно взглядам сторонников данного подхода к организации обучения, преимущественно должно осуществляться путем создания специальной развивающей предметно-пространственной среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и саморазвития.

Требования, выступавшие в качестве ориентиров: опираться на собственный опыт ребенка, обучать в действии, побуждать ребенка к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу. Обвинения, предъявлявшиеся противниками, представителями ортодоксальной организационно-образовательной модели, также хорошо известны – это: "чрезмерная индивидуализация обучения", "фетишизация спонтанных интересов детей", "недооценка роли учителя".

Одной из самых популярных в мире альтернатив классно-урочной системе, считавшейся к тому времени традиционной, стала форма организации обучения, разработанная американкой Элен Паркхерст (1887–1973) – "дальтон-план". Самостоятельность, самодеятельность ребенка в обучении были заложены в его основу как необходимые составляющие. Природная поисковая активность ребенка при этом способе организации обучения становилась не помехой учителю, а основным путем решения образовательных задач.

Первая попытка организовать студийную работу в образовательной практике была предпринята в Казани в 1919 г. педагогом М. Камшиловым. В начале 1920-х гг. работа по внедрению студийной системы началась в школах г. Москвы.

В школе были ликвидированы атрибуты классно-урочной системы: классы и расписание. Учащиеся поделены на три группы по изучению вопросов культуры, а также экономических и социальных вопросов. Учебная работа протекала по группам. Группы периодически докладывали результаты своей работы всей студии. Вся учебная работа была подытожена выставкой.

Главной особенностью студийной работы следует считать подчеркнуто жесткую ориентированность на исследовательские методы обучения. Доминирование исследовательских методов в студийной системе было безусловным. Это в известном смысле отличало ее от дальтон-плана. Некоторые варианты последнего, как известно, строились с большой долей репродуктивных методов обучения и в значительной мере напоминали традиционное обучение.

Опираясь на теоретические установки Дж. Дьюи и практические находки многих специалистов, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871–1965) разработал широко известную в мировой педагогике "проектную систему обучения", получившую наименование "метод проектов". Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

Педагоги, работающие по "методу проектов", обычно классифицировали темы, пытаясь систематизировать учебную работу. Вот одна из таких классификаций: конструктивные проекты; экскурсионные проекты; проекты рассказа. Эта классификация не очень точна и не включает многое из того, что следовало бы в ней учесть.

Но она позволяет понять тенденции развития "метода проектов".

"Метод проектов" пытались взаимоувязывать с дальтон-планом, были и попытки их противопоставления друг другу. На самом деле дальтон-план – форма организации образования, а "метод проектов" – один из путей или методов реализации обучения. Причем "метод проектов" как способ реализации учебной работы практически идеально вписывается в организационные особенности дальтон-плана. И это происходит не только потому, что дальтон-план обладает большой пластичностью, но, скорее, потому, что дальтон-план строится на базе исследовательского поведения учащегося, а "метод проектов" и есть один из путей реализации исследовательского обучения.

2. Характеристика нормального и нарушенного развития ребенка.

Понятие “психическая норма”-это состояние индивидуальной психикиотносительно самой себя.

Проблема взаимосвязи наличия дефектов и аномального развития изучается в отдельной науке дефектологии, основы которой заложил Л.С. Выготский.

Определенно можно сказать, что наличие дефекта какой-либо функции еще не означает, что человек будет иметь проблемы в развитии. Сложная взаимосвязь врожденных и приобретенных дефектов, а также определенных социальных условий может рассматриваться как причина аномального развития человека.

Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма; нормы психического развития.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Обще­известно, что ежегодно по стране выделяются тысячи детей с патологией органа слуха и их число не имеет тенденции к заметному снижению. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Большинство (более 85%) нарушений слуха наступило на первом-втором году жизни, т. е. до развития речи в период ее формирования.

Слух — это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы или звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е осуществляющих слуховую структуру в пространстве.

Слуховой анализатор схематически по характеру физиологи­ческой деятельности разделяется на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки — спиральный орган, проводящие пути с ядрами и корковые центры).

Слуховая система очень древняя и сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только затем постепенно стала выполнять функцию анализа звуков.

Как известно, звук характеризуется четырьмя основными физическими параметрами, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений.

К физическим параметрам звука относится частота звука, чему соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука.

Второй физический параметр — интенсивность звука, которая соответствует физиологическому параметру — громкости звука.

Третий параметр — длительность.

Важным параметром звуковых раздражений является также звуковой спектр. Обычно звуки не являются одиночными, как правило, это набор различных компонентов — тонов или обертонов. Весь звуковой спектр стимула определяет такой физиологический параметр, как тембр звука.

Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет еще одну очень существенную характеристику — на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов. Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является на­рушение устной речи. Все это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системы языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и ока­зывает негативное влияние на психическое развитие ребенка.

Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (полная или частичная аплазия — недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабан­ной полости, атрезии — заращивания наружного слухового про­хода). Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факто­ров со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха — отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые). Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети — это дети с полным выпадением слуха, кото­рый не может быть ими самостоятельно использован для на­копления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и гром­кие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно. Среди глухих детей различают: глухих без речи (ранооглохших), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом на­ чале формирования речи; глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших), это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникно­вения глухоты.

Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает на­рушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и граммати­ческого строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени — легкую, умеренную, значительную и тяжелую

При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережа­ющего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает рече­вые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4—5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, тре­бующее специального обучения.

В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учебной программы, но и на­носит большой ущерб их психическому развитию. Непонима­ние обращенной к ним речи, попытки считывания речи с губ учителя и одноклассников, типичные ошибки в произношении, чтении и письме, вторичные отклонения являются характер­ными показателями нарушения слуха.

3. На примере психологического заключения (студент представляет заключение, подготовленное на практике) продемонстрируйте реализацию основных требований к психологическому заключению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФИО ребенка А.В. Возраст 5

ГБОУ Школа № 1151, Москва, дошкольный корпус № 4 Группа 3

Внешний вид и поведение в ситуации обследования: опрятный внешний

вид, наблюдается адекватный характер, без особенностей.

Темп работы и работоспособность в ходе обследования шла на контакт, проявляла интерес, была усидчива, работоспособность средняя, не менялась во время обследования.

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций Понимает инструкцию, умеет определять признаки формы, знает цвета, распределяет животных на группы (домашние, дикие), четко разграничивает одушевленные и неодушевленные предметы.

Особенности речевого развития без особенностей

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности, (рисунок, письмо) Движения рук плавные, уверенные.

Характеристика внимания (корректурная проба) уровень концентрации высокий, не полное понимание заданной инструкции и поэтому не совсем чёткое выполнение задания.

Особенности запоминания, мнемической деятельности обладает высоким уровнем памяти (7 слов из 8)

Сформированность пространственных представлений нарушения отстутствуют

Понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов понимание речевых конструкций

Характеристика интеллектуального развития соответствует возрасту

Особенности мотивационно-волевой сферы, мотивация увеличивается после правильно выполненного задания.

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий наблюдается адекватный характер эмоциональных реакций (соответствует возрасту).

Заключение психолога ребенок в норме, отклонений не выявлено, уровень развития соответствует возрасту.

Вероятностный прогноз развития: прогноз психического развития ребёнка достаточно благоприятный.

Рекомендации постарайтесь перенести полученные ребёнком на занятиях навыки мыслительных операций в жизнь, помогая решать ему несложные задачки в реальных ситуациях с предметами, встречающимися в повседневной жизни.

Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, целью которой выступает человек, который владеет необходимым объемом опыта предыдущих поколений, представленным в учебных программах совокупностью знаний и умения их использовать.

Учебная деятельность может осуществляться исключительно через соответствующее выполнение деятельности учителем и учеником.

В соответствии с уровнем достижения цели, учебную деятельность принято делить на два звена: учение и обучение.

Завершение учебной деятельности определяют данные дидактической диагностирующей деятельности.

В психологической науке учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самых разнообразных видах деятельности – игровой, трудовой, общественной и пр. Учебная деятельность:

  • обладает своим особым содержанием и строением;
  • в младшем школьном возрасте выступает как ведущая деятельность, которой и детерминируется процесс возникновения основных психологических новообразований данного возрастного этапа, а также определяет общее психическое развитие младшего школьника, формирование их целостной личности.

Понятие о формах и видах учебной деятельности учеников

Формы учебной деятельности – это способы организации деятельности учеников, которые отличают характеристики и взаимосвязи ребенка и окружающих людей.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:

  • наблюдение за внешними признаками, свойствами объекта познания, информация о которых может быть получена без вмешательства;
  • эксперимент рассматривает существенные, ведущие свойства и закономерности природных объектов, которые получают путем непосредственного вмешательства, воздействия на них;
  • работа с книгой предполагает изучение систематизированной информации, изложенной в учебной, научной и научно-популярной литературе;
  • систематизация знаний – структура существенных связей и отношений отдельных элементов системы научных знаний;
  • решение познавательных задач и проблем – изучение комплексной разнообразной информации познавательного характера;
  • построение графиков отражает ряд закономерных связей явлений, то есть свойств, процессов и характеристик.

Готовые работы на аналогичную тему

Во время изучения материала по физике, химии, биологии и остальным школьным предметам, а также во внеурочное время, в момент выполнения домашней работы, можно рекомендовать следующие типы учебно-познавательной деятельности учеников:

виды деятельности со словесной или знаковой основой:

  • прослушивание объяснений педагога;
  • прослушивание и анализ выступлений своих одноклассников;
  • самостоятельная работа с учебной литературой;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;
  • подготовка докладов и рефератов;
  • вывод и доказательство формул;
  • анализ формул;
  • программирование;
  • процесс решения текстовых количественных и качественных задач;
  • выполнение заданий по разграничению понятий;
  • систематизация учебных материалов;
  • редактирование программ.

Виды деятельности, основанные на восприятии элементов действительности:

  • наблюдение за проводимыми учителем демонстрациями;
  • просмотр различных учебных фильмов;
  • анализ предлагаемых таблиц, графиков и схем;
  • объяснение наблюдаемого явления;
  • процесс изучения устройства того или иного прибора в соответствии с предлагаемой моделью или чертежом;
  • анализ проблемной ситуации, предлагаемой учителем.

Виды деятельности с практической, то есть опытной основой:

  • работы по кинематическим схемам;
  • решение разнообразных экспериментальных задач;
  • работа с раздаточными материалами;
  • сбор и классификация коллекционных материалов;
  • сбор электрических цепей;
  • измерение разных величин;
  • постановка демонстрационных опытов по разным темам;
  • организация фронтальных опытов;
  • выполнение разнообразных фронтальных лабораторных работ;
  • выполнение работ по плану практикума;
  • сборка приборов из предлагаемых готовых конструкций и деталей;
  • изучение, попытки выявления и устранения неисправностей приборов;
  • выполнение заданий, направленных на усовершенствование приборов;
  • разработка новых вариантов опыта;
  • построение гипотез на основании анализа имеющегося объема данных;
  • разработка и проверка методики экспериментальных работ;
  • проведение исследовательских экспериментов;
  • моделирование и конструирование.

Выше приведен перечень только тех разновидностей учебной деятельности учащихся различных образовательных учреждений, которые можно встретить в образовательной практике нашей страны, и которые рекомендованы методистами. Данный список не исчерпывает всего многообразия разновидностей учебно-познавательной деятельности учеников. Задачей учителя или преподавателя является поиск, нахождение и разработка новые, все более эффективных видов деятельности учеников на учебных занятиях.

Необходимо отметить, что разделение всех приведенных выше видов учебно-познавательной деятельности на три основных группы – достаточно условное. Основа этого разделения представлена признаком – источником получения знаний, формирования умений и навыков.

В первой группе такой основной источник – слово, или знак, во второй группе – образ и зрительное ощущение, в третьей группе – практические действия.

Можно условно определить виды деятельности, относящиеся к первой группе, в качестве работы с текстом, вторая группа представлена наблюдением за разными объектами, третья группы основана на выполнении разного рода практических работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно- образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений (Табл.2)

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных).

Таблица 3. Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной

деятельности

Предметы видов учебно-познавательной

деятельности

Внешние признаки, свойства объектов познания,

получаемые без вмешательства в них

Существенные, ведущие свойства, закономерности

объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в

учебной, научной и научно-популярной литературе

Существенные связи и отношения между отдельными

элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач

Комплексная разнообразная информация

Построение графических и

Закономерные связи между явлениями (свойствами,

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики обучающихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Групповая работа школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения, продуманная система поощрений и порицаний, организационная и содержательная поддержка со стороны учителя, четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут.

При групповой организации учебной деятельности школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития обучающихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае школьники дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения объектов и явлений.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке являются их адресность и ситуативная локализованность. Если подготовленные методистами наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами, следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ в учебных целях.

Виды учебной деятельности

Обеспечение преемственности поколений, передача знаний, моральных ценностей, навыков и умений лежит в основе развития нашей цивилизации. Обучение не является конечной точкой, это путь, длиною в жизнь, не заканчивающийся в школе или вузе. Это и есть учебная деятельность, которая охватывает все области применения человеческого труда и интеллекта.

Виды учебной деятельности

Что такое учебная деятельность

Это вид занятия, где конечной целью выступает приобретение определённого набора знаний. Стоит сразу отметить, что его разделяют на организованное, то есть проходящее в образовательных учреждениях, и неорганизованное – под ним подразумевается самообразование.

Современное развитие общества требует совершенствования знаний, поток информации увеличивается с каждым годом, поэтому сейчас на первый план выходит умение организовывать свой досуг так, чтобы получить максимум пользы.

Учёба и воспитание неразрывно связаны, они служат средством личностного роста человека! Структура учебной деятельности отточена до мелочей, позволяя составлять максимально эффективные планы:

познавательные мотивы

При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

Довольно часто происходит сплав понятий формы и вида, так как, по сути, это способы эффективной организации обучающего процесса для усвоения программы, познания мира и построений взаимоотношений с другими людьми.

Парная

парная деятельность

Синоним индивидуального обучения, его применяют довольно редко в связи с нехваткой педагогов. Ярким примером стало репетиторство, когда педагог работает один на один с учеником. Также это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.

Групповая

  • отдельные задания для самостоятельного решения;
  • проверка получившихся результатов.

Коллективная

коллективная деятельность

Она относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.

Индивидуальная

Виды учебной деятельности

Больше относится к самостоятельной работе, подразумевает выполнение заданий в домашней обстановке. Сюда же относятся контрольные работы и выполнение заданий в ходе урока.

В школах чаще всего используется вторая и четвёртая разновидность учебной деятельности, на уроках крайне редко используют занятия в паре или команде.

Современные тенденции требуют постоянного совершенствования учебной программы, поэтому уделяется особое внимание квалификации педагога. Внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

мы рассмотрели в этой статье. Учиться – это путь к развитию личности и любой вид учёбы в этом пригодится и поможет. Отличных знаний и продвижения!

Читайте также: